В целях реализации Национальной технологической инициативы Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы;
Положение о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы;
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы.
2. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" направить бюджетные ассигнования, предусмотренные Министерству финансов Российской Федерации по подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов на реализацию ключевых проектов дорожных карт Национальной технологической инициативы по решениям Правительства Российской Федерации, в размере 8 млрд. рублей Министерству образования и науки Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы (далее - планы мероприятий ("дорожные карты").
3. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" представить в установленном порядке предложения по финансовому обеспечению реализации проекта по созданию детских технопарков, включая организационно-техническое обеспечение, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы в размере 1 млрд. рублей за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" Министерству финансов Российской Федерации по подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов на реализацию ключевых проектов дорожных карт Национальной технологической инициативы по решениям Правительства Российской Федерации.
4. Согласиться с предложением открытого акционерного общества "Российская венчурная компания" о наделении указанного общества дополнительно функциями проектного офиса Национальной технологической инициативы (далее - проектный офис) в части обеспечения проектного управления, организационно-технической и экспертно-аналитической поддержки, информационного и финансового обеспечения разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") и проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт").
5. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления:
обеспечить выдачу представителям интересов Российской Федерации в совете директоров открытого акционерного общества "Российская венчурная компания" директив по финансовому обеспечению реализации функций проектного офиса, организационно-техническому и экспертно-аналитическому обеспечению разработки планов мероприятий ("дорожных карт"), отбору и реализации проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт"), а также по организации и проведению мониторинга указанных проектов за счет собственных средств открытого акционерного общества "Российская венчурная компания";
обеспечить внесение изменений в уставные документы открытого акционерного общества "Российская венчурная компания" в целях возможного финансового обеспечения открытым акционерным обществом "Российская венчурная компания" проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт").
6. Рекомендовать открытому акционерному обществу "Российская венчурная компания" обеспечить в рамках деятельности проектного офиса ведение реестра проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") в соответствии со сведениями, изложенными в описании проектов, а также с учетом информации о результатах мониторинга проектов.
7. Рекомендовать автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов":
подготовить в 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления стратегический план развития Национальной технологической инициативы на долгосрочный период и предложения по контролю за его соблюдением;
обеспечивать проведение экспертно-аналитических мероприятий, в том числе с использованием методологии форсайта, в целях подготовки предложений о формировании планов мероприятий ("дорожных карт") и составов рабочих групп по их разработке и реализации;
принимать участие в разработке и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") и проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт").
8. Министерству образования и науки Российской Федерации в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить форму договора о предоставлении организации, наделенной функциями проектного офиса, субсидии, указанной в пункте 2 настоящего постановления.
9. Реализация настоящего постановления осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
10. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2015 г. N 1141 "О порядке разработки, утверждения и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 44, ст. 6135).
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Правила
разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. N 317)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы (далее - "дорожные карты"), включая финансовые планы их реализации.
2. "Дорожные карты" формируются с учетом результатов реализации экспертно-аналитических мероприятий, в том числе с использованием методологии форсайта, по форме согласно приложению.
3. Участниками разработки и реализации "дорожных карт" являются:
а) межведомственная рабочая группа по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - межведомственная рабочая группа);
б) рабочие группы по разработке и реализации "дорожных карт" (далее - рабочие группы), составы которых утверждаются межведомственной рабочей группой;
в) Министерство образования и науки Российской Федерации;
г) ответственные за реализацию одобренных "дорожных карт" федеральные органы исполнительной власти;
д) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации;
е) проектный офис Национальной технологической инициативы (далее - проектный офис);
ж) экспертные органы и организации, проводящие экспертизу, включая федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации (далее - экспертные организации).
4. Разработка проектов "дорожных карт" осуществляется в соответствии с поручением межведомственной рабочей группы на основании предложений заинтересованных организаций по итогам экспертно-аналитических мероприятий, в том числе с использованием методологии форсайта, рабочими группами при участии представителей указанных организаций и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Проектный офис в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящих Правил, формирует методические указания по разработке "дорожных карт" с учетом формы плана мероприятий ("дорожной карты"), предусмотренной приложением к настоящим Правилам, а также осуществляет организационно-техническую, экспертно-аналитическую и информационную поддержку деятельности рабочих групп в связи с разработкой "дорожных карт".
По окончании разработки проекта "дорожной карты", а также подготовки пояснительной записки к нему руководитель и (или) соруководители рабочей группы направляют разработанный проект "дорожной карты" и соответствующий протокол заседания рабочей группы в проектный офис.
