Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Минтранса РФ от 16 января 2012 г. N 6 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации"

 

В соответствии с пунктом 105 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1649; 2011, N 37, ст. 5255; 2011, N 40, ст. 5555), приказываю:

Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации".

 

Министр

И.Е. Левитин

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2012 г.

Регистрационный N 23577

 

Федеральные авиационные правила
"Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации"

ГАРАНТ:

О Федеральных авиационных правилах см. справку

I. Общие положения

 

1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации" (далее - Правила), разработанные в соответствии с пунктом 105 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1649; 2011, N 37, ст. 5255; 2011, N 40, ст. 5555) (далее - Федеральные правила), определяют организацию планирования использования воздушного пространства Российской Федерации.

2. Настоящие Правила обязательны для исполнения органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства.

3. Организация планирования использования воздушного пространства включает в себя:

получение и обработку центрами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - Единая система) информации о планах использования воздушного пространства, информации о ходе их выполнения, а также другой информации по вопросам разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства;

процедуры стратегического, предтактического и тактического (текущего) планирования использования воздушного пространства, координирования использования воздушного пространства с целью его распределения по месту, времени и высоте между всеми заинтересованными пользователями воздушного пространства, а также обеспечения организации потоков воздушного движения;

взаимодействие центров Единой системы между собой, с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, с органами противовоздушной обороны в части осуществления контроля за соблюдением требований Федеральных правил.

4. Главный центр Единой системы и зональный центр Единой системы выполняют стратегическое, предтактическое и тактическое (текущее) планирование и координирование использования воздушного пространства.

Главный центр Единой системы координирует деятельность зональных центров Единой системы.

5. Зональный центр Единой системы выполняет стратегическое, предтактическое и тактическое (текущее) планирование и координирование использования воздушного пространства, а также осуществляет координацию деятельности органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) в зоне Единой системы по вопросам организации использования воздушного пространства.

6. Районный центр Единой системы, наделенный соответствующим правом планирования использования воздушного пространства согласно перечню зон и районов Единой системы, выполняет предтактическое и тактическое (текущее) планирование, координирование использования воздушного пространства, а также осуществляет координацию деятельности по вопросам организации использования воздушного пространства:

районных центров Единой системы и вспомогательных районных центров Единой системы, функционирующих в его районе ответственности;

органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, выделенных в качестве вспомогательных пунктов управления государственной авиацией;

органов обслуживания воздушного движения, предоставляющих полетно-информационное обслуживание в классе G;

органов обслуживания воздушного движения аэродромов и посадочных площадок в районе ответственности.

7. Стратегическое, предтактическое и тактическое (текущее) планирование использования воздушного пространства, а также координирование использования воздушного пространства осуществляются на основании информации:

сообщений о планах (расписаниях, графиках) использования воздушного пространства, включая сообщения о планах международных полетов воздушных судов и внутренних полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения, полетов воздушных судов вне маршрутов обслуживания воздушного движения и использования зон ограничения полетов;

о разрешениях (выданных соответствующими федеральными органами исполнительной власти) на выполнение международных полетов и об аннулировании таких разрешений;

о запретах и ограничениях на использование воздушного пространства;

о разрешениях на использование воздушного пространства в запретных зонах и зонах ограничения от лиц, в интересах которых установлены такие зоны, и об аннулировании таких разрешений;

о движении воздушных судов в воздушном пространстве;

о начале и окончании деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с выполнением полетов воздушных судов.

8. Для обеспечения процесса планирования использования воздушного пространства в центрах Единой системы организуется авиационная наземная сеть передачи данных и телеграфных сообщений, телефонная сеть связи общего пользования, телефонная и (или) телеграфная сеть связи ограниченного доступа, сеть Интернет, а также обеспечивается прием информации на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение.

Планирование использования воздушного пространства в центрах Единой системы, оснащенных комплексами средств автоматизации планирования использования воздушного пространства, осуществляется с использованием указанных комплексов.

9. Органам обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, физическим и юридическим лицам, организующим и осуществляющим деятельность по использованию воздушного пространства, надлежит своевременно и в полном объеме предоставлять центрам Единой системы информацию, касающуюся деятельности по использованию воздушного пространства.

10. Координирование использования воздушного пространства обеспечивает оптимальное и гибкое его использование и включает в себя:

обеспечение безопасности использования воздушного пространства при изменениях воздушной, метеорологической и аэронавигационной обстановки через реализацию полномочий центров Единой системы по перераспределению воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами;

своевременное введение и снятие запретов и ограничений в оптимальных объемах воздушного пространства, связанных с временными и местными режимами, а также кратковременными ограничениями;

предоставление возможности использования воздушного пространства зон ограничения полетов, действия которых ограничивается временным периодом.

11. В ходе планирования использования воздушного пространства обеспечивается организация потоков воздушного движения на маршрутах обслуживания воздушного движения и в районах гражданских аэродромов, включая аэродромы совместного базирования.

12. Для обеспечения организации потоков воздушного движения применяются информирующие и регулирующие меры в случаях:

достижения предельных значений объемов воздушного движения относительно заявленной пропускной способности органов обслуживания воздушного движения, предоставляющих районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода и аэродромное диспетчерское обслуживание, либо значений, их превышающих;

сокращения пропускной способности воздушного пространства вследствие ограничения его использования, связанного с реализацией государственных приоритетов в использовании воздушного пространства, а также с изменением метеорологической обстановки или другими факторами, влияющими на безопасность полетов.

Применение информационных и регулирующих мер направлено на поддержание безопасных и упорядоченных потоков воздушного движения, а также управление пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения.

13. Стратегическое, предтактическое и тактическое (текущее) планирование использования воздушного пространства, координирование использования воздушного пространства осуществляются авиационным персоналом главного центра, зонального центра и районного центра Единой системы круглосуточно, при этом используется всемирное скоординированное время.

 

II. Организация стратегического планирования использования воздушного пространства

 

14. Стратегическое планирование использования воздушного пространства (далее - стратегическое планирование) проводится главным центром и зональными центрами Единой системы за двое и более суток до дня использования воздушного пространства с целью согласования вопросов, связанных с организацией использования воздушного пространства, при осуществлении:

международных и внутренних полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения согласно расписанию регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии (далее - расписание регулярных воздушных перевозок);

полетов воздушных судов вне маршрутов обслуживания воздушного движения и другой деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с полетами воздушных судов, для обеспечения которых требуется запрещение или ограничение использования воздушного пространства.

