Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Внеплановые проверки поднадзорных организаций
4.1. Основаниями для проведения внеплановых проверок поднадзорных организаций являются:
наличие данных о нарушениях поднадзорными организациями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, о неисполнении ими предписаний Банка России;
изменение финансовой устойчивости, финансового состояния, платежеспособности поднадзорных организаций (далее - финансовое состояние поднадзорной организации) и перспектив их деятельности, в том числе подверженности поднадзорных организаций рискам, качества управления поднадзорных организаций, включая организацию управления рисками и внутреннего контроля;
выявление фактов, свидетельствующих о возможной недостоверности учета (отчетности) поднадзорных организаций;
обращения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и правоохранительных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - обращение федерального органа);
обращения иностранного регулятора финансового рынка;
случаи, определенные федеральными законами и (или) нормативными актами Банка России;
предложения Агентства и Пенсионного фонда Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 4 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ и нормативными актами Банка России;
обращения Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений с требованиями о проведении проверок деятельности специализированных депозитариев, управляющих компаний в случаях, предусмотренных подпунктом 3 пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3028; 2003, N 1, ст. 13; N 46, ст. 4431; 2004, N 31, ст. 3217; 2005, N 1, ст. 9; N 19, ст. 1755; 2006, N 6, ст. 636; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3619; N 52, ст. 6454; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7036, ст. 7037, ст. 7040; 2012, N 50, ст. 6965, ст. 6966; 2013, N 30, ст. 4044, ст. 4084; N 49, ст. 6352; N 52, ст. 6961, ст. 6975; 2014, N 30, ст. 4219) (далее - Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ) (далее - обращение Общественного совета);
иные причины, обусловившие необходимость проведения проверок поднадзорных организаций.
4.2. Организация и проведение внеплановых проверок поднадзорных организаций осуществляются на основе решений:
Совета директоров Банка России, Председателя Банка России (лица, его замещающего), Комитета финансового надзора Банка России и (или) Комитета банковского надзора Банка России;
руководства Банка России по предложениям профильных подразделений центрального аппарата Банка России;
руководства Банка России по предложениям Агентства и Пенсионного фонда Российской Федерации о проведении внеплановых проверок фондов-участников в соответствии с нормативными актами Банка России;
руководства Банка России по обращениям Общественного совета;
генеральных инспекторов межрегиональных инспекций о проведении внеплановых проверок, принимаемых в соответствии с пунктами 4.3 и 4.10 настоящей главы.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации (в том числе пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ, пунктом 4 статьи 55 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4562; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 17, ст. 1780; 2007, N 50, ст. 6247; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5731; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4193; N 41, ст. 5193; 2011, N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7040, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4334; 2013, N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6695, ст. 6699; 2014, N 11, ст. 1098), частью 3 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 904; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7040, ст. 7061; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098), частью 3 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6726; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699) и пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2001, N 7, ст. 623; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 2, ст. 166; 2004, N 49, ст. 4854; 2005, N 19, ст. 1755; 2006, N 43, ст. 4412; 2007, N 50, ст. 6247; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3619; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6450, ст. 6454; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4196; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7036, ст. 7037, ст. 7040, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6391; N 50, ст. 6965, ст. 6966; 2013, N 19, ст. 2326; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4044, ст. 4084; N 49, ст. 6352; N 52, ст. 6975; 2014, N 11, ст. 1098; N 30, ст. 4219), организация и проведение внеплановых проверок поднадзорных организаций осуществляются исключительно на основе решений Председателя Банка России (его заместителя).
4.3. Решение о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации вправе принимать генеральный инспектор межрегиональной инспекции (решение о проведении региональной или окружной проверки) на основании предложений профильных подразделений центрального аппарата Банка России в случаях, когда необходимость (возможность) принятия решения о проведении проверки предусмотрена федеральными законами и (или) нормативными актами Банка России, в том числе Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 18, ст. 46; N 44, ст. 4471; 2006, N 30, ст. 3292; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 834; N 18, ст. 2117; N 30, ст. 3754; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6079; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 4, ст. 14; N 18, ст. 2153; N 29, ст. 3632; N 51, ст. 6160; N 52, ст. 6450; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4188, ст. 4196; 2011, N 1, ст. 41; N 7, ст. 905; N 19, ст. 2708; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4301; N 30, ст. 4576; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7015, ст. 7024, ст. 7040, ст. 7061, ст. 7068; N 50, ст. 7351, ст. 7357; 2012, N 31, ст. 4333; N 53, ст. 7607, ст. 7619; 2013, N 23, ст. 2871; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477, ст. 3481; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6975, ст. 6979, ст. 6984; 2014, N 11, ст. 1095, ст. 1098).
4.3.1. Генеральный инспектор Главной инспекции направляет в установленном порядке уведомление о принятом решении о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, руководителю Главной инспекции (его заместителю), а также в профильное подразделение центрального аппарата Банка России и (при необходимости) в профильное территориальное учреждение Банка России (согласно компетенции) (в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ).