Проектный офис в срок, не превышающий 5 календарных дней со дня поступления проекта "дорожной карты", направляет разработанный проект на согласование в ответственный федеральный орган исполнительной власти.
5. Ответственный федеральный орган исполнительной власти в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления проекта "дорожной карты", проводит процедуру согласования с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством образования и науки Российской Федерации в части возможности финансового обеспечения проекта "дорожной карты" в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству образования и науки Российской Федерации на реализацию проектов в целях реализации "дорожных карт".
В случае отсутствия разногласий по проекту "дорожной карты" ответственный федеральный орган исполнительной власти направляет согласованный проект "дорожной карты" в проектный офис. Проектный офис направляет полученный проект в рабочую группу и межведомственную рабочую группу.
6. При наличии замечаний и предложений ответственный федеральный орган исполнительной власти направляет заключение по проекту "дорожной карты" в проектный офис.
Проектный офис обеспечивает в течение 15 календарных дней со дня поступления указанного заключения доработку проекта "дорожной карты" рабочей группой и направление его в ответственный федеральный орган исполнительной власти.
Ответственный федеральный орган исполнительной власти в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня поступления доработанного проекта "дорожной карты", проводит его повторное согласование в порядке, указанном в пункте 5 настоящих Правил.
При отсутствии разногласий согласованный проект "дорожной карты" направляется ответственным федеральным органом исполнительной власти в проектный офис. Проектный офис направляет полученный проект "дорожной карты" в рабочую группу и межведомственную рабочую группу.
При наличии неурегулированных разногласий после доработки проекта "дорожной карты" ответственный федеральный орган исполнительной власти направляет подготовленный совместно с рабочей группой и подписанный руководителем и (или) соруководителем рабочей группы, не являющимся представителем ответственного федерального органа исполнительной власти, проект "дорожной карты" с таблицей разногласий в проектный офис. Проектный офис направляет полученные материалы в рабочую группу и межведомственную рабочую группу.
7. Поступивший в межведомственную рабочую группу проект "дорожной карты" рассматривается на очередном заседании с целью вынесения решения о целесообразности его направления для одобрения в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, о направлении проекта на экспертизу в экспертные организации в случае отсутствия согласования проекта ответственным федеральным органом исполнительной власти, Министерством образования и науки Российской Федерации или заинтересованным федеральным органом исполнительной власти (далее - органы исполнительной власти) и о необходимости его доработки.
8. Экспертные организации проводят экспертизу проекта "дорожной карты", заключений ответственного федерального органа исполнительной власти и направляют в межведомственную рабочую группу в срок, не превышающий 25 календарных дней со дня его поступления, подготовленное экспертное заключение и представленные для проведения экспертизы материалы.
9. По результатам рассмотрения на очередном заседании межведомственной рабочей группы в срок, не превышающий 10 календарных дней, межведомственная рабочая группа готовит проект решения и с приложением проекта "дорожной карты", а также полученных экспертных заключений направляет его для рассмотрения в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.
10. После одобрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России "дорожная карта" считается готовой к реализации.
11. Реализация "дорожных карт" осуществляется в форме проектов, разработка, отбор и реализация которых осуществляются в соответствии с Положением о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы".
12. По результатам мониторинга реализации проектов в целях реализации "дорожных карт", предусмотренного Положением о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, руководитель и (или) соруководитель рабочей группы могут выступить с инициативой о проведении заседания межведомственной рабочей группы для решения вопросов, возникающих в процессе реализации "дорожных карт".
13. С учетом результатов мониторинга проектов в целях реализации "дорожных карт", а также с учетом текущей экономической ситуации в целях обоснованного формирования финансового обеспечения "дорожных карт" за счет средств бюджетных и внебюджетных источников межведомственная рабочая группа может инициировать внесение изменений в "дорожные карты".
14. Подготовка и согласование изменений, которые вносятся в "дорожные карты", осуществляются рабочими группами в порядке, установленном для разработки проектов "дорожных карт".
Приложение
к Правилам разработки и
реализации планов мероприятий
("дорожных карт") Национальной
технологической инициативы
(форма)
План
мероприятий ("дорожная карта") Национальной технологической инициативы
|
|
|
|
(наименование) |
|
I. Паспорт плана мероприятий ("дорожной карты")
| |
Наименование рабочей группы (руководитель и (или) соруководители рабочей группы) |
|
Ответственный федеральный орган исполнительной власти |
|
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
|
Цели плана мероприятий ("дорожной карты") |
|
Перечень целевых показателей плана мероприятий ("дорожной карты") |
|
Этапы и сроки реализации |
|
Направления реализации плана мероприятий ("дорожной карты") |
|
Значимые контрольные результаты реализации |
|
Общий объем финансового обеспечения по основным этапам, включая оценку объемов государственной поддержки реализации мероприятий |
|
II. Целевые ориентиры и показатели плана мероприятий
("дорожной карты")
1. Краткое описание сферы реализации плана мероприятий ("дорожной карты"), включая сведения о рынках, возникающих в результате ее реализации, изменения в отраслях, находящихся в сфере ее реализации, а также информацию об ожидаемых социально-экономических эффектах от ее реализации в среднесрочном и долгосрочном периодах.
