Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. N 2788-р
Утвердить прилагаемую программу некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
30 декабря 2014 г.
N 2788-р
Программа
некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа
(утв. распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. N 2788-р)
I. Характеристика проблемы
1. Общее описание сферы городского пассажирского транспорта Крымского федерального округа
По данным службы статистики Республики Крым, на 31 марта 2014 г. более 93 процентов всех пассажиров региона перевозится автомобильным транспортом, троллейбусами и трамваями.
Автомобильным транспортом перевозится 50,4 процента общего количества пассажиров, воспользовавшихся пассажирским транспортом Республики Крым, и обеспечивается 51,2 процента пассажирооборота. В I квартале 2014 г. автоперевозчиками перевезено 31,6 млн пассажиров, а пассажирооборот составил 572 млн пассажиро-километров, что соответственно на 23,4 процента и 23,5 процента больше, чем в I квартале 2013 г.
Наиболее распространенным видом наземного городского пассажирского транспорта в Республике Крым и г. Севастополе является автобус. Все города Республики Крым соединены с другими населенными пунктами автобусными маршрутами. При этом в связи с высоким износом и малой численностью парка автобусов происходит бурное развитие частного парка микроавтобусов, осуществляющих перевозки пассажиров с остановками по требованию.
В Республике Крым действуют внутригородские и междугородные троллейбусные маршруты (трасса аэропорт г. Симферополя - г. Симферополь - г. Алушта - г. Ялта).
Троллейбусами в I квартале 2014 г. перевезено 25,6 млн пассажиров (или 41 процент общего количества пассажиров, воспользовавшихся транспортом общего пользования), из них 72,6 процента - пассажиры с правом льготного проезда. Основная часть перевозок выполняется во внутригородском сообщении (95,7 процента). По сравнению с аналогичным периодом 2013 года количество пассажиров, перевезенных троллейбусами, уменьшилось на 21,4 процента.
Трамваями (г. Евпатория) в I квартале 2014 г. перевезено 1,4 млн человек, что составляет 2,3 процента общего объема пассажирских перевозок. Объем перевозок пассажиров трамваями в I квартале 2014 г. сократился на 18,2 процента к соответствующему показателю прошлого года.
2. Состояние парка пассажирской техники транспортных организаций
В Республике Крым насчитывается около 2000 официально зарегистрированных единиц автобусов и маршрутных такси. Более 99 процентов парка автобусов принадлежит частным перевозчикам, во многих городах преобладают маршрутные такси. Основные эксплуатируемые городскими транспортными организациями модели автобусов - Богдан А091, Богдан А06921, БАЗ 2215, БАЗ А079, ГАЗ-3221, ПАЗ-3205, ЛАЗ-695Н, ЛиАЗ-677, Neoplan N4411 Centroliner.
За последние 20 лет большинство коммунальных автотранспортных предприятий Республики Крым было закрыто. Для постепенного возрождения системы городских автобусов в 2010 году создано Крымское республиканское предприятие "Крымавтобус" и закуплено 25 единиц автобусов средней вместимости (Богдан А201).
В связи с тем, что нормы по срокам эксплуатации автобусов давно превышены, необходима доукомплектация парка автобусов транспортных организаций новой современной пассажирской техникой. Для улучшения экологической обстановки на территории Крымского федерального округа, а также для повышения эффективности и безопасности перевозок парк автобусов транспортных организаций требуется обновить за счет пассажирской техники на газомоторном топливе.
В г. Севастополе автобусные перевозки обеспечивают 65 единиц автобусов и около 1000 единиц маршрутных такси.
Городу требуется расширение парка автобусов, в том числе за счет пассажирской техники на газомоторном топливе, при условии создания газозаправочной инфраструктуры.
В Республике Крым действует уникальная система междугородного троллейбуса, связывающая г. Симферополь с курортами Южного берега Крыма. Это самая длинная троллейбусная система в мире (от аэропорта г. Симферополя до г. Ялты - 96 км), которая включает в себя также линии городских и пригородных троллейбусных маршрутов в гг. Симферополе, Алуште и Ялте. Обслуживает указанную систему Крымское республиканское производственное предприятие "Крымтроллейбус", основанное в 1959 году.
Парк Крымского республиканского производственного предприятия "Крымтроллейбус" состоит из 231 единицы троллейбусов, из них более 50 процентов - устаревшие модели ( 9Tr, 14Tr, 15Tr), произведенные в 1970-1980-х годах. Также парк троллейбусов представлен такими моделями, как ЮМЗ-Т2.09, К-12.03, К-12.04, АКСМ-32102, Богдан Т601.11, Богдан Т701.10, Богдан Т701.15, Богдан Т801.10. Средний возраст указанной техники составляет около 30 лет, при этом заводом-изготовителем срок службы ограничен 14 годами. Потребность в обновлении парка троллейбусов составляет 166 единиц.
В г. Севастополе парк троллейбусов состоит почти на 100 процентов из машин производства Энгельсского троллейбусного завода Саратовской области Российской Федерации, износ которых составил уже более 60 процентов. Численность парка троллейбусов составляет 139 единиц. Эксплуатируемые модели - ЗиУ-9, ЮМЗ-Т2, ЮМЗ Т1, ElectroLAZ-12, Тролза-5265 "Мегаполис". Троллейбусы обслуживает государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова" (ранее государственное коммунальное предприятие "Севтроллейбус"). Потребность в обновлении парка троллейбусов составляет 111 единиц.