4.3.2. Генеральный инспектор Главной инспекции организует и координирует проведение проверки поднадзорной организации, подписывает распоряжение на проведение проверки, поручение на проведение проверки и задание на проведение проверки.
4.3.3. При необходимости генеральный инспектор Главной инспекции вправе подписывать распоряжение на проведение проверки, на основании которого руководитель региональной инспекции подписывает поручение на проведение проверки и задание на проведение проверки.
4.4. Предложения о проведении внеплановых проверок поднадзорных организаций, представляемые профильными подразделениями центрального аппарата Банка России и подготовленные, в том числе в связи с предложениями заинтересованных подразделений центрального аппарата Банка России и территориальных учреждений Банка России, должны содержать:
наименование поднадзорной организации в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, - полное фирменное наименование или сокращенное фирменное наименование (при наличии), для юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, - наименование), основной государственный регистрационный номер поднадзорной организации, идентификационный номер налогоплательщика поднадзорной организации, а также адрес (место нахождения) поднадзорной организации в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц и фактический адрес места нахождения поднадзорной организации;
сведения о видах деятельности, осуществляемых некредитной финансовой организацией, а также о видах деятельности некредитной финансовой организации, подлежащих проверке;
номер лицензии (номера лицензий) на осуществление соответствующего вида деятельности (в случае ее лицензирования), регистрационный номер записи в книге государственной регистрации, в государственном реестре (ином реестре) некредитных финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности (при наличии);
сведения о членстве некредитной финансовой организации в саморегулируемой организации (саморегулируемых организациях) с указанием ее (их) наименования, основного государственного регистрационного номера, идентификационного номера налогоплательщика и адреса (места нахождения);
обоснование необходимости проведения проверки (включая описание предпринятых в ходе дистанционного надзора за поднадзорной организацией мер в целях получения необходимой надзорной информации и возникших при этом затруднений);
вид проверки: комплексная проверка или тематическая проверка (с указанием тематики проверки или вопросов, подлежащих проверке);
проверяемый период (при необходимости в разрезе каждого вопроса, подлежащего проверке);
месяц начала проверки;
тип проверки: региональная или межрегиональная (в том числе окружная).
4.5. Территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, при необходимости направляют предварительные предложения о проведении внеплановых проверок поднадзорных организаций, содержащие сведения, предусмотренные пунктом 4.4 настоящей главы, в профильные территориальные учреждения Банка России или в профильные подразделения центрального аппарата Банка России (согласно компетенции).
Профильные территориальные учреждения Банка России направляют предварительные предложения о проведении внеплановых проверок поднадзорных организаций, содержащие сведения, предусмотренные пунктом 4.4 настоящей главы, подготовленные в том числе с учетом предложений территориальных учреждений Банка России, осуществляющих надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, в профильные подразделения центрального аппарата Банка России (согласно компетенции).
Заинтересованные подразделения центрального аппарата Банка России направляют предварительные предложения о проведении внеплановых проверок поднадзорных организаций, содержащие сведения, предусмотренные пунктом 4.4 настоящей главы, в профильные подразделения центрального аппарата Банка России (согласно компетенции).
Профильные подразделения центрального аппарата Банка России направляют предложения о проведении внеплановых проверок поднадзорных организаций в установленном порядке в Главную инспекцию.
4.5.1. Взаимодействие Главной инспекции, генеральных инспекторов Главной инспекции со структурными подразделениями Банка России при рассмотрении предложения о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации осуществляется в том числе с учетом особенностей, определенных пунктом 6.1 настоящей Инструкции.
4.5.2. Главная инспекция, генеральный инспектор Главной инспекции, руководитель региональной инспекции вправе запросить у структурного подразделения Банка России дополнительные документы (информацию), в том числе уточняющие сведения, содержащиеся в предложении о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации, и установить срок их представления.
4.5.3. Главная инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем получения предложений Агентства и Пенсионного фонда Российской Федерации, обращения Общественного совета о проведении внеплановой проверки направляет их копии в Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России.
Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России не позднее двух рабочих дней, следующих за днем их получения, подготавливает мотивированное заключение о целесообразности (нецелесообразности) проведения внеплановой проверки фонда-участника по предложениям Агентства и Пенсионного фонда Российской Федерации, проверки деятельности специализированного депозитария, управляющей компании по обращению Общественного совета и представляет его в Главную инспекцию.
Мотивированное заключение о целесообразности (нецелесообразности) проведения внеплановой проверки фонда-участника по предложениям Агентства и Пенсионного фонда Российской Федерации составляется в соответствии с подпунктом 5.8.1 пункта 5.8 настоящей Инструкции.
Мотивированное заключение о целесообразности (нецелесообразности) проведения внеплановой проверки деятельности специализированного депозитария, управляющей компании по обращению Общественного совета может содержать предложения в том числе о проверяемом периоде, перечне вопросов, подлежащих проверке, и сроке проведения проверки деятельности специализированного депозитария, управляющей компании (их изменении).
4.5.4. Главная инспекция не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения решения Совета директоров Банка России, Председателя Банка России (лица, его замещающего), Комитета финансового надзора Банка России, Комитета банковского надзора Банка России или руководства Банка России о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации, вправе направить запрос о предоставлении документов (информации), необходимых для организации внеплановой проверки поднадзорной организации, в том числе:
в профильное подразделение центрального аппарата Банка России, в том числе по предложению которого принято решение о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации;
в структурное подразделение Банка России, к компетенции которого относятся вопросы, предлагаемые к рассмотрению в ходе внеплановой проверки поднадзорной организации.
Структурное подразделение Банка России, получившее запрос Главной инспекции о предоставлении документов (информации), необходимых для организации внеплановой проверки поднадзорной организации, предоставляет указанные документы (информацию), в том числе с учетом требований пункта 4.4 настоящей главы, в срок не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем получения указанного запроса, или в иной установленный в нем срок.
4.6. При отсутствии разногласий по согласованию предложения о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации решение о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации принимает руководитель Главной инспекции (лицо, его замещающее) или уполномоченный им заместитель руководителя Главной инспекции.
При необходимости проведения внеплановой проверки поднадзорной организации в случае сохранения разногласий по согласованию предложения о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации решение о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации на основе материалов, подготовленных Главной инспекцией по предложениям профильных подразделений центрального аппарата Банка России, принимают Председатель Банка России (лицо, его замещающее), первый заместитель Председателя Банка России, заместитель Председателя Банка России, курирующий структурные подразделения Банка России, осуществляющие функции регулирования и надзора в сфере финансовых рынков.
Главная инспекция подготавливает и представляет на подписание руководству Банка России проекты распоряжения на проведение проверки, поручения на проведение проверки и задания на проведение проверки не позднее двух рабочих дней, следующих за днем принятия решения о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации.
4.7. На основе решений Совета директоров Банка России, Председателя Банка России (лица, его замещающего), Комитета финансового надзора Банка России, Комитета банковского надзора Банка России, а также решений о проведении внеплановых проверок поднадзорных организаций, принимаемых руководством Банка России по предложениям профильных подразделений центрального аппарата Банка России, или решений о проведении внеплановых проверок фондов-участников, принимаемых по предложениям Агентства и Пенсионного фонда Российской Федерации, либо решений о проведении внеплановых проверок деятельности специализированных депозитариев, управляющих компаний, принимаемых по обращению Общественного совета, руководство Банка России подписывает:
распоряжение на проведение проверки (дополнение к распоряжению на проведение проверки) и задание на проведение проверки (дополнение к заданию на проведение проверки), составляемые в соответствии с приложениями 3 и 4 к настоящей Инструкции;
поручение на проведение проверки (дополнение к поручению на проведение проверки).
Заместителю руководителя Главной инспекции или генеральному инспектору Главной инспекции может быть предоставлено право на подписание:
поручения на проведение проверки (дополнения к поручению на проведение проверки) и задания на проведение проверки (дополнения к заданию на проведение проверки) - на основании распоряжения на проведение проверки (дополнения к распоряжению на проведение проверки), подписанного руководством Банка России;
распоряжения на проведение проверки (дополнения к распоряжению на проведение проверки), задания на проведение проверки (дополнения к заданию на проведение проверки) и поручения на проведение проверки (дополнения к поручению на проведение проверки) - на основании уведомления о решении, принятом руководством Банка России.
4.8. Главная инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания распоряжения на проведение проверки, направляет его одновременно с поручением на проведение проверки и заданием на проведение проверки (в случае их подписания) генеральному инспектору Главной инспекции для организации и проведения внеплановой проверки поднадзорной организации.
Генеральный инспектор Главной инспекции анализирует информацию о ходе проведения проверки, в том числе полученную в ходе мониторинга организации и проведения проверки поднадзорной организации (далее - мониторинг проверки), и при необходимости подготавливает дополнения к заданию на проведение проверки (в рамках предоставленных полномочий) либо направляет в Главную инспекцию предложения по подготовке дополнений к распоряжению на проведение проверки и (или) заданию на проведение проверки.
4.9. Главная инспекция информирует в установленном порядке о принятии руководством Банка России решения о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации профильное подразделение центрального аппарата Банка России, направившее предложение о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации.
Профильное подразделение центрального аппарата Банка России при необходимости информирует о принятом руководством Банка России решении о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации заинтересованное подразделение центрального аппарата Банка России, профильное территориальное учреждение Банка России (согласно компетенции), территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.
4.10. В случае возникновения в ходе проверки поднадзорной организации оснований для проведения проверки обособленного подразделения и (или) внутреннего структурного подразделения, открытого вне места нахождения поднадзорной организации, решение о проведении внеплановой проверки данного обособленного подразделения и (или) внутреннего структурного подразделения в рамках проверки поднадзорной организации вправе принять должностное лицо Банка России, поручившее проведение проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.