2. Сведения о документах стратегического планирования, относящихся к категории разрабатываемых на федеральном уровне, по отраслевому и территориальному принципу, а также в рамках прогнозирования, положения которых учтены при разработке плана мероприятий ("дорожной карты").
3. Перечень целевых показателей "дорожной карты" и их значений
Наименование целевых показателей |
Единица измерения |
Текущее значение |
Следующий период |
_ |
_ |
_ |
Целевой показатель | ||||||
1 "_" | ||||||
Целевой показатель | ||||||
2 "_" | ||||||
_ |
1. Сведения о сформированном в Российской Федерации научно-техническом заделе для реализации плана мероприятий ("дорожной карты").
2. Оценка рисков реализации плана мероприятий ("дорожной карты") и сведения об инструментах их минимизации.
III. План реализации плана мероприятий ("дорожной карты")
IV. Финансовый план реализации плана мероприятий ("дорожной карты") на 2016 - 2018 годы
Лимиты финансового обеспечения и структура финансирования по направлениям реализации плана мероприятий ("дорожной карты")
Положение
о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. N 317)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает требования к разработке, отбору, реализации и мониторингу проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, одобренных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее соответственно - проекты Национальной технологической инициативы, "дорожные карты").
2. Проекты Национальной технологической инициативы представляют собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию направлений "дорожных карт", а также на достижение целей, целевых значений показателей и значимых контрольных результатов реализации "дорожных карт".
3. Основаниями для подготовки проектов Национальной технологической инициативы в целях реализации "дорожных карт" являются:
а) невозможность реализации направлений "дорожной карты", достижения ее целей и значимых контрольных результатов без реализации соответствующего проекта Национальной технологической инициативы, в том числе направленного на совершенствование нормативной правовой базы в сфере реализации "дорожной карты", либо мероприятия в составе проекта Национальной технологической инициативы в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
б) принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности производства, и экономическая целесообразность поддержки соответствующих мероприятий;
в) необходимость координации межотраслевых связей, межведомственного взаимодействия или реализации механизмов государственно-частного партнерства для достижения целей "дорожных карт".
4. Проекты Национальной технологической инициативы должны удовлетворять следующим требованиям:
а) соответствие проектов Национальной технологической инициативы, их целей, задач, ожидаемых результатов и целевых показателей, а также мероприятий в составе проектов Национальной технологической инициативы целям, направлениям, показателям и значимым контрольным результатам "дорожных карт" с учетом сформированных в Российской Федерации научно-технических и технологических заделов;
б) соответствие сроков реализации мероприятий в составе проектов Национальной технологической инициативы срокам реализации направлений "дорожных карт";
в) наличие описания системы управления проектами Национальной технологической инициативы, критериев оценки успешности реализации проектов Национальной технологической инициативы и их завершения, указание ответственных за реализацию проектов Национальной технологической инициативы;
г) обоснованность формы предоставления поддержки проектов Национальной технологической инициативы и ее объема (в случае необходимости - в разрезе мероприятий в составе проектов), а также требований к ее получателям;
д) обоснование целесообразности реализации проекта Национальной технологической инициативы или мероприятия в рамках проекта Национальной технологической инициативы определенной организацией с учетом обеспечения своевременности и полноты реализации целей, задач, ожидаемых результатов и целевых показателей проектов Национальной технологической инициативы или наличие конкурсного механизма определения получателей поддержки проектного офиса Национальной технологической инициативы (далее - проектный офис) за счет субсидии, предоставляемой из федерального бюджета на реализацию проектов Национальной технологической инициативы;
е) наличие внебюджетных средств на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, предполагающих предоставление поддержки, а также сведений о механизмах их привлечения в рамках соответствующих проектов Национальной технологической инициативы;
ж) наличие описания проекта Национальной технологической инициативы согласно приложению и обосновывающих материалов к указанному проекту Национальной технологической инициативы.
