Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 к ПГВ
(к параграфу 2 и пунктам 3.1, 4.2 и 4.6.1)
Технические требования,
предъявляемые к вагонам
1. Общие положения
1.1. Вагоны должны соответствовать габаритам подвижного состава на железных дорогах на всем пути следования вагонов.
Общие правила пропуска подвижного состава по железным дорогам регламентирует совместная Памятка ОСЖД О 500 (соответствует Памятке МСЖД О 505-6).
1.2. Все части сцепных и соединительных приспособлений (стяжки, соединительные рукава и пр.), в нерабочем состоянии не должны опускаться ниже 140 мм над головкой рельсов.
В случае наличия возможности опускания их ниже указанного размера должно быть предусмотрено подвешивание сцепных и соединительных приспособлений на высоте не ниже указанного размера.
1.3. Для вагонов, следующих по железным дорогам колеи 1435 мм, максимальное расстояние между осями двухколесных пар должно составлять:
- для вагонов без тележек - 9000 мм;
- для вагонов на тележках между осями внутренних колесных пар - 17500 мм.
Вагоны на тележках с расстоянием между осями внутренних колесных пар больше чем 14000 мм не могут распускаться с сортировочных горок. Те из этих вагонов, которые могут распускаться с горок, должны иметь знаки на продольной балке вагона, согласно рисунку 1 Приложения 18 к ПГВ, с указанием наибольшего расстояния между двумя ближайшими колесными парами.
Вагоны, которые из-за своей конструкции при роспуске с сортировочных горок с радиусом вертикальной кривой горба горки 250 м могут повредиться, должны иметь знаки на продольной балке вагона, согласно рисунку 2 Приложения 18 к ПГВ, с указанием минимального проходимого радиуса.
1.4. Допущенные к обращению в международном сообщении вагоны должны иметь знаки:
1.4.1. знак МС - для вагонов, соответствующих габариту 03-ВМ или габариту в соответствии с Памяткой 505-1 МСЖД;
1.4.2. знак МС-02 - для вагонов, соответствующих габариту 02-ВМ;
1.4.3. знак МС-1 - для вагонов, соответствующих габариту 1-ВМ;
1.4.4. знак МС-0 - для вагонов, соответствующих габариту 0-ВМ.
1.5. Вагоны с винтовой стяжкой должны иметь свободные пространства для работы сцепщика и маневрового работника:
- на лобовой стенке вагона между буферной тарелкой и боковой поверхностью винтовой стяжки - не менее 400 мм; при этом промежуток между буферами и винтовой стяжкой на высоте 2000 мм от головки рельса не должен иметь каких-либо выступающих предметов;
- в продольном направлении от ударной поверхности полностью вдвинутого буфера и буферным брусом - не менее 300 мм;
- от тарелки вдвинутого буфера до ступеньки - 150 мм;
- над крюком с его обеих сторон относительно продольной оси вагона - 200 мм.
1.6. Вагоны европейских железных дорог колеи 1435 мм, годные к движению в поездах со скоростью до 100 км/ч, должны иметь знак S и вагоны, годные к движению со скоростью до 120 км/ч, - знак SS.
1.7. Для следования по железным дорогам Китайской Народной Республики колеи 1435 мм вагоны должны соответствовать специальным техническим условиям, согласованным заинтересованными сторонами Договора.
2. Колесные пары
2.1. Требования к колесным парам вагонов колеи 1435 мм.
2.1.1. Колесные пары должны иметь колеса: бандажные с непрерывным креплением бандажей, стальные безбандажные (цельнокатаные или цельнолитые)*(1).
Диаметр колеса по кругу катания должен быть не менее:
840 мм при номинальном диаметре от 900 до 1000 мм;
760 мм при новом диаметре 840 мм;
680 мм при новом диаметре 760 мм;
630 мм при новом диаметре 680 мм.
2.1.2. Расстояние между внутренними гранями бандажей или ободов колес должно быть мм.
Для вагонов КЖД и ЗЧ расстояние должно быть 1354-1359 мм при ширине обода колеса от 127 мм до 135 мм (135 мм исключительно) и мм при ширине обода колеса более 135 мм (135 мм включительно).
2.1.3. Ширина бандажа или обода цельнокатаного колеса: не менее 133 мм и не более 140 мм.
2.1.4. Толщина бандажа (по кругу катания) за вычетом проката должна быть:
2.1.4.1. для вагонов, допускаемых к движению со скоростями до 120 км/ч (вагоны со знаком SS) - 35 мм.
2.1.4.2. для прочих вагонов - 30 мм.
У цельнокатаных колес минимальная толщина частей, заменяющих бандажи, должна быть обозначена выточенной на их наружной грани риской, которая должна быть всегда видна (кроме КЖД).
2.1.5. Высота гребня бандажа или обода колеса, измеренная от уровня круга катания, должна быть не более 36 мм и не менее 25 мм.
