Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной таможенной службы
от 13 марта 2015 г. N 423
Положение
по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах
I. Общие положения
1.1. Положение по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах (далее - Положение) разработано в целях осуществления в таможенных органах Российской Федерации, учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (далее - таможенные органы), единого подхода в вопросах создания, внедрения, модернизации, эксплуатации, сопровождения и вывода из эксплуатации информационно-программных средств (далее - ИПС), предназначенных для реализации информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в составе Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО), а также в других информационных системах таможенных органов или автономно.
1.2. В целях применения Положения под ИПС понимаются:
1) программы для средств вычислительной техники (далее - СВТ) и базы данных (далее - БД) созданные централизованно по заказу ФТС России или децентрализовано по заказу учреждения, находящегося в ведении ФТС России (далее - Заказчик), на которые ФТС России имеет исключительное право;
2) программы для СВТ и БД, на которые ФТС России имеет неисключительное право, конфигурация и настройки которых произведены в соответствии с требованиями Заказчика.
1.3. Положение предназначено для:
1) структурных подразделений таможенных органов, деятельность которых в соответствии с возложенными задачами и функциями связана с внедрением, использованием и развитием ИКТ;
2) должностных лиц и работников таможенных органов, функциональные обязанности и должностные регламенты которых предусматривают участие в решении вопросов создания, внедрения, эксплуатации, модернизации и (или) сопровождения ИПС, развития ИКТ.
1.4. Положение определяет:
1) последовательность, содержание и организацию процессов жизненного цикла (далее - ЖЦ) ИПС;
2) участие Главного управления информационных технологий ФТС России, структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления, таможенных органов и входящих в их состав информационно-технических служб (далее - ИТС), информационно-технических подразделений (далее - ИТП) в реализации процессов ЖЦ ИПС;
3) типовые требования по безопасности информации, предъявляемые к информационно-программным средствам (приложение N 1 к Положению);
4) типовое описание информационно-программного средства и предъявляемых к нему функциональных требований (приложение N 2 к Положению), отражаемых в заявке на проведение работ по созданию, модернизации или внесению изменений в ИПС;
5) обязанности и общий порядок работы приемочной комиссии (приложение N 3 к Положению);
6) образец протокола испытаний информационно-программных средств (приложение N 4 к Положению);
7) типовой порядок организации подготовки и проведения испытаний информационно-программных средств (приложение N 5 к Положению);
8) образец акта сдачи-приемки работ (приложение N 6 к Положению);
9) типовой регламент распространения в таможенные органы информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и их установки на объектах эксплуатации (приложение N 7 к Положению).
II. Процессы ЖЦ ИПС, мероприятия по их организации
2.1. Государственные стандарты, определяющие ЖЦ программных средств, требования к работам и содержанию документов
2.1.1. Жизненный цикл ИПС состоит из совокупности взаимосвязанных процессов, к которым относятся: формирование заказа на создание ИПС; создание ИПС; эксплуатация и сопровождение ИПС; модернизация (изменение функциональных возможностей) ИПС; вывод из эксплуатации и списание ИПС.
2.1.2. Каждый процесс ЖЦ ИПС представляет собой упорядоченную во времени последовательность работ, объединенных в этапы и стадии. Стадии и этапы процесса выделяются в целях рациональной организации работ для достижения заданного результата и осуществления контроля за ходом исполнения процесса.
2.1.3. Состав и содержание описанных в Положении процессов ЖЦ ИПС (стадий, этапов, работ) определены с учетом положений следующих стандартов:
1) Единая система программной документации (класс стандартов ГОСТ 19);
2) Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы (класс стандартов ГОСТ 34);
3) ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств;
4) ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002. Информационная технология. Сопровождение программных средств;
5) ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271-2002. Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 (Процессы жизненного цикла программных средств);
6) ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005. Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем.
2.1.4. Требования к качеству ИПС, составу и содержанию испытаний ИПС, проектным, программным, отчетным и организационно-распорядительным документам отражены в следующих государственных стандартах и руководящих документах по стандартизации:
1) Единая система программной документации (класс стандартов ГОСТ 19);
2) Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы (класс стандартов ГОСТ 34);
3) РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов;
4) ГОСТ 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения;
5) ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения;
6) ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения;
7) ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества;
8) ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;
9) ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководство по их применению;
10) ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;
11) ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002. Информационная технология. Классификация программных средств;
12) ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026-2002. Информационная технология. Уровни целостности систем и программных средств;
13) ГОСТ 2.051-2013. Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения.
2.2. Основные мероприятия по организации процессов ЖЦ ИПС
2.2.1. Организация процессов ЖЦ ИПС включает планирование и проведение комплекса организационных и организационно-технических мероприятий, к которым относятся:
1) определение и обоснование потребностей в развитии ИКТ и ИПС, предназначенных для реализации этих технологий;
2) планирование и обоснование закупок:
а) научно-исследовательских работ (далее - НИР);
б) опытно-конструкторских работ (далее - ОКР);
в) работ по внедрению, сопровождению и модернизации ИПС;
г) услуг по подготовке должностных лиц и работников к работе с ИПС;
3) подготовка документации об осуществлении закупки работ, услуг, в том числе проект государственного контракта (далее - контракт), содержащего техническое задание (далее - ТЗ) по тематике закупаемых работ, услуг:
а) на выполнение НИР;
б) на выполнение ОКР по созданию ИПС;
в) на модернизацию ИПС;
г) на внедрение и (или) сопровождение ИПС;
4) мероприятия по определению исполнителя работ, услуг;
5) заключение контракта с участником закупки, признанным победителем закупки по результатам определения исполнителя (далее - Исполнитель);
6) подготовка правовых актов ФТС России (таможенных органов), устанавливающих и (или) регламентирующих:
а) состав комиссии для приемки результатов работ, услуг, выполненных по контракту (далее - приемочная комиссия), контроль исполнения контракта, приемку результатов работ, услуг;
б) внедрение, эксплуатацию, модернизацию, сопровождение ИПС;
в) вывод из эксплуатации ИПС, не используемых по назначению, и ИПС, дальнейшее использование которых не планируется в связи с отсутствием необходимости;
г) подготовку должностных лиц и работников к работе с ИПС;
7) контроль исполнения контракта, приемка результатов работ, услуг, выполненных в соответствии с условиями контракта;
8) регистрация новых ИПС в информационной системе (далее - ИС) фонда алгоритмов и программ (далее - ФАП) ФТС России (далее - "ИС ФАП ФТС России"), проведение мероприятий по государственной регистрации ИПС;
9) подготовка должностных лиц и работников к работе с ИПС в качестве пользователей или администраторов ИПС;
10) представление, сбор, анализ и обобщение заявок на выполнение работ, услуг, замечаний по работе ИПС, предложений по усовершенствованию ИПС в целях изменения функциональности, интерфейса, сервисов ИПС, устранения ошибок (дефектов), возникающих в процессе эксплуатации ИПС;
11) контроль за эксплуатацией ИПС, а также за выполнением должностными лицами и работниками требований руководящих документов (приказов, распоряжений ФТС России (таможенных органов), инструкций, документов на ИПС) в части, касающейся процессов ЖЦ ИПС.
2.2.2. Планирование и обоснование закупок, подготовка документации об осуществлении закупки, содержащей описание объекта закупки и предъявляемых к нему требований, а также определение исполнителя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), в том числе Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон).
IV. Формирование заказа на создание ИПС
4.1. Создание ИПС связано с разработкой новых или развитием действующих ИКТ, используемых структурными подразделениями ФТС России, таможенными органами в своей деятельности.
