Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства экономического развития РФ
от 10 марта 2016 г. N 117
Порядок
организации и осуществления Министерством экономического развития Российской Федерации внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок (далее - Порядок) разработан в целях организации и осуществления Министерством экономического развития Российской Федерации как главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета, главным администратором (администратором) доходов федерального бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - Министерство) внутреннего финансового аудита.
1.2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется структурным подразделением, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект внутреннего финансового аудита), на основе функциональной независимости.
1.3. Должностное лицо субъекта внутреннего финансового аудита не может осуществлять действия по изучению проведенных им операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
1.4. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
1.5. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.6. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Министерства и торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах (далее - объекты аудита).
II. Составление годового плана внутреннего финансового аудита
2.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - План).
2.2. План составляется субъектом внутреннего финансового аудита по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1, и утверждается до 30 декабря текущего календарного года Министром экономического развития Российской Федерации.
2.3. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указывается тема аудиторской проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
2.4. Аудиторские проверки подразделяются на:
камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
2.5. При планировании аудиторских проверок (составлении Плана и программы аудиторской проверки) учитываются:
значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
2.6. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
III. Требования к организации и составлению программы аудиторских проверок
3.1. Аудиторская проверка назначается решением Министра экономического развития Российской Федерации.
3.2. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2, не позднее чем за 5 календарных дней до начала проверки.
3.3. Программа аудиторской проверки должна содержать:
тему аудиторской проверки, сроки ее проведения;
наименование объектов аудита;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, ответственных исполнителей.
3.4. Объекты аудита включаются в программу аудиторской проверки на основе установленных критериев отбора объектов аудита.
3.5. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
По решению Министра экономического развития Российской Федерации или уполномоченного им лица в состав аудиторской группы могут быть включены специалисты, эксперты, работники других структурных подразделений Министерства, подведомственных Министерству федеральных служб, федеральных агентств и учреждений.
3.6. При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения аудиторской проверки программа проверки может быть изменена руководителем субъекта внутреннего финансового аудита на основании докладной записки руководителя аудиторской группы с изложением причин о необходимости внесения изменений. Измененная программа аудиторской проверки утверждается или отклоняется руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в течение 3 календарных дней со дня ее представления на утверждение.
IV. Предельные сроки проведения аудиторских проверок и порядок принятия решения о назначении, приостановлении и возобновлении аудиторских проверок
4.1. Предельный срок проведения аудиторской проверки не может превышать 30 рабочих дней. Срок проведения аудиторской проверки, численный и персональный состав аудиторской группы устанавливаются исходя из темы и вида аудиторской проверки, проверяемого периода, объема предстоящих контрольных действий и других обстоятельств.
4.2. Датой начала аудиторской проверки считается дата предъявления руководителем аудиторской группы решения Министра экономического развития Российской Федерации о проведении аудиторской проверки руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу). Датой окончания аудиторской проверки считается день подписания акта аудиторской проверки руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом).
В случае отказа руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) подписать акт аудиторской проверки руководителем аудиторской группы в конце акта производится запись об отказе от подписи и датой окончания аудиторской проверки считается день вручения одного экземпляра акта аудиторской проверки руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) либо дата получения объектом аудита акта аудиторской проверки по уведомлению о вручении к заказному почтовому отправлению.
4.3. Срок проведения аудиторской проверки, установленный при ее назначении, может быть продлен решением Министра экономического развития Российской Федерации на основании докладной записки руководителя аудиторской группы, но не более чем на 10 рабочих дней.
4.4. Основаниями для продления срока проведения аудиторской проверки являются:
- большое количество и (или) объем документов, изучение которых необходимо для проведения аудиторской проверки объекта аудита;
- получение в ходе проведения аудиторской проверки информации о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения.
4.5. Решение Министра экономического развития Российской Федерации о продлении срока аудиторской проверки доводится руководителем аудиторской группы до сведения руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица).
4.6. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено решением Министра на основании докладной записки руководителя аудиторской группы, согласованной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита, либо на основании докладной записки руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, при:
- неудовлетворительном состоянии бюджетного учета у объекта аудита;
- непредставлении объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- воспрепятствовании проведению аудиторской проверки и (или) уклонении от проведения аудиторской проверки;
- возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
В срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия Министром экономического развития Российской Федерации решения о приостановлении аудиторской проверки руководитель субъекта внутреннего финансового аудита извещает руководителя объекта аудита (уполномоченное им лицо) о приостановлении аудиторской проверки и направляет руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу):
а) решение Министра экономического развития Российской Федерации о приостановлении аудиторской проверки;
б) письменное предписание о восстановлении документов либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным проведение аудиторской проверки. В предписании должен быть указан срок его исполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторская проверка.
На время приостановления аудиторской проверки приостанавливается течение срока ее проведения.
4.7. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской проверки.
В случае неустранения причин приостановления аудиторской проверки данная аудиторская проверка подлежит завершению на основании решения руководителя аудиторской группы с оформлением всей необходимой рабочей документации по аудиторской проверке.
V. Порядок проведения аудиторской проверки
5.1. Руководитель аудиторской группы обязан:
- предъявить руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) решение Министра экономического развития Российской Федерации о проведении аудиторской проверки;
- ознакомить руководителя объекта аудита (уполномоченное им лицо) с программой аудиторской проверки;
- представить руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) участников аудиторской группы;
- решить организационно-технические вопросы проведения аудиторской проверки.
При необходимости работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, участники аудиторской группы предъявляют руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) документы, удостоверяющие их личность, и справки о допуске к государственной тайне.
5.2. При проведении аудиторской проверки участники аудиторской группы должны иметь служебные удостоверения.
5.3. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
осуществления внутреннего финансового контроля;
законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
бюджетной отчетности.
5.4. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки с применением следующих возможных методов аудита:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
5.5. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля. Указанный запрос направляется объекту аудита в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки, и должен содержать указание сроков исполнения запроса;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в целях подготовки актов и заключений привлекать независимых экспертов и специалистов других структурных подразделений Министерства, подведомственных Министерству федеральных служб, федеральных агентств и учреждений.
5.6. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
знакомить руководителя объекта аудита (уполномоченное им лицо) с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
5.7. В ходе проведения аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
5.8. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
Акт аудиторской проверки подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта.
5.9. Акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для Министерства, один экземпляр - для объекта аудита.
5.10. Руководитель аудиторской группы устанавливает по согласованию с руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом) срок для ознакомления последнего с актом аудиторской проверки и его подписания, но не более 2 рабочих дней со дня вручения ему соответствующего акта.
Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
При наличии у руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) возражений по акту аудиторской проверки он делает об этом отметку и вместе с подписанным актом представляет руководителю аудиторской группы письменные возражения. Данные возражения по акту приобщаются к материалам аудиторской проверки.
5.11. Руководитель аудиторской группы в срок до 15 календарных дней со дня подписания акта аудиторской проверки (получения письменных возражений по акту аудиторской проверки) рассматривает обоснованность этих возражений, составляет по ним заключение и в течение 5 рабочих дней согласовывает его с руководителем субъекта внутреннего финансового аудита. Заключение утверждается Министром экономического развития Российской Федерации и направляется объекту аудита.
Заключение направляется объекту аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) под расписку.
5.12. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию, учету и хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле и правилами делопроизводства в Министерстве. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные таким образом сведения;
копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
акт аудиторской проверки.
VI. Реализация результатов аудиторских проверок и отчетность
6.1. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки по рекомендуемому образцы согласно приложению N 4, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках - рисках, остающихся после применения контрольных действий;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности Министерства;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
6.2. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
наличие (отсутствие) операций бюджетных процедур, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;
наличие (отсутствие) излишних операций при исполнении бюджетной процедуры и (или) излишних применяемых контрольных действий;
наличие (отсутствие) контрольных действий внутреннего финансового контроля, в том числе действий ведомственного финансового контроля, которые не в полной мере охватывают финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением перечня операций бюджетной процедуры и (или) недостатками в процедуре оценки бюджетных рисков.
6.3. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности основываются на результатах аудиторской проверки, отражающих:
наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности, в том числе степень надежности внутреннего финансового контроля получателей бюджетных средств совершаемых ими фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
подтверждение полноты и достоверности показателей сводной бюджетной отчетности;
оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектами аудита, неправомерные действия которых в части ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности могут привести к существенным искажениям сводной бюджетной отчетности;
представление указанных документов, полноту и достоверность отражаемой в отчетах информации в целях подтверждения соблюдения условий предоставления субсидий, принятия корректирующих мер по результатам такого контроля.
6.4. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется Министру экономического развития Российской Федерации, который по результатам рассмотрения указанного отчета вправе принять одно или несколько из решений:
о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
о направлении материалов в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ее территориальные органы) и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
6.5. Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита представляется Министру экономического развития Российской Федерации до 30 января года, следующего за отчетным, субъектом внутреннего финансового аудита.
6.6. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства. Кроме того, годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита обобщает информацию, содержащуюся в отчетах о результатах аудиторских проверок и отражает сведения о количестве проверенных объектов аудита, результатах проведенных аудиторских проверок, о мерах, принятых по устранению выявленных нарушений, передаче материалов аудиторских проверок в правоохранительные органы, об иных решениях о привлечении к ответственности за выявленные нарушения, о выполнении внеплановых аудиторских проверок.
По решению Министра экономического развития Российской Федерации годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита размещается на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.