2.1.6. Толщина гребня бандажа или колеса колесных пар, измеренная на расстоянии 10 мм от круга катания, должна быть не менее 22 мм для колес с диаметром не менее 840 мм и не менее 27,5 мм для колес с диаметром от 630 до 840 мм.
Размер между внутренними поверхностями бандажей колесных пар или заменяющих их частей у колес типа моноблок должен быть не менее 1359 мм для колес диаметром менее 840 мм и не менее 1357 мм для колес диаметром 840 мм и более и во всех случаях не более 1363 мм.
Минимальный размер не касается промежуточных колесных пар вагонов без тележек и промежуточных колесных пар, включенных в трехосные и многоосные тележки.
У вагонов КЖД и ЗЧ толщина гребня, измеренная на расстоянии 12 мм от круга катания, должна быть не более 34 мм и не менее 23 мм.
Острый гребень не допускается. Контроль профиля гребня колеса проводится согласно Приложению 19 к ПГВ. Величина qR, измеряемая шаблоном на гребне колеса, должна быть больше 6,5 мм, причем на направляющей поверхности на расстоянии более 2 мм от вершины гребня не должно быть остроконечных накатов.
2.1.7. Не допускаются следующие неисправности колесных пар:
2.1.7.1. деформация оси колесной пары. На колесных парах, сошедших с рельсов, расстояние между внутренними торцевыми поверхностями бандажей или их заменяющих частей колес измеряется при помощи шаблонов, по меньшей мере, в 3-х точках, перемещенных на 1200 и находящихся вблизи рельсов. После каждого измерения следует продвинуть вагон на одну треть окружности колеса. Если разница измерения превышает 2 мм, колесные пары подлежат замене.
2.1.7.2. термическая перегрузка цельнокатаных колес, вызванная неисправностью тормоза и выражающаяся:
- обгоранием краски на 50 мм и более в переходной части обода колеса или новыми следами окисления,
- расплавленными тормозными колодками,
- наваром металла на поверхности катания.
Если расстояние, указанное в пункте 2.1.2, а также разница измерений, проведенных в соответствии с пунктом 2.1.7.1, находится в допустимых пределах, то пневматический тормоз подлежит выключению, а на вагон помещается наклейка "К" согласно Приложению 35 к ПГВ с указанием нижеследующего: "Проверить тормоз и поверхность катания из-за термической перегрузки.
В случае термостойких колес, промаркированных на буксовой коробке белой вертикальной линией, эти проверки не требуются.
2.1.7.3. продольные и поперечные трещины в любой части оси или дефекты, устраненные посредством сварки;
2.1.7.4. протертое место на оси с острыми кромками или глубиной более 1 мм; не допускается трение тормозных тяг или другого подвагонного оборудования об ось колесной пары;
2.1.7.5. трещина в бандаже или ободе, диске, ступице колеса или колесного центра;
2.1.7.6. откол гребня бандажа или обода колеса;
2.1.7.7. ослабление бандажа на ободе или оси в ступице колеса или колесного центра.
Признаками ослабления бандажа являются:
2.1.7.7.1. глухой звук при ударе ручным молотом по бандажу;
2.1.7.7.2. несовпадение контрольных рисок на бандаже и центре колеса (на бандаже и центре колеса должны быть нанесены 4 контрольные риски термостойкой краской);
2.1.7.7.3. ослабление укрепляющего бандаж кольца;
2.1.7.7.4. появление ржавчины между бандажом и ободом центра колеса на длине более трети периметра;
2.1.7.7.5. следы бокового смещения на бандаже колеса (бандаж колеса может сместиться вбок, если крепежное кольцо отсутствует, неплотно сидит, сломано или явно деформировано);
2.1.7.7.6. трещины на крепежном кольце;
2.1.7.7.7. отсутствие клина при клиновом типе крепления крепежного кольца;
2.1.7.7.8. излом, продольные и поперечные трещины;
2.1.7.7.9. металлические вкладки между бандажом колеса и диском колеса;
2.1.7.8. излом или трещина спицы колеса;
2.1.7.9. ползуны на поверхности катания колеса длиной более 60 мм или глубиной более 1 мм;
2.1.7.10. выщербина, выкрашивание (раковина) на поверхности катания колеса длиной более 60 мм;
2.1.7.11. навар (наплыв) металла на поверхности катания колеса длиной более 60 мм или высотой более 1 мм; на поверхности катания колес с диаметром менее 630 мм не допускаются вышеуказанные дефекты длиной более 30 мм или высотой более 1 мм;
2.1.7.12. трение бандажа или обода колеса о буксовую лапу;
2.1.8. Не допускается покрытие краской или загрязнение любыми смазочными веществами торцевых поверхностей бандажей или заменяющих их частей колес типа моноблок за исключением контрольных отметок.
2.2. Требования к колесным парам вагонов колеи 1520 мм.
2.2.1. Колесные пары должны иметь цельнокатаные колеса.