4.2. Основанием для организации работ по созданию ИПС являются:
1) международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в сфере таможенного дела;
2) нормативные правовые акты Российской Федерации;
3) целевые программы развития таможенной службы Российской Федерации;
4) межведомственные соглашения ФТС России по вопросам сотрудничества и взаимодействия;
5) решения коллегии ФТС России, НТС ФТС России, руководства ФТС России;
6) решения Объединенной коллегии таможенных органов государств-членов Таможенного союза, Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК);
7) предложения (заявки) структурных подразделений ФТС России по совершенствованию ИС и созданию ИКТ.
4.3. Процесс формирования заказа на создание ИПС включает следующие этапы:
1) определение и обоснование потребностей в ИПС для создания и реализации ИКТ;
2) планирование закупок НИР и ОКР;
3) подготовка документации об осуществлении закупок;
4) определение исполнителя работ, завершающееся заключением контракта с Исполнителем.
4.4. Таможенные органы в случае необходимости создания или модернизации ИПС для обеспечения реализации новой или существующей ИКТ представляют обоснованные предложения в структурное подразделение ФТС России, к компетенции которого относится эта технология (ИКТ).
4.5. Структурные подразделения ФТС России в соответствии с возложенными на них функциями, решаемыми задачами и потребностями в ИКТ, представляют в Главное управление информационных технологий ФТС России обоснованные заявки на выполнение (закупку) работ, связанных с созданием ИПС:
1) на очередной календарный (финансовый) год и плановый период - до 1 марта текущего года;
2) уточненная заявка на очередной календарный (финансовый) год - до 1 октября текущего года (при необходимости).
На основании решений коллегии ФТС России, Коллегии ЕЭК, НТС ФТС России, руководства ФТС России может представляться дополнительная заявка.
4.6. К заявке на выполнение НИР прилагается технико-экономическое обоснование работ, в котором должны быть отражены:
1) актуальность проведения работ с кратким описанием проблемы;
2) цель, задачи и сроки выполнения работ;
3) ожидаемые результаты и направления их реализации (внедрения);
4) стоимость этапов работ и работы в целом.
К заявке на выполнение ОКР прилагается описание требований к создаваемому ИПС в соответствии с приложением N 2 к Положению.
4.7. Главное управление информационных технологий ФТС России в соответствии с задачами, стоящими перед ФТС России, с учетом заявок структурных подразделений ФТС России осуществляет:
1) до 1 апреля текущего года - формирование проекта плана НИОКР на очередной календарный (финансовый) год и перечня НИР, ОКР на плановый период;
2) в течение десяти рабочих дней после получения объема прав в денежном выражении на выполнение работ - уточнение проекта плана НИОКР на очередной календарный год.
4.8. Проект плана НИОКР рассматривается на НТС ФТС России. План НИОКР утверждается приказом ФТС России.
Дополнения и (или) изменения в план НИОКР могут вноситься в соответствии с заявкой структурного подразделения ФТС России в целях реализации положений законодательных актов Российской Федерации, решений коллегии ФТС России, НТС ФТС России, руководства ФТС России, а также в иных необходимых случаях.
4.9. Главное управление информационных технологий ФТС России в соответствии с планом НИОКР представляет в Главное управление тылового обеспечения ФТС России заявку о включении тем НИР и ОКР в план закупок ФТС России на очередной финансовый год.
4.10. Подготовку документации об осуществлении закупки, заключение контракта с Исполнителем, контроль исполнения обязательств по контракту Исполнителем, организацию приемки результатов работ осуществляет:
1) по НИР - структурное подразделение ФТС России, по заявке которого выполняется работа;
2) по ОКР - Главное управление информационных технологий ФТС России.
4.11. После заключения контракта с Исполнителем на выполнение НИР структурное подразделение ФТС России, по заявке которого выполняется работа, осуществляет подготовку и издание приказа ФТС России о создании комиссии для приемки результатов НИР.
В состав комиссии включаются должностные лица структурного подразделения ФТС России, Главного управления информационных технологий ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления (при необходимости). Председатель комиссии - заместитель начальника структурного подразделения ФТС России.