В Республике Крым в настоящее время перевозка пассажиров трамваями сохранилась только в г. Евпатории. Система электрического трамвая в г. Евпатории была открыта в 1914 году. Парк трамваев города состоит из 28 единиц устаревших узкоколейных трамвайных вагонов чешского и немецкого производства. Эксплуатируемые модели - Tatra KT4, Gotha T57, Gotha B57, возраст некоторых вагонов составляет более 50 лет. Трамваи обслуживает коммунальное предприятие г. Евпатории "Трамвайное управление им. И.А. Пятецкого". Потребность в обновлении парка трамваев составляет 27 единиц.
Для реализации мероприятий по модернизации и обновлению парка трамваев в рамках Программы необходим механизм консолидированной закупки, так как серийно указанный тип городского пассажирского транспорта (узкоколейные трамвайные вагоны) не производится. При этом Министерству транспорта Российской Федерации совместно с транспортными организациями и российскими производителями пассажирской техники необходимо проработать вопрос о возможности капитального ремонта существующего парка трамваев.
3. Проблемы транспортных организаций
В настоящее время состояние и функционирование транспортных организаций характеризуется рядом негативных тенденций, для устранения которых требуются значительные объемы капиталовложений, оздоровление финансового состояния организаций, совершенствование нормативно-правовой базы и усиление государственной поддержки.
Основной проблемой транспортных организаций является низкая техническая оснащенность парка пассажирской техники.
Существующие производственные мощности транспортных организаций состоят из физически и морально устаревшей техники. Кроме того, существенна нехватка пассажирской техники (в первую очередь автобусов) на городских маршрутах, что приводит к снижению качества транспортного обслуживания, высокому проценту аварийности автобусов, росту расходов на финансирование эксплуатационных и инвестиционных затрат, ухудшению экологической безопасности и безопасности дорожного движения.
Следует также отметить сложную ситуацию в связи с финансированием мероприятий по развитию парка пассажирской техники транспортных организаций. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, выделяемых на обновление парка пассажирской техники, и слабого финансового состояния транспортных организаций единственным источником для проведения мероприятий по модернизации и обновлению парка пассажирской техники могут стать различные формы кредитования.
Однако возможности транспортных организаций по привлечению банковских кредитов крайне ограничены. В настоящее время на территории Крымского федерального округа финансовый сектор находится на переходном этапе. Банковская система представлена несколькими кредитными организациями, которые предлагают заемщикам финансирование под 30 и более процентов годовых, а отсутствие у местных заемщиков финансовой отчетности, подготовленной по стандартам Российской Федерации, препятствует возможности привлечения заемных средств организациями Крымского федерального округа в российских банках. Привлечение транспортными организациями заемного финансирования на рыночных условиях существенно скажется на тарифе.
При этом транспортные организации не интересны коммерческим банкам и лизинговым компаниям как заемщики, так как высокий износ эксплуатируемой пассажирской техники не дает транспортным организациям возможности предоставить указанную технику в залог при предоставлении банковских кредитов, а дефицит собственных средств означает возникновение сложностей с оплатой первоначального взноса (аванса) (для покрытия залогового дисконта) при закупке указанной техники в лизинг или кредит.
Существует еще одна проблема, с которой столкнулись организации, расположенные на территории Крымского федерального округа, - сложность с интеграцией хозяйствующих субъектов Крымского федерального округа в правовое поле Российской Федерации.
Экономическая деятельность в Республике Крым и г. Севастополе в настоящее время затруднена, приостановлены многие сделки, не производится регистрация новых юридических лиц из-за существенного различия правовых систем Российской Федерации и Украины, в том числе в части законодательства о юридических лицах.
Отсутствие у транспортных организаций российской отчетности также ухудшает оценку качества ссуд российскими кредитными организациями при рассмотрении заявок о предоставлении кредитов транспортным организациям для приобретения пассажирской техники.
Для решения указанной проблемы был принят Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 124-ФЗ), в соответствии с которым юридические лица, действующие на территории Крымского федерального округа, могут:
привести собственные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации в качестве российских организаций (при этом одновременно с постановкой на учет в налоговых органах Российской Федерации будет осуществляться внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц);
не приводить свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и сохранить статус иностранной организации, осуществляющей свою деятельность на территории Российской Федерации.
Организации, осуществившие постановку на учет в налоговых органах Российской Федерации и зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц, приобретают права и обязанности российских организаций с момента принятия Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации.
Окончательный процесс перерегистрации организаций Крымского федерального округа завершится не ранее 1 января 2015 г. (срок, определенный Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 124-ФЗ). До указанного срока все договорные отношения с организациями Крымского федерального округа могут быть осложнены.