5. В состав обосновывающих материалов к проекту Национальной технологической инициативы, направляемых для получения заключений от федеральных органов исполнительной власти, включается следующая информация:
а) основания для подготовки проектов Национальной технологической инициативы в целях реализации "дорожных карт" в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения;
б) сведения о соответствии проекта Национальной технологической инициативы целям и направлениям соответствующей "дорожной карты", включая оценку влияния реализации проекта Национальной технологической инициативы на достижение запланированных значений целевых показателей и значимых контрольных результатов "дорожной карты";
в) сведения об основных участниках проектов Национальной технологической инициативы, в том числе ответственных за их реализацию, и их функциях;
г) сведения о механизмах управления проектом Национальной технологической инициативы;
д) описание групп мероприятий в составе проекта Национальной технологической инициативы;
е) информация об объемах финансового обеспечения реализации проекта Национальной технологической инициативы за счет внебюджетных источников и механизмах их привлечения;
ж) обоснование необходимости осуществления поддержки реализации проекта Национальной технологической инициативы с указанием формы поддержки согласно пункту 17 настоящего Положения, источника финансового обеспечения поддержки согласно пункту 16 настоящего Положения, а также требуемого объема поддержки, в том числе с привлечением средств из федерального бюджета;
з) сведения о потенциальных рисках реализации проекта Национальной технологической инициативы и механизмах их минимизации;
и) сведения о критериях принятия решения о корректировке и завершении проекта Национальной технологической инициативы.
6. При формировании проектов Национальной технологической инициативы, направленных на создание, развитие и продвижение передовых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках в части выполнения научно-исследовательских работ, рабочим группам по разработке и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы (далее - рабочие группы) рекомендуется предусматривать участие в указанных проектах Национальной технологической инициативы образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
7. Разработка проектов Национальной технологической инициативы осуществляется рабочими группами при организационно-технической, экспертно-аналитической и информационной поддержке проектного офиса.
8. Проектный офис в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящего Положения, разрабатывает форму описания проекта в соответствии с приложением к настоящему Положению и формирует методические указания по описанию проектов Национальной технологической инициативы.
II. Отбор проектов Национальной технологической инициативы
9. По окончании разработки проекта Национальной технологической инициативы, включая подготовку пояснительной записки к проекту, описания проекта в соответствии с приложением к настоящему Положению и обосновывающих материалов, руководитель и (или) соруководители рабочей группы направляют в срок, не превышающий 5 календарных дней, разработанный проект Национальной технологической инициативы и соответствующий протокол заседания рабочей группы в проектный офис.
Проектный офис обеспечивает при участии заинтересованных организаций проведение экспертизы проекта Национальной технологической инициативы, а также направляет его на согласование ответственным федеральным органам исполнительной власти и в Министерство образования и науки Российской Федерации.
10. Порядок проведения экспертизы подготовленного рабочей группой проекта Национальной технологической инициативы и обосновывающих материалов к указанному проекту, включая определение требований к экспертным организациям, определяется проектным офисом совместно с заинтересованными организациями. Экспертиза осуществляется экспертными организациями, которые готовят заключение, включающее следующие сведения:
а) обоснованность необходимости реализации проекта Национальной технологической инициативы в целях реализации "дорожной карты" с учетом пункта 3 настоящего Положения;
б) соответствие проекта Национальной технологической инициативы требованиям к проектам Национальной технологической инициативы согласно пункту 4 настоящего Положения;
в) оценка эффективности и обоснованности предлагаемых в рамках проекта Национальной технологической инициативы научно-технических и технологических решений с учетом сформированных в Российской Федерации научно-технических и технологических заделов;
г) оценка достижимости запланированных значений целевых показателей и значимых контрольных результатов "дорожной карты" по итогам реализации проекта Национальной технологической инициативы;
д) оценка эффективности системы управления проектом Национальной технологической инициативы, в том числе с учетом рисков, возникающих при его реализации;
е) оценка целесообразности реализации мероприятий в составе проекта Национальной технологической инициативы, предполагающих внесение изменений в нормативные правовые акты в интересах реализации соответствующих "дорожных карт".
11. Ответственные федеральные органы исполнительной власти в срок не более 20 дней со дня получения проекта Национальной технологической инициативы от проектного офиса обеспечивают подготовку заключения, содержащего следующие сведения (в части их компетенций):
а) соответствие проекта Национальной технологической инициативы приоритетам и задачам государственной политики;
б) целесообразность реализации мероприятий в рамках проекта Национальной технологической инициативы, предполагающих внесение изменений в нормативные правовые акты в интересах реализации соответствующих "дорожных карт";
в) отсутствие в проекте Национальной технологической инициативы мероприятий, предполагающих предоставление средств на их реализацию, которые дублируют мероприятия действующих государственных программ Российской Федерации, включая федеральные целевые программы;
г) информация о поддержке за счет иных инструментов поддержки мероприятий, аналогичных предлагаемым к реализации в рамках проекта Национальной технологической инициативы;
д) обоснованность объемов запрашиваемой поддержки проектов Национальной технологической инициативы и непревышение запрашиваемого объема финансового обеспечения проекта Национальной технологической инициативы с привлечением средств из федерального бюджета над лимитами бюджетных обязательств на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, утвержденных в установленном порядке Министерству образования и науки Российской Федерации.
12. Министерство образования и науки Российской Федерации в срок не более 20 дней со дня получения от проектного офиса проекта Национальной технологической инициативы обеспечивает подготовку заключения, содержащего следующие сведения о мероприятиях в составе проекта Национальной технологической инициативы, предполагающих реализацию фундаментальных и поисковых научных исследований и опытно-конструкторских разработок при поддержке за счет средств федерального бюджета:
а) соответствие указанных мероприятий приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации";
б) наличие в указанных мероприятиях (за исключением фундаментальных и поисковых исследований) софинансирования за счет внебюджетных источников в размере не менее 30 процентов от общего объема средств на их реализацию в рамках проекта Национальной технологической инициативы или обоснованность допустимости отклонения соответствующего показателя от установленного минимального значения.
13. После получения заключения по итогам проведения экспертизы проекта Национальной технологической инициативы, а также заключений ответственных федеральных органов исполнительной власти и Министерства образования и науки Российской Федерации проектный офис в 5-дневный срок со дня поступления указанных документов направляет проект Национальной технологической инициативы для рассмотрения в межведомственную рабочую группу по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - межведомственная рабочая группа) с приложением сведений о предельном объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству образования и науки Российской Федерации на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, или принимает решение о необходимости доработки проекта Национальной технологической инициативы.
В случае принятия решения о необходимости доработки проекта Национальной технологической инициативы проектный офис направляет указанный проект, а также полученное заключение по итогам проведения экспертизы, заключения ответственного федерального органа исполнительной власти и Министерства образования и науки Российской Федерации в рабочую группу на доработку.
Доработка проекта Национальной технологической инициативы и его повторная экспертиза и рассмотрение ответственным федеральным органом исполнительной власти и Министерством образования и науки Российской Федерации с последующим внесением на рассмотрение межведомственной рабочей группы осуществляются в соответствии с пунктами 9 - 13 настоящего Положения.
14. Проекты Национальной технологической инициативы, не предполагающие предоставления поддержки и подготовки нормативных правовых актов, не требуют согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Сведения о таких проектах Национальной технологической инициативы направляются в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в информационных целях.
15. Решение межведомственной рабочей группы по итогам рассмотрения представленных проектным офисом материалов о проекте Национальной технологической инициативы принимается с учетом предельного объема бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству образования и науки Российской Федерации на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, наличия в мероприятиях в составе проекта Национальной технологической инициативы, предполагающих реализацию научных исследований и опытно-конструкторских разработок при поддержке за счет средств федерального бюджета (за исключением фундаментальных и поисковых исследований), софинансирования за счет внебюджетных источников в размере не менее 30 процентов от общего объема средств на их реализацию в рамках проекта Национальной технологической инициативы или наличия обоснованного отклонения соответствующего показателя от установленного минимального значения.
Одобрение межведомственной рабочей группой проекта Национальной технологической инициативы по итогам рассмотрения представленных проектным офисом материалов о проекте является основанием для начала его реализации, в том числе направления средств поддержки его реализации проектным офисом участникам проекта.
16. Поддержка реализации проектов Национальной технологической инициативы осуществляется за счет:
а) средств субсидии из федерального бюджета на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, предоставляемой организации, наделенной функциями проектного офиса;
б) средств институтов развития на реализацию проектов Национальной технологической инициативы;
в) иных инструментов, предусмотренных государственными программами Российской Федерации;
г) реализации регулятивных функций органов исполнительной власти в сфере действия "дорожных карт".
17. Поддержка реализации проектов Национальной технологической инициативы осуществляется в следующих формах:
а) расходы на предоставление грантов физическим и (или) юридическим лицам, являющимся участниками проекта Национальной технологической инициативы, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
б) расходы на оплату договоров на предоставление услуг в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы;
в) оплата дополнительной эмиссии акций и (или) вклад в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ, являющихся участниками проекта Национальной технологической инициативы;
г) взносы в некоммерческие организации, являющиеся участниками проекта Национальной технологической инициативы;
д) расходы на приобретение и предоставление в пользование физическим и юридическим лицам, являющимся участниками проекта Национальной технологической инициативы, научного и иного оборудования, интеллектуальных прав (технологий, программного обеспечения), не учитываемых на балансе проектного офиса.
III. Мониторинг реализации проектов Национальной технологической инициативы
18. Автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", руководитель и (или) соруководители рабочей группы, проектный офис, ответственный федеральный орган исполнительной власти при необходимости могут выступить с инициативой о проведении заседания межведомственной рабочей группы для решения вопросов, возникающих в процессе реализации проектов Национальной технологической инициативы.
19. Проектный офис осуществляет мониторинг реализации проектов Национальной технологической инициативы (далее - мониторинг), который представляет собой систему мероприятий, направленных на оценку эффективности реализации проектов Национальной технологической инициативы, с учетом:
а) полноты и своевременности выполнения проектов Национальной технологической инициативы и содержащихся в них контрольных событий;
б) степени достижения целей, реализации задач и достижения ожидаемых результатов проектов Национальной технологической инициативы, а также влияния на достижение целей, значимых контрольных результатов и целевых показателей реализации "дорожных карт";
в) достижения в результате реализации проектов Национальной технологической инициативы целей, запланированных значений целевых показателей или отклонения их достигнутых значений от целевого уровня;
г) фактических затрат на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, в том числе по отношению к установленному плановому значению;
д) оценки рисков проектов и полноты мероприятий по управлению рисками.
20. Мониторинг основывается на сведениях о соотношении между фактическими и плановыми затратами на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, о выполнении контрольных событий проектов Национальной технологической инициативы, реализации задач и достижении целевых показателей, получаемых от участников проектов Национальной технологической инициативы, а также на сведениях по итогам экспертной оценки реализации проектов Национальной технологической инициативы.
21. Порядок мониторинга, включая методику проведения экспертной оценки реализации проектов Национальной технологической инициативы, разрабатывается проектным офисом и представляется на утверждение межведомственной рабочей группы.
22. Проектный офис ежегодно представляет результаты мониторинга в межведомственную рабочую группу.
Межведомственная рабочая группа рассматривает результаты мониторинга на заседании в I квартале года, следующего за отчетным.
23. По итогам мониторинга рабочей группой, ответственным федеральным органом исполнительной власти, Министерством образования и науки Российской Федерации или проектным офисом на рассмотрение межведомственной рабочей группы выносится вопрос о внесении изменений в проекты Национальной технологической инициативы. Основанием для вынесения указанного вопроса на рассмотрение межведомственной рабочей группы является:
а) неполное или несвоевременное выполнение проектов Национальной технологической инициативы, в том числе по обстоятельствам, не зависящим от действий участников реализации проектов Национальной технологической инициативы;
б) отклонение достигнутых значений целевых показателей от целевого уровня;
в) отклонение фактических затрат на реализацию проектов Национальной технологической инициативы от установленного планового значения;
г) утрата актуальности целей и задач проектов Национальной технологической инициативы с учетом обстоятельств, не связанных с их реализацией;
д) отсутствие в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на государственную поддержку проектов Национальной технологической инициативы;
е) существенные риски проектов Национальной технологической инициативы, мероприятия по минимизации которых требуют дополнительных ресурсов или времени.
24. В случае положительного решения межведомственной рабочей группы о целесообразности внесения изменений в проекты Национальной технологической инициативы рабочая группа при организационно-технической, экспертно-аналитической и информационной поддержке проектного офиса обеспечивает подготовку необходимых документов. Проектный офис обеспечивает реализацию положений раздела II настоящего Положения в части подготовки изменений в проекты Национальной технологической инициативы.
Приложение
к Положению о разработке, отборе,
реализации и мониторинге проектов
в целях реализации планов мероприятий
("дорожных карт") Национальной
технологической инициативы
Описание
проекта в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы
I. Паспорт проекта
Раздел, включающий следующую сводную информацию о проекте:
наименование проекта;
цели проекта;
целевые показатели проекта (с указанием базовых (исходных) значений и плановых значений);
плановые сроки проекта и этапы проекта;
ключевые контрольные точки (значимые ключевые события проекта);
объем и источники финансового обеспечения;
основные риски проекта с описанием рисков и предложениями о мероприятиях по управлению рисками;
макроэкономические показатели и индикаторы для учета в планировании и корректировке планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы;
ответственные за реализацию проекта организации и лица.
II. Основные параметры и содержание проекта
Раздел, включающий следующую информацию о проекте:
общая информация о проекте, содержащая цели проекта, общий подход к проекту, соответствие проекта целям плана мероприятий "дорожной карты", анализ аналогичных проектов, состояние реализации проекта и понесенные затраты на текущий момент;
содержание проекта, включая результаты проекта, организационные и географические рамки проекта, показатели и критерии успешности проекта, поэтапный план реализации проекта, затраты и источники финансирования с учетом источников финансового обеспечения и их распределения по этапам и периодам (с оценкой объемов поддержки, а также указанием форм поддержки и источника финансового обеспечения поддержки согласно пунктам 16 и 17 Положения о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы), а также обоснование формы предоставления и объема поддержки в разрезе отдельных мероприятий, организационная структура проекта, потенциальные исполнители, риски проекта.
III. Обоснование проекта
Раздел, включающий материалы, обосновывающие соответствие проекта требованиям, предусмотренным настоящим документом.
Правила
предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. N 317)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления субсидий из федерального бюджета организации, наделенной функциями проектного офиса Национальной технологической инициативы (далее - получатель субсидии), для финансового обеспечения реализации проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, одобренных межведомственной рабочей группой по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - межведомственная рабочая группа) в соответствии с Положением о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы" (далее соответственно - проекты Национальной технологической инициативы, субсидии).
2. Субсидии предоставляются на финансовое обеспечение получателем субсидии затрат на реализацию проектов Национальной технологической инициативы в целях создания, развития и продвижения передовых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских организаций на формируемых глобальных рынках, в том числе путем поэтапного совершенствования нормативно-правовой базы в целях устранения барьеров для использования передовых технологических решений и создания системы стимулов для их внедрения, совершенствования системы образования для обеспечения перспективных кадровых потребностей динамично развивающихся компаний, научных и творческих коллективов, участвующих в создании новых глобальных рынков, развития системы профессиональных сообществ и популяризации Национальной технологической инициативы, а также организационно-технической и экспертно-аналитической поддержки, информационного обеспечения Национальной технологической инициативы, в рамках планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы в объеме, не превышающем установленного объема финансового обеспечения проектов Национальной технологической инициативы за вычетом объема софинансирования проекта Национальной технологической инициативы за счет собственных средств получателя субсидии.
3. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству образования и науки Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
4. Субсидии предоставляются на основании договора между Министерством образования и науки Российской Федерации и получателем субсидии о предоставлении субсидии (далее - договор о предоставлении субсидии), в котором предусматриваются:
а) цели, условия и порядок предоставления субсидии;
б) размер субсидии, предоставленной на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил;
в) сроки перечисления субсидии, а также возможность (невозможность) осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются остатки субсидии, не использованные в течение текущего финансового года;
г) перечень показателей эффективности использования субсидии в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, их целевые значения и порядок расчета;
д) обязательство получателя субсидии:
использовать средства субсидии исключительно на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил;
обеспечивать софинансирование проектов на уровне не более 30 процентов объема потребности в средствах федерального бюджета за счет собственных средств;
обеспечивать привлечение внебюджетного финансирования проектов Национальной технологической инициативы в соответствии с объемами, предусмотренными в описании проекта Национальной технологической инициативы;
обеспечивать достижение целевых показателей проектов Национальной технологической инициативы, указанных в описании проектов Национальной технологической инициативы;
осуществлять расходование средств субсидий исключительно в рамках заключения договоров (соглашений), предусматривающих достижение участниками проектов Национальной технологической инициативы соответствующих целевых показателей проектов Национальной технологической инициативы, предусмотренных в их описании;
е) порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, установленные Министерством образования и науки Российской Федерации;
ж) порядок, формы и сроки представления отчетов о выполнении условий предоставления субсидий (в том числе условий договора о предоставлении субсидии), показателей эффективности, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил, отчета о реализации плана мероприятий, предусмотренного приложением к Правилам разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы", включающего в себя ключевые события реализации проекта, динамику целевых показателей эффективности, а также объем внебюджетных инвестиций, в том числе размер привлекаемых заемных средств и выплат по привлеченным средствам, и отчета об итогах реализации проекта Национальной технологической инициативы;
з) перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляются субсидии, в соответствии с пунктом 17 Положения о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы";
и) перечень документов, представляемых получателем субсидии в Министерство образования и науки Российской Федерации для получения субсидии в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил;
к) обязательство получателя субсидии по уплате штрафных санкций, размер которых рассчитывается согласно приложению, и по возврату субсидии в доход федерального бюджета в случае нарушения целей и условий ее предоставления по итогам проверок, проведенных Министерством образования и науки Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля, а также в случае недостижения целевых значений показателей и контрольных событий проектов Национальной технологической инициативы в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
л) условия расторжения договора о предоставлении субсидии, включая условие одностороннего расторжения договора Министерством образования и науки Российской Федерации в случае недостижения ключевых событий, в течение 12 месяцев реализации проекта Национальной технологической инициативы;
м) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил, а также в иных случаях, предусмотренных договором о предоставлении субсидии;
н) запрет конвертации в иностранную валюту полученных из федерального бюджета средств, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.