4.12. Результатом НИР является научно-технический отчет по НИР (далее - отчет). Если исследования касались вопросов создания ИПС, то в приложении к отчету должен быть проект ТЗ на создание ИПС.
4.13. В проекте ТЗ на создание ИПС, а также в ТЗ на выполнение ОКР по созданию ИПС (в случае, если НИР не проводилась) в описании объекта закупки должны быть отражены требования:
1) к функциональности ИПС (составу и содержанию выполняемых функций);
2) к взаимодействию создаваемого ИПС с другими ИПС и информационными ресурсами ЕАИС ТО (при использовании ИПС в составе ЕАИС ТО);
3) к техническим характеристикам оборудования, с использованием которого должна осуществляться эксплуатация ИПС;
4) к эксплуатационным характеристикам ИПС, предусматривающим:
а) наличие встроенных средств полнофункционального администрирования, предусматривающих возможность разграничения прав доступа должностных лиц (работников) к ИПС или функциям ИПС (при необходимости);
б) наличие встроенных средств диагностики и контроля доступности, а также производительности ИПС;
в) централизованный мониторинг работы ИПС в автоматизированной системе контроля за бесперебойным функционированием ИПС ЕАИС ТО;
5) к контролю качества ИПС;
6) к порядку внедрения ИПС;
7) к составу проектных, технических и программных документов на ИПС.
4.14. В целях контроля за ходом исполнения работ, проверки работоспособности созданного ИПС, соответствия функциональных возможностей и других характеристик ИПС установленным требованиям, а также выполнением работ по контракту в ТЗ должны быть отражены:
1) виды испытаний (предварительные, опытная эксплуатация, приемочные) и состав участников испытаний ИПС;
2) место проведения, начало и продолжительность испытаний ИПС;
3) требования к Исполнителю:
а) по проведению обследования деятельности Заказчика, для автоматизации которой предназначено ИПС, и детализации функциональных требований к ИПС в соответствии с результатами обследования;
б) по разработке, согласованию с Заказчиком дополнения к ТЗ;
в) по разработке программы и методики проведения испытаний (далее - ПМИ) ИПС и сроку ее согласования с Заказчиком;
г) по действиям в процессе проведения испытаний, сдаче-приемке выполненных работ;
д) по установлению, обоснованию и отражению в документах на ИПС срока полезного использования ИПС;
е) по проведению регистрации ИПС и передаче результатов ОКР в ФАП ФТС России;
ж) по гарантийным обязательствам и их обеспечению.
4.15. Определение Исполнителя осуществляется в соответствии законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе Федеральным законом.
V. Создание ИПС
5.1. Организация работ по созданию ИПС
5.1.1. Процесс создания ИПС начинается после заключения контракта с Исполнителем на выполнение ОКР и включает:
1) подготовку и издание приказа (распоряжения) ФТС России об организации работ по контракту;
2) проведение работ, испытаний в соответствии с условиями контракта;
3) приемку работ от Исполнителя.
5.1.2. Главное управление информационных технологий ФТС России в целях своевременного и полного исполнения обязательств ФТС России по контракту осуществляет разработку и издание приказа ФТС России об организации работ по контракту и приемке выполненных работ.
5.1.3. Приказом назначается приемочная комиссия, в состав которой включаются должностные лица Главного управления информационных технологий ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и структурного подразделения ФТС России, по заявке которого выполняются работы (далее - инициатор заказа) по созданию ИПС.
Обязанности и общий порядок работы приемочной комиссии приведен в приложении N 3 к Положению.
5.2. Проведение работ и испытаний ИПС
5.2.1. В ходе исполнения работ по контракту с участием представителей Исполнителя и членов приемочной комиссии Заказчика проводятся:
1) консультации:
а) по технологии, реализацию которой обеспечивает ИПС;
б) по взаимодействию ИПС с другими ИПС ЕАИС ТО;
в) по содержанию документов на ИПС;
2) рассмотрение и согласование документов, разработка которых предусмотрена условиями контракта;
3) испытания ИПС;
4) совещания по проблемным вопросам, возникающим в процессе выполнения работ, по подготовке и проведению испытаний ИПС.
5.2.2. Этапы проведения работ по созданию ИПС заканчиваются проведением испытаний ИПС в соответствии с ПМИ, разработанной Исполнителем и согласованной с Заказчиком.
5.2.3. Предварительные испытания ИПС проводятся на специализированном стенде (далее - стенд) Центрального информационно-технического таможенного управления. При необходимости проверки взаимодействия ИПС со средствами криптографической защиты информации (далее - СКЗИ) на стенде устанавливаются соответствующие СКЗИ.
5.2.4. Опытная эксплуатация (далее - ОЭ) как вид испытаний ИПС может проводиться в структурных подразделениях ФТС России, таможенных органах, для обеспечения деятельности которых предназначено ИПС (далее - объекты опытной зоны), или на стенде Центрального информационно-технического таможенного управления.
5.2.5. Проведение ОЭ на объектах опытной зоны осуществляется в соответствии с приказом ФТС России о проведении опытной эксплуатации. Разработку и издание приказа осуществляет Главное управление информационных технологий ФТС России с учетом предложений инициатора заказа работ и Центрального информационно-технического таможенного управления.
5.2.6. Приемочные испытания проводятся после устранения Исполнителем всех замечаний, выявленных при проведении ОЭ (при их наличии). При устранении Исполнителем замечаний в процессе ОЭ приемочные испытания могут осуществляться при завершении ОЭ.
5.2.7. Приемочная комиссия принимает участие в предварительных, приемочных испытаниях, а также в ОЭ, если она проводится в структурном подразделении (подразделениях) ФТС России, и осуществляет контроль и анализ результатов проведения ОЭ в таможенных органах.
Для участия в испытаниях могут привлекаться (при необходимости) должностные лица Центрального информационно-технического таможенного управления, объектов опытной зоны.
5.2.8. Итоги каждого вида испытаний приемочная комиссия оформляет актом проведения испытаний с соответствующим заключением по результатам испытаний: о допуске ИПС к очередному виду испытаний; о повторном проведении испытаний ИПС; о приемке ИПС.
5.2.9. К акту проведения испытаний прилагается протокол испытаний ИПС или протоколы испытаний ИПС на объектах опытной зоны. Результаты испытаний ИПС на объектах опытной зоны могут обобщаться в едином протоколе испытаний. Образец протокола испытаний ИПС приведен в приложении N 4 к Положению.
5.2.10. Типовой порядок организации подготовки и проведения испытаний ИПС (далее - Типовой порядок) приведен в приложении N 5 к Положению.
Отдельные положения Типового порядка в зависимости от условий контракта (объем выполняемых работ, виды испытаний и прочее), проведения испытаний, технического и программного обеспечения испытаний уточняются, конкретизируются, дополняются или не применяются в процессе испытаний ИПС.
5.3. Приемка работ (этапов работ) по созданию ИПС
5.3.1. Результатом ОКР является научно-техническая продукция (далее - НТП), разработанная Исполнителем в соответствии с условиями контракта, к которой относятся:
1) ИПС на электронном носителе (носителях) информации;
2) проектные, технические и программные документы (в том числе эксплуатационные документы) на ИПС (далее - документы на ИПС).
5.3.2. Рассмотрение вопроса о приемке результатов работ, выполненных по контракту, осуществляется на заседании приемочной комиссии. Принятие решения приемочной комиссией производится по результатам испытаний ИПС, проверки состава и содержания документов на ИПС, их соответствия требованиям ТЗ.
5.3.3. Результаты приемки оформляются актом сдачи-приемки работ, выполненных по контракту (далее - акт сдачи-приемки работ), подтверждающим выполнение Исполнителем своих обязательств по контракту. В акте сдачи-приемки отражается также срок полезного использования ИПС.
Акт сдачи-приемки работ подписывается членами комиссии только после устранения Исполнителем всех замечаний и недостатков, выявленных в процессе приемочных испытаний, и утверждается Заказчиком и Исполнителем. Образец акта сдачи-приемки работ приведен в приложении N 6 к Положению. К акту сдачи-приемки работ прилагается перечень НТП, передаваемой в ФАП ФТС России.
5.3.4. Главное управление информационных технологий ФТС России осуществляет:
1) регистрацию ИПС в "ИС ФАП ФТС России" (до сдачи-приемки работ);
2) представление в Главное финансово-экономическое управление ФТС России акта сдачи-приемки работ с отметкой ФАП ФТС России о приемке НТП в ФАП ФТС России;
3) проведение мероприятий по государственной регистрации ИПС.
5.3.5. Центральное информационно-техническое таможенное управление на основании утвержденного акта сдачи-приемки работ производит приемку НТП в ФАП ФТС России и внесение в ИС "ФАП ФТС России" данных о составе НТП.
5.3.6. Постановка ИПС на баланс ФТС России производится в соответствии с законодательством Российской Федерации по бухгалтерскому учету.
VI. Эксплуатация и сопровождение ИПС
6.1. Организация ввода в эксплуатацию и сопровождения ИПС
6.1.1. Эксплуатация и сопровождение ИПС является процессом ЖЦ ИПС, который начинается с внедрения ИПС на объекты эксплуатации и завершается с изданием приказа ФТС России о выводе ИПС из эксплуатации.
6.1.2. Процесс эксплуатации и сопровождения ИПС включает две стадии организационно-технических мероприятий и работ, выполняемых параллельно при эксплуатации ИПС (стадия эксплуатации ИПС) и при сопровождении ИПС (стадия сопровождения ИПС).
6.1.3. Стадия эксплуатации ИПС включает этапы:
1) внедрения ИПС;
2) использования ИПС должностными лицами и работниками таможенных органов в своей деятельности (далее - пользователи ИПС).
6.1.4. Центральное информационно-техническое таможенное управление в соответствии с планом внедрения и сопровождения ИПС, планом закупок и планом-графиком закупок осуществляет действия, описанные в подпунктах 4, 5 и подпунктах "а", "б" подпункта 6 пункта 3.2.1 Положения, а также размещает на Портале ФТС России:
1) ТЗ на сопровождение ИПС;
2) информацию о реквизитах и режимах работы "горячей линии" приема заявок, обращений по функционированию ИПС ЕАИС ТО.
6.1.5. Главное управление информационных технологий ФТС России в целях внедрения и сопровождения ИПС осуществляет:
1) подготовку и издание приказа ФТС России об эксплуатации ИПС в соответствии с предложениями Центрального информационно-технического таможенного управления и структурного подразделения ФТС России, по заявке которого проводились работы по созданию ИПС;
2) информирование таможенных органов письмом ФТС России о контракте и содержании работ по контракту на внедрение ИПС;
3) контроль за внедрением ИПС.
6.1.6. Эксплуатация ИПС в таможенных органах осуществляется на основании приказа ФТС России об эксплуатации ИПС, в котором определяются:
1) объекты для эксплуатации ИПС;
2) основные мероприятия по внедрению ИПС, срок выполнения, ответственные исполнители;
3) дата начала эксплуатации ИПС;
4) задачи:
а) структурного подразделения ФТС России, к компетенции которого относится ИПС;
б) Главного управления информационных технологий ФТС России;
в) Центрального информационно-технического таможенного управления;
г) таможенных органов;
5) срок полезного использования ИПС.
6.1.7. Приказ ФТС России об эксплуатации ИПС издается в сроки:
1) установленные решениями коллегии ФТС России, НТС ФТС России, поручениями руководства ФТС России или в сроки, согласованные с руководством ФТС России;
2) после приемки ИПС, документации на ИПС от Исполнителя ОКР:
а) не позднее двух недель, если в условиях контракта на выполнение ОКР предусмотрен этап выполнения работ по внедрению ИПС на объектах эксплуатации;
б) не позднее трех недель, если в условиях контракта на выполнение ОКР не предусмотрен этап выполнения работ по внедрению ИПС на объектах эксплуатации, а для внедрения ИПС не требуется проведение централизованной (децентрализованной) закупки и поставки СВТ и (или) других средств, необходимых для использования ИПС, на объекты эксплуатации;
3) не позднее двух недель после централизованной поставки или децентрализованной закупки и подготовки к эксплуатации СВТ и (или) других средств, необходимых для эксплуатации ИПС.
6.1.8. Приемку результатов работ, выполненных в соответствии с условиями контракта, осуществляет приемочная комиссия.
6.1.9. В каждом таможенном органе, включенном в перечень объектов для эксплуатации ИПС, в соответствии с приказом ФТС России издается приказ (распоряжение) об эксплуатации ИПС.
6.2. Внедрение ИПС
6.2.1. Внедрение ИПС осуществляется в целях подготовки таможенных органов к использованию ИПС в своей деятельности.
6.2.2. Внедрение ИПС включает выполнение следующих работ, услуг:
1) распространение ИПС, документации на ИПС, методических материалов в таможенные органы;
2) установку, настройку ИПС на объектах эксплуатации, разграничение прав доступа пользователей ИПС;
3) проверку функционирования (тестирование) ИПС, установленного на объектах эксплуатации;
4) подготовку должностных лиц и работников к работе с ИПС.
6.2.3. Распространение ИПС на объекты эксплуатации, установка, настройка и проверка функционирования ИПС на объектах осуществляется в соответствии с разделом VIII Положения.
6.2.4. Подготовка пользователей ИПС проводится в целях обеспечения непрерывного функционирования созданного ИПС, а также других ИПС при их взаимодействии, умелого использования ИПС в процессе выполнения обязанностей, определенных должностной инструкцией (должностным регламентом).
6.2.5. Организацию подготовки пользователей ИПС к работе с ИПС, осуществляют:
1) на базе Центрального информационно-технического таможенного управления - Главное управление информационных технологий ФТС России или структурное подразделение ФТС России, инициирующее заказ на создание ИПС;
2) на базе учебного центра РТУ - структурное подразделение РТУ, к компетенции которого относится ИПС;
3) в таможне - структурное подразделение, к компетенции которого относится ИПС.
Техническое и программное обеспечение подготовки пользователей ИПС осуществляют Центральное информационно-техническое таможенное управление, ИТС (ИТП) таможенных органов соответственно.
Сроки и место проведения подготовки, состав участников определяются в приказе ФТС России (таможенного органа) об эксплуатации ИПС.
6.2.6. Подготовка должностных лиц и работников к работе с ИПС осуществляется Исполнителем работ, если это отражено в условиях контракта.
6.2.7. О готовности к эксплуатации ИПС руководители таможенных органов, включенных в перечень объектов внедрения и эксплуатации ИПС, информируют Главное управление информационных технологий ФТС России, Центральное информационно-техническое таможенное управление и структурное подразделение ФТС России, к компетенции которого относится ИПС.
6.3. Сопровождение ИПС
6.3.1. Сопровождение ИПС осуществляется в целях сохранения исходного состояния и функциональных возможностей ИПС, поддержания их работоспособности в процессе эксплуатации, а также актуализации информации, формируемой ИПС, в соответствии с изменениями нормативной правовой базы путем внесения изменений в ИПС.
6.3.2. Организация сопровождения осуществляется в отношении ИПС, фактически находящихся в эксплуатации.
6.3.3. К работам, услугам по сопровождению ИПС относятся:
1) оказание консультационной и технической помощи пользователям ИПС, администраторам ИПС в процессе выполнения ими должностных обязанностей;
2) восстановление информации и работоспособности ИПС после отказов и сбоев в работе ИПС, СВТ, на которых установлены ИПС;
3) выявление и устранение ошибок (дефектов) в функционировании ИПС;
4) оптимизация функционирования ИПС без внесения изменений или с внесением изменений в программные коды;
5) совершенствование характеристик, интерфейса, структуры баз данных, информационных и программных компонентов (модулей) ИПС, не приводящее к изменению состава функций, определенных ТЗ на создание (модернизацию) ИПС, и (или) алгоритмов их реализации;
6) установка и настройка ИПС (версий ИПС) на СВТ;
7) сохранение (интеграция) баз данных ИПС при реорганизации таможенных органов без внесения изменений или с внесением изменений в программные коды;
8) периодические проверки и оценки:
а) работоспособности ИПС и отдельных его компонентов (модулей);
б) целостности и непротиворечивости информации ИПС;
9) разработка рекомендаций по предотвращению отказов и сбоев в функционировании ИПС, по организации подготовки пользователей ИПС;
10) внесение изменений в документы на ИПС.
6.3.4. В ТЗ на сопровождение ИПС должны быть отражены:
1) объекты эксплуатации, на которых осуществляется сопровождение ИПС;
2) состав и требования к работам по сопровождению ИПС, этапы работ;
3) вид испытаний новой версии ИПС и место их проведения;
4) требования к Исполнителю:
а) по выполнению работ и проведению испытаний версии ИПС;
б) по организации приемки заявок, обращений от представителей Заказчика;
в) по разработке и представлению Заказчику дополнения к ТЗ на ИПС, дополнений к документам на ИПС в соответствии с заявками Заказчика на внесение изменений в ИПС;
г) по разработке ПМИ, сроке согласования ПМИ с Заказчиком;
д) по передаче версии ИПС, а также документации на ИПС с внесенными изменениями (на электронных носителях) в ФАП ФТС России;
ж) по гарантийным обязательствам и их обеспечению;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
6) состав документов, материалов, представляемых Исполнителем для проведения приемочных испытаний версии ИПС и при сдаче-приемке результатов выполненных работ (этапа работ) по контракту;
7) состав документов, отражающих результаты испытаний, результаты сдачи-приемки работ, выполненных в соответствии с условиями контракта.
6.3.5. Выполнение работ, услуг по сопровождению ИПС осуществляется Исполнителем в соответствии с условиями контракта, заключенного:
1) Центральным информационно-техническим таможенным управлением - в интересах структурных подразделений ФТС России, РТУ (в том числе специализированные РТУ), ТНП ФТС России, учреждений ФТС России;
2) РТУ - в интересах структурных подразделений РТУ, таможенных органов, подчиненных РТУ.
6.3.6. РТУ планируют закупку работ, услуг по сопровождению ИПС на очередной календарный (финансовый) год в соответствии с перечнем ИПС N 2.
6.3.7. ТНП ФТС России осуществляют организацию сопровождения ИПС на очередной календарный (финансовый) год только по согласованию с Главным управлением информационных технологий ФТС России, Центральным информационно-техническим таможенным управлением и в соответствии с Федеральным законом.
6.3.8. Оказание консультационной и технической помощи пользователям ИПС, администраторам ИПС в процессе выполнения ими должностных обязанностей может осуществляться с использованием средств связи (телефон, электронная почта, факс) или непосредственно на объектах эксплуатации.
Центральное информационно-техническое таможенное управление (РТУ) размещает на Портале ФТС России (РТУ) информацию о телефонах и адресах электронной почты консультационной помощи.
6.3.9. В рамках контрактов, заключенных РТУ допускается выполнение работ, указанных в подпунктах 1, 2, 4 (без внесения изменений в программные коды), 6, 7 и 8 пункта 6.3.3 Положения.
Работы должны осуществляться представителями Исполнителя только на объектах эксплуатации ИПС.
6.3.10. В целях осуществления контроля за ходом исполнения контракта, проведения приемочных испытаний ИПС с внесенными изменениями, а также для приемки работ (этапа работ), выполненных в соответст
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.