15. На этапе стратегического планирования главный центр Единой системы:

согласовывает вопросы организации использовании# воздушного пространства, касающиеся расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, для чего осуществляет сбор и обобщение необходимой информации, содержащейся в сообщениях о повторяющихся планах международных полетов и внутренних полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения, а также в соответствующих изменениях к ним;

принимает и обобщает информацию, содержащуюся в сообщениях о представленных планах полетов воздушных судов и других планах использования воздушного пространства на осуществление деятельности, не связанной с полетами воздушных судов, а также проверяет её соответствие установленной структуре воздушного пространства и формализации;

составляет прогноз потребностей воздушного пространства для обеспечения воздушного движения на каждые предстоящие сутки, для которых проводится стратегическое планирование использования воздушного пространства, а также определяет соотношение потребностей воздушного движения и заявленной пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения;

разрабатывает, координирует и применяет стратегические меры по организации потоков воздушного движения в соответствии с заявленными потребностями воздушного движения и пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения, а также запретами и ограничениями, влияющими на потоки воздушного движения;

совместно с зональными центрами Единой системы осуществляет разработку и предварительное согласование условий на использование воздушного пространства для перелетов воздушных судов государственной и экспериментальной авиации вне маршрутов обслуживания воздушного движения;

принимает и доводит в части касающейся до зональных центров Единой системы разрешения на выполнение полетов воздушных судов, на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с полетами воздушных судов, а также иную информацию по вопросам организации и обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

16. На этапе стратегического планирования зональный центр Единой системы:

принимает участие в согласовании вопросов организации использования воздушного пространства своей зоны Единой системы, касающихся расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов;

принимает и обобщает информацию, содержащуюся в сообщениях о представленных планах полетов воздушных судов и других планах использования воздушного пространства на осуществление деятельности, не связанной с полетами воздушных судов, а также проверяет её соответствие установленной структуре воздушного пространства и формализации;

совместно с районными центрами Единой системы своей зоны Единой системы осуществляет разработку и предварительное согласование условий на использование воздушного пространства для перелетов воздушных судов государственной и экспериментальной авиации вне маршрутов обслуживания воздушного движения;

участвует в применении стратегических мер по организации потоков воздушного движения в соответствии с заявленными потребностями воздушного движения и пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), а также запретами и ограничениями, влияющими на потоки воздушного движения;

осуществляет сбор и обобщение информации, содержащейся в графиках (планах) использования зон ограничения полетов, временной период действия которых доводится посредством извещения NOTAM, а также информацию об использовании маршрутов полетов воздушных судов, установленных инструкциями по производству полетов в районах аэродромов (аэроузлов), и направляет в орган аэронавигационной информации соответствующие представления на издание извещения NOTAM;

принимает от главного центра Единой системы и доводит до районных центров Единой системы своей зоны Единой системы в части, их касающейся, разрешения на выполнение полетов воздушных судов, на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с полетами воздушных судов, а также иную информацию по вопросам организации и обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

17. Для стратегического планирования международных и внутренних полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения, выполняемых согласно расписанию регулярных воздушных перевозок, эксплуатанты воздушных судов направляют в главный центр Единой системы сообщение о повторяющемся плане полета воздушного судна или сообщение о представленном плане полета воздушного судна.

17.1. Сообщение о повторяющемся плане полета воздушного судна может применяться российскими эксплуатантами во всех случаях, когда полет воздушного судна включен в расписание регулярных воздушных перевозок в один и тот же день (дни), не менее десяти недель подряд, или ежедневно, в течение периода, состоящего не менее чем из десяти дней. При этом его выполнение предусматривается по правилам приборных полетов с использованием маршрутов обслуживания воздушного движения.

Информация, указанная в сообщении о повторяющемся плане полета воздушного судна, должна иметь высокую степень постоянства, а именно: срок действия плана полета; дни полетов; опознавательный индекс воздушного судна; тип воздушного судна и категория турбулентного следа; допуск к полетам в RVSM; аэродром вылета; время уборки колодок; крейсерская(ие) скорость(и); крейсерский(ие) эшелон(ы); маршрут полета и коридор(ы) пересечения государственной границы Российской Федерации (при международных полетах); аэродром назначения.

17.2. Сообщение о повторяющемся плане полета воздушного судна может применяться эксплуатантом иностранного государства в случаях, указанных в пункте 17.1 настоящих Правил, при условии, что такая процедура установлена двухсторонним международным соглашением.

17.3. При необходимости повторяющиеся планы полетов воздушных судов объединяются эксплуатантом в соответствующий перечень. Состав информации, включаемой в перечень повторяющихся планов полетов воздушных судов, а также порядок его направления в главный центр Единой системы должны соответствовать табелю сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденному в установленном порядке.

17.4. Изменение перечня повторяющихся планов полетов воздушных судов, касающееся нового полета, а также исключение или изменение ранее включенного в перечень полета осуществляется после представления в главный центр Единой системы сообщения об его изменении в виде, соответствующем основному формату перечня повторяющихся планов полетов воздушных судов.

17.5. Сообщение о представленном плане полета воздушного судна при выполнении его согласно расписанию регулярных воздушных перевозок направляется по усмотрению эксплуатанта за двое и более суток в главный центр Единой системы в случаях:

если частота и условия выполнения полета воздушного судна не соответствуют критериям, указанным в пункте 17.1 настоящих Правил;

если международный полет воздушного судна выполняется воздушным судном иностранного государства, с которым не заключено международное соглашение о процедурах применения повторяющегося плана полета;

если известно, что международный полет воздушного судна будет осуществлен в воздушном пространстве Российской Федерации с изменениями условий относительно заявленных в повторяющемся плане.

18. Дополнительно для стратегического планирования международных полетов воздушных судов иностранных государств по маршрутам обслуживания воздушного движения, выполняемых согласно расписанию регулярных воздушных перевозок, главным центром Единой системы используется информация относительно указанных полетов, получаемая от Федерального агентства воздушного транспорта на этапе согласования и выдачи разрешения на их выполнение.

19. Стратегическое планирование в отношении международных полетов предусматривает:

наличие в главном центре Единой системы представленного плана полета и одного из следующих документов: международный договор Российской Федерации, разрешений на выполнение международных полетов воздушных судов, выдаваемых Правительством Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации;

в случае если для выполнения международного полета иностранного воздушного судна возникает потребность в использовании воздушного пространства вне маршрутов обслуживания воздушного движения или маршрутов обслуживания воздушного движения, не открытых для международных полетов, а также использование для посадки и взлета аэродромов, не открытых для международных полетов, разрешение выдает Федеральное агентство воздушного транспорта.

20. Стратегическое планирование полетов воздушных судов вне маршрутов обслуживания воздушного движения, за исключением международных полетов, и другой деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с полетами воздушных судов, осуществляется с целью:

принятия заблаговременных мер по обеспечению безопасности использования воздушного пространства других пользователей;

предварительного согласования вопросов организации воздушного движения.

21. При организации перелетов и внеаэродромных полетов боевых, учебно-боевых воздушных судов государственной авиации и экспериментальных воздушных судов, изготовленных для государственной авиации, предварительному согласованию с главным центром или зональным центром Единой системы подлежат маршрут перелета (внеаэродромного полета) и порядок обслуживания воздушного движения.

21.1. Для согласования перелета (внеаэродромного полета) оперативные органы Единой системы должны иметь данные о маршруте перелета с указанием на каждом его этапе расстояния, времени полета, диапазона высот (эшелонов), аэродромов посадки и запасных аэродромов.

21.2. При выполнении перелетов (внеаэродромных полетов) в воздушном пространстве трех и более смежных зон Единой системы данные, указанные в пункте 21.1 настоящих Правил, и запрос на их согласование представляются в главный центр Единой системы.

21.3. При выполнении перелета (внеаэродромного полета) в воздушном пространстве одной зоны или двух смежных зон Единой системы данные, указанные в пункте 21.1 настоящих Правил, и запрос на их согласование направляются в зональный центр Единой системы по месту нахождения аэродрома вылета.

21.4. Сроки направления в главный или зональный центр Единой системы данных о перелете (внеаэродромном полете) определяются по усмотрению стороны, организующей перелет (внеаэродромный полет), в пределах периода стратегического планирования использования воздушного пространства.

21.5. Исключение относительно пункта 21.4 настоящих Правил составляют случаи, когда маршрут перелета (внеаэродромного полета) или его отдельные участки проходят в воздушном пространстве класса G, а планируемые скорости полета воздушного судна превышают значение 450 км/ч.

При этом срок направления в главный или зональный центр Единой системы данных о перелете (внеаэродромном полете) должен быть не менее пяти суток до его начала для своевременного издания извещения NOTAM, предупреждающего о запретах и ограничениях в неконтролируемом воздушном пространстве, связанных с перелетом (внеаэродромным полетом).

21.6. Главный центр Единой системы совместно с зональными центрами Единой системы в отношении перелетов (внеаэродромных полетов) в воздушном пространстве трех и более смежных зон Единой системы анализирует и определяет возможность использования заявленного маршрута, а также порядок обслуживания воздушного движения, включая основные и запасные частоты радиосвязи и рубежи передачи управления.

В отношении перелетов (внеаэродромных полетов) в воздушном пространстве одной или двух смежных зон Единой системы зональный центр Единой системы совместно с районными центрами Единой системы своей зоны Единой системы анализирует и определяет возможность использования заявленного маршрута, а также порядок обслуживания воздушного движения (управления полетами), включая основные и запасные частоты радиосвязи и рубежи передачи управления.

21.7. Главный центр Единой системы согласованные данные о маршруте перелета (внеаэродромного полета) и порядок обслуживания воздушного движения (управления полетами) направляет организатору перелета (внеаэродромного полета) не позднее двух суток после получения запроса.

21.8. Зональный центр Единой системы согласованные данные о маршруте перелета (внеаэродромного полета) и порядок обслуживания воздушного движения направляет организатору перелета (внеаэродромного полета) не позднее суток после получения запроса.

22. На этапе стратегического планирования согласовываются вопросы использования зон ограничения полетов, временной период действия которых определяется извещением NOTAM или публикуется в документах аэронавигационной информации.

22.1. В случае необходимости использования временной зоны ограничения полетов для проведения на полигонах стрельб, пусков ракет, бомбометаний, десантирования; проведения противоградовых стрельб; проведения работ с боеприпасами на объектах их хранения; осуществления научных исследований в атмосфере; проведения взрывных работ; выполнения полетов в специальных зонах вне районов аэродромов (вертодромов); выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов пользователи воздушного пространства не позднее чем за пять суток до ввода её в действие представляют в зональный центр Единой системы график (план) её использования.

В графике (плане) указываются: номер зоны ограничения полетов, дата и время использования воздушного пространства в ней.

График (план) использования может быть направлен с указанием одной или несколько дат активизации зоны ограничения полетов, но не более чем на месяц вперед.

22.2. В графике (плане) использования зон ограничения полетов в интересах выполнения полетов воздушных судов вне районов аэродромов дополнительно указываются данные об использовании маршрутов полетов воздушных судов.

22.3. Зональный центр Единой системы с получением графика (плана) использования зоны ограничения полетов направляет в орган аэронавигационной информации представление на издание извещения NOTAM и опубликовывает в сети Интернет информацию об её активизации, а также информацию об ограничениях на маршрутах обслуживания воздушного движения, связанных с полетами воздушных судов вне района аэродрома, информирует главный центр Единой системы и районные центры Единой системы своей зоны Единой системы.

22.4. Корректировка периода активизации зоны ограничения полетов допускается при предтактическом планировании использования воздушного пространства в соответствии с планом использования воздушного пространства в пределах заявленной ранее даты.

23. На этапе стратегического планирования осуществляется согласование запуска шаров-зондов (ракет-зондов, радиозондов, шаров-пилотов и подобных материальных объектов).

23.1. Согласование запусков шаров-зондов, осуществляемых в единые международные сроки с целью получения метеорологических данных о состоянии атмосферы, производится на основании расписаний (выписок из годовых планов).

Расписания (выписки из годовых планов) представляются территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в зональные центры Единой системы и штабы командований Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны ежегодно, до 15 декабря.

Об изменении расписания запусков шаров-зондов сообщается не позднее чем за 15 суток.

23.2. Согласование разовых запусков шаров-зондов производится на основании планов использования воздушного пространства, которые представляются в зональный центр Единой системы не позднее чем за трое суток до времени запуска. При этом зональные центры Единой системы:

доводят расписания (выписки из годовых планов) запуска шаров-зондов, изменения к ним, а также планы использования на разовые запуски до районных центров Единой системы своей зоны Единой системы;

определяют запреты и ограничения на маршрутах обслуживания воздушного движения, в районах аэродромов для их учета при организации потоков воздушного движения.

24. На основании сообщений о планах полетов воздушных судов и планах использования воздушного пространства для осуществления деятельности, не связанной с полетами воздушных судов, информации об устанавливаемых запретах и ограничениях в воздушном пространстве, а также статистических данных о ранее имевшей место фактической интенсивности воздушного движения главный центр Единой системы формирует прогноз потребностей воздушного пространства для обеспечения воздушного движения на каждые предстоящие сутки.

При составлении вышеуказанного прогноза потребностей воздушного пространства необходимо учитывать технические возможности аэропортов.

25. Исходя из прогноза потребностей воздушного пространства для обеспечения воздушного движения на каждые предстоящие сутки, главный центр Единой системы определяет соотношение потребностей воздушного движения и заявленной пропускной способностью# органов обслуживания воздушного движения (управления полетами).

26. В случае превышения потребностей воздушного движения над заявленной пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) главный центр Единой системы с участием зональных центров Единой системы разрабатывает, координирует и применяет стратегические меры по организации потоков воздушного движения, к которым относятся:

информирование органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) для разработки мер по увеличению их пропускной способности;

подготовка предложений по организации воздушного пространства;

корректировка пространственных и временных характеристик заявленного пользователем маршрута полета в воздушном пространстве Российской Федерации в соответствии с государственными приоритетами его использования, а также с учетом заявленной пропускной способностью# органов обслуживания воздушного движения (управления полетами).

 

III. Организация предтактического планирования использования воздушного пространства

 

27. Предтактическое планирование использования воздушного пространства осуществляется главным центром Единой системы, зональными и районными центрами Единой системы накануне дня использования воздушного пространства с целью распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте (далее - распределение воздушного пространства), включая распределение воздушного пространства маршрутов обслуживания воздушного движения между воздушными судами в потоке воздушного движения.

28. Распределение воздушного пространства представляет собой процесс, в ходе которого центрами Единой системы определяются условия использования воздушного пространства на предстоящие сутки исходя из поступивших сообщений о представленных планах полетов воздушных судов в классах воздушного пространства A и C, о планах полетов беспилотных летательных аппаратов, о планах использования воздушного пространства на осуществление деятельности, не связанной с полетами воздушных судов, а также установление запретов и ограничений в воздушном пространстве в целях обеспечения безопасности его использования.

29. В результате предтактического планирования использования воздушного пространства в главном, зональных и районных центрах Единой системы формируется суточный план использования воздушного пространства, который доводится до органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) или пользователей воздушного пространства, деятельность которых не связанна# с полетами воздушных судов.

Информация из суточного плана центра Единой системы содержит разрешение и условия использования воздушного пространства, в соответствии с которыми орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) на основании запроса командира воздушного судна выдает диспетчерское разрешение.

Для непосредственного осуществления деятельности, не связанной с полетами воздушных судов, основанием служит разрешение и условия использования воздушного пространства, полученные от соответствующего центра Единой системы.

30. Суточный план главного центра Единой системы представляет собой совокупность информации о планах полетов воздушных судов, включая полеты воздушных судов по международному и внутреннему расписанию, и разрешений на использование воздушного пространства для их выполнения на предстоящие сутки.

Информация о планах полетов воздушных судов по международному и внутреннему расписанию, по которым стратегическое планирование осуществлялось на основании сообщений о повторяющихся планах полетов воздушных судов, включается в суточный план главного центра Единой системы и рассылается в соответствующие зональные центры Единой системы в формате представленного плана полета.

Рассылка вышеуказанных представленных планов полетов воздушных судов завершается главным центром Единой системы не менее чем за 20 часов до планируемого времени вылета.

31. Суточный план зонального центра Единой системы представляет собой совокупность информации:

о планах полетов воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов;

о планах использования воздушного пространства при осуществлении деятельности, не связанной с выполнением полетов воздушных судов, в границах зоны Единой системы (только для зональных центров, не имеющих в границах своей зоны районного центра Единой системы);

разрешений на использование воздушного пространства на предстоящие сутки для выполнения указанных в предыдущем подпункте полетов и деятельности;

о планах полетов воздушных судов и разрешениях на использование воздушного пространства для их выполнения, полученных от главного центра Единой системы в части, касающейся воздушного пространства зоны Единой системы.

32. Суточный план районного центра Единой системы представляет собой совокупность информации:

о планах полетов воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов, а также о планах на осуществление деятельности, не связанной с выполнением полетов воздушных судов, и разрешений на использование воздушного пространства для их выполнения в соответствии с Федеральными правилами;

о планах полетов воздушных судов, беспилотных летательных аппаратов и о разрешениях на использование воздушного пространства для их выполнения, полученных от зонального центра Единой системы в части, касающейся воздушного пространства района Единой системы.

33. При осуществлении предтактического планирования использования воздушного пространства главный центр Единой системы:

принимает планы использования воздушного пространства на осуществление деятельности на предстоящие сутки, а также проверяет их соответствие установленной структуре воздушного пространства и формализации;

составляет, анализирует и координирует план использования воздушного пространства на предстоящие сутки (суточный план);

выдает разрешение на использование воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами;

доводит суточный план, установленные запреты и ограничения в использовании воздушного пространства на предстоящие сутки до зональных центров и взаимодействующего органа противовоздушной обороны;

разрабатывает, координирует и применяет предтактические меры по организации потоков воздушного движения в соответствии с заявленными потребностями воздушного движения и пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), а также запретами и ограничениями, влияющими на потоки воздушного движения.

34. При осуществлении предтактического планирования использования воздушного пространства зональный центр Единой системы:

принимает планы использования воздушного пространства на осуществление деятельности на предстоящие сутки, а также проверяет их соответствие установленной структуре воздушного пространства и формализации;

размещает в сети Интернет информацию обо всех имеющихся на предстоящие сутки запретах и ограничениях относительно воздушного пространства зоны ответственности, где установлен класс G;

составляет, анализирует и корректирует суточный план с включением в него планов использования воздушного пространства, полученных из главного центра Единой системы и смежных зональных центров Единой системы;

рассылает выписки из суточного плана в районные центры Единой системы в части, их касающейся;

выдает разрешение на использование воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами;

доводит суточный план, установленные запреты и ограничения в использовании воздушного пространства на предстоящие сутки до взаимодействующего органа противовоздушной обороны;

разрабатывает, координирует и применяет предтактические меры по организации потоков воздушного движения в соответствии с заявленными потребностями воздушного движения и пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), а также запретами и ограничениями, влияющими на потоки воздушного движения.

35. При осуществлении предтактического планирования использования воздушного пространства районный центр Единой системы:

принимает от зонального центра Единой системы информацию из суточного плана использования воздушного пространства зоны Единой системы относительно своего района ответственности;

разрабатывает условия на использование воздушного пространства района ответственности при выполнении полетов воздушными судами вне маршрутов обслуживания воздушного движения, беспилотными летательными аппаратами в классах воздушного пространства A, C и G, а также на осуществление деятельности, не связанной с полетами воздушных судов;

по запросу выдает разрешение на использование воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами;

обеспечивает применение разработанных главным и зональным центрами Единой системы предтактических мер организации потоков воздушного движения в части пропускной способности органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) района ответственности;

контролирует состояние пропускной способности органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) своего района, рассчитывает изменения нормативов пропускной способности, доводит их до своего зонального центра Единой системы.

36. В ходе предтактического планирования использования воздушного пространства оперативными органами Единой системы обеспечивается предтактическая деятельность по организации потоков воздушного движения на предстоящие сутки по маршрутам обслуживания воздушного движения:

определяется поток воздушного движения, в котором учитываются данные повторяющихся планов полетов относительно предстоящих суток, а также сообщения о представленных планах полетов на предстоящие сутки, поступившие в оперативные органы Единой системы при стратегическом и предтактическом планировании использовании# воздушного пространства;

с учетом пространственных и временных характеристик потока воздушного движения определяется его соответствие заявленной пропускной способности органов обслуживания воздушного движения, при этом в обязательном порядке учитываются установленные запреты и ограничения, влияющие на маршруты обслуживания воздушного движения и районы аэродромов гражданской авиации.

37. Распределение воздушного пространства на маршрутах обслуживания воздушного движения при формировании потока воздушного движения на предстоящие сутки осуществляется в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства.

38. По каждому поступившему в главный центр Единой системы сообщению о представленном плане международного полета либо внутреннего полета в воздушном пространстве более одной зоны Единой системы в случае, если указанные полеты выполняются по маршрутам обслуживания воздушного движения, проводится анализ их влияния на загрузку органов обслуживания воздушного движения.

Анализ влияния внутренних полетов на загрузку органов обслуживания воздушного движения при выполнении их в пределах одной зоны Единой системы по маршрутам обслуживания воздушного движения осуществляет зональный центр Единой системы.

39. При выявлении превышения объемов воздушного движения над нормативами пропускной способности органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) главный или зональный центр Единой системы разрабатывает по согласованию с заинтересованными органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и применяет (доводит) предтактические меры организации потоков воздушного движения:

информирует орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) о необходимости разработки мер по увеличению заявленной пропускной способности в предстоящие сутки;

либо определяет по согласованию с пользователем воздушного пространства возможные изменения в заявленные условия на выполнение полетов, в том числе изменение маршрута полета или его временных характеристик (время вылета или время посадки воздушного судна).

39.1. При реализации процедур обеспечения предтактической деятельности по организации потоков воздушного движения центры Единой системы и органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) применяют формализованные сообщения, касающиеся обслуживания воздушного движения и указанные в табеле сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

39.2. В случае применения предтактических мер организации потоков воздушного движения в отношении планируемого полета воздушного судна пользователю воздушного пространства или его представителю необходимо через орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) аэродрома вылета:

отменить представленный план полета воздушного судна, ранее поданный в главный или зональный центр Единой системы;

подать в главный или зональный центр Единой системы новый представленный план полета воздушного судна с указанием в нем условий полета, согласованных с соответствующим центром Единой системы.

39.3. Регулирующие меры в ходе предтактического планирования использования воздушного пространства при обеспечении организации потоков воздушного движения не применяются к полетам воздушных судов:

под литером "А", "К" и "ПК";

в интересах поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ;

для оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в медицинских и других гуманитарных целях;

в особых условиях;

с особыми случаями в полете;

подвергшимся незаконному вмешательству;

государственной и экспериментальной авиации, вылетающих с аэродромов, на которых не применяются процедуры и правила, определенные для аэродромов гражданской авиации.

40. В отношении полетов воздушных судов вне маршрутов обслуживания воздушного движения предтактическое планирование использования воздушного пространства реализуется:

для аэродромных полетов воздушных судов государственной и экспериментальной авиации, в ходе которых предполагается использование зон ограничения полетов;

для перелетов и внеаэродромных полетов боевых, учебно-боевых воздушных судов государственной авиации и экспериментальных воздушных судов, изготовленных для государственной авиации;

полетов воздушных судов при выполнении авиационных работ в приграничной полосе;

полетов воздушных судов при выполнении авиационных работ и парашютных прыжков, а также демонстрационных полетов над населенными пунктами.

40.1. Во всех случаях, указанных в пункте 40 настоящих Правил, пользователи воздушного пространства направляют сообщения о представленном плане полета воздушного судна в сроки, обеспечивающие его поступление накануне дня выполнения полетов:

в главный центр Единой системы до 14.00 московского времени при выполнении полетов в воздушном пространстве более двух зон Единой системы;

в зональный центр Единой системы до 16.00 местного времени при выполнении полетов в воздушном пространстве одной или двух смежных зон Единой системы.

40.2. Зональный центр Единой системы при получении представленного плана на аэродромные полеты воздушных судов государственной и экспериментальной авиации, в ходе которых предполагается использование зон ограничения полетов и маршрутов полетов, выходящих за пределы района аэродрома, проверяется# соответствие информации, указанной в нем, с информацией ранее опубликованного соответствующего извещения NOTAM.

40.2.1. В случае необходимости корректировки данных о зонах ограничения и маршрутах, выходящих за пределы района аэродрома, пользователь воздушного пространства согласовывает их с зональным центром Единой системы, который направляет в орган аэронавигационной информации представление на изменение извещения NOTAM.

Изменения извещения NOTAM по срокам активизации зоны ограничения полетов и по времени использования маршрутов, выходящих за пределы района аэродрома, допускается в пределах даты спланированных полетов.

40.2.2. Представленный план на аэродромные полеты включается в суточный план зонального центра Единой системы и направляется в районный центр Единой системы, в районе ответственности которого находится аэродром выполнения полетов.

Кроме того, представленный план на аэродромные полеты направляется в другой районный центр Единой системы, если зона ограничения полетов и/или маршрут полета заходят в воздушное пространство его района ответственности.

40.2.3. Разрешение на использование воздушного пространства для аэродромных полетов, в ходе которых предполагается использование зон ограничения полетов и маршрутов полетов, выходящих за пределы района аэродрома, формируется районным центром Единой системы и может быть выдано органу обслуживания воздушного движения (управления полетами) аэродрома накануне дня проведения полетов.

40.3. Представленные планы полетов боевых, учебно-боевых воздушных судов государственной авиации и экспериментальных воздушных судов, изготовленных для государственной авиации, для осуществления перелетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения направляются на этапе предтактического планирования использования воздушного пространства в главный центр или зональный центр Единой системы накануне дня перелета.

Данные о маршруте перелета и порядка# обслуживания воздушного движения в указанных планах полетов воздушных судов соответствуют данным, согласованным в ходе стратегического планирования использования воздушного пространства.

40.3.1. В случае если представленный план полета воздушного судна предусматривает изменения условий перелета относительно согласованного ранее маршрута перелета и порядка обслуживания воздушного движения, главный или зональный центр Единой системы уточняет и корректирует при необходимости условия на использование воздушного пространства.

40.3.2. Разрешение и условия на использование воздушного пространства для перелетов боевых, учебно-боевых воздушных судов государственной авиации и экспериментальных воздушных судов, изготовленных для государственной авиации, зональные центры Единой системы доводят:

до районных центров Единой системы и органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), под непосредственным управлением которых будет осуществляться перелет;

до органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) аэродромов вылета, посадки и запасных аэродромов по маршруту полета.

40.4. Разрешение и условия на использование воздушного пространства при выполнении авиационных работ в приграничной полосе выдается соответствующими центрами Единой системы на этапе предтактического планирования использования воздушного пространства на основании представленного плана полета воздушного судна, а также разрешения территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Информация о разрешении территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации в виде копии документа предоставляется пользователем воздушного пространства в зональный центр Единой системы.

40.5. Разрешение и условия на использование воздушного пространства при выполнении авиационных работ и парашютных прыжков, а также демонстрационных полетов над населенными пунктами выдается соответствующими оперативными органами Единой системы на основании представленного плана полета воздушного судна, который должен быть подан на этапе предтактического планирования использования воздушного пространства, а также разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Информация о разрешении органа местного самоуправления в виде копии документа предоставляется пользователем воздушного пространства в зональный центр Единой системы.

41. Разрешение и условия на использование воздушного пространства для полетов беспилотных летательных аппаратов формируются на этапе предтактического планирования в соответствии с сообщением о плане полета, поданным в зональный центр Единой системы накануне дня использования воздушного пространства, за исключением случаев, когда полеты беспилотного летательного аппарата осуществляются в классах воздушного пространства A и C согласно пункту 114 Федеральных правил.

При этом включению в суточный план зонального и районного центра Единой системы в ходе предтактического планирования использования воздушного пространства подлежит план полета беспилотного летательного аппарата в следующих случаях:

если для его обеспечения установлен временный или местный режим;

если район его планируемых полетов находится в границах воздушного пространства классов A и C, где будут установлены кратковременные ограничения, а сам полет будет выполняться в целях обороны, государственной и общественной безопасности, а также проведения поисково-спасательных мероприятий и оказания помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях.

42. Предтактическое планирование использования воздушного пространства в отношении:

проведения на полигонах стрельб, пусков ракет, бомбометаний, десантирования;

проведения противоградовых стрельб;

проведения работ с боеприпасами на объектах их хранения;

осуществления научных исследований в атмосфере;

проведения взрывных работ;

иных видов деятельности по использованию воздушного пространства, не связанных с полетами воздушных судов, осуществляется на основании планов на соответствующие виды деятельности или данных из расписаний (годовых планов) такой деятельности, а также условии# предварительного установления зон ограничения полетов либо опасных зон над открытым морем.

43. Предтактическое планирование использования воздушного пространства в отношении полетов дирижаблей и пилотируемых аэростатов в воздушном пространстве классов A и C осуществляется на основании представленного плана полета.

44. На этапе предтактического планирования использования воздушного пространства оперативными органами Единой системы уточняются сведения, необходимые для обеспечения противоградовых стрельб, ограничения на маршрутах обслуживания воздушного движения, уточняется порядок взаимодействия с оперативной группой, проводящей стрельбы.

 

IV. Организация тактического (текущего) планирования использования воздушного пространства

 

45. Тактическое (текущее) планирование использования воздушного пространства (далее - тактическое планирование) осуществляется главным центром Единой системы, зональными и районными центрами Единой системы в процессе выполнения суточного плана путем перераспределения воздушного пространства по месту, времени и высоте (далее - перераспределение воздушного пространства) с целью обеспечения безопасности спланированной деятельности и деятельности, планы которой поступают в текущие сутки.

46. При тактическом планировании главный центр Единой системы:

принимает планы использования воздушного пространства на текущие сутки, а также проверяет их соответствие установленной структуре воздушного пространства и формализации;

осуществляет реализацию плана использования воздушного пространства на текущие сутки (текущий суточный план) и координирует его в зависимости от складывающейся воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами;

выдает разрешение на использование воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами;

доводит дополнения и изменения текущего суточного плана, установленные запреты и ограничения в использовании воздушного пространства до взаимодействующего органа противовоздушной обороны и осуществляет с ним координацию по вопросам пересечения государственной границы Российской Федерации, а также контроля за соблюдением Федеральных правил;

реализует и координирует применение тактических мер по организации потоков воздушного движения в соответствии с заявленными потребностями воздушного движения и пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), а также запретами и ограничениями, влияющими на потоки воздушного движения, складывающейся воздушной, метеорологической и аэронавигационной обстановкой.

47. При тактическом планировании зональный центр Единой системы:

осуществляет реализацию плана использования воздушного пространства на текущие сутки (текущий суточный план) и координирует его в зависимости от складывающейся воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами;

принимает планы использования воздушного пространства на осуществление деятельности на текущие сутки, а также проверяет их соответствие установленной структуре воздушного пространства и формализации;

при необходимости дополняет в сети Интернет информацию о запретах и ограничениях относительно воздушного пространства зоны ответственности, где установлен класс G;

выдает разрешение на использование воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами;

принимает и передает в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), осуществляющие полетно-информационное обслуживание в классе воздушного пространства G, и органы противовоздушной обороны соответствующие уведомления об использовании воздушного пространства;

осуществляет реализацию тактических мер организации потоков воздушного движения;

доводит дополнения и изменения текущего суточного плана, установленные запреты и ограничения в использовании воздушного пространства до взаимодействующего органа противовоздушной обороны и осуществляет с ним координацию по вопросам контроля за соблюдением Федеральных правил;

разрабатывает, координирует и применяет тактические меры по организации потоков воздушного движения в соответствии с заявленными потребностями воздушного движения и пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), а также запретами и ограничениями, влияющими на потоки воздушного движения, складывающейся воздушной, метеорологической и аэронавигационной обстановкой.

Зональный центр Единой системы, не имеющий в границах своей зоны районного центра Единой системы, выполняет дополнительно основные задачи по организации планирования использования воздушного пространства, предусмотренные для районного центра Единой системы.

48. При тактическом планировании районный центр Единой системы:

получает от зонального центра Единой системы выписку из суточного плана использования воздушного пространства относительно своего района ответственности и изменения в текущий суточный план;

разрабатывает условия на использование воздушного пространства района ответственности при выполнении полетов воздушными судами вне маршрутов обслуживания воздушного движения, беспилотными летательными аппаратами в классах воздушного пространства A, C и G, а также на осуществление деятельности, не связанной с полетами воздушных судов;

выдает разрешение на использование воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами;

реализует предтактические и тактические меры по организации потоков воздушного движения;

координирует реализацию органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) тактических мер по организации потоков воздушного движения и информирует об их выполнении зональный центр Единой системы;

контролирует состояние пропускной способности органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) своего района, рассчитывает изменения нормативов пропускной способности и доводит их до своего зонального центра Единой системы;

обеспечивает применение разработанных главным и зональным центрами Единой системы предтактических мер организации потоков воздушного движения в части заявленной пропускной способности органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) района ответственности.

49. В ходе предтактического планирования использования воздушного пространства обеспечивается тактическая деятельность по организации потоков воздушного движения на маршрутах обслуживания воздушного движения исходя из информации суточного плана и сообщений о представленных планах полетов воздушных судов, поступивших в главный или зональный центр Единой системы:

на международные и внутренние полеты воздушных судов по расписанию регулярных воздушных перевозок;

на международные и внутренние полеты воздушных судов с отклонением от расписания регулярных воздушных перевозок;

на международные полеты по маршрутам обслуживания воздушного движения;

на внутренние полеты по маршрутам обслуживания воздушного движения вне расписания регулярных воздушных перевозок.

49.1. Сообщение о представленном плане полета воздушного судна на выполнение международного полета или внутреннего полета по расписанию регулярных воздушных перевозок должно поступить в главный центр Единой системы не менее чем за час до вылета в случаях:

если относительно полета воздушного судна не применялась подача сообщения о повторяющемся плане полета воздушного судна;

если сообщение о представленном плане полета воздушного судна не было подано до тактического планирования.

49.2. Сообщение о представленном плане полета воздушного судна на выполнение международного полета с отклонением от расписания регулярных воздушных перевозок или на выполнение разового международного полета по маршрутам обслуживания воздушного движения должно поступить в главный центр Единой системы не менее чем за три часа до вылета.

Отклонением от расписания регулярных воздушных перевозок считается:

полет с задержкой вылета более чем на 30 минут относительно времени, утвержденного в расписании регулярных воздушных перевозок;

полет с изменением опознавательного индекса воздушного судна, типа воздушного судна и категории турбулентного следа, допуска к полетам в RVSM, аэродрома вылета, времени уборки колодок, маршрута полета и коридоров пересечения государственной границы Российской Федерации (при международных полетах), а также аэродрома назначения.

49.3. Сообщение о представленном плане полета воздушного судна на выполнение внутреннего полета по маршрутам обслуживания воздушного движения вне расписания регулярных воздушных перевозок в воздушном пространстве более одной зоны Единой системы должно поступить в главный центр Единой системы не менее чем за три часа до вылета.

49.4. Сообщение о представленном плане полета воздушного судна на выполнение внутреннего полета по маршрутам обслуживания воздушного движения вне расписания регулярных воздушных перевозок в воздушном пространстве одной зоны Единой системы должно поступить в зональный центр Единой системы не менее чем за час до вылета.

50. Обеспечение тактической деятельности по организации потоков воздушного движения осуществляется на основе анализа потоков воздушного движения по маршрутам обслуживания воздушного движения в соответствии с суточным планом и изменениями к нему, заявленной пропускной способности органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), с учетом запретов и ограничений, складывающейся воздушной, метеорологической и аэронавигационной обстановкой#.

50.1. Главный центр и зональный центры Единой системы при получении сообщения о представленном плане полета воздушного судна осуществляют анализ влияния этого полета на загрузку органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и выявляют те органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), заявленная пропускная способность которых может быть превышена.

50.2. В случае ожидаемого превышения заявленной пропускной способности органа обслуживания воздушного движения (управления полетами), главный или зональный центр Единой системы разрабатывает и применяет тактические меры организации потоков воздушного движения:

информирует органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) об ожидаемом превышении потребности над заявленной пропускной способностью и совместно вырабатывают меры, направленные на ее повышение;

направляет пользователю воздушного пространства предложения на изменение заявленных в плане полета воздушного судна условий использования воздушного пространства (место, время, высота).

50.3. Тактические меры организации потоков воздушного движения доводятся до оперативных органов Единой системы, в районе ответственности которых указанные меры должны быть реализованы, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) аэродромов в виде формализованных сообщений согласно табелю сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденному в установленном порядке.

50.4. В случае применения тактических мер организации потоков воздушного движения в отношении планируемого полета воздушного судна, пользователю воздушного пространства необходимо:

отменить представленный план полета, сообщение о котором ранее было подано в главный или зональный центр Единой системы;

подать новое сообщение о представленном плане полета воздушного судна с условиями использования воздушного пространства, согласованными центром Единой системы;

обеспечить выполнение полета в соответствии с выданными главным или зональным центром Единой системы условиями использования воздушного пространства (место, время и высота).

50.5. Разрешение на использование воздушного пространства для выполнения полета воздушного судна по маршруту обслуживания воздушного движения передается главным или зональным центром Единой системы в органы обслуживания воздушного движения, которые будут задействованы для его аэродромного диспетчерского обслуживания, диспетчерского обслуживания подхода, районного диспетчерского обслуживания на аэродромах вылета, посадки, запасных аэродромах и на маршруте полета.

50.6. Разрешение на использование воздушного пространства передается главным или зональным центром Единой системы органу обслуживания воздушного движения (управления полетами) аэродрома в виде формализованного сообщения по авиационной наземной сети данных и телеграфных сообщений согласно табелю сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденному в установленном порядке.

На аэродромы, где не функционирует авиационная наземная сеть передачи данных и телеграфных сообщений, доведение разрешения на использование воздушного пространства органу обслуживания воздушного движения (управления полетами) аэродрома осуществляется районным центром Единой системы, в районе ответственности которого находится аэродром, с использованием телефонной сети связи общего пользования.

Правила, указанные в настоящем пункте, применяются для обеспечения полета воздушного судна государственной авиации по маршрутам обслуживания воздушного движения с учетом того, что взаимодействие органов управления полетами аэродромов государственной авиации по вопросам согласования приема и выпуска в полет воздушных судов осуществляется в порядке, установленном для государственной авиации.

51. Тактическое планирование при полетах воздушных судов вне маршрутов обслуживания воздушного движения и осуществлении деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с полетами воздушных судов, включает в себя:

уточнение, дополнение и корректировку текущего суточного плана использования воздушного пространства для обеспечения спланированной деятельности и деятельности, сообщения о которой поступают в текущие сутки;

выдачу разрешений на использование воздушного пространства;

контроль выполнения планов использования воздушного пространства;

прием уведомлений о выполнении полетов и доведение их органам обслуживания воздушного движения, осуществляющим полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение в воздушном пространстве класса G.

51.1. Главный центр Единой системы дополняет свой суточный план при получении:

не менее чем за шесть часов до вылета - сообщения о представленном плане полета воздушного судна вне маршрутов обслуживания воздушного движения, если указанный полет осуществляется по правилам полетов по приборам (за исключением перелетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения и внеаэродромных полетов боевых, учебно-боевых воздушных судов государственной авиации и экспериментальных воздушных судов, изготовленных для государственной авиации) в воздушном пространстве трех и более зон Единой системы;

не менее чем за три часа до вылета - сообщения о представленном плане полета воздушного судна на выполнение полета вне маршрутов обслуживания воздушного движения по правилам визуальных полетов в воздушном пространстве трех и более зон Единой системы.

51.2. Зональный центр Единой системы дополняет свой суточный план при получении:

не менее чем за три часа до вылета - сообщения о представленном плане полета воздушного судна на выполнение полета вне маршрутов обслуживания воздушного движения по правилам полетов по приборам (за исключением перелетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения и внеаэродромных полетов боевых, учебно-боевых воздушных судов государственной авиации и экспериментальных воздушных судов, изготовленных для государственной авиации) в воздушном пространстве двух или одной зоны Единой системы;

не менее чем за час до вылета - сообщения о представленном плане полета воздушного судна на выполнение полета вне маршрутов обслуживания воздушного движения по правилам визуальных полетов в воздушном пространстве двух или одной зоны Единой системы.

51.3. Районный центр Единой системы дополняет свой суточный план использования воздушного пространства при получении:

не менее чем за три часа до вылета - сообщения о представленном плане полета воздушного судна на, выполнение полета вне маршрутов обслуживания воздушного движения по правилам полетов по приборам (за исключением перелетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения и внеаэродромных полетов боевых, учебно-боевых воздушных судов государственной авиации и экспериментальных воздушных судов, изготовленных для государственной авиации) в воздушном пространстве района Единой системы или двух смежных районов Единой системы одной зоны Единой системы;

не менее чем за час до вылета - сообщения о представленном плане полета воздушного судна на выполнение полета вне маршрутов обслуживания воздушного движения по правилам визуальных полетов в воздушном пространстве района Единой системы или двух смежных районов Единой системы одной зоны Единой системы;

не менее чем час до их начала - сообщения о представленном плане на выполнение аэродромных полетов в пределах заявленного регламента работы аэродрома (посадочной площадки);

не менее чем за три часа до начала полетов - плана полета беспилотного летательного аппарата в целях обороны, государственной и общественной безопасности, а также проведения поисково-спасательных мероприятий и оказания помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях.

Указанные в настоящем пункте представленные планы полетов воздушных судов поступают в районный центр Единой системы от зонального центра Единой системы.

51.4. Разрешение на использование воздушного пространства для полета воздушного судна вне маршрутов обслуживания воздушного движения передается в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), которые будут задействованы для его аэродромного диспетчерского обслуживания, диспетчерского обслуживания подхода, районного диспетчерского обслуживания на аэродромах вылета, посадки, запасных аэродромах и на маршруте полета.

51.5. Разрешение на использование воздушного пространства передается главным (зональным, районным) центром Единой системы органу обслуживания воздушного движения (управления полетами) аэродрома в виде сообщения по авиационной наземной сети данных и телеграфных сообщений согласно табелю сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденному в установленном порядке.

На аэродромы или посадочные площадки, где не функционирует авиационная наземная сеть передачи данных и телеграфных сообщений, доведение разрешения на использование воздушного пространства органу обслуживания воздушного движения (управления полетами) аэродрома либо посадочной площадки осуществляется районным центром Единой системы, в районе ответственности которого находится аэродром, с использованием телефонной сети связи общего пользования.

В случаях если вылет воздушного судна организуется с аэродрома или посадочной площадки, где не предоставляется аэродромное диспетчерское обслуживание, районный центр Единой системы выдает разрешение и условия на использование воздушного пространства командиру воздушного судна по его запросу перед вылетом.

52. Органы обслуживания воздушного движения аэродрома сообщают в центр Единой системы не позднее:

пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности;

десяти минут после окончания деятельности: об окончании деятельности; о перерывах в аэродромных полетах более чем на час;

немедленно после истечения расчетного времени посадки воздушного судна или при неприбытии его на аэродром назначения, если отсутствует информация о местонахождении этого воздушного судна.

52.1. Пользователи воздушного пространства начинают свою деятельность в течение 30 минут от запланированного времени ее начала или от времени, указанного центром Единой системы.

Если в течение этого времени деятельность не начата, пользователю воздушного пространства необходимо информировать оперативный орган Единой системы и получить скорректированные условия на использование воздушного пространства либо отменить ранее поданный план использования воздушного пространства.

52.2. Орган обслуживания воздушного движения аэродрома государственной или экспериментальной авиации, на котором предусмотрена промежуточная посадка воздушного судна, не позднее чем через 20 минут с момента получения запроса о приеме, сообщает в районный центр Единой системы решение старшего авиационного начальника аэродрома о приеме воздушного судна.

53. Тактическое планирование деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с полетами воздушных судов, осуществляется в соответствии с информацией суточного плана.

53.1. Пункт запуска шаров-зондов запрашивает разрешение на использование воздушного пространства в районном центре Единой системы не более чем за четыре часа и не менее чем за два часа до запланированного времени запуска.

Если в указанный срок запрос на использование воздушного пространства или уведомление о переносе времени запуска в районный центр Единой системы не поступили, запуск шара-зонда запрещается.

53.2. Разрешение на использование воздушного пространства районный центр Единой системы дает пункту запуска не менее чем за час до запланированного времени разового запуска шара-зонда.

53.3. В случае задержки запуска шара-зонда свыше 5 минут, запуск может быть осуществлен только после получения дополнительного разрешения от районного центра Единой системы.

53.4. После запуска шара-зонда пункт запуска сообщает районному центру Единой системы фактическое время запуска и дополнительно по запросу высоту полета шара-зонда, его азимут и дальность от пункта запуска и предполагаемое смещение шара-зонда.

53.5. Проведение стрельб, пусков ракет, бомбометаний, взрывных работ, иной деятельности, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, а также другой аналогичной деятельности для обеспечения безопасного использования воздушного пространства выполняется в соответствии с текущим суточным планом использования воздушного пространства в зонах ограничения полетов.

Разрешение на использование воздушного пространства при осуществлении указанной деятельности районный центр Единой системы выдает не менее чем за час до запланированного времени начала стрельб, пусков, взрывов.

53.6. На основании прогноза и фактического развития градовых процессов план проведения стрельб, пусков ракет и взрывных работ на проведение противоградовых стрельб подается в районный центр Единой системы не позднее чем за два часа до предполагаемого времени начала проведения противоградовых стрельб.

53.7. После получения плана проведения стрельб, пусков ракет и взрывных работ районный центр Единой системы разрабатывает (уточняет разработанные ранее) кратковременные ограничения и доводит их до заинтересованных органов не менее чем за час до начала проведения противоградовых стрельб.

53.8. При отмене или переносе времени начала (окончания) противоградовых стрельб руководитель стрельб немедленно информирует об этом районный центр Единой системы и сообщает новое время их начала и окончания.

53.9. При возникновении срочной необходимости проведения противоградовых стрельб руководитель стрельб запрашивает разрешение на проведение стрельб без подачи плана проведения стрельб, пусков ракет и взрывных работ.

В этом случае районный центр Единой системы с учетом воздушной обстановки незамедлительно вводит кратковременные ограничения и после вывода всех воздушных судов из района противоградовых стрельб дает разрешение на проведение противоградовых стрельб.

53.10. Проведение противоградовых стрельб запрещается в случаях:

полетов воздушных судов и другой деятельности, осуществляемой в целях выполнения боевых и оперативных задач по охране интересов государства;

полетов воздушных судов и другой деятельности, осуществляемой в целях поиска и эвакуации экипажей космических кораблей, проведения поисково-спасательных работ, а также при оказании помощи при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях и в других случаях, угрожающих жизни и здоровью людей.

53.11. При принятии решения на производство полетов аэростатов, организация, проводящая полеты, запрашивает у районного центра Единой системы разрешение на использование воздушного пространства не более чем за четыре часа и не менее чем за два часа до запуска аэростата по прогностическим маршрутам, уточненным метеорологическими службами.

53.12. Районный центр Единой системы выдает разрешение на использование воздушного пространства для полета аэростата не менее чем за час до начала запланированного или скорректированного времени начала полета.

53.13. При неблагоприятных метеоусловиях организация, производящая запуск аэростата, обязана сообщить в районный центр Единой системы о переносе времени запуска (подъема) аэростата не позднее чем за 30 минут до запланированного времени запуска (подъема).

 

V. Взаимодействие при планировании и координировании использования воздушного пространства

 

54. Взаимодействие между главным центром, зональными центрами и районными центрами Единой системы осуществляется в соответствии с технологиями работы должностных лиц их дежурных смен.

55. Взаимодействие главного, зональных и районных центров Единой системы с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами), предоставляющими аэродромное диспетчерское обслуживание, обеспечивается специализированными структурными подразделениями в их составе - группами обеспечения планирования воздушного движения, которые решают следующие задачи:

направление в оперативные органы Единой системы сообщений о планах полетов воздушных судов, а также другой информации о движении воздушных судов в районе аэродрома согласно табелю сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденному в установленном порядке;

формирование суточного плана воздушного движения в районе аэродрома, его согласование и координация с центрами Единой системы, в том числе по вопросам организации потоков воздушного движения;

обеспечение органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) информацией о разрешениях на использование воздушного пространства, о запретах и ограничениях на использование воздушного пространства района аэродрома и смежных с ним зон и районов обслуживания воздушного движения;

координация вопросов воздушного движения со службами аэродромного обеспечения и органами предполётного информационного обслуживания экипажей воздушных судов (брифинг).

56. Взаимодействие главного, зональных и районных центров Единой системы с органами авиационного поиска и спасания осуществляется в целях аварийного оповещения.

Планирование и координирование использования воздушного пространства в отношении полетов воздушных судов для поиска и спасания реализуется в соответствии с государственными приоритетами.

Обмен оперативной информацией об аварийных ситуациях с воздушными судами, находящимися в полете, и о других чрезвычайных ситуациях в воздушном пространстве осуществляется согласно табелю сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

57. Взаимодействие главного, зональных и районных центров Единой системы с органами противовоздушной обороны осуществляется в целях контроля за соблюдением требований Федеральных правил согласно разделу VII Федеральных правил.

Главный, зональные и районные центры Единой системы информируют органы противовоздушной обороны о планах (расписаниях, графиках) использования воздушного пространства, а также о движении воздушных судов с использованием средств информационно-технического взаимодействия Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации.

 

 

 


Приказ Минтранса РФ от 16 января 2012 г. N 6 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2012 г.

Регистрационный N 23577


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 4 апреля 2012 г. N 73


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Министерства транспорта РФ от 25 декабря 2018 г. N 474

Изменения вступают в силу с 8 февраля 2019 г.


Приказ Министерства транспорта РФ от 26 июня 2017 г. N 240

Изменения вступают в силу с 1 августа 2017 г.