5. В случае несоблюдения получателем субсидии в отчетном году целей и условий предоставления субсидий и (или) обязательств по достижению целевых значений показателей и контрольных событий проектов Национальной технологической инициативы:
а) более чем на 10 процентов - к получателю субсидии применяются штрафные санкции, направленные на взыскание сумм, предоставленных получателю субсидии, размер которых рассчитывается согласно приложению к настоящим Правилам;
б) более чем на 30 процентов - субсидия подлежит взысканию в полном объеме в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации без дополнительного применения штрафных санкций.
6. Перечисление субсидии получателю субсидии в соответствии с заявкой по форме и в сроки, которые установлены Министерством образования и науки Российской Федерации, осуществляется на лицевой счет для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, в территориальных органах Федерального казначейства.
7. Предоставление субсидии осуществляется при условии представления получателем субсидии справки, подписанной его руководителем (иным уполномоченным лицом), подтверждающей отсутствие у получателя субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии либо принятие решения о предоставлении субсидии (если нормативными правовыми актами не предусмотрено заключение договора о предоставлении субсидии), задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Для заключения договора о предоставлении субсидии представляются следующие документы:
а) сопроводительное письмо в Министерство образования и науки Российской Федерации;
б) копии учредительных документов получателя субсидии с приложениями и изменениями;
в) копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенная в установленном порядке (в случае непредставления получателем субсидии такого документа Министерство образования и науки Российской Федерации запрашивает указанную выписку самостоятельно);
г) справка, подписанная руководителем получателя субсидии (иным уполномоченным лицом), подтверждающая отсутствие у получателя субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии либо принятие решения о предоставлении субсидии (если нормативными правовыми актами не предусмотрено заключение договора о предоставлении субсидии), задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Министерство образования и науки Российской Федерации рассматривает документы, предусмотренные пунктом 8 настоящих Правил, и в 20-дневный срок со дня поступления в Министерство документов принимает решение о заключении договора о предоставлении субсидии или уведомляет получателя субсидии об отказе в предоставлении субсидии с указанием причины.
10. Не использованный в отчетном финансовом году остаток средств субсидии подлежит в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации возврату в федеральный бюджет получателем субсидии в текущем финансовом году.
11. Показателями эффективности использования субсидий является достижение в отчетном году плановых значений показателей и контрольных событий проектов Национальной технологической инициативы.
12. Информация о размерах и сроках перечисления субсидий учитывается Министерством образования и науки Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
13. Министерство образования и науки Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляют контроль за соблюдением получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Приложение
к Правилам предоставления
субсидий из федерального бюджета
на реализацию проектов в целях
реализации планов мероприятий
("дорожных карт") Национальной
технологической инициативы
Расчет
размера штрафных санкций
Размер штрафных санкций на основании сведений о показателях проектов, одобренных межведомственной рабочей группой по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - межведомственная рабочая группа), по которым достигнутое значение ниже планового, определяется по формуле:
,
где:
n - число целевых показателей проектов, одобренных межведомственной рабочей группой, по которым достигнутое значение ниже планового;
N - общее число целевых показателей проектов, одобренных межведомственной рабочей группой;
di - достигнутое значение i-го целевого показателя проектов, одобренных межведомственной рабочей группой, в отчетном периоде;
Di - плановое значение i-го целевого показателя проектов, одобренных межведомственной рабочей группой, в отчетном периоде;
V - размер средств федерального бюджета, предусмотренных в отчетном периоде на цели предоставления субсидии согласно пункту 1 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы".
Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 апреля 2016 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 апреля 2016 г. N 17 ст. 2413
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 31 августа 2019 г. N 1125
Изменения вступают в силу с 11 сентября 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 20 апреля 2019 г. N 474
Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2018 г. N 1078
Изменения вступают в силу с 19 сентября 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2018 г. N 401
Изменения вступают в силу с 18 апреля 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2017 г. N 1184
Изменения вступают в силу с 12 октября 2017 г.
Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2016 г. N 1406
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления