Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 декабря 2015 г. N 989 "Об утверждении требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики"

 

В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2014, N 30, ст. 4226) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые требования к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении шестидесяти дней с даты его официального опубликования.

 

Министр

А.В. Улюкаев

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2016 г.
Регистрационный N 41484

 

Приложение

 

Требования
к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящие требования к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2002, N 4, ст. 251; N 12, ст. 1093; N 46, ст. 4537; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 2, ст. 172; N 31, ст. 3456; 2007, N 7, ст. 834; N 29, ст. 3482; N 31, ст. 4016; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 19, ст. 2281; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6419, 6450; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 43; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7024, 7061; 2012, N 31, ст. 4333; 2013, N 23, ст. 2871; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4082; 2014, N 11, ст. 1098; N 23, ст. 2928; N 30, ст. 4226; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1418; N 24, ст. 3372; N 29, ст. 4342, 4350) (далее - Федеральный закон об оценочной деятельности), федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики (далее - Требования) устанавливают требования к содержанию жалобы на действия члена саморегулируемой организации оценщиков (далее - жалоба), порядок, сроки и процедуры рассмотрения поступившей в саморегулируемую организацию оценщиков жалобы и дел о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации оценщиков за нарушения членом саморегулируемой организации оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, порядок и основания применения к члену саморегулируемой организации оценщиков мер дисциплинарного воздействия.

 

II. Требования к содержанию жалобы

 

2.1. Письменное обращение (жалоба) физического или юридического лица в саморегулируемую организацию оценщиков о нарушении членом саморегулируемой организации оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, содержащее доводы заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права лица, направившего обращение (далее - заявитель), должно содержать:

1) наименование саморегулируемой организации оценщиков;

2) сведения о заявителе:

- для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

- для юридических лиц: полное наименование организации, ИНН и (или) ОГРН, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного или уполномоченного им лица, подписавшего обращение;

3) контактная информация заявителя:

- почтовый адрес;

- номер телефона, факса и адрес электронной почты (при наличии);

4) сведения о члене саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого направлена жалоба: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), регистрационный номер в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков (если известно);

5) предмет обращения: указание на нарушение членом саморегулируемой организации оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;

6) доводы заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права заявителя;

7) документы (или их копии), подтверждающие факты такого нарушения (при их наличии), или реквизиты таких документов (дата и номер);

8) подпись заявителя.

Если обращение направлено в электронной форме, то оно должно быть подписано электронной подписью заявителя в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

III. Порядок и сроки рассмотрения жалобы

 

3.1. Саморегулируемая организация оценщиков рассматривает поступившее в саморегулируемую организацию оценщиков обращение в порядке и сроки, установленные положением о порядке осуществления контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации, утвержденным в соответствии со статьей 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности (далее - положение о порядке осуществления контроля).

При рассмотрении поступившего в саморегулируемую организацию оценщиков обращения на соответствие его требованиям к содержанию жалобы, указанным в главе II Требований, саморегулируемая организация оценщиков может запрашивать дополнительную информацию (документы или материалы), относящуюся к рассматриваемым вопросам, у заявителя и члена саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого направлена жалоба.

3.2. При несоответствии обращения требованиям к содержанию жалобы, указанным в главе II Требований, саморегулируемая организация оценщиков в срок, установленный внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, но не более чем десять дней с даты получения обращения, направляет ответ заявителю с указанием оснований несоответствия.

3.3. При устранении оснований несоответствия обращения требованиям к содержанию жалобы, указанным в главе II Требований, заявитель вправе повторно обратиться с жалобой в саморегулируемую организацию оценщиков.

3.4. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в саморегулируемую организацию оценщиков (анонимные обращения), не могут служить основаниями для проведения внеплановой проверки члена саморегулируемой организации оценщиков.

3.5. При соответствии обращения требованиям к содержанию жалобы, указанным в главе II Требований, саморегулируемая организация оценщиков инициирует внеплановую проверку члена саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого направлена жалоба.

3.6. Решение о проведении внеплановой проверки (далее - решение о проведении проверки) оформляется соответствующим актом саморегулируемой организации оценщиков в порядке, предусмотренном ее внутренними документами.

3.7. Саморегулируемая организация оценщиков направляет уведомление о принятом решении лицу, направившему жалобу, и запрос необходимых для проведения проверки документов и информации члену саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого направлена жалоба, не позднее десяти дней с даты принятия такого решения в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков в соответствии с требованиями статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности.

При необходимости саморегулируемая организация оценщиков может запрашивать документы и информацию у заявителя.

Член саморегулируемой организации оценщиков обязан представить для проведения проверки необходимые документы и информацию по запросу саморегулируемой организации оценщиков в порядке и сроки, установленные в положении о порядке осуществления контроля.

3.8. В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе.

3.9. По результатам проведенной саморегулируемой организацией оценщиков внеплановой проверки на основании поступившей жалобы составляется акт внеплановой проверки.

Продолжительность внеплановой проверки с даты поступления жалобы до даты составления акта проверки не должна превышать тридцать календарных дней.

3.10. Акт внеплановой проверки должен содержать следующую информацию:

- дату составления акта внеплановой проверки;

- сведения о члене саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого проводилась проверка: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), регистрационный номер в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков;

- вид проверки;

- основание проведения проверки, предмет проверки;

- решение о проведении проверки (дата и номер);

- период проверки (даты начала и окончания проверки);

- материалы проверки с указанием источников их получения (документы и информация);

- результаты исследования фактов, указанных в жалобе, и описание выявленных нарушений либо информацию об отсутствии нарушений;

- сведения о лицах, проводивших проверку (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность);

- подписи лиц, проводивших проверку;

- иную информацию, установленную внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.

3.11. Акт внеплановой проверки, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан электронной подписью лица, проводившего проверку, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.12. По окончании внеплановой проверки фактов нарушений, указанных в жалобе, жалоба, акт внеплановой проверки и материалы проверки передаются в дисциплинарный комитет в течение трех рабочих дней с даты составления акта внеплановой проверки.

Дисциплинарный комитет обязан принять решение по поступившим акту проверки и материалам проверки в течение тридцати календарных дней с даты их поступления.

3.13. Общий срок рассмотрения жалобы с даты ее поступления в саморегулируемую организацию оценщиков до даты принятия решения дисциплинарным комитетом не может превышать шестидесяти дней в соответствии со статьей 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности.

3.14. О результатах исследования фактов, указанных в жалобе, сведениях о выявленных нарушениях либо об отсутствии нарушений, отраженных в акте внеплановой проверки, саморегулируемая организация оценщиков уведомляет члена саморегулируемой организации оценщиков и лицо, направившее жалобу, в течение трех рабочих дней с даты составления такого акта.

 

IV. Порядок и сроки обжалования результатов рассмотрения жалобы

 

4.1. В случае несогласия с результатами рассмотрения жалобы, отраженными в акте внеплановой проверки, член саморегулируемой организации оценщиков или заявитель вправе обжаловать результат рассмотрения жалобы, представив соответствующее письменное обращение в дисциплинарный комитет саморегулируемой организации оценщиков в течение десяти дней с даты получения акта внеплановой проверки.

4.2. Заявление на обжалование результатов рассмотрения жалобы должно содержать следующую информацию:

1) наименование саморегулируемой организации оценщиков;

2) сведения о заявителе:

- для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

- для юридических лиц: полное наименование организации, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица юридического лица, подписавшего заявление;

3) сведения о члене саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого была проведена внеплановая проверка на основании жалобы: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), регистрационный номер в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков (при наличии);

4) реквизиты акта внеплановой проверки (дата и номер) и принятое решение, а также сведения о жалобе, на основании которой была проведена такая проверка;

5) доводы члена саморегулируемой организации оценщиков или заявителя о несогласии с результатами рассмотрения жалобы;

6) подпись лица, подавшего заявление на обжалование результатов рассмотрения жалобы.

4.3. В обоснование доводов, указанных в заявлении на обжалование результатов рассмотрения жалобы, могут быть приложены документы (или копии документов) при их наличии у заявителя.

4.4. Саморегулируемая организация оценщиков направляет на рассмотрение в дисциплинарный комитет заявление на обжалование результатов рассмотрения жалобы и приглашает заявителя и члена саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого была проведена внеплановая проверка по жалобе, на первое запланированное после даты поступления в саморегулируемую организацию оценщиков такого заявления заседание дисциплинарного комитета с уведомлением за десять дней до его проведения.

4.5. Неявка на заседание дисциплинарного комитета заявителя и (или) члена саморегулируемой организации оценщиков, своевременно и надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания дисциплинарного комитета в порядке и сроки, предусмотренные внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, не является препятствием для рассмотрения заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы в их отсутствие.

4.6. В случае, если дисциплинарный комитет по результатам рассмотрения заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы подтверждает факты, указанные в заявлении, то дисциплинарный комитет рассматривает дело о применении мер дисциплинарного воздействия и (или) материалы соответствующей внеплановой проверки в установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков порядке.

4.7. В исключительных случаях, связанных с необходимостью получения и исследования дополнительных материалов для всестороннего рассмотрения заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы, дисциплинарным комитетом принимается мотивированное решение об отложении рассмотрения заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы, но не более чем один раз в отношении одного такого заявления и на срок не более чем тридцать дней с даты соответствующего решения дисциплинарного комитета.

4.8. Дисциплинарный комитет принимает одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы и рассмотрении дела о применении мер дисциплинарного воздействия и (или) материалов проверки в установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков порядке;

2) об отложении рассмотрения заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы в связи с необходимостью получения и исследования дополнительных материалов для всестороннего рассмотрения заявления;

3) об отказе в удовлетворении заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы либо в случае несоответствия такого заявления требованиям пункта 4.2 Требований, либо в случае если дисциплинарный комитет по результатам рассмотрения заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы не подтверждает факты, указанные в заявлении.

4.9. Решение дисциплинарного комитета по заявлению на обжалование результатов рассмотрения жалобы направляется заявителю, члену саморегулируемой организации оценщиков в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, в течение двух рабочих дней со дня его принятия.

 

V. Основания применения к члену саморегулируемой организации оценщиков мер дисциплинарного воздействия

 

5.1. При наличии нарушений по результатам рассмотрения жалобы в соответствии с положениями статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности дисциплинарный комитет принимает решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия:

1) вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации оценщиков устранить выявленные в результате проведенной проверки нарушения и устанавливающего сроки их устранения (далее - предписание);

2) вынесение члену саморегулируемой организации оценщиков предупреждения (далее - предупреждение);

3) наложение на члена саморегулируемой организации оценщиков штрафа в размере, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков (далее - штраф);

4) рекомендация о приостановлении права осуществления оценочной деятельности, подлежащая рассмотрению и утверждению или отклонению коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков (далее - рекомендация о приостановлении права осуществления оценочной деятельности);

5) рекомендация о приостановлении деятельности эксперта саморегулируемой организации оценщиков, подлежащая рассмотрению и утверждению или отклонению коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков (далее - рекомендации о приостановлении деятельности эксперта саморегулируемой организации оценщиков);

6) рекомендация об исключении члена саморегулируемой организации оценщиков из состава экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков, подлежащая рассмотрению и утверждению или отклонению общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков (далее - рекомендация об исключении из состава экспертного совета);

7) рекомендация об исключении из членов саморегулируемой организации оценщиков, подлежащая рассмотрению и утверждению или отклонению коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков (далее - рекомендация об исключении из членов саморегулируемой организации оценщиков);

8) иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков меры дисциплинарного воздействия.

5.2. При рассмотрении дел о применении мер дисциплинарного воздействия дисциплинарный комитет устанавливает следующие нарушения:

1) нарушения требований к членству в саморегулируемой организации оценщиков:

- неуплата и (или) несвоевременная уплата членских и иных взносов, установленных внутренними документами саморегулируемой организацией оценщиков;

- нарушение порядка обеспечения имущественной ответственности;

- нарушение дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности;

- непредставление в саморегулируемую организацию оценщиков информации об изменениях в сведениях, содержащихся в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, или иной информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и внутренних документов саморегулируемой организации оценщиков;

- непредставление запрашиваемых саморегулируемой организацией оценщиков документов, необходимых для проведения плановых или внеплановых проверок;

- нарушение иных условий членства, установленных положениями статьи 24 Федерального закона об оценочной деятельности;

2) нарушения требований при осуществлении оценочной деятельности или экспертизе отчетов об оценке:

- нарушение требований Федерального закона об оценочной деятельности;

- нарушение требований федеральных стандартов оценки;

- нарушение требований иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности;

- нарушение требований стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков;

3) нарушение правил деловой и профессиональной этики, установленных внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.

5.3. Основаниями для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде предписания являются:

1) наличие нарушений требований к членству в саморегулируемой организации оценщиков, указанных в подпункте 1 пункта 5.2 Требований;

2) наличие устранимых нарушений требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также внутренних документов саморегулируемой организации оценщиков при осуществлении оценочной деятельности.

Решение о применении меры дисциплинарного воздействия в виде предписания должно содержать срок устранения нарушений, послуживших основаниями для принятия решения о применении такой меры дисциплинарного воздействия, в соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, но не более тридцати календарных дней с даты вынесения такого решения.

5.4. Основаниями для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде предупреждения являются:

- наличие неустранимых нарушений требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также внутренних документов саморегулируемой организации оценщиков при осуществлении оценочной деятельности;

- наличие неустранимого нарушения порядка обеспечения имущественной ответственности;

- наличие нарушений правил деловой и профессиональной этики.

5.5. Мера дисциплинарного воздействия в виде штрафа может применяться как основная мера дисциплинарного воздействия, а также как дополнительная мера дисциплинарного воздействия к одной из мер дисциплинарного воздействия, указанных в подпунктах 1, 2, 4, 5, 6, 7 пункта 5.1 Требований, по основаниям и в размере, предусмотренным внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.

Основаниями для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде штрафа как основной меры дисциплинарного воздействия являются:

- невыполнение в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений;

- причинение ущерба действиями члена саморегулируемой организации оценщиков в связи с осуществлением оценочной деятельности или экспертизы отчетов в результате нарушения требований Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, ставшее основанием для обращения взыскания на средства компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, в размере обращенного взыскания;

- неустранимое нарушение порядка обеспечения имущественной ответственности.

Решение о применении меры дисциплинарного воздействия в виде штрафа должно содержать размер штрафа и срок его уплаты в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.

5.6. Основаниями для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации о приостановлении права осуществления оценочной деятельности являются:

- неоднократное нарушение в течение периода проведения внеплановой проверки требований Федерального закона об оценочной деятельности, а также внутренних документов саморегулируемой организации оценщиков о представлении саморегулируемой организации оценщиков информации и документов, необходимых для проведения очередной плановой или внеплановой проверки;

- выявление факта непредставления в саморегулируемую организацию оценщиков информации о действующем договоре обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности;

- применение более двух раз в течение календарного года в отношении члена саморегулируемой организации оценщиков мер дисциплинарного воздействия за нарушение им требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, требований о внесении обязательных взносов в саморегулируемую организацию оценщиков и дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков.

Срок приостановления права осуществления оценочной деятельности должен быть указан в решении дисциплинарного комитета и не может превышать шесть месяцев с даты утверждения такой меры дисциплинарного воздействия коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков.

5.7. Основанием для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации о приостановлении деятельности эксперта саморегулируемой организации оценщиков является наличие нарушений требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности при проведении экспертизы отчетов об оценке.

Срок приостановления деятельности эксперта саморегулируемой организации оценщиков не может превышать шесть месяцев с даты утверждения такой меры дисциплинарного воздействия коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков.

5.8. Основаниями для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации об исключении члена саморегулируемой организации оценщиков из состава экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков являются:

- применение более двух раз в течение календарного года мер дисциплинарного воздействия за нарушение членом саморегулируемой организацией требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, внутренних документов саморегулируемой организации оценщиков;

- выявление факта несоответствия члена экспертного совета требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, внутренних документов саморегулируемой организации оценщиков, предъявляемым к нему, или представления подложных документов для принятия в члены экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков.

5.9. Основаниями для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации об исключении из членов саморегулируемой организации оценщиков являются:

- невыполнение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации оценщиков устранить выявленные нарушения в установленные сроки после применения меры дисциплинарного воздействия, повлекшей за собой приостановление права осуществления оценочной деятельности;

- выявление факта представления для приема в члены саморегулируемой организации оценщиков подложных документов;

- осуществление оценочной деятельности в период приостановления права ее осуществления;

- проведение экспертизы отчетов в период приостановления деятельности эксперта саморегулируемой организации оценщиков;

- несоблюдение членом саморегулируемой организации оценщиков требований статьи 16 Федерального закона об оценочной деятельности в части независимости оценщика;

- применение в отношении члена саморегулируемой организации оценщиков мер дисциплинарного воздействия за нарушение им требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, требований о внесении обязательных взносов в саморегулируемую организацию оценщиков и дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков более двух раз в течение года с даты применения первой меры дисциплинарного воздействия.

 

VI. Порядок применения к члену саморегулируемой организации оценщиков мер дисциплинарного воздействия

 

6.1. По итогам внеплановой проверки члена (членов) саморегулируемой организации оценщиков, проведенной на основании поступившей в саморегулируемую организацию оценщиков жалобы, сформированное в порядке и сроки, предусмотренные внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, дело о нарушении членом (членами) саморегулируемой организации оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, требований о внесении обязательных взносов в саморегулируемую организацию оценщиков и дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов и о применении в отношении этого члена (членов) саморегулируемой организации оценщиков мер дисциплинарного воздействия (далее - дело о применении мер дисциплинарного воздействия) передается на рассмотрение в дисциплинарный комитет саморегулируемой организации оценщиков.

6.2. При принятии решения о применении меры дисциплинарного воздействия учитываются следующие обстоятельства:

- квалификация нарушения в соответствии с пунктом 5.2 Требований;

- смягчающие и отягчающие обстоятельства.

6.3. Смягчающими обстоятельствами являются:

- применение в отношении члена саморегулируемой организации оценщиков меры дисциплинарного воздействия впервые;

- активное участие и помощь члена саморегулируемой организации оценщиков в процессе рассмотрения дела о применении мер дисциплинарного воздействия;

- устранение членом саморегулируемой организации оценщиков выявленных нарушений до вынесения решения по жалобе;

- иные обстоятельства, признанные смягчающими по мнению членов дисциплинарного комитета.

6.4. Отягчающими обстоятельствами являются:

- неоднократное применение мер дисциплинарного воздействия;

- предоставление подложных документов и доказательств;

- непредставление запрашиваемых для проверки документов и материалов.

6.5. Члены дисциплинарного комитета при принятии решения о применении меры дисциплинарного воздействия в отношении члена саморегулируемой организации оценщиков в зависимости от характера допущенного нарушения вправе учитывать обстоятельства, изложенные в пунктах 6.3, 6.4 Требований.

6.6. В том случае, если до вынесения решения дисциплинарным комитетом по жалобе на тот же самый отчет об оценке или экспертное заключение, в которых выявлены нарушения требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, или на тот же факт нарушения правил деловой и профессиональной этики, который является предметом рассмотрения, поступает еще одна или несколько жалоб, данные жалобы независимо от количества заявителей объединяются в одно дело о применении меры дисциплинарного воздействия. По таким жалобам дисциплинарный комитет вправе применить одну меру дисциплинарного воздействия с учетом характера допущенного нарушения по совокупности поступивших жалоб.

6.7. Дисциплинарный комитет объединяет жалобы или дела о применении мер дисциплинарного воздействия в одну жалобу или дело о применении мер дисциплинарного воздействия в случае поступления нескольких жалоб или дел о применении мер дисциплинарного воздействия, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований, и (или) содержащих общий предмет, и (или) поданных по одному факту нарушения в отношении одного или нескольких членов саморегулируемой организации оценщиков.

6.8. Дисциплинарный комитет выделяет жалобу или дело о применении мер дисциплинарного воздействия в отдельное рассмотрение дела о применении мер дисциплинарного воздействия в случае поступления жалобы или материалов проверки по фактам нарушений, относящихся к разным видам нарушений в соответствии с содержанием нарушений, предусмотренными Требованиями.

Такое выделение допускается только в случае, если это не повлияет на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения жалобы или дела о применении мер дисциплинарного воздействия.

6.9. В случае, если в отношении члена саморегулируемой организации оценщиков дисциплинарным комитетом вынесено решение о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации к исключению из членов саморегулируемой организации оценщиков, то право осуществления оценочной деятельности такого члена приостанавливается до момента рассмотрения и утверждения или отклонения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков указанной рекомендации.

6.10. В случае, если в отношении члена саморегулируемой организации оценщиков дисциплинарным комитетом вынесено решение о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации к исключению из состава экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков, то право деятельности эксперта такого члена приостанавливается до момента рассмотрения и утверждения или отклонения общим собранием саморегулируемой организации оценщиков указанной рекомендации.

 

VII. Процедура рассмотрения жалоб и дел о применении мер дисциплинарного воздействия

 

7.1. Жалобы и (или) дела о применении мер дисциплинарного воздействия рассматриваются дисциплинарным комитетом в порядке и сроки, предусмотренные внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, по месту нахождения саморегулируемой организации оценщиков.

7.2. В исключительных случаях, связанных с необходимостью получения и исследования дополнительных материалов для всестороннего рассмотрения жалобы либо дела о применении мер дисциплинарного воздействия, дисциплинарным комитетом принимается мотивированное решение об отложении рассмотрения жалобы и (или) дела о применении мер дисциплинарного воздействия, но не более чем один раз в отношении одной жалобы либо одного дела и на срок не более чем тридцать дней с даты принятия такого решения.

7.3. Информация о месте и времени проведения заседания дисциплинарного комитета направляется в срок не позднее чем за десять дней до даты заседания дисциплинарного комитета:

- члену саморегулируемой организации оценщиков по адресу, указанному в реестре членов саморегулируемой организации;

- заявителю по адресу, указанному в жалобе;

- членам дисциплинарного комитета, а также должностным лицам саморегулируемой организации оценщиков в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.

7.4. Заседания дисциплинарного комитета проводятся в форме очного или дистанционного участия с использованием систем видеоконференцсвязи.

При этом участие лиц в процедуре рассмотрения жалоб и (или) дел о применении мер дисциплинарного воздействия путем использования видеоконференцсвязи допускается при наличии такой технической возможности.

7.5. Неявка на заседание дисциплинарного комитета участников процедуры рассмотрения жалобы и (или) дела о применении мер дисциплинарного воздействия заявителя, члена саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого рассматривается жалоба и (или) дело о применении мер дисциплинарного воздействия, своевременно и надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания дисциплинарного комитета в порядке и сроки, предусмотренные внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, не является препятствием для рассмотрения жалобы и (или) дела о применении мер дисциплинарного воздействия в их отсутствие.

7.6. Член саморегулируемой организации оценщиков, заявитель лично либо через представителя (представителей) по доверенности вправе:

1) знакомиться со всеми материалами, имеющими отношение к делу о применении мер дисциплинарного воздействия;

2) давать объяснения и представлять доказательства по делу о применении мер дисциплинарного воздействия;

3) заявлять ходатайства;

4) подавать жалобы дисциплинарному комитету на действия лица (лиц), проводившего проверку;

5) обжаловать решения дисциплинарного комитета в коллегиальный орган управления саморегулируемой организации оценщиков в срок, установленный Требованиями, с соблюдением порядка обжалования.

7.7. Заявитель и член саморегулируемой организации оценщиков или их представители вправе заявлять отводы членам дисциплинарного комитета, рассматривающим жалобу и (или) дело о применении мер дисциплинарного воздействия (далее - отводы) в случаях и порядке, установленных в настоящей главе Требований.

7.8. Член дисциплинарного комитета вправе заявить самоотвод в случаях и порядке, установленных в настоящей главе Требований.

7.9. Основаниями для отвода и самоотвода являются обстоятельства, при которых член дисциплинарного комитета:

1) является заявителем или членом саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого рассматривается жалоба и (или) дело о применении мер дисциплинарного воздействия, либо представителем заявителя или представителем члена саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого рассматривается жалоба и (или) дело о применении мер дисциплинарного воздействия;

2) состоит в родственных или трудовых отношениях с заявителем или членом саморегулируемой организации оценщиков;

3) прямо или косвенно заинтересован в результатах рассмотрения жалобы и (или) дела о применении мер дисциплинарного воздействия;

7.10. Повторное заявление об отводе по тем же основаниям и заявление отвода всему составу дисциплинарного комитета, рассматривающему жалобу, не допускаются.

7.11. Вопрос об отводе члена дисциплинарного комитета решается большинством голосов членов дисциплинарного комитета, участвующих в рассмотрении жалобы и (или) дела о применении мер дисциплинарного воздействия на заседании, при этом голос члена дисциплинарного комитета, которому заявлен отвод, не учитывается. В случае равенства голосов при принятии решений об отводе члена дисциплинарного комитета голос председателя дисциплинарного комитета саморегулируемой организации оценщиков является решающим.

7.12. Заявленный самоотвод принимается без обсуждения и голосования.

7.13. Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала или во время рассмотрения жалобы и (или) дела о применении мер дисциплинарного воздействия.

7.14. В ходе рассмотрения жалобы и (или) дела о применении мер дисциплинарного воздействия подлежат выяснению следующие обстоятельства:

1) факт нарушения;

2) основание применения меры дисциплинарного воздействия;

3) наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств.

7.15. Процедура рассмотрения жалобы и (или) дела о применении мер дисциплинарного воздействия подлежит прекращению в случае смерти члена саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого рассматривается жалоба и (или) дело о применении мер дисциплинарного воздействия.

7.16. Заседание дисциплинарного комитета считается состоявшимся, если на нем присутствуют более половины членов дисциплинарного комитета.

7.17. Дисциплинарный комитет по собственной инициативе или по ходатайству сторон процедуры рассмотрения вправе принять решение о производстве звукозаписи или видеозаписи в ходе рассмотрения жалобы, которая является приложением к протоколу заседания.

7.18. По окончании заседания дисциплинарный комитет принимает решение, которое доводится до сведения заявителя и члена саморегулируемой организации оценщиков или их представителей, присутствующих на заседании.

7.19. В ходе заседания дисциплинарного комитета ведется протокол заседания в письменной форме, в котором отражаются решения, принятые дисциплинарным комитетом. Протокол подписывается лицом, председательствующим на заседании дисциплинарного комитета.

 

VIII. Решения дисциплинарного комитета

 

8.1. Дисциплинарный комитет при принятии решения руководствуется положениями Федерального закона об оценочной деятельности, Требований и внутренних документов саморегулируемой организации оценщиков.

8.2. По итогам рассмотрения дела о применении мер дисциплинарного воздействия дисциплинарный комитет принимает одно из следующих решений:

1) о применении меры дисциплинарного воздействия;

2) о прекращении процедуры рассмотрения дисциплинарным комитетом дела о применении мер дисциплинарного воздействия;

3) об отложении рассмотрения дисциплинарным комитетом дела о применении мер дисциплинарного воздействия.

8.3. Решение дисциплинарного комитета должно содержать:

- дату и номер;

- ссылки на акт проверки;

- в случае принятия дисциплинарным комитетом решения о применении меры дисциплинарного воздействия:

сведения о выявленных нарушениях;

основания применения меры дисциплинарного воздействия;

срок устранения (в случае выявления устранимых нарушений);

- в случае принятия дисциплинарным комитетом решения о прекращении процедуры рассмотрения дисциплинарным комитетом дела о применении мер дисциплинарного воздействия указываются основания прекращения применения мер дисциплинарного воздействия в соответствии в соответствии с положениями настоящей главы Требований;

- в случае принятия дисциплинарным комитетом решения об отложении рассмотрения дисциплинарным комитетом дела о применении мер дисциплинарного воздействия:

сведения о выявленных нарушениях;

основания для отложения рассмотрения дисциплинарным комитетом дела о применении мер дисциплинарного воздействия в соответствии с пунктом 7.2 Требований.

Решение дисциплинарного комитета может содержать иную информацию, установленную внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.

8.4. Решение дисциплинарного комитета направляется заявителю, члену саморегулируемой организации оценщиков, членам дисциплинарного комитета в течение двух рабочих дней с момента его принятия способом, установленным внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.

8.5. Решение дисциплинарного комитета не позднее дня, следующего за днем, когда такое решение было принято, размещается на официальном сайте саморегулируемой организации оценщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8.6. Решение дисциплинарного комитета о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации, подлежащей рассмотрению и утверждению или отклонению коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков, должно быть рассмотрено и утверждено или отклонено коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков в течение тридцати дней с даты вынесения решения дисциплинарным комитетом.

8.7. Саморегулируемая организация оценщиков обязана обеспечить контроль исполнения решения дисциплинарного комитета.

8.8. Контроль за исполнением примененной в отношении члена саморегулируемой организации оценщиков меры дисциплинарного воздействия и устранением им нарушений, явившихся основанием применения соответствующей меры дисциплинарного воздействия, осуществляет структурное подразделение саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющее контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.

8.9. Срок устранения членом саморегулируемой организации оценщиков нарушений, явившихся основанием применения соответствующей меры дисциплинарного воздействия, устанавливается решением дисциплинарного комитета при определении меры дисциплинарного воздействия, но не более шести месяцев с даты вынесения такого решения.

8.10. В случае если по результатам контроля за исполнением членом саморегулируемой организации оценщиков меры дисциплинарного воздействия и устранением им нарушений выявляются факты неисполнения решения дисциплинарного комитета либо факты неустранения в установленный решением дисциплинарного комитета срок нарушений, явившихся основанием для применения соответствующей меры дисциплинарного воздействия, контрольным подразделением саморегулируемой организации оценщиков составляется акт, отражающий указанные факты, который передается на дальнейшее рассмотрение в дисциплинарный комитет.

8.11. Меры дисциплинарного воздействия, примененные в отношении члена саморегулируемой организации оценщиков, могут быть сняты или прекращены с последующим раскрытием соответствующей информации на официальном сайте саморегулируемой организации оценщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по основаниям и в порядке, установленным в настоящей главе.

8.12. Основаниями для снятия мер дисциплинарного воздействия являются:

- решение дисциплинарного комитета по вновь открывшимся обстоятельствам, связанным с получением и исследованием дополнительных материалов при рассмотрении жалобы либо дела о применении мер дисциплинарного воздействия.

- решение коллегиального органа управления на основании рассмотрения жалобы на решение дисциплинарного комитета;

- вступившее в законную силу решение суда об отмене решения дисциплинарного комитета, принятого по результатам рассмотрения жалобы, о наложении соответствующей меры дисциплинарного воздействия или об отмене решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации оценщиков об утверждении рекомендации дисциплинарного комитета об исключении лица из членов саморегулируемой организации оценщиков, о приостановлении права осуществления оценочной деятельности, о приостановлении деятельности эксперта саморегулируемой организации оценщиков.

8.13. Решение дисциплинарного комитета о применении меры дисциплинарного воздействия в виде предписания считается исполненным с даты устранения членом саморегулируемой организации оценщиков в пределах установленного дисциплинарным комитетом срока нарушений, послуживших основанием применения такой меры дисциплинарного воздействия.

8.14. Решение дисциплинарного комитета о применении меры дисциплинарного воздействия в виде предупреждения считается исполненным, если в отношении члена саморегулируемой организации оценщиков в течение одного года с момента применения последней меры дисциплинарного воздействия не применялись иные меры дисциплинарного воздействия и не поступали жалобы.

8.15. Решение дисциплинарного комитета о применении меры дисциплинарного воздействия в виде штрафа считается исполненным с даты уплаты членом саморегулируемой организации оценщиков штрафа в установленном размере в пределах установленного дисциплинарным комитетом срока.

8.16. Решение о прекращении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации о приостановлении права осуществления оценочной деятельности принимается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков.

Если основанием для принятия дисциплинарным комитетом решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации о приостановлении права осуществления оценочной деятельности является устранимое нарушение, и до утверждения этой меры коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков членом саморегулируемой организации оценщиков это нарушение устранено, то такое решение в силу не вступает.

8.17. Решение о прекращении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации о приостановлении деятельности эксперта саморегулируемой организации оценщиков принимается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков.

Если основанием для принятия дисциплинарным комитетом решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации о приостановлении деятельности эксперта саморегулируемой организации оценщиков является устранимое нарушение, и до утверждения этой меры коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков экспертом саморегулируемой организации оценщиков это нарушение устранено, то такое решение в силу не вступает.

8.18. На основании личного заявления члена саморегулируемой организации оценщиков дисциплинарный комитет с учетом финансового положения и (или) состояния здоровья члена саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого вынесено решение о применении меры дисциплинарного воздействия в виде вынесения предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации оценщиков устранить выявленные в результате проведенной проверки нарушения, или в виде наложения на члена саморегулируемой организации оценщиков штрафа, вправе принять решение об отсрочке или рассрочке исполнения решения о применении меры дисциплинарного воздействия в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, на срок, определенный в решении дисциплинарного комитета.

8.19. Дисциплинарный комитет принимает решение о прекращении исполнения решения о применении меры дисциплинарного воздействия в случае смерти члена саморегулируемой организации, в отношении которого вынесено решение о применении меры дисциплинарного воздействия.

 

IX. Порядок и сроки обжалования решений дисциплинарного комитета

 

9.1. Решения дисциплинарного комитета по итогам рассмотрения жалобы и (или) дела о применении мер дисциплинарного воздействия могут быть обжалованы заинтересованными лицами в коллегиальный орган управления в течение тридцати дней со дня вынесения решения по делу о применении мер дисциплинарного воздействия или в суд.

9.2. Обжалование решения дисциплинарного комитета не приостанавливает исполнения решения о применении меры дисциплинарного воздействия.

9.3. Жалоба на решение дисциплинарного комитета должна содержать следующую информацию:

1) полное наименование саморегулируемой организации оценщиков;

2) сведения о члене саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого было вынесено решение дисциплинарного комитета: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), регистрационный номер в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков;

3) доводы лица, обжалующего решение дисциплинарного комитета, о несогласии с решением дисциплинарного комитета;

4) подпись лица, подавшего жалобу на решение дисциплинарного комитета.

9.4. В обоснование доводов, указанных в жалобе на решение дисциплинарного комитета, должны быть приложены документы (или копии документов) при их наличии у заявителя.

9.5. Саморегулируемая организация оценщиков в течение трех рабочих дней с даты поступления такой жалобы в саморегулируемую организацию оценщиков направляет на рассмотрение в коллегиальный орган управления саморегулируемой организации оценщиков жалобу на решение дисциплинарного комитета и приглашает в порядке, установленным внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, заявителя и члена саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого было вынесено решение, на первое запланированное после даты поступления в саморегулируемую организацию оценщиков такой жалобы заседание коллегиального органа управления саморегулируемой организации оценщиков.

9.6. Коллегиальный орган управления саморегулируемой организации оценщиков обязан рассмотреть жалобу на решение дисциплинарного комитета, поступившую в соответствии с Требованиями, в течение тридцати дней со дня получения жалобы на решение дисциплинарного комитета.

9.7. Коллегиальный орган управления саморегулируемой организации оценщиков принимает одно из следующих решений:

1) об удовлетворении жалобы на решение дисциплинарного комитета и об отмене решения дисциплинарного комитета;

2) об отказе в удовлетворении жалобы на решение дисциплинарного комитета;

3) об отложении рассмотрения жалобы на решение дисциплинарного комитета в связи с необходимостью получения и исследования дополнительных материалов для всестороннего рассмотрения жалобы.

9.8. О результатах рассмотрения жалобы на решение дисциплинарного комитета саморегулируемая организация оценщиков сообщает в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, члену саморегулируемой организации оценщиков и заявителю в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения жалобы на решение дисциплинарного комитета.

В случае удовлетворения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков жалобы на решение дисциплинарного комитета такое решение дисциплинарного комитета аннулируется в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, с указанием причин, послуживших основанием удовлетворения жалобы на решение дисциплинарного комитета.

 


Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 декабря 2015 г. N 989 "Об утверждении требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2016 г.
Регистрационный N 41484


Настоящий приказ вступает в силу по истечении шестидесяти дней с даты его официального опубликования


Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 марта 2016 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 2 мая 2016 г. N 18


Постановлением Правительства России от 11 июня 2020 г. N 851 настоящий документ отменен с 1 января 2021 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 г. N 743

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа