В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; Российская газета, 2005, N 58) приказываю:
Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Объекты единой системы организации воздушного движения".
Министр |
И. Левитин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 мая 2005 г.
Регистрационный N 6585
Федеральные авиационные правила
"Объекты единой системы организации воздушного движения"
(утв. приказом Минтранса РФ от 18 апреля 2005 г. N 31)
I. Общие положения
1. Федеральные авиационные правила "Объекты единой системы организации воздушного движения" (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; Российская газета, 2005, N 58) с учетом стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
2. Правила устанавливают перечень объектов единой системы организации воздушного движения.
3. Правила применяются в отношении объектов, находящихся в федеральной собственности и переданных в хозяйственное ведение организациям гражданской авиации, обеспечивающим деятельность оперативных органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД).
II. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения
4. По имущественному составу объекты единой системы организации воздушного движения состоят:
из специальных средств;
из объектообразующих элементов.
5. К специальным средствам объектов единой системы организации воздушного движения относятся средства специального технического обеспечения деятельности оперативных органов ЕС ОрВД.
6. К объектообразующим элементам объектов единой системы организации воздушного движения относятся здания, сооружения, машины, оборудование, коммуникации, системы электроснабжения, линейно-кабельные сооружения, инвентарь и иное имущество, предназначенные для размещения специальных средств и персонала, жизнеобеспечения объектов, проведения профилактических, ремонтно-восстановительных и иных видов работ, предусмотренных федеральными авиационными правилами, руководствами и иными документами, регламентирующими вопросы организации и обеспечения технической эксплуатации этих объектов.
7. Объекты единой системы организации воздушного движения состоят из объектов:
1) Главного центра ЕС ОрВД, предназначенного для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию;
2) зональных центров ЕС ОрВД и вспомогательных зональных центров ЕС ОрВД, предназначенных для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своих зонах ЕС ОрВД;
3) районных центров ЕС ОрВД, предназначенных для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своих районах ЕС ОрВД;
4) вспомогательных районных центров ЕС ОрВД, предназначенных для организации воздушного движения, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своих районах ЕС ОрВД;
5) территориально совмещенных с районными центрами, вспомогательными районными центрами ЕС ОрВД органов обслуживания воздушного движения аэропортов гражданской авиации, в том числе федерального значения, входящих в зону ЕС ОрВД.
8. Объекты единой системы организации воздушного движения с учетом стратегического значения и в соответствии с функциональными задачами, выполняемыми оперативными органами ЕС ОрВД, подразделяются:
1) на объекты обслуживания воздушного движения;
2) на организационно-контрольные объекты;
3) на вспомогательные объекты обеспечения ЕС ОрВД.
9. К объектам обслуживания воздушного движения, предназначенным для обеспечения деятельности оперативных органов ЕС ОрВД по организации воздушного движения в части управления воздушным движением, относятся:
1) объекты полетно-информационного обслуживания, консультативного обслуживания, диспетчерского обслуживания воздушного движения, а также аварийного оповещения, обеспечивающие:
обслуживание воздушного движения, целью которого является предоставление консультаций и информации для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов;
обслуживание с целью обеспечения оптимального эшелонирования полетов воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам;
обслуживание (управление) воздушного движения с целью предотвращения столкновений воздушных судов между собой и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями, в том числе на площади маневрирования аэродрома, а также регулирования воздушного движения и обеспечения его экономичности;
обслуживание воздушного движения, предоставляемое с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям;
а) объекты полетно-информационного обслуживания, консультативного обслуживания, диспетчерского обслуживания воздушного движения, а также аварийного оповещения включают в себя имущественные комплексы:
центров управления воздушным движением;
командно-диспетчерских пунктов;
стартовых диспетчерских пунктов;
б) объекты полетно-информационного обслуживания, консультативного обслуживания, диспетчерского обслуживания воздушного движения, а также аварийного оповещения формируются из специальных средств, к которым относятся:
автоматизированные системы управления воздушным движением;
автоматизированные рабочие места диспетчеров, операторов, руководителей полетов и т.п.;
автоматические телефонные станции;
аппаратура записи речевой информации;
аппаратура формирования и передачи метеорологической и аэронавигационной информации;
аппаратура трансляции радиосигналов;
аппаратура центров коммутации сообщений;
диспетчерские переговорные устройства;
каналообразующая телеграфная и телефонная аппаратура;
комплексы средств (аппаратура) диспетчерской связи;
комплексы средств автоматизации управления и планирования воздушным движением;
пульты диспетчерские разные;
пульты руководителей полетов;
пульты радиобюро;
пульты инженерные;
радиопередающие станции;
радиоприемные устройства;
радиорелейные станции;
радиостанции авиационной воздушной, наземной и внутриаэропортовой радиосвязи;
системы видеонаблюдения;
системы коммутации каналов связи;
системы регистрации речевой, радиолокационной и иной информации;
системы и станции спутниковой связи;
системы точного времени;
системы дистанционного управления и контроля работы оборудования;
системы и средства гарантированного электропитания;
средства вычислительной техники (серверы различного назначения, мониторы, дисплеи, индикаторы, принтеры и т.п.);
тренажеры диспетчерские;
усилительные устройства;
устройства коммутационные;
устройства видеоконтроля;
устройства исключения шумов;
устройства кодового радиовызова;
устройства переговорные;
специальные транспортные средства для работы на аэродроме (автомобиль руководителя полетов и т.п.);
комплекты запасных частей к специальным средствам;
иные машины, оборудование, аппаратура и изделия, используемые для управления воздушным движением;
в) совмещенные на одной позиции или расположенные в одном здании, и/или имеющие общую систему энергоснабжения, линии связи, управления, как правило, обслуживаемые одним инженерно-техническим персоналом, специальные средства составляют один объект;
г) в состав объектов полетно-информационного обслуживания, консультативного обслуживания, диспетчерского обслуживания воздушного движения, а также аварийного оповещения, помимо специальных средств, входят следующие объектообразующие элементы:
здания административные, отведенные для дислокации личного состава органа управления воздушным движением, его центров, пунктов и служб;
здания (сооружения) технические, отведенные под специальные средства;
системы электроснабжения;
линии связи и управления;
системы авиационной безопасности (охранная сигнализация, огни заграждения и т.п.);
средства пожарной безопасности (пожарная сигнализация, средства пожаротушения);
средства жизнеобеспечения и охраны труда личного состава органа управления воздушным движением (кондиционирование, освещение, вентиляция, отопление, водоснабжение);
средства технологической вентиляции и кондиционирования;
средства обеспечения технической эксплуатации (склады запасных частей, мастерские, инструменты и т.п.);
2) объекты радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи включают:
а) объекты радиолокации, в том числе:
трассовые радиолокационные комплексы;
обзорные радиолокаторы трассовые;
аэродромные радиолокационные комплексы;
обзорные радиолокаторы аэродромные;
автономные вторичные радиолокаторы;
посадочные радиолокаторы;
радиолокаторы обзора летного поля;
объекты радионавигации, в том числе:
автоматические радиопеленгаторы;
курсовые радиомаяки;
глиссадные радиомаяки;
наземные всенаправленные радиомаяки азимутальные;
наземные всенаправленные радиомаяки дальномерные;
радиотехнические системы ближней навигации;
отдельные приводные радиостанции;
отдельные маркерные радиомаяки;
ближние приводные радиостанции с маркерными радиомаяками;
дальние приводные радиостанции с маркерными радиомаяками;
авиационные локальные контрольно-корректирующие станции;
объекты авиационной электросвязи, в том числе:
передающие радиоцентры;
приемные радиоцентры;
автономные ретрансляторы авиационной подвижной воздушной связи;
центры коммутации сообщений федерального уровня;
б) объекты радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи формируются из специальных средств, к которым относятся:
трассовые радиолокационные комплексы;
обзорные радиолокаторы трассовые;
вторичные радиолокаторы (автономные и встроенные);
аппаратура первичной обработки информации;
аппаратура передачи данных;
аэродромные радиолокационные комплексы;
обзорные радиолокаторы аэродромные;
посадочные радиолокаторы;
обзорно-посадочные радиолокаторы;
радиолокаторы обзора летного поля;
автоматические радиопеленгаторы;
радиомаячные системы посадки, включающие курсовой, глиссадный и маркерные радиомаяки;
наземные всенаправленные радиомаяки азимутальные;
наземные всенаправленные радиомаяки дальномерные;
радиотехнические системы ближней навигации;
маркерные радиомаяки;
оборудование систем посадки;
приводные радиостанции;
радиорелейные станции;
радиостанции авиационной воздушной, наземной и внутрипортовой радиосвязи;
радиопередающие устройства;
радиоприемные устройства;
антенно-фидерные устройства;
усилители антенные;
автоматизированные рабочие места и системы для управления, контроля и диагностики работы оборудования;
аппаратура диспетчерской связи;
аппаратура трансляции радиосигналов;
аппаратура центров коммутации сообщений;
каналообразующая телеграфная и телефонная аппаратура;
пульты инженерные;
контрольно-измерительные приборы и устройства;
устройства видеонаблюдения;
автоматические телефонные станции;
системы и станции спутниковой связи;
системы точного (единого) времени;
средства вычислительной техники (серверы различного назначения, мониторы, дисплеи, индикаторы, принтеры и т.п.);
системы и средства гарантированного электропитания;
дизель-электрические агрегаты (устройства) для автономного электроснабжения объектов;
аппаратура автоматики дизель-электрических агрегатов (устройств);
устройства коммутационные;
специальные транспортные средства для работы на аэродроме (автомобили сменного инженера службы радиотехнического обеспечения полетов, радиолаборатории и т.п.);
комплекты запасных частей к специальным средствам;
иные машины, оборудование, аппаратура и изделия, используемые для радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи;
в) совмещенные на одной позиции или расположенные в одном здании, и/или имеющие общую систему энергоснабжения, линии связи, управления, как правило, обслуживаемые одним инженерно-техническим персоналом, специальные средства или объекты радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи составляют один совмещенный объект;
г) в состав объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, помимо специальных средств, входят следующие объектообразующие элементы:
здания (сооружения) технические;
системы электроснабжения;
линии связи и управления;
системы авиационной безопасности (охранная сигнализация, огни заграждения и т.п.);
средства пожарной безопасности (пожарная сигнализация, средства пожаротушения);
средства жизнеобеспечения и охраны труда инженерно-технического персонала (кондиционирование, освещение, вентиляция, отопление, водоснабжение);
средства технологической вентиляции и кондиционирования;
средства обеспечения технической эксплуатации (склады запасных частей, мастерские, инструменты, станки, стенды проверки, диагностики и настройки оборудования и т.п.);
комплекты эксплуатационной документации.
10. К организационно-контрольным объектам, обеспечивающим деятельность оперативных органов ЕС ОрВД по организации воздушного движения в части организации потоков воздушного движения, организации воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания воздушного движения и организации потоков воздушного движения, обеспечению разрешительного порядка использования воздушного пространства, контролю за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, относятся:
специальные средства вычислительной техники, электронной связи, оперативной полиграфии;
иные средства и оборудование, используемые для обеспечения организационно-контрольных функций оперативных органов ЕС ОрВД;
а) совмещенные на одной позиции или расположенные в одном здании и/или имеющие общую систему энергоснабжения, линии связи, управления, как правило, обслуживаемые одним инженерно-техническим персоналом, специальные средства составляют один объект;
б) в состав организационно-контрольных объектов входят следующие объектообразующие элементы:
здания, сооружения, в том числе здания административные, отведенные под оперативные органы ЕС ОрВД;
системы электроснабжения;
линии связи и управления;
системы авиационной безопасности (охранная сигнализация);
средства пожарной безопасности (пожарная сигнализация, средства пожаротушения);
средства жизнеобеспечения и охраны труда личного состава оперативных органов ЕС ОрВД (кондиционирование, освещение, вентиляция, отопление, водоснабжение).
11. К вспомогательным объектам обеспечения ЕС ОрВД относятся:
1) объекты служб аэронавигационной информации, предназначенных для подготовки, издания и передачи документов аэронавигационной информации (утвержденных и изданных в установленном порядке документов, которые содержат информацию, имеющую важное значение для аэронавигации), которые включают имущественные комплексы:
центров аэронавигационной информации;
обособленных подразделений служб аэронавигационной информации;
а) объекты служб аэронавигационной информации формируются из специальных средств, включая:
средства вычислительной техники;
средства электронной связи;
средства оперативной полиграфии;
иные средства и оборудование, непосредственно используемые для подготовки, издания и передачи документов аэронавигационной информации;
б) совмещенные на одной позиции, или расположенные в одном здании и/или имеющие общую систему энергоснабжения, линии связи, управления, как правило, обслуживаемые одним инженерно-техническим персоналом, специальные средства составляют один объект;
в) в состав объектов служб аэронавигационной информации входят специальные средства и следующие объектообразующие элементы:
здания административные, отведенные под центры и обособленные подразделения служб аэронавигационной информации;
системы электроснабжения;
линии связи и управления;
системы авиационной безопасности (охранная сигнализация);
средства пожарной безопасности (пожарная сигнализация, средства пожаротушения);
средства жизнеобеспечения и охраны труда личного состава центров и обособленных подразделений служб аэронавигационной информации (кондиционирование, освещение, вентиляция, отопление, водоснабжение);
2) объекты поддержания эксплуатационной готовности ЕС ОрВД, предназначенные для проведения организационных, производственных и инженерно-технических мероприятий по обслуживанию технических средств объектов единой системы организации воздушного движения, проведению на них профилактических и ремонтно-восстановительных работ.
К объектам поддержания эксплуатационной готовности ЕС ОрВД относятся ремонтные мастерские, склады, ангары, гаражи, элементы жизнеобеспечения и другие объекты, оборудованные специальными станками, механизмами, приборами, транспортными средствами, инвентарем.
Приказ Минтранса РФ от 18 апреля 2005 г. N 31 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Объекты единой системы организации воздушного движения"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 мая 2005 г.
Регистрационный N 6585
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 23 мая 2005 г. N 21, в "Российской газете" от 14 июня 2005 г. N 125 (без Правил)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтранса России от 5 июня 2017 г. N 211
Изменения вступают в силу с 16 июля 2017 г.