Расстояние между внутренними гранями колес должно быть в пределах мм.
2.2.2. Запрещается допускать к следованию в поездах вагоны с колесными парами с трещиной в любой части оси или трещиной в ободе, диске или ступице колеса, при повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава, а также, если:
2.2.2.1. ширина обода цельнокатаного колеса - менее 127 мм или более 140 мм;
2.2.2.2. толщина обода цельнокатаных колес - менее 22 мм;
2.2.2.3. толщина гребня, измеренная на расстоянии 18 мм от его вершины, - более 33 мм или менее 24 мм;
2.2.2.4. прокат по кругу катания цельнокатаного колеса - более 9 мм;
2.2.2.5. протертое место на оси с острыми кромками или глубиной более 2,5 мм;
2.2.2.6. откол гребня обода колеса;
2.2.2.7. сдвиг или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси. Признаками ослабления колесного центра на оси являются:
2.2.2.7.1. разрыв краски по всему периметру в месте сопряжения с выделением из-под ступицы с внутренней стороны колеса ржавчины или масла.
2.2.2.7.2. полоска ржавчины или блестящая полоска на поверхности металла с внутренней стороны ступицы (при сдвиге колеса наружу), полоска ржавчины или блестящая полоска на оси с внешней стороны ступицы (при сдвиге колеса внутрь);
2.2.2.8. ползуны на поверхности катания обода колеса длиной более 60 мм или глубиной более 1 мм. Для колесных пар с буксовыми узлами, оборудованными подшипниками кассетного типа глубиной 2 мм и более;
2.2.2.9. следы контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси*(2);
2.2.2.10. выщербина, выкрашивание (раковина) на поверхности катания колеса длиной более 50 мм или глубиной более 10 мм;
2.2.2.11. вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм;
2.2.2.12. остроконечный накат гребня;
2.2.2.13. навар (наплыв) металла на поверхности катания бандажа или обода колеса длиной более 60 мм или высотой более 1 мм. Для колесных пар с буксовыми узлами, оборудованными подшипниками кассетного типа навар 2 мм и более;
2.2.2.14. кольцевые выработки на поверхности катания у основания гребня глубиной более 1 мм, на уклоне 1:7 - более 2 мм или шириной более 15 мм у вагонов железных дорог колеи 1520 мм;
2.2.2.15. местное увеличение ширины обода цельнокатаного колеса более 5 мм;
2.2.3. Во всех случаях схода вагона колесные пары подлежат диагностированию и неразрушающему контролю.
2.2.4. Не допускается покрытие краской или загрязнение любыми смазочными веществами обода колеса.
2.3. Требования к колесным парам колеи 1435 мм под вагонами колеи 1520 мм
2.3.1. Колесные пары должны иметь цельнокатаные колеса (для КЖД и ЗЧ могут применяться цельнолитые колеса).
2.3.2. Расстояние между внутренними гранями ободов колес должно быть мм; для вагонов КЖД и ЗЧ расстояние должно быть 1354 - 1359 мм при ширине обода колеса от 127 мм до 135 мм (135 мм исключительно) и
мм при ширине обода колеса более 135 мм (135 мм включительно).
2.3.3. При направлении вагонов колеи 1520 мм, переставленных на тележки колеи 1435 мм, следующих на железные дороги Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, ширина обода цельнокатаного колеса должна быть не менее 133 мм и не более 140 мм.
2.3.4. У цельнокатаных колес минимальная толщина обода должна быть обозначена выточенной на их наружной грани риской на расстоянии 22 мм от условной нижней грани обода колеса, которая должна быть всегда видна.
У колесных пар, которые не имеют такие риски, толщина обода цельнокатаных колес должна быть не менее 22 мм.
2.3.5. Высота гребня обода колеса, измеренная от уровня круга катания, должна быть не более 36 мм и не менее 25 мм.
2.3.6. Толщина гребня колеса, измеренная на расстоянии 10 мм от круга катания, должна быть не менее 22 мм для колесных пар с диаметром не менее 840 мм. У вагонов КЖД и ЗЧ толщина гребня, измеренная на расстоянии 12 мм от круга катания, должна быть не более 34 мм и не менее 23 мм.
Острый гребень не допускается. Контроль профиля гребня колеса проводится согласно Приложению 19 к ПГВ. Величина , измеряемая шаблоном на гребне колеса, должна быть больше 6,5 мм, причем на направляющей поверхности на расстоянии более 2 мм от вершины гребня не должно быть остроконечных накатов.
2.3.7. Запрещается допускать к следованию в поездах вагоны с колесными парами после сходов, с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, а также при повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
2.3.7.1. деформация оси колесной пары;
2.3.7.2. термическая перегрузка колес, вызванная неисправностью тормоза и выражающаяся:
- обгоранием краски на 50 мм и более в переходной части обода колеса или новыми следами окисления;
- расплавленными тормозными колодками;
- наваром металла на поверхности катания.
Если расстояние, указанное в пункте 2.3.2, находится в пределах допустимого, то пневматический тормоз подлежит выключению, а на вагон помещается наклейка "К" согласно Приложению 35 к ПГВ с указанием нижеследующего: "Проверить тормоз и поверхность катания из-за термической перегрузки.
В случае термостойких колес, промаркированных на буксовой коробке белой вертикальной линией, эти проверки не требуются.
2.3.7.3. следы контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси*(2);
2.3.7.4. протертое место на оси с острыми кромками или глубиной более 1 мм; Не допускается трение тормозных тяг или другого подвагонного оборудования об ось колесной пары.
2.3.7.5. откол гребня или обода колеса;
2.3.7.6. сдвиг или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси.
2.3.7.7. разрыв краски контрольной риски по всему периметру в месте сопряжения с выделением ржавчины или масла из-под ступицы с внутренней стороны колеса;
2.3.7.8. ползуны на поверхности катания обода колеса длиной более 60 мм или глубиной более 1 мм;
2.3.7.9. выщербина, выкрашивание (раковина) на поверхности катания колеса длиной более 60 мм;
2.3.7.10. навар (наплыв) металла на поверхности катания бандажа или обода колеса длиной более 60 мм или высотой более 1 мм.
2.3.8. Не допускается покрытие краской или загрязнение любыми смазочными веществами обода колеса.
3. Тележки
3.1. Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, в тележках которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:
3.1.1. изломы, трещины в литых балках и рамах (вырубки пороков стального литья, произведенные после изготовления и ремонта надрессорныхбалок, не служат основанием для браковки), соединительной балке или пятнике четырехосной тележки, подпятнике в видимой зоне;
3.1.2. отсутствие или излом колпака скользуна; отсутствие болта, гайки, шплинта крепления колпака.
Для тележек с механическим (резьбовым) креплением скользунов:
- отсутствие элементов скользуна;
- зазор между колпаком скользуна и износостойкой планкой верхнего скользуна, расположенной на раме вагона;
- трещина или деформация корпуса скользуна;
- трещина, деформация или отсутствие колпака скользуна;
- ослабление резьбового крепления корпуса скользуна и износостойкой планки;
3.1.3. суммарный зазор между скользунами с обеих сторон тележки:
3.1.3.1. у основных типов четырехосных вагонов - более 20 или менее 4 мм;
3.1.3.2. у вагонов-цистерн, хопперов для перевозки зерна, цемента, минеральных удобрений, окатышей и хопперов-дозаторов типа ЦНИИ-ДВЗ, вагонов-цистерн для перевозки газов - более 14 или менее 4 мм;
3.1.3.3. у хопперов для перевозки угля, горячего агломерата, апатитов и хоппер-дозаторов ЦНИИ-2, ЦНИИ-З, вагонов-самосвалов (думпкаров) на тележках моделей 18-522, 18-100 - более 12 или менее 6 мм;
3.1.3.4. у восьмиосных цистерн:
- между скользунами соединительной и шкворневой балок с обеих сторон одного конца цистерны - более 15 или менее 4 мм;
- между соединительной и надрессорной балками с обеих сторон одной двухосной тележки - более 20 или менее 4 мм;
3.1.4. отсутствие зазоров между скользунами:
3.1.4.1. по диагонали вагона, кроме вагонов на тележках постоянного контакта;
3.1.4.2. у вагонов-думпкаров с одной стороны тележки (данный зазор должен быть не менее З мм);
3.1.4.3. у восьмиосных цистерн:
- в двух любых скользунах одной четырехосной тележки с одной стороны цистерны;
- по диагонали цистерны между скользунами соединительной и шкворневой балок;
- по диагонали четырехосной тележки между скользунами надрессорной и соединительной балок;
3.1.4.4. у цистерн для перевозки сжиженных газов хотя бы с одной стороны одной тележки;
3.1.5. отсутствие или излом шкворня;
3.1.6. обрыв заклепки фрикционной планки. Излом или трещина в клине амортизатора, излом упорного бурта клина амортизатора;
3.1.7. обрыв (отсутствие) хотя бы одной заклепки или болта, гайки, контргайки, шплинта крепления подпятника тележки восьмиосного вагона;
3.1.8. свободные (ненагруженные) подклиновые пружины и клинья в порожних вагонах, завышение хотя бы одного клина относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки более 8 мм или занижение более 12 мм;
3.1.9. изломы, трещины, механические повреждения скоб сменных в буксовом проеме;
3.1.10. трещины, излом или отсутствие полиуретановой накладки наклонной поверхности фрикционного клина;
3.1.11. трещины фрикционной планки.
3.2. В тележках типа BARBER S-2-R колеи 1520 мм не допускается:
3.2.1. отсутствие или излом элементов (корпуса, колпака, пружин и т.д.) скользуна (отсутствие элементов крепления колпака скользуна не является неисправностью), зазор между колпаком скользуна и износостойкой пластиной на опоре шкворневой балки рамы кузова, смещение корпуса скользуна относительно площадки на надрессорной балке, трещина, ослабление резьбового крепления корпуса скользуна и износостойкой планки;
3.2.2. полное завышение индикатора фрикционного клина относительно поверхности надрессорной балки или его отсутствие;
3.2.3. отсутствие скобы на опорной поверхности буксового проёма боковой рамы, трещины сварных швов между листами скобы суммарной длиной более 180 мм;
3.2.4. отсутствие блокиратора или отсутствие крепежа (стопорной гайки, шайбы или болта) в буксовом проеме боковой рамы;
3.2.5. для тележек, подкатываемых под вагон с массой тары менее 21 т, отсутствие внутренних пружин скользуна не является браковочным признаком.
3.3. В тележках типа Y 25 колеи 1435 мм не допускается:
3.3.1. излом внешней пружины;
3.3.2. излом или перекос внутренней пружины. Порожние вагоны с изломом или перекосом внутренней пружины могут следовать в поезде при наличии на них наклейки согласно Приложению 36 к ПГВ;
3.3.3. отсутствие или излом более одной внутренней или внешней серьги гасителя. При отсутствии или изломе одной серьги вагон может следовать при наличии наклейки согласно Приложению 36 к ПГВ;
3.3.4. соприкосновение с рамой тележки более одной тарелки гасителя*(3). При соприкосновении с рамой тележки одной тарелки вагон может следовать при наличии наклейки согласно Приложению 36 к ПГВ.
4. Буксы, подшипники и буксовые лапы
4.1. Не допускаются следующие неисправности букс, подшипников:
4.1.1. излом корпуса буксы или трещина корпуса буксы, вызывающая протекание смазки;
4.1.2. неисправность торцевого крепления подшипников на оси (определяется по звуку, путем остукивания смотровой крышки ниже ее центра или по выходу лабиринтного кольца из корпуса буксы);
4.1.3. вздутие краски на корпусе буксы сверху;
4.1.4. ослабление болтов крепления буксы, деформация крышек буксы;
4.1.5. выброс смазки на диск или обод колеса;
4.1.6. сдвиг и перекос буксы;
4.1.7. нагрев верхней части корпуса буксы с подшипниками роликовыми цилиндрическими и сдвоенными более 60°С, а корпуса буксы или адаптера с подшипниками кассетного типа более 70°С без учета температуры окружающего воздуха (определяется с помощью прибора для измерения температуры).
4.2. Буксовые лапы должны быть приварены или для вагонов старой конструкции - приклепаны. Заклепки для крепления буксовых лап могут быть заменены болтами с гайками. Гайки должны фиксироваться шплинтами, контргайками или другим способом. На такие вагоны помещается наклейка согласно Приложению 34 к ПГВ.
4.3. Слабо прикрепленные буксовые лапы с клепанным или винтовым креплением запрещается укреплять сваркой.
5. Рессоры и рессорное подвешивание
5.1. Не допускаются следующие неисправности рессор и рессорного подвешивания:
5.1.1. рессоры, осевшие и потерявшие свои упругие свойства, вызывающие перекос кузова или удары рамы о ходовые части;
5.1.2. протертости, коррозийные повреждения более 10% площади сечения витков пружин;
5.1.3. смыкание витков пружин;
5.1.4. смещение опорных витков пружин;
5.1.5. свободное состояние пружины в рессорном комплекте (не нагружена). Для тележек типа BARBER S-2-R под порожним вагоном зазор между наружной пружиной под надрессорной балкой и опорной поверхностью надрессорной балки не является неисправностью;
5.1.6. излом хомута, листа рессоры или излом пружины, а также отсутствие хотя бы одной пружины; трещины хомута, листа рессоры или пружины;
5.1.7. сдвиг или перекос эллиптической рессоры, листа эллиптической рессоры, планок, пружин рессорного комплекта;
5.1.8. излом или трещина наконечника эллиптической рессоры;
5.1.9. излом или трещина в деталях люлечного подвешивания;
5.1.10. наличие старых следов соприкосновения на швеллерном брусе вагона (или тележки) и хомуте рессоры;
5.1.11. неправильное положение болта хомута рессоры;
5.1.12. Расстояние между хомутом рессоры и частями швеллерного бруса вагона или рамы тележки, которые могут соприкасаться с хомутом рессоры, не должно быть меньше чем:
5.1.13. 15 мм - для вагонов с двойным подвешиванием серьгами подвески или для вагонов с длинными серьгами подвески;
5.1.14. 10 мм - для остальных вагонов более старой конструкции.
5.2. Болты рессорной подвески должны быть закреплены.
5.3. Ремонт сваркой листовых рессор и спиральных пружин запрещается.
6. Буферные приборы вагонов с винтовой упряжью
6.1. Вагоны должны быть оборудованы эластичными буферными приборами, при этом буферы, установленные на одном транспортном средстве, должны быть идентичными с обеих сторон вагона.
6.2. Высота оси буферов от головки рельса должна быть не более 1065 мм и не менее 940 мм.
6.3. Расстояние между буферами (от центра до центра) должно быть не более 1760 мм и не менее 1740 мм.
6.4. Диаметр буферных тарелок должен быть не менее 340 мм и распределен равномерно относительно продольной оси стакана (внешнего цилиндра) буфера.
6.5. Рабочая поверхность буфера является выпуклой с радиусом кривой активной поверхности - 2750 мм мм.
6.6. Буферы рассчитываются таким образом, чтобы в горизонтальных кривых и контра-кривых не было возможности соприкосновения между ними. Минимальное допустимое расхождение - 50 мм.
6.7. Буферы должны иметь ход не менее 100 мм и не более 105 мм.
6.8. Вагоны, оборудованные буферами, ход которых превышает 105 мм, должны быть оборудованы четырьмя одинаковыми буферами (система амортизации и хода) с одинаковыми конструктивными характеристиками.
6.9. Буферы должны иметь идентификационную маркировку. Идентификационная маркировка должна содержать величину хода буфера в миллиметрах и величину, указывающую емкость погашения энергии.
6.10. Разница в высоте между центрами торцевых поверхностей буферов двух соседних вагонов, включенных в состав поезда, не должна превышать 100 мм.
6.11. Не допускаются следующие неисправности буферных приборов:
6.11.1. излом или отсутствие буферной пружины, нажимной шайбы, гайки, чеки или шплинта, удерживающих буферный стержень от выпадения;
6.11.2. излом или изгиб буферного стержня, препятствующий перемещению его в стакане;
6.11.3. поперечная трещина размером более одной четверти поперечного сечения лапки буферного стакана с двумя лапками; излом более одной лапки у буферных стаканов с несколькими лапками; излом более одного угла фланца цилиндрического буфера или буферного стакана;
6.11.4. осадка пружины более 15 мм.
Если имеются буфера цилиндрического типа, на каждом торцевом брусе вагона допускается осадка пружины одного буфера не более 15 мм;
6.11.5. трещина в буферном стакане более одной четверти окружности.
7. Автосцепные устройства
7.1. У вагонов колеи 1520 мм не допускается наличие следующих неисправностей автосцепного устройства:
7.1.1. высота продольной оси автосцепки над головками рельсов менее 950 мм у груженых вагонов и более 1080 мм у порожних вагонов;
7.1.2. разность по высоте между продольными осями сцепленных автосцепок более 100 мм;
7.1.3. недействующий предохранитель замка от саморасцепа автосцепок;
7.1.4. трещины в корпусе автосцепки, тяговом хомуте, изгиб или поломка деталей механизма автосцепки, трещина или излом клина или валика тягового хомута;
7.1.5. ослабление или отсутствие гаек и шплинтов, крепящих детали автосцепного устройства;
7.1.6. короткая цепь расцепного привода;
7.1.7. расцепной рычаг, не входящий в паз кронштейна;
7.1.8. трещина или излом планки, поддерживающей тяговый хомут, кронштейна или державки расцепного привода, ударной розетки, упорной плиты или упорных угольников, центрирующей балочки, маятниковой подвески;
7.1.9. суммарный зазор между передним упором и упорной плитой и задним упором и корпусом эластомерного поглощающего аппарата более 50 мм;
7.1.10. трещина или сквозная протертость корпуса фрикционного поглощающего аппарата, повреждение поглощающего аппарата, вызывающее потерю упругих свойств (неприлегание его одновременно к задним и передним упорам через упорную плиту более чем 5 мм).
7.2. У вагонов КЖД и ЗЧ не допускается наличие следующих неисправностей автосцепного устройства:
7.2.1. высота продольной оси автосцепки над головками рельсов более 890 мм или у порожних вагонов менее 835 мм и у груженых вагонов менее 815 мм;
7.2.2. разность по высоте между продольными осями автосцепок с обоих концов одного вагона более 35 мм;
7.2.3. разность по высоте между продольными осями сцепленных автосцепок более 75 мм;
7.2.4. расстояние между большим и малым зубом автосцепки в закрытом положении более 130 мм, в полностью открытом положении более 245 мм;
7.2.5. трещины в корпусе автосцепки, тяговом хомуте или в большом
зубе;
7.2.6. отсутствие гаек и шплинтов, крепящих детали автосцепного устройства;
7.2.7. излом упорной плиты или упорного угольника автосцепки.
7.3. Допускается курсирование групп вагонов, оборудованных автосцепкой с установкой на крайних вагонах каждой группы винтового сцепления и буферов с одной стороны, называемых вагонами сцепления.
8. Тяговые приборы
8.1. Вагоны с обоих концов должны быть оборудованы эластичными тяговыми приборами с винтовой стяжкой.
8.2. Одиночные вагоны или вагоны сцепления в группе вагонов при следовании далее пограничной станции должны иметь сцепные устройства, допускающие двойное сцепление.
8.3. Не допускаются следующие неисправности тяговых приборов:
8.3.1. поперечная трещина или излом деталей упряжи или стяжки;
8.3.2. отсутствие гаек, муфт, болтов, клиньев и шплинтов в деталях упряжи;
8.3.3. изгиб крюка, когда стяжка одного крюка не может быть накинута на головку другого крюка или отогнутый носок крюка, или, когда изгиб крюка препятствует свободному перемещению его в крюковой шайбе; излом носка тягового крюка, если вагон не может быть свинчен по существующим правилам;
8.3.4. излом носка тягового крюка не допускается;
8.3.5. изгиб винта, серег или скобы стяжки, не допускающий правильного свинчивания вагонов;
8.3.6. поставленная головкой вниз аппаратная чека;
8.3.7. трещина кронштейна тягового аппарата, выходящая за отверстие заклепки;
8.3.8. частичное отсутствие деталей, повреждение или в нерабочем состоянии винтовая стяжка;
8.3.9. крюк для подвески стяжки (в нерабочем состоянии) поврежден или нерабочий;
8.3.10. тяговый крюк - трещина или оторван носик;
8.3.11. тяговый крюк скрученный.
9. Тормоза
9.1. Вагоны должны быть оборудованы автоматическими тормозами, допускающими совместную их работу с автоматическими тормозами других систем, применяемых на железных дорогах, по которым данные вагоны будут следовать.
В случае повреждения или неисправности тормозного оборудования допускается следование вагона, оборудованного магистральным воздухопроводом с соединительными рукавами.
9.2. Каждый воздухораспределитель должен иметь выпускной клапан с отпускным поводком (тросом), который должен выводиться на обе стороны вагона.
9.3. Вагоны должны быть оборудованы авторежимом или ручным переключателем режимов торможения.
Контактная планка должна быть надежно закреплена на опорной балке с помощью болтов.
Авторежим на вагон должен быть установлен так, чтобы в порожнем вагоне между упором авторежима и контактной планкой был зазор не более 3 мм и должна быть видна кольцевая выточка на его вилке.
9.3.1. У вагонов колеи 1520 мм, оборудованных:
чугунными тормозными колодками, воздухораспределители включать:
- на груженый режим - при загрузке вагона более 6 т на ось,
- на средний режим - от 3 до 6 т на ось (включительно),
- на порожний режим - менее 3 т на ось;
композиционными тормозными колодками, воздухораспределители включать:
- на порожний режим - при загрузке на ось вагона до 6 т включительно),
- на средний режим - при загрузке на ось более 6 т,
- на груженый режим у груженых вагонов-хопперов для перевозки цемента.
9.3.2. У вагонов колеи 1520 мм воздухораспределители включать на горный режим перед затяжными спусками крутизной 0,018 и более, а переключать на равнинный режим - после прохода поездами (вагонами) этих спусков.
9.4. На каждом конце вагона должны быть установлены концевые краны и соединительные рукава тормозной магистрали. На вагонах колеи 1435 мм ручки концевых кранов тормозной магистрали должны быть окрашены в красный цвет. На вагонах КЖД ручки концевых кранов тормозной магистрали должны быть окрашены в белый цвет.
9.5. Концевые краны у всех вагонов, кроме вагонов КЖД и ЗЧ, должны иметь выпускное отверстие для выпуска воздуха из тормозных рукавов при перекрытии крана.
9.5.1. На вагонах колеи 1435 мм:
- концевые краны должны иметь механизм, который фиксирует ручку в крайних положениях (закрыт, открыт);
- ручки концевых кранов при включенной тормозной магистрали должны быть направлены вертикально вниз.
9.5.2. При включенной тормозной магистрали ручки концевых кранов вагонов колеи 1520 мм и вагонов КЖД должны иметь положение, параллельное оси тормозной магистрали.
9.6. Ручки разобщительных кранов выключенных тормозных приборов должны иметь:
- положение перпендикулярное к оси разобщенного воздухопровода на вагонах железных дорог колеи 1520 мм, КЖД, ЗЧ, МТЗ;
- положение горизонтальное на вагонах других железных дорог;
- положение под углом 45° ручки скородействующих клапанов и воздухораспределителей (кроме железных дорог колеи 1520 мм).
На вагонах колеи 1520 мм ручка крана в открытом положении должна располагаться вдоль подводящей трубы по направлению к воздухораспределителю.
9.7. Вагоны с тормозными будками, оборудованными ручными тормозами, должны иметь краны экстренного торможения (стоп-краны).
Ручной (стояночный) тормоз должен быть устроен так, чтобы торможение происходило при повороте ручки или штурвала в направлении движения стрелки часов.
9.8. Вагоны с тормозами, следующие в сообщении с перестановкой колесных пар, должны иметь передвижные тормозные башмаки с колодками.
9.9. На вагонах железных дорог колеи 1520 мм тормозная рычажная передача должна быть отрегулирована так, чтобы выход штока поршня тормозного цилиндра при полном служебном торможении составлял:
- на вагоне с одним тормозным цилиндром диаметром 356 мм с максимальным ходом поршня не менее 240 мм:
c композиционными тормозными колодками - от 50 до 100 мм; с чугунными тормозными колодками - от 75 до 125 мм;
- на вагоне с двумя тормозными цилиндрами диаметром 254 мм с максимальным ходом поршня не менее 125 мм:
c композиционными тормозными колодками - от 25 до 65 мм; с чугунными тормозными колодками - от 30 до 70 мм;
- на вагоне, оборудованном тележками, имеющими в буксовых узлах адаптеры, с двумя тормозными цилиндрами диаметром 254 мм с максимальным ходом поршня не менее 240 мм c композиционными тормозными колодками - от 50 до 100 мм.
9.10. На пунктах перестановки вагонов после подкатки тележек или колесных пар тормозная рычажная передача вагона регулируется в соответствии с Памяткой ОСЖД Р 549/1.
9.11. Тормозные тяги и триангели должны иметь скобы, предохраняющие их от падения на путь в случае обрыва.
9.12. Неработающие (свободные) соединительные рукава хвостового вагона поезда должны быть закреплены:
- на вагонах колеи 1435 мм - на специальных подвесках;
- на вагонах колеи 1520 мм - на расцепном приводе автосцепки.
9.13. Не допускаются следующие неисправности тормозного оборудования вагонов:
9.13.1. неисправности или отсутствие воздухораспределителя, авторежима, тормозного цилиндра, запасного резервуара, которые препятствуют действию тормоза.
При указанных неисправностях автоматический тормоз должен быть выключен и при следовании по дорогам колеи 1435 мм должен быть передающей дорогой обозначен наклейкой "Тормоз неисправен" согласно Приложению 37 к ПГВ, которая наклеивается на швеллерных балках. При неисправности автоматического тормоза отрывается левая часть наклейки, в наклейку должны быть записаны неисправности тормоза.
Вагоны с указанными неисправностями от железнодорожной компании приписки не принимаются;
9.13.2. неисправности концевого крана (откол, трещина корпуса крана, заклинивание клапана крана) или разобщительного крана, соединительных рукавов (отсутствие хомута, трещины, прорыв, вздутия, протертости или расслоение трубок).
При передаче вагонов поврежденные или отсутствующие соединительные рукава должны заменяться или устанавливаться передающей железнодорожной компанией;
9.13.3. повреждение (неисправности) воздухопроводов: трещины, порывы, надломы, вмятины, неплотность их соединений, ослабление трубопроводов в местах крепления. Наличие утечек сжатого воздуха, определяемых на слух (шипение);
9.13.4. неправильное расположение тормозных рычагов, вызывающее трение их об ось колесной пары;
9.13.5. нетиповое крепление деталей рычажной передачи - триангелей, рычагов, тяг, подвесок, авторегулятора рычажной передачи, башмаков. Трещины и изломы в деталях, неисправные или отсутствующие предохранительные устройства, отсутствие в тормозной рычажной передаче валиков, шайб, шплинтов и неправильная их постановка;
9.13.6. наличие разнотипных тормозных колодок на одном вагоне (чугунные и композиционные);
9.13.7. на вагонах колеи 1520 мм выход колодок с поверхности катания за наружную грань колеса более чем на 10 мм. На вагонах колеи 1435 мм и рефрижераторных вагонах колеи 1520 мм выход колодок с поверхности катания за наружную грань колеса не допускается;
9.13.8. не отрегулированная рычажная передача;
9.13.9. отсутствие или неисправность крепежных деталей и предохранительных (поддерживающих) устройств тормозного оборудования;
9.13.10. отсутствие (обрыв) поводков (тросов) выпускных клапанов;
9.13.11. неисправность ручного тормоза. Вагоны с неисправными ручными тормозами при следовании по дорогам колеи 1435 мм должны быть обозначены наклейкой "Тормоз неисправен" согласно Приложению 37 к ПГВ, которая наклеивается вблизи ручного тормоза по возможности на кузове вагона. При неисправности ручного тормоза отрывается правая часть наклейки, в наклейку должны быть записаны неисправности ручного тормоза;
9.14. Толщина тормозных колодок на вагонах колеи 1520 мм, измеренная в самом тонком видном снаружи месте, должна быть:
- чугунных - не менее 12 мм,
- композиционных с металлической спинкой - не менее 14 мм,
- композиционных с сетчато-проволочным каркасом - не менее 10 мм.
Толщину тормозной колодки при клиновидном износе измерять на расстоянии
50 мм от тонкого торца.
Для вагонов колеи 1435 мм допускаемая толщина тормозных колодок (чугунных и композиционных), измеренная в районе тормозного башмака
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.