Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Программа
развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского" на 2010-2019 годы
(утв. приказом Министерства образованияи науки РФ от 28 июня 2010 г. N 718)
I. Основные предпосылки и обоснование создания национального исследовательского университета, характеристика приоритетных направлений развития национального исследовательского университета
Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского" на 2010-2019 годы (далее - Программа, СГУ или университет) разработана в соответствии с Положением о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и требованиями к структуре и содержанию программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 278 "О сроке проведения в 2009 году конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", о форме заявки на участие в нем и требованиях к содержанию и структуре программ развития университетов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный номер 14960).
СГУ - один из старейших и ведущих научно-образовательных центров России, который обладает значительным научно-исследовательским и инновационным потенциалом, играет системообразующую роль в социально-экономическом и культурном развитии региона, широко вовлечен в международное образовательное и научное пространство. Университет ведет подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных секторов экономики, социальной сферы и управления, обеспечивает проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований и реализацию инновационных разработок, выступает ключевым элементом организации взаимодействия вузовской, академической, отраслевой науки и крупных промышленных предприятий, действующих на территории Саратовской области.
Целесообразность создания исследовательского университета на базе СГУ обусловлена прежде всего тем, что Саратовская область находится в числе регионов России, обладающих развитой научной инфраструктурой и серьезным индустриальным потенциалом.
Для регулирования правовых основ инновационной деятельности в Саратовской области создана законодательная база, направленная на стимулирование инновационной и инвестиционной активности предприятий, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих наукоемких и ресурсосберегающих технологий. В регионе - первом среди субъектов Российской Федерации - приняты законы "Об инновациях и инновационной деятельности" и "О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области".
В октябре 2009 года утверждена областная программа "Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы", одним из главных разработчиков которой являлся СГУ.
Таким образом, в регионе сложилась развитая инфраструктура для проведения фундаментальных и прикладных исследований, что позволяет СГУ решать научно-технические и социальные задачи федерального и регионального значения и вести активную инновационную деятельность.
СГУ одним из первых вузов России прошел процедуру сертификации в Торгово-промышленной палате Российской Федерации, которая подтвердила высокий уровень и качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Университет имеет большой опыт инновационной деятельности, на протяжении многих лет обеспечивая своими разработками предприятия оборонного комплекса, электронной и химической промышленности, а также других отраслей. Важные преимущества СГУ - наличие полного инновационного цикла от фундаментальных исследований и получения практических приложений до оформления интеллектуальной собственности и внедренческой деятельности, отлаженный механизм сотрудничества с академическими и отраслевыми институтами, промышленными предприятиями и учреждениями социальной сферы. Отличительной особенностью СГУ является большее по сравнению с другими вузами (свыше 70) количество охранных документов на интеллектуальную собственность и большее количество проданных лицензий (второе место среди вузов, реализовавших инновационные образовательные программы).
Обеспечивая интеграцию образовательного процесса с передовыми научными разработками, СГУ стремится осуществить и их внедрение с участием стратегических партнеров - крупнейших компаний различного профиля. Эта задача решается путем формирования на базе университета сети разнообразных консорциумов, которые объединяют возможности подразделений университета, академических и отраслевых институтов, предприятий реального сектора экономики и бизнес-структур.
В СГУ практически завершен процесс создания инфраструктуры, соответствующей цели и задачам, определенным в Программе. Научно-образовательный процесс обеспечен уникальным оборудованием (в числе уникального оборудования - зондовая нанолаборатория, ядерно-магнитный спектрометр, сканирующий электронный микроскоп и др.), средствами высокопроизводительных вычислений, действуют центры коллективного пользования, запущен 80-ти ядерный и готовится к запуску 400-ядерный вычислительные кластеры.
СГУ вовлечен в международное образовательное и научное пространство, установлены разной степени интенсивности отношения с десятками зарубежных университетов, обеспечиваются академическая мобильность и широкие научные связи с университетами Европы, Азии и Америки.
СГУ - старейший и крупнейший вуз юго-востока России и специфика регионального развития актуализирует необходимость появления на его базе исследовательского университета. Саратовская область -российские ворота в Казахстан и Центральную Азию. Область обладает мощным индустриальным комплексом, в том числе оборонно-промышленным, развитым сельским хозяйством, крупным научным потенциалом. При этом регион испытывает дефицит в высококлассных специалистах. Со стороны работодателей наблюдается рост требований к уже работающим и потенциальным работникам не только в направлении развития их профессиональных компетенций, но и расширения спектра практических и аналитических навыков, самостоятельной активной профессиональной переподготовки. Имеется ярко выраженный запрос со стороны региональных промышленных и финансово-экономических структур на подготовку менеджеров и специалистов по инновациям и управлению масштабными коммерческими проектами, способных применять современные технологии маркетинга, проективные методики прогнозирования (форсайт) и управления рисками. Научно-образовательные и инновационные ресурсы университета способны эффективно отреагировать на этот запрос и удовлетворить нужды региона.
В связи с этим миссия СГУ как исследовательского университета состоит в следующем: упрочение национальной безопасности, развитие человеческого потенциала страны, сохранение духовных ценностей и культурных традиций российского народа путем формирования социокультурных и профессиональных компетенций выпускников, способных обеспечивать интеллектуальные и инновационные потребности России.
В соответствии с основными направлениями развития страны, региона и достижениями ученых СГУ приоритетными направлениями развития (далее - ПНР) университета определены:
математика и информационные технологии (фундаментальные и прикладные исследования в области математического анализа, теории функций и приближений, прикладной математики и информатики, механики деформируемого твердого тела, численных методов, компьютерного моделирования нанотехнологических, физических, биологических и химических процессов, процессов управления и принятия решений, обеспечения информационной безопасности, разработка, создание и внедрение в муниципальные и региональные управленческие структуры информационных систем, анализ территориального планирования с использованием геоинформационных систем);
фундаментальные и прикладные исследования в сфере высоких технологий (радиоэлектроника, микро- и наноэлектроника, физика нанотехнологических процессов, лазерная физика, физика нелинейных систем, физика микро- и наноразмерных структур, материаловедение нано-и биологических материалов, органическая, неорганическая и аналитическая химия, физика и химия экологически чистых источников энергии, химия и технология полимеров, природных энергоносителей и углеродных материалов, электрохимия, геологоразведка);
живые системы (фундаментальные и прикладные исследования в биотехнологии и биомедицине, физиологии животных, растений и микроорганизмов, молекулярной биологии, биохимии, биофизике, биохимической физике, биомеханике, биоинформатике, генетике, селекции зерновых культур, микробиологии и физиологии растений, экологии, физике взаимодействия излучений с веществом, клеточной инженерии, физиологии человека и животных, химии биологически активных веществ, физические и математические основы обработки биомедицинских сигналов, математическое моделирование биомедицинских объектов, физические основы методов диагностики и лечения, а также функционирования диагностической, терапевтической и хирургической аппаратуры);
риски социальных систем (изучение фундаментальных основ и прикладных аспектов социогуманитарного знания и разработка на этой основе междисциплинарной концепции "рисков социальных систем", выявление социального механизма минимизации рисков на рискогенных территориях, в том числе на примере истории и культуры немцев Поволжья, поведения молодежи в ситуациях временного и постоянного рисков, выявление границ социальной ответственности медиасообщества в освещении рискогенной информационной тематики, анализ проблем межнационального и речевого общения в этнических средах и медиа-коммуникациях, анализ миграционных отношений в регионе и стране, методологическое, аналитическое, прогностическое обеспечение деятельности органов государственной власти по управлению рискогенными территориями в регионах).
Таким образом, избранные приоритетные направления развития позволяют сконцентрировать интеллектуальный потенциал СГУ - одного из старейших российских университетов, отметившего в 2009 году свое столетие - на направлениях, реализующих конкурентные преимущества университета в образовательной, научной и инновационной областях.
II. Цель и задачи Программы, этапы и сроки реализации, целевые индикаторы и показатели оценки эффективности реализации Программы
Целью реализации Программы является формирование современного университета, сопоставимого по своим образовательным, исследовательским и инновационным параметрам с ведущими зарубежными университетами и способного вносить заметный вклад в кадровое и научно-инновационное обеспечение развития ключевых секторов экономики и социальной сферы России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
модернизация основных образовательных программ, разработка новых образовательных программ и образовательных технологий, обеспечивающих формирование компетенций, востребованных высокотехнологическими секторами экономики и социальной сферой по ПНР университета;
обогащение научного знания по ПНР университета путем расширения исследовательских возможностей университета;
обеспечение полного инновационного цикла - от фундаментальных исследований и прикладных разработок до конечного рыночного продукта, в том числе, формирование предпринимательской культуры в университетском сообществе и расширение сотрудничества с инновационным бизнесом региона, страны, зарубежных стран;
развитие кадрового потенциала университета за счет повышения квалификации научно-педагогических работников и иного персонала университета, роста доли кадров высшей квалификации, закрепления молодых специалистов в университете, привлечения ведущих ученых и специалистов реального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы к научно-педагогической деятельности в университете;
интенсификация стратегического сотрудничества университета с российскими и зарубежными партнерами из академического и вузовского сообществ, производственной и социальной сферы для совместной образовательной, научной и инновационной деятельности;
формирование современной материально-технической базы университета, необходимой для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности;
создание механизмов коммерциализации результатов научно-образовательной деятельности университета;
создание эффективной системы управления университетом и Программой.
Реализацию Программы предполагается осуществить в 2010-2019 годах в три этапа:
этап (2010-2011 годы) - изучение образовательного и инновационного рынков, требований работодателей к выпускникам и обучаемых к образовательным программам, формирование требований к содержанию разрабатываемых образовательных программ, проведение модернизации управленческой и научно-исследовательской структуры университета;
этап (2012-2014 годы) - закупка учебного и научного оборудования, оборудования для информационно-коммуникационных систем и организационно-управленческих структур, внедрение разработанных основных и дополнительных образовательных программ, развертывание инновационной деятельности, завершение формирования инновационного пояса университета;
III этап (2015-2019 годы) - коррекция разработанных образовательных программ на основании данных обратной связи со студентами и работодателями, расширение инновационной деятельности и коммерциализации созданных инновационных продуктов, поддержка научно-лабораторной базы в рабочем состоянии и выборочное обновление оборудования.
Показатели оценки эффективности реализации Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
III. Мероприятия Программы
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.
Мероприятие 1. Модернизация содержания основных и дополнительных образовательных программ, разработка новых образовательных программ и образовательных технологий, обеспечивающих формирование компетенций, востребованных высокотехнологичными отраслями экономики и социальной сферой
В ходе реализации этого мероприятия предполагается усилить образовательную компоненту по ПНР университета, разработать соответствующие выбранным профилям блоки дисциплин, в том числе междисциплинарные. Будет разработан широкий спектр программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с потребностями организаций реального сектора экономики, социальной сферы и органов государственной и муниципальной власти и управления. Разработка и последующее внедрение в учебный процесс основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров будет ориентировано на потребности инновационной экономики и социальной сферы.
Мероприятие 2. Развитие кадрового потенциала университета за счет повышения квалификации научных и научно-педагогических работников и иного персонала университета, роста доли кадров высшей квалификации, закрепления молодых специалистов в университете, привлечения ведущих ученых и специалистов реального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы к научно-педагогической деятельности в университете
Эффективное функционирование университета предполагает высокий уровень образования, научных исследований, менеджмента и инженерно-хозяйственного обеспечения. Это обусловливает необходимость создания в университете современной системы повышения квалификации всех категорий работников, а также организации обучения инженерно-технических работников по программам фирм - изготовителей закупаемого уникального оборудования.
Мероприятие 3. Формирование современной материально-технической базы университета, необходимой для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности университета
В рамках данного мероприятия предполагается оснащение учебных, учебно-научных, образовательных центров и лабораторий факультетов и образовательных институтов, реализующих основные и дополнительные образовательные программы по ПНР университета. Планируется также оснащение лекционных и семинарских аудиторий мультимедийным и интерактивным оборудованием, оснащение и закупка программного обеспечения дисплейных классов, реализующих дистанционные формы обучения.
Научным и лабораторным оборудованием и программным обеспечением будут оснащаться образовательно-научный институт наноструктур и биосистем, институт химии, научно-образовательный центр по направлению "нанотехнологии", научно-образовательный центр биотехнологий, международный. научно-образовательный центр "Фотоника", инновационный научно-образовательный центр IT, международный научно-исследовательский институт нелинейной динамики, научно-образовательный центр "Сложные системы", научно-внедренческий образовательный центр геоинформационных технологий, научно-производственный образовательный комплекс "Измерительные системы для микро- и наноэлектроники, машиностроения, медицины", научно-производственный образовательный комплекс "Новые технологии поисков месторождений полезных ископаемых и обеспечения рационального природопользования", институт рисков, научно-образовательный центр "Креатив", центр изучения народно-речевой культуры, институт археологии и культурного наследия и другие научно-инновационные структуры университета.
Мероприятие 4. Развитие информационных ресурсов университета
Предполагается организационно-техническая модернизация информационно-коммуникационной сети с целью создания депозитария программных продуктов, обеспечение терминального доступа к депозитарию и хранилищам данных, подключение к информационно-коммуникационной сети СГУ серверных сетей стратегических партнеров и совместное формирование с ними информационных порталов. В результате будет создана необходимая информационная база для повышения эффективности научных исследований.
Запланированы организационно-техническая модернизация информационно-коммуникационной сети, контентная и техническая поддержка образовательной компоненты университетского портала. В результате реализации мероприятия будут созданы электронные образовательные ресурсы, значительно пополнена электронная библиотека, увеличена емкость хранилищ данных, управляемость сети и контентное наполнение.
В рамках данного мероприятия также предполагается приобретение учебно-методических материалов в электронном виде, электронных презентаций, сценариев, электронных учебников и пособий, тренажеров, имитаторов, симуляторов, обучающих компьютизированных программ, лабораторных практикумов и других материалов, пользование которыми предусмотрено, в том числе, в интерактивном режиме. Ожидаемым итогом этого мероприятия будет наполнение всех форм обучения необходимыми информационными компонентами, а также усиление интерактивных составляющих.
Мероприятие 5. Создание эффективной системы управления университетом и Программой
В рамках мероприятия предусмотрены:
совершенствование системы управления университетом;
создание структуры управления Программой;
создание и внедрение автоматизированных систем управления и баз данных;
создание структур по аналитическому сопровождению деятельности университета и Программы;
совершенствование системы управления качеством научно-образовательной деятельности и ее сертификация.
IV. Финансовое обеспечение реализации Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 3610 млн. рублей, в том числе:
ассигнования федерального бюджета - 1800 млн. рублей;
внебюджетные средства - 1810 млн. рублей.
Указанные средства будут направлены на разработку и внедрение основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, повышение квалификации всех категорий работников, на приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования, развитие информационной среды университета и его инновационной структуры, создание эффективной системы управления университетом, системы управления качеством научной и инновационной деятельности и ее сертификацию.
Планируется, что финансирование мероприятий Программы в заданном объеме позволит не только укрепить материально-техническую базу университета, обеспечить высокий уровень профессиональной компетентности выпускаемых специалистов, но и повысить финансовую устойчивость университета.
Объемы финансового обеспечения Программы представлены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Объемы финансового обеспечения реализации Программы из средств федерального бюджета на 2010 и последующие годы могут уточняться в установленном порядке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета, предусмотренных на развитие сети национальных исследовательских университетов.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы планируется, исходя из стратегии наращивания внебюджетных доходов по всем направлениям, с одной стороны, и увеличения доли доходов от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из всех источников по приоритетным направлениям развития в общих доходах университета, с другой.
Реализация Программы уже в 2010 году позволит увеличить объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых университетом, со стороны коммерческих предприятий в 4 раза, а за 10 лет реализации Программы в результате мультипликационного эффекта ежегодно получаемые внебюджетные доходы университета от научной деятельности вырастут в 7,5 раз по отношению к 2009 году, что позволит университету сформировать бюджет развития и обеспечить самофинансирование научных разработок в дальнейшем. Доля внебюджетного финансирования в доходах университета от образовательной и научной деятельности в результате реализации Программы вырастет с 34 (2009 год) до 50 (2019 год) процентов.
V. Управление реализацией Программы
Ректор, который является научным руководителем Программы, осуществляет общее руководство Программой и несет персональную ответственность за ее реализацию (конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств), а также определяет формы и методы управления Программой. Ректор университета представляет учредителю университета ежегодный отчет о достижении результатов по ключевым показателям Программы.
Основополагающими принципами организации системы управления реализацией Программы являются:
открытость и гласность при принятии управленческих решений;
обеспечение методического и информационного единства Программы;
обеспечение адекватного представительства коллектива
университета, органов государственной власти, работодателей и общественности в органах управления Программой;
привлечение для реализации Программы высококвалифицированных специалистов и специализированных организаций в области менеджмента, экономики, инвестиций и права.
Функции управления Программой будут выполнять органы управления университета - ректор, ректорат, ученый совет.
Оперативное управление Программой осуществляет дирекция Программы, которая:
разрабатывает внутренние регламенты и положения;
разрабатывает сметы расходов на реализацию мероприятий, а также совершенствует механизм реализации Программы;
обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
проводит внутренний и внешний аудит мероприятий Программы;
осуществляет управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы;
обеспечивает информационное сопровождение реализации Программы.
Координацию работ по мероприятиям Программы будут осуществлять коллегиальные органы - управляющий совет и попечительский совет, в состав которых войдут ведущие специалисты университета, представители предприятий и организаций промышленности и социальной сферы.
Ученый совет университета ежеквартально будет заслушивать отчеты дирекции Программы, готовить рекомендации по более эффективной реализации мероприятий Программы, выявлять научные, технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы, рассматривать результаты реализации мероприятий Программы.
Будет также создана конкурсная комиссия по проведению конкурсных процедур по закупкам Программы. В комиссию войдут сотрудники дирекции Программы и представитель планово-финансового управления, непосредственно курирующий финансовую деятельность в рамках Программы.
Планирование и контроль финансовых расходов, разнесение расходов по статьям бюджета будут осуществлять планово-финансовое управление и бухгалтерия, юридическое сопровождение - управление правового и кадрового обеспечения, управление фондом развития -коммерческий отдел.
VI. Предварительная оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы обеспечит появление в России вуза, не только сопоставимого по своим образовательным, исследовательским и инновационным параметрам с ведущими зарубежными университетами, но и занимающего лидирующие позиции в сферах, определенных приоритетными направлениями развития университета. Концентрация сил и средств на указанных направлениях позволит усилить существующие университетские научные школы, получит развитие система подготовки специалистов на основе индивидуальных образовательных траекторий и проектной формы обучения.
Ожидается тенденция к массовой интеграции молодежи в социально-экономическую жизнь региона и страны, что приведет к снижению уровня безработицы среди молодежи, уменьшению сроков поиска работы молодыми гражданами, увеличению доли молодых людей, занятых в бизнесе, науке, образовании, вовлечению молодежи из групп социальных рисков в экономическую деятельность.
Создание на базе СГУ исследовательского университета станет мощным катализатором социально-экономического, духовного и культурного развития региона и сопредельных территорий. Университет в качестве системного интегратора обеспечит инновационное развитие высокотехнологичных отраслей экономики, что, в свою очередь, повлечет за собой рост других ее секторов и совершенствование деятельности социальных институтов. Произойдет позитивное воздействие на развитие системы образования и деятельность научных учреждений региона, которые будут не только обеспечены высококвалифицированными кадрами, но и подключены к осуществляемым в университете фундаментальным и прикладным научным исследованиям. Все это приведет к повышению инвестиционной привлекательности Саратовской области и всего Нижнего Поволжья, стимулирует динамичное развитие наукоемких производств, гармонизирует потребности рынка труда и предлагаемые в регионе образовательные услуги. Подготовка в университете специалистов, способных решать исследовательские и технологические задачи по ПНР, приведет к существенному повышению конкурентоспособности регионального инновационного бизнеса и ускорит инновационные процессы в высокотехнологичных отраслях и экономике в целом. Свою позитивную роль в этом призваны сыграть и малые предприятия, которые будут создаваться вокруг СГУ для реализации его разработок.
В целом же создание исследовательского университета на базе СГУ, интегрированного с ведущими научными центрами и предприятиями реального сектора экономики, окажет позитивное воздействие на развитие высокотехнологичных отраслей страны и региона, на повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и высоких технологий, а также на решение важнейших научно-технических проблем (изучение фундаментальных свойств живых систем, освоение возобновляемых источников энергии, решение проблемы "чистой воды", создание новых биоматериалов, повышение продуктивности аграрного сектора и др.), повысит уровень подготовки и профессиональной культуры выпускаемых специалистов, что будет способствовать формированию в России инновационной экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.