4. Потребности в пассажирской технике на территории Крымского федерального округа
По данным, полученным открытым акционерным обществом "Государственная транспортная лизинговая компания" от органов исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя, потребность в обновлении изношенного парка пассажирской техники и увеличении парка пассажирской техники транспортных организаций составляет 955 единиц, в том числе:
в автобусах - 651 единица, из них 610 единиц - Республика Крым, 41 единица - г. Севастополь;
в троллейбусах - 277 единиц, из них 166 единиц - Республика Крым, 111 единиц - г. Севастополь;
в трамваях - 27 единиц - Республика Крым.
В целях проведения единой политики в области функционирования автомобильного городского транспорта, выполнения муниципальных заказов по транспортному обслуживанию населения и расширения использования газомоторного топлива требуется увеличить парк автобусов Республики Крым на 610 единиц, из них:
560 единиц - на увеличение парка автобусов транспортных организаций в целях обеспечения населенных пунктов Республики Крым транспортным сообщением и стабилизации работы пассажирского автомобильного транспорта;
50 единиц низкопольных автобусов среднего класса, оборудованных приспособлениями для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, - на увеличение парка Крымского республиканского предприятия "Крымавтобус" в целях расширения парка автомобильного городского транспорта г. Симферополя и обеспечения доступности пассажирского транспорта для социально незащищенных групп населения.
В целях обеспечения пассажирских перевозок из г. Севастополя в населенные пункты Балаклава, Инкерман, Сахарная Головка, Северная сторона, Бухта Казачья и в связи с тем, что на указанных маршрутах городской пассажирский транспорт не справляется с пассажиропотоком, требуется увеличить парк автобусов на 41 единицу.
Доля критически изношенной пассажирской техники (срок службы более 15 лет) в парке троллейбусов транспортных организаций составляет 72 процента, для полного замещения подлежащей выбытию пассажирской техники требуется закупить 277 единиц троллейбусов, в том числе:
150 единиц троллейбусов для Крымского республиканского производственного предприятия "Крымтроллейбус";
16 единиц троллейбусов для Керченского коммунального производственного предприятия "Керчьтроллейбус", из них:
10 единиц - требуется замена в связи с превышением нормативных сроков их эксплуатации;
6 единиц - требуется закупить в связи с завершением строительства новой линии троллейбусного сообщения в г. Керчи;
111 единиц тролейбусов# - для обновления парка троллейбусов государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова" в связи с тем, что средний возраст таких троллейбусов составляет 18,9 лет при нормативном сроке эксплуатации - 10 лет.
Требуется замещение изношенного парка трамваев коммунального предприятия "Трамвайное управление им. И.А. Пятецкого" в количестве 27 единиц в связи с тем, что нормативный срок их эксплуатации истек.
5. Инфраструктура для использования техники на газомоторном топливе в Крымском федеральном округе
В настоящее время на территории Крымского федерального округа действуют 3 официальные автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, размещенные в Республике Крым. В г. Севастополе автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, по данным открытого акционерного общества "Государственная транспортная лизинговая компания", отсутствуют. Существующее количество газозаправочных станций на территории Крымского федерального округа является недостаточным для обслуживания транспорта на газомоторном топливе, планируемого к поставке в рамках Программы.
Для дальнейшего развития транспорта на газомоторном топливе требуется предусмотреть в рамках Программы мероприятия, направленные на рост сети газозаправочных станций.
6. Необходимость государственной поддержки сегмента пассажирского транспорта общего пользования Крымского федерального округа
Без значительных инвестиций в расширение и обновление парка электрического наземного пассажирского транспорта транспортных организаций через несколько лет парк пассажирской техники указанных организаций почти на 100 процентов будет подлежать выбытию (с учетом текущего износа пассажирской техники). Это может привести к тому, что социально значимое пассажирское сообщение в городах полностью вытеснится маршрутными такси, которые являются малодоступными для социально незащищенных групп населения (пенсионеры, инвалиды, учащиеся, многодетные семьи) из-за своих высоких тарифов.
Использование в населенных пунктах Крымского федерального округа преимущественно маршрутных такси и изношенного городского пассажирского транспорта снижает уровень безопасности пассажиров, а также оказывает крайне негативное влияние на экологическую обстановку в регионе.
При развитии Крымского федерального округа как объекта туристической инфраструктуры Российской Федерации, а также с учетом того, что рекреационное обслуживание является крупнейшей отраслью экономики региона, требуется расширение парка пассажирской техники для обслуживания существующих и новых пассажирских маршрутов.
Текущий объем потребности в обновлении парка пассажирской техники значительно превышает финансовые возможности транспортных организаций, не располагающих значительными собственными финансовыми ресурсами для обновления основных фондов и не имеющих возможности привлекать кредитные ресурсы по ставкам, позволяющим сохранять приемлемые для населения тарифы.
С учетом социальной значимости пассажирских перевозок и отсутствия рыночных условий для обновления парка пассажирской техники на переходном этапе необходима государственная поддержка сегмента пассажирского транспорта общего пользования на территории Крымского федерального округа.
II. Основные цели и задачи, сроки реализации, целевые индикаторы и показатели Программы
1. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Цели Программы:
обновление и расширение парка пассажирской техники транспортных организаций;
повышение эффективности, безопасности и качества транспортного обслуживания населения;
повышение доступности услуг городского пассажирского транспорта для населения Крымского федерального округа;
улучшение экологической обстановки в городах Крымского федерального округа.
Задачи Программы:
обеспечение на 100 процентов потребности транспортных организаций в новой пассажирской технике согласно текущим потребностям (с учетом износа) в течение первых двух лет реализации Программы;
увеличение на 50 процентов парка пассажирской техники транспортных организаций в ходе реализации Программы (5 лет);
увеличение доли техники на газомоторном топливе в парке пассажирской автомобильной техники транспортных организаций до 35 процентов;
обеспечение технической доступности пассажирской техники транспортных организаций для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями;
развитие инфраструктуры для использования пассажирской техники на газомоторном топливе в Крымском федеральном округе.
Срок реализации Программы - 2015-2019 годы, в рамках одного этапа.
Для достижения цели по обновлению парка пассажирской техники транспортных организаций требуется на 100 процентов обеспечить потребности транспортных организаций в закупке новой техники в течение первых двух лет реализации Программы, по расширению парка пассажирской техники транспортных организаций с учетом потребностей и ежегодного роста пассажиропотока требуется увеличить парк пассажирской техники транспортных организаций на 50 процентов. Комплектация парка пассажирской техники транспортных организаций новой современной пассажирской техникой позволит также достичь цели по повышению эффективности, безопасности и качества транспортного обслуживания населения.
Использование современной и экономически эффективной пассажирской техники позволит снизить нагрузку на тарифы на пассажирские перевозки и повысить доступность транспортных услуг для населения Крымского федерального округа. Доведение объема парка пассажирской техники транспортных организаций до требуемого исполнительной властью Крымского федерального округа уровня позволит увеличить объем использования общественного транспорта социально незащищенными группами населения.
Для достижения цели по улучшению экологической обстановки в городах Крымского федерального округа требуется решить задачу по снабжению транспортных организаций экологичным транспортом путем замещения пассажирской техники, работающей на дизельном и бензиновом топливе, и доведения численности пассажирской техники, работающей на газомоторном топливе, до 35 процентов парка пассажирской автомобильной техники. Это позволит уменьшить выбросы в атмосферу вредных веществ (в 5-10 раз меньше угарного газа, в 1,5-2 раза меньше окислов азота, в 2-3 раза меньше углеводородов), снизить уровень шума, а также увеличить производительность техники (расход топлива на 100 км при движении автомобильного транспорта, работающего на газе, при скорости в пределах от 25 до 50 км в час в 2 раза меньше, чем у того же автомобиля, работающего на бензине).
2. Целевые индикаторы и показатели Программы
В ходе реализации Программы на 100 процентов будет удовлетворена потребность транспортных организаций в замещении изношенной пассажирской техники, подлежащей выбытию, а также в приобретении новой пассажирской техники с учетом роста пассажироперевозок и необходимости увеличения количества пассажиркой# техники, действующей на существующих и планируемых к открытию маршрутах.
За счет поставок пассажирской техники в лизинг транспортным организациям планируется:
обновить парк троллейбусов и трамваев на 100 процентов;
увеличить парк автобусов на 58 процентов;
увеличить парк троллейбусов на 64 процента;
увеличить парк трамваев на 82 процента.
Программа предусматривает реализацию проектов финансирования с применением механизма лизинга строительства до 8 новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории Крымского федерального округа.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1.
Методика расчета целевых индикаторов и показателей Программы приведена в приложении N 2.
III. Механизм реализации Программы
Программа реализуется путем предоставления льготных условий для финансирования закупок пассажирской техники транспортным организациям через механизм некоммерческого лизинга.
Льготные условия Программы включают следующие основные параметры лизинговой сделки:
срок лизинга до 5 лет;
авансовый платеж от 0 процентов;
ставка лизинга 7,9 процента (указанная ставка по состоянию на август 2014 г. ниже банковских ставок Крымского федерального округа в 3-4 раза);
пассажирская техника, предлагаемая в рамках Программы, должна быть произведена на территории Российской Федерации.
Программа реализуется по 2 направлениям:
лизинг наземного городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе (автобусы), отечественного производства;
лизинг наземного городского электрического транспорта (троллейбусы и трамваи) отечественного производства.
Управление ходом реализации Программы осуществляет открытое акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания".
Государственный заказчик Программы - Министерство транспорта Российской Федерации.
Государственный заказчик Программы несет ответственность за реализацию Программы, уточняет сроки реализации мероприятий Программы и объемы их финансирования.
При текущем управлении государственным заказчиком Программы выполняются следующие основные задачи:
экономический анализ эффективности мероприятий Программы;
корректировка плана реализации Программы по источникам и объемам финансирования и по перечню предлагаемых к реализации задач Программы по результатам принятия федерального бюджета.
Открытое акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания" осуществляет мониторинг выполнения показателей Программы и сбор оперативной отчетной информации, подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы государственному заказчику Программы.
Государственный заказчик Программы выполняет свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Крымского федерального округа и органами местного самоуправления.
На уровне субъекта Российской Федерации обеспечение реализации мероприятий Программы осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Крымского федерального округа) в рамках проведения открытых конкурсов на право заключения договоров на организацию и выполнение перевозок пассажиров по маршрутам городского общественного транспорта. При этом Министерству транспорта Российской Федерации совместно с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Крымского федерального округа) необходимо согласовать механизм реализации мероприятий Программы, позволяющий обеспечивать ее бесперебойное финансирование.
При выборе организаций, с которыми будут заключаться долгосрочные (до 3 лет) договоры на организацию и выполнение перевозок пассажиров, помимо стандартного набора факторов (год выпуска транспортного средства, экологичность транспортного средства, доступность транспортного средства для маломобильных граждан, вместимость транспортного средства) может быть включен показатель - доля транспорта, работающего на газомоторном топливе, в парке пассажирской автомобильной техники транспортных организаций.
Мероприятия Программы реализуются посредством заключения лизинговых контрактов между транспортными организациями и открытым акционерным обществом "Государственная транспортная лизинговая компания" (в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), а также договоров поставки между открытым акционерным обществом "Государственная транспортная лизинговая компания" и российскими производителями пассажирской техники.
Оценка результатов и показателей выполнения основных мероприятий Программы, их экономической эффективности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Особое внимание при проведении оценки результатов и показателей Программы предусматривается уделять анализу эффективности использования средств федерального бюджета.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, стимулирования улучшения качества пассажирской техники, производимой на территории Российской Федерации, открытое акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания" может организовывать консолидированные закупки необходимой пассажирской техники с согласованием плана производства и поставки с отечественными организациями транспортного машиностроения.
Лизингополучателями пассажирской техники в рамках Программы в первую очередь будут являться государственные и муниципальные транспортные организации.
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета предусмотрено в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года".
Начиная со второго года реализации Программы дальнейшие инвестиции в Программу производятся за счет внебюджетных источников, в том числе путем реинвестирования полученных лизинговых платежей.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Механизм финансового обеспечения Программы заключается в увеличении уставного капитала открытого акционерного общества "Государственная транспортная лизинговая компания" на 5,7 млрд рублей, привлечении заемных средств на финансовом рынке в размере 2,7 млрд рублей, а также ежегодном реинвестировании возвратных средств лизингополучателей в размере от 1,2 до 2 млрд рублей, направляемых на обновление парка пассажирской техники транспортных организаций.
Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы за 2015-2019 годы составит 14,52 млрд рублей, в том числе за счет:
средств федерального бюджета - 5,7 млрд рублей;
внебюджетных источников - 8,82 млрд рублей (реинвестирование лизинговых платежей, а также привлечение заемных средств в объеме до 2,7 млрд рублей).
Указанный объем бюджетных инвестиций за счет механизма некоммерческого лизинга позволит удовлетворить потребность транспортных организаций в новой пассажирской технике с учетом текущих потребностей и роста объема пассажирооборота в регионе, а также развить инфраструктуру для использования техники на газомоторном топливе.
Начиная со второго года реализации Программы возвратные средства лизингополучателей будут направляться на замещение выбывающей пассажирской техники и наращивание парка пассажирской техники транспортных организаций с учетом прогнозируемого роста пассажироперевозок.
Расходы на реализацию Программы приведены в приложении N 3.
V. Перечень мероприятий Программы
В рамках реализации Программы запланирован ряд мероприятий, которые уже частично реализованы.
1. Определение потребности транспортных организаций в новой пассажирской технике
Потребности в пассажирской технике транспортных организаций были определены органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя.
По данным, полученным открытым акционерным обществом "Государственная транспортная лизинговая компания", потребность в городском пассажирском транспорте составляет:
в Республике Крым - 803 единицы (оценочная стоимость техники - 5,9 млрд рублей), в том числе:
автобусы - 610 единиц;
троллейбусы - 166 единиц;
трамваи - 27 единиц;
в г. Севастополе - 152 единицы (оценочная стоимость техники - 1,3 млрд рублей), в том числе:
автобусы - 41 единица;
троллейбусы - 111 единиц.
2. Формирование технических требований к подвижному составу
В рамках работы по заключению договоров лизинга открытое акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания" совместно с транспортными организациями предусматривает сформировать технические требования к приобретаемой пассажирской технике, которые в дальнейшем будут направлены российским производителям пассажирской техники для формирования производственных планов.
3. Разработка программ производства пассажирской техники совместно с российскими предприятиями - производителями пассажирской техники
В рамках разработки и подготовки Программы открытым акционерным обществом "Государственная транспортная лизинговая компания" проведены переговоры с российскими производителями и поставщиками по вопросу производства техники, необходимой для обновления и увеличения численности парка пассажирской техники транспортных организаций.
При запуске Программы предусматривается сформировать прогнозный план производства пассажирской техники в соответствии с целевыми индикаторами и показателями Программы и техническими требованиями к приобретаемой пассажирской технике, заявленными транспортными организациями.
4. Развитие инфраструктуры рынка газомоторного топлива
Обязательным условием реализации Программы и сбалансированного развития парка пассажирской техники, работающей на газомоторном топливе, является синхронное развитие газомоторной инфраструктуры - увеличение объемов строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, многотопливных заправочных станций, пунктов переоборудования и технического обслуживания автотранспорта, прочих инфраструктурных объектов.
Первым этапом по развитию газозаправочной инфраструктуры на территории Крымского федерального округа может стать заключение соглашения о расширении использования природного газа в качестве газомоторного топлива между исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Крымского федерального округа) и операторами по развитию рынка газомоторного топлива в Российской Федерации.
Предполагается, что в рамках такого соглашения будет создана рабочая группа по развитию инфраструктуры рынка газомоторного топлива в Крымском федеральном округе, в работе которой примут участие представители органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов, заинтересованных в развитии этого направления в регионе.
В ходе реализации Программы за счет заемных средств, привлеченных на финансовых рынках, планируется реализация проектов финансирования с применением механизма лизинга строительства до 8 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в Крымском федеральном округе. Объем финансирования составит 1,2 млрд рублей (с учетом ориентировочной стоимости строительства одной газозаправочной станции - около 150 млн рублей). Предметом лизинга может являться как оборудование для газозаправочных станций, так и весь заправочный комплекс в целом.
Указанная потребность является ориентировочной и рассчитана на основании объема пассажирской техники, работающей на газомоторном топливе и приобретаемой в рамках реализации Программы.
Для оптимального развития инфраструктуры предусматривается проведение совместной работы с администрациями Республики Крым и г. Севастополя и муниципальных образований по подбору площадок для нового строительства сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и реконструкции автозаправочных станций, резервированию территорий для перспективного строительства сети газозаправочных станций.
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Реализация Программы позволит удовлетворить потребность транспортных организаций в новой современной и экологичной пассажирской технике без существенных затрат с их стороны.
Программа позволит единовременно в первый год закупить 651 единицу автобусов на газомоторном топливе, 277 единиц троллейбусов и 27 единиц трамваев, а в дальнейшем в течение 4 лет - поставить транспортным организациям еще 813 единиц пассажирской техники, что позволит закрыть первоочередную потребность в технике муниципальных транспортных организаций.
Программа предусматривает закупку только пассажирской техники, произведенной на территории Российской Федерации, что позволит поддержать российские машиностроительные организации и стимулировать спрос на отечественную технику без нарушения норм Всемирной торговой организации.
Социально-экономический эффект от реализации Программы:
повышение эффективности и качества транспортного обслуживания населения, а также уровня безопасности пассажирских перевозок;
долгосрочная загрузка производственных мощностей российских производителей пассажирской техники;
возможность приобретения транспортными организациями современной пассажирской техники без существенных затрат с их стороны;
дополнительные поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации за счет перечисления российскими производителями пассажирской техники налогов на сумму 2471 млн рублей;
обеспечение занятости 7632 работников транспортного машиностроения и создание не менее 2000 новых рабочих мест в транспортных организациях;
снижение аварийности и повышение безопасности движения за счет введения в парк пассажирской техники транспортных организаций новых автобусов (работающих на газомоторном топливе), троллейбусов и трамваев;
возможность обновления парка пассажирской техники на постоянной основе без дальнейших мер государственной поддержки.
Экологический эффект от реализации Программы обеспечивается снижением выбросов в атмосферу вредных веществ (в 5-10 раз по угарному газу, в 1,5-2 раза по окислам азота, в 2-3 раза по углеводородам) за счет использования пассажирской техники, работающей на газомоторном топливе.
В соответствии с проведенной оценкой социально-экономической эффективности получен положительный результат (чистая экономическая выгода превысила стоимость инвестиций).
Объем средств, направляемых в рамках Программы на закупку пассажирской техники для транспортных организаций, а также создание инфраструктуры для использования техники на газомоторном топливе, составит 14520 млн рублей (на 1 рубль бюджетных средств в Программу инвестируется более 1,5 рубля из внебюджетных источников в течение 5 лет на постоянной основе).
Приложение N 1
к программе некоммерческого лизинга
городского пассажирского транспорта,
работающего на газомоторном топливе,
а также наземного электрического транспорта на территории
Крымского федерального округа
Целевые индикаторы и показатели
программы некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа
Наименование целевых индикаторов и показателей |
Единица измерения |
За 5 лет реализации Программы |
В том числе |
||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
Замещение в парках транспортных организаций изношенной пассажирской техники, подлежащей выбытию, новой пассажирской техникой - всего |
процентов |
100* |
100* |
- |
- |
- |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
автобусы |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
троллейбусы |
|
100* |
100* |
- |
- |
- |
- |
трамваи |
|
100* |
100* |
- |
- |
- |
- |
Прирост объема парка пассажирской техники транспортных организаций (по отношению к показателю 2014 года) - всего |
процентов |
59 |
26 |
6 |
7 |
9 |
11 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
автобусы |
|
58 |
32 |
5 |
6 |
7 |
9 |
троллейбусы |
|
64 |
- |
12 |
14 |
17 |
21 |
трамваи |
|
82 |
- |
15 |
18 |
22 |
26 |
Реализация проектов финансирования с применением механизма лизинга строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории Крымского федерального округа - всего |
единиц |
8 |
3 |
3 |
1 |
1 |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
в Республике Крым |
|
6 |
2 |
2 |
1 |
1 |
- |
в г. Севастополе |
|
2 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
______________________________
* Доля замещения изношенной пассажирской техники новой техникой в общем объеме изношенной пассажирской техники, подлежащей выбытию.
Приложение N 2
к программе некоммерческого лизинга
городского пассажирского транспорта,
работающего на газомоторном топливе,
а также наземного электрического транспорта на территории
Крымского федерального округа
Методика
расчета целевых индикаторов и показателей программы некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа
1. Показатель, касающийся замещения в парках транспортных организаций изношенной пассажирской техники, подлежащей выбытию, новой пассажирской техникой, рассчитывается для каждого из видов пассажирской техники (автобус, троллейбус, трамвай), а также для парка пассажирской техники всех транспортных организаций. Расчет значений такого показателя определяется в соответствии с пунктом 4 настоящей методики.
2. Показатель, касающийся прироста объема парка пассажирской техники транспортных организаций (по отношению к показателю 2014 г.), рассчитывается для каждого из видов пассажирской техники (автобус, троллейбус, трамвай), а также для парка пассажирской техники всех транспортных организаций. Расчет значений такого показателя определяется в соответствии с пунктом 5 настоящей методики.
3. Показатель, касающийся реализации проектов финансирования с применением механизма лизинга строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории Крымского федерального округа, установлен открытым акционерным обществом "Государственная транспортная лизинговая компания" отдельно для Республики Крым и г. Севастополя, а также для Крымского федерального округа. Расчет значений такого показателя определяется в соответствии с пунктом 6 настоящей методики.
4. Замещение парка пассажирской техники, подлежащей выбытию, предусматривается в полном объеме в первый год реализации Программы за счет приобретения требуемого количества пассажирской техники, по данным на май 2014 г.
Замена парка автобусов не производится, поскольку, по данным региональных властей Крымского федерального округа, обновления имеющегося в наличии парка автобусов не требуется. Производится только доукомплектование парка автобусов автобусами на газомоторном топливе.
Доля замещения изношенных троллейбусов новой пассажирской техникой в общем объеме изношенных троллейбусов (100 процентов) равна объему закупки троллейбусов в первый год реализации Программы (277 единиц), разделенному на количество изношенных троллейбусов в парке транспортных организаций, подлежащих выбытию (277 единиц), по данным на май 2014 г.
Доля замещения изношенных трамваев новой пассажирской техникой в общем объеме изношенных трамваев (100 процентов) равна объему закупки трамваев в первый год реализации Программы (27 единиц), разделенному на количество изношенных трамваев в парке транспортных организаций, подлежащих выбытию (27 единиц), по данным на май 2014 г.
5. При расчете прироста (по отношению к показателю 2014 г.) парка пассажирской техники транспортных организаций из объема закупок пассажирской техники вычитается количество пассажирской техники соответствующих типов, подлежащей выбытию (277 единиц троллейбусов и 27 единиц трамваев), по данным на май 2014 г.
Прирост общего объема парка пассажирской техники на территории Крымского федерального округа за 5 лет (59 процентов) равен разнице объема закупок всех типов пассажирской техники для транспортных организаций за 5 лет реализации Программы (1768 единиц) и количества пассажирской техники, подлежащей выбытию (троллейбусы и трамваи в количестве 304 единиц), по данным на май 2014 г., разделенной на общий парк пассажирской техники транспортных организаций (2463 единицы), по данным на май 2014 г.
В первый год реализации Программы прирост общего объема парка пассажирской техники обеспечивается только за счет закупок автобусов. Закупки троллейбусов и трамваев в полном объеме обеспечивают замещение парка техники, подлежащей выбытию.
Прирост общего объема парка пассажирской техники на территории Крымского федерального округа в первом году реализации Программы (26 процентов) равен разнице объема закупок всех типов пассажирской техники для транспортных организаций в первый год реализации Программы (955 единиц) и количества изношенной пассажирской техники, подлежащей выбытию (троллейбусы и трамваи в количестве 304 единицы), по данным на май 2014 г., разделенной на общий парк пассажирской техники транспортных организаций (2463 единицы), по данным на май 2014 г.
Со второго года реализации Программы предусматривается только доукомплектация парка пассажирской техники.
Прирост общего объема парка пассажирской техники на территории Крымского федерального округа во второй (третий, четвертый либо пятый) год реализации Программы (в процентах) равен объему закупок всех типов пассажирской техники для транспортных организаций во второй (третий, четвертый либо пятый) год реализации Программы (в единицах), разделенному на общий парк пассажирской техники транспортных организаций (2463 единицы), по данным на май 2014 г.
Прирост объема парка автобусов на территории Крымского федерального округа за 5 лет (58 процентов) равен объему закупки автобусов за 5 лет реализации Программы (1205 единиц), разделенному на парк автобусов транспортных организаций (2065 единиц), по данным на май 2014 г.
Прирост объема парка автобусов на территории Крымского федерального округа в первом (втором, третьем, четвертом либо пятом) году реализации Программы (в процентах) равен объему закупки автобусов в первом (втором, третьем, четвертом либо пятом) году реализации Программы (в единицах), разделенному на парк автобусов транспортных организаций (2065 единиц), по данным на май 2014 г.
Прирост объема парка троллейбусов на территории Крымского федерального округа за 5 лет (64 процента) равен разнице объема закупки троллейбусов за 5 лет реализации Программы (513 единиц) и количества изношенных троллейбусов, подлежащих выбытию (277 единиц), по данным на май 2014 г., разделенной на парк троллейбусов транспортных организаций (370 единиц), по данным на май 2014 г.
В первый год реализации Программы отсутствует прирост объема парка троллейбусов, так как закупки идут в полном объеме на замещение изношенного парка.
Прирост объема парка троллейбусов на территории Крымского федерального округа в первом году (0 процентов) равен разнице объема закупки троллейбусов в первом году (277 единиц) и количества изношенных троллейбусов, подлежащих выбытию (277 единиц), по данным на май 2014 г., разделенной на парк троллейбусов транспортных организаций (370 единиц), по данным на май 2014 г.
Со второго года реализации Программы предусматривается только доукомплектация парка троллейбусов.
Прирост объема парка троллейбусов на территории Крымского федерального округа во втором (третьем, четвертом либо пятом) году реализации Программы (в процентах) равен объему закупки троллейбусов во втором (третьем, четвертом либо пятом) году реализации Программы (в единицах), разделенному на парк троллейбусов транспортных организаций (370 единиц), по данным на май 2014 г.
Прирост объема парка трамваев на территории Крымского федерального округа за 5 лет (82 процента) равен разнице объема закупки трамваев за 5 лет реализации Программы (50 единиц) и количества изношенных трамваев, подлежащих выбытию (27 единиц), по данным на май 2014 г., разделенной на парк трамваев транспортных организаций (28 единиц), по данным на май 2014 г.
В первый год реализации Программы отсутствует прирост объема парка трамваев, так как закупки идут в полном объеме на замещение изношенного парка.
Прирост объема парка трамваев на территории Крымского федерального округа в первом году (0 процентов) равен разнице объема закупки трамваев в первом году (27 единиц) и количества изношенных трамваев, подлежащих выбытию (27 единиц), по данным на май 2014 г., разделенной на парк трамваев транспортных организаций (28 единиц), по данным на май 2014 г.
Со второго года реализации Программы предусматривается только доукомплектация парка трамваев.
Прирост объема парка трамваев на территории Крымского федерального округа во втором (третьем, четвертом либо пятом) году реализации Программы (в процентах) равен объему закупки трамваев во втором (третьем, четвертом либо пятом) году реализации Программы (в единицах), разделенному на парк трамваев транспортных организаций (28 единиц), по данным на май 2014 г.
6. Объем пассажирской техники на газомоторном топливе, приобретаемой в рамках реализации Программы в течение 5 лет, в размере до 1205 единиц потребует дополнительного развития газозаправочной инфраструктуры на территории Крымского федерального округа.
По экспертным оценкам, одна автомобильная газонаполнительная компрессорная станция в штатном режиме может обслуживать парк из 150 единиц техники, работающей на газомоторном топливе. Исходя из этого, ориентировочная потребность в строительстве дополнительных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории Крымского федерального округа, необходимых для обслуживания 1205 единиц пассажирской техники на газомоторном топливе, составляет 8 единиц станций.
Приложение N 3
к программе некоммерческого лизинга
городского пассажирского транспорта,
работающего на газомоторном топливе,
а также наземного электрического транспорта на территории
Крымского федерального округа
Расходы
на реализацию программы некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа
(млн рублей, в ценах соответствующих лет)
|
2015-2019 годы |
В том числе |
||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||
Всего по Программе |
14520 |
8400 |
1140 |
1368 |
1642 |
1970 |
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет |
5700 |
5700 |
- |
- |
- |
- |
внебюджетные источники |
8820 |
2700 |
1140 |
1368 |
1642 |
1970 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана программа некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электротранспорта на территории Крымского федерального округа.
Она рассчитана на 2015-2019 гг.
Так, в 2015 г. за федеральный счет планируется приобрести 885 ед. пассажирской техники. Кроме того, до конца 2015 г. предстоит полностью обновить трамвайно-троллейбусный парк. Количество автобусов будет увеличено на 58% до конца 2019 г., троллейбусов - на 64%, трамваев - на 82%. Предусмотрены строительство 8 новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, обеспечение занятости 7632 работников транспортного машиностроения и создание не менее 2000 новых рабочих мест в организациях городского пассажирского транспорта.
Общий объем финансирования программы составляет 14 520 млн руб., в т. ч. в 2015 г. за счет средств федерального бюджета - 5 700 млн руб. (путем взноса в уставный капитал ОАО "Государственная транспортная лизинговая компания"); средства внебюджетных источников - 8 820 млн руб.
Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. N 2788-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 января 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 января 2015 г. N 3 ст. 598
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2021 г. N 3139-р
Изменения вступают в силу с 6 ноября 2021 г.
Распоряжение Правительства РФ от 15 февраля 2021 г. N 367-р
Изменения вступают в силу с 15 февраля 2021 г.
Распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2020 г. N 2121-р
Изменения вступают в силу с 17 августа 2020 г.
Распоряжение Правительства РФ от 27 июня 2019 г. N 1387-р
Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.
Распоряжение Правительства РФ от 4 июня 2018 г. N 1114-р
Распоряжение Правительства РФ от 8 июня 2017 г. N 1191-р