Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Основные методологические и организационные положения выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах в 2017 году
(утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 19 июля 2016 г. N 353)
I. Цели и задачи наблюдения
Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах (далее - наблюдение) проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946), постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. N 973) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698).
Наблюдение организуется в целях получения статистической информации, отражающей роль оплаты труда, доходов от самостоятельной занятости и от собственности, пенсий и социальных пособий в обеспечении материального благосостояния семей, тенденции в изменении уровня дифференциации доходов и уровня бедности среди различных социально-экономических слоев населения, участие семей в социальных программах, пенсионном и медицинском страховании, материальное и социальное обеспечение малоимущих семей, и влияние мер социальной поддержки на уровень их благосостояния.
Задачей проведения наблюдения является получение статистических данных о денежных и совокупных доходах домохозяйств, о видах доходных источников и количестве получателей доходов в семьях, об условиях получения и размерах доходов от работы по найму, самостоятельной занятости (включая личные подсобные хозяйства), о среднемесячном доходе от трудовой деятельности, об объемах натуральных поступлений товаров и услуг собственного производства в денежном эквиваленте, о видах и размерах назначенных пенсий и социальных пособий, страховых возмещениях и вкладе в добровольное страхование, о размерах доходов от участия в программах семейных пособий и социальной защиты, о наличии доходов от собственности, об объемах межсемейной помощи, о выплаченных налогах и налоговых льготах, об объеме обязательных платежей и долгового бремени.
Уровень представительности результатов наблюдения - в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств.
II. Основные методологические положения подготовки и проведения наблюдения
2.1. Общие положения
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 наблюдение основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации, с ежегодной периодичностью.
Охват, начиная с 2017 года, один раз в пять лет - 160 тыс. домохозяйств; в годы между 5-летними интервалами - 60 тыс. домохозяйств.
2.2. Единица наблюдения
Единицей наблюдения при проведении наблюдения является частное домохозяйство*(1) (далее - домохозяйство) и члены домохозяйства.
Домохозяйство*(2) представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства*(3).
Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
Членами домохозяйства для целей проведения наблюдения признаются лица, указанные в его составе со слов одного из членов домохозяйства, который более других осведомлен о жизнедеятельности домохозяйства и в дальнейшем сможет ответить на вопросы, касающиеся домохозяйства в целом (далее - ответственное лицо). Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса.
В зависимости от места нахождения на момент опроса лица, учитываемые в составе домохозяйства, могут относиться к одной из следующих категорий:
1) лица, постоянно (обычно) проживающие в домохозяйстве*(4);
2) лица, продолжительно или временно отсутствующие в домохозяйстве:
отсутствующие продолжительные периоды времени или временно отсутствующие*(5), но имеющие родственные отношения с домохозяйством и продолжающие поддерживать тесную связь (или имеющие очевидные финансовые связи) с домохозяйством;
кратковременно отсутствующие, но обычно проживающие в домохозяйстве.
2.3. Применение выборочного метода
Наблюдение проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации.
План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации разрабатывается Росстатом в установленном порядке в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 для каждого года проведения наблюдения, с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, по основным демографическим и социально-экономическим группам населения и домашних хозяйств (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).
Генеральную совокупность, служащую основой для построения выборочной совокупности при проведении наблюдения в соответствующих субъектах Российской Федерации, составляют все частные домохозяйства, проживающие на территории Российской Федерации.
Основой для формирования выборки в ходе подготовки наблюдения служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года. Единицей отбора является счетный участок.
При формировании выборочной совокупности конечной единицей отбора является жилое помещение (индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, общежитии или в др. жилом строении).
Формирование выборочной совокупности домохозяйств осуществляется на основе принципов случайного отбора, т.е. каждому домохозяйству в генеральной совокупности придается известная и ненулевая вероятность отбора.
2.4. Программа наблюдения
Программа наблюдения представляет собой перечень признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лиц, входящих в состав домохозяйств, - членов домохозяйств), подлежащих регистрации в процессе проведения опросов членов домохозяйств (респондентов) в соответствии с его целями и задачами.
Перечень признаков единиц наблюдения содержит сведения об источниках доходов домохозяйств и членов домохозяйств, относящихся к различным возрастным группам, по следующим тематическим блокам:
|
Информация, собираемая на уровне: |
||
домохозяйства в целом |
членов домохозяйств в возрасте |
||
до 16 лет |
16 лет и более |
||
Демографические характеристики и семейные отношения (пол; возраст; родственные отношения) |
|
+ |
+ |
Социально-экономические характеристики (достигнутый уровень образования, участие в трудовой деятельности) |
|
|
+ |
Доходы от трудовой деятельности |
|
|
+ |
Пенсионное обеспечение и социальная поддержка (вкл. выплаты на детей, социальные выплаты, иная помощь домохозяйству) |
+ |
+ |
+ |
Условия проживания |
+ |
|
|
Доходы от собственности и налоги, сельскохозяйственная деятельность |
+ |
|
|
Финансовые обязательства, оценка домохозяйством своего финансового положения |
+ |
|
|
Перечень учетных признаков по каждому тематическому блоку разрабатывается Росстатом совместно с представителями научных организаций, владеющих соответствующими знаниями и опытом в области доходов и социальной поддержки населения, подлежащей наблюдению, и специалистами профильных управлений Росстата (далее - эксперты).
В рамках наблюдения обеспечивается получение информации о доходах населения и участия в социальных программах на основе двух типов данных:
перекрестные данные, относящиеся к определенной дате или периоду времени и наблюдаемые в течение каждого года проведения наблюдения;
лонгитюдные данные, позволяющие оценить изменения с течением времени ранее обследованных домохозяйств и членов домохозяйств и наблюдаемые для пятилетнего периода начиная с 2018 года.
2.5. Метод сбора сведений при проведении наблюдения
Наблюдение осуществляется на основе личного опроса членов домохозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.
Приказом Росстата от 18.02.2016 N 70 (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2016 г. N 41457) утверждены следующие категории лиц, привлекаемые на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам: бригадир-инструктор территориального уровня, инструктор территориального уровня, оператор формального и логического контроля, интервьюер, оператор ввода статистической информации.
Опросы респондентов проводятся на основании специальных форм федерального статистического наблюдения на бумажных носителях, содержащих конкретные формулировки вопросов для различных групп респондентов с указанием возможных вариантов ответов на них (в дальнейшем - Вопросники), и указаний по их заполнению.
Опросы респондентов и заполнение Вопросников производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
Первичные статистические данные (далее - сведения), полученные от респондентов и записанные интервьюером в Вопросники, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Разработка и утверждение Вопросников и указаний по их заполнению производятся Росстатом в установленном порядке.
При проведении наблюдения личному опросу подлежат респонденты в возрасте 16 лет*(6) и более, установленные в составе домохозяйства, за исключением лиц, отсутствующих на момент проведения опроса, и лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья или в силу преклонного возраста.
Сбор сведений и заполнение Вопросников, содержащих информацию по домохозяйству в целом, а также информацию о лицах в возрасте 16 лет и более, отсутствующих на момент проведения опроса или не имеющих возможности дать информацию за себя лично, производится со слов ответственного лица (с соответствующей пометкой о лице, предоставившем эту информацию). Сбор сведений и заполнение Вопросников, содержащих информацию о детях в возрасте до 16 лет, производится со слов одного из их родителей (или опекуна).
2.6. Период проведения наблюдения
Периодом проведения наблюдения принято считать период времени, в течение которого осуществляется сбор сведений от населения, включая обход жилых помещений для установления контактов с респондентами (рекрутирование) и посещение домохозяйств для опросов респондентов.
Проведение наблюдения осуществляется в сроки, предусмотренные календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения, утверждаемым для каждого года проведения наблюдения, по итогам за предыдущий год.
III. Основные организационные положения подготовки и проведения наблюдения
Сбор первичных статистических данных, их обработка и формирование официальной статистической информации наблюдения, проводимого путем опроса респондентов, осуществляется на основании официальной статистической методологии.
3.1. Распределение функций по уровням управления и организации работ
Пунктом 2 приказа Росстата от 14 марта 2014 г. N 188 "О вопросах организации сбора первичных статистических данных, их обработки и формирования официальной статистической информации федеральных статистических наблюдений, проводимых путем опроса респондентов" (зарегистрирован Минюстом России 21 апреля 2014 г. N 32045) (далее - приказ Росстата от 14 марта 2014 г. N 188) определены следующие уровни организации наблюдения: федеральный, территориальный и полевой.
3.1.1. На федеральном уровне выполняются следующие функции:
1. Разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов и их официальному опубликованию, хранению материалов наблюдения:
разработка методологических и организационных положений подготовки и проведения наблюдения;
организация работы с экспертами по вопросам программы наблюдения;
разработка статистического инструментария наблюдения (включая организацию работ и доработку Вопросников по результатам их предварительного тестирования на территориальном уровне).
2. Координация, планирование работ по проведению наблюдения и контроль подготовки, проведения и подведения итогов наблюдения:
разработка Плана размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации;
определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах на подготовку и проведение наблюдения на территориальном и полевом уровнях;
оказание консультативной помощи специалистам территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (далее - ТОГС) и лицам, привлекаемым к сбору первичных статистических данных на территориальном и полевом уровнях (далее - привлекаемые лица);
участие в контрольных мероприятиях, выполняемых на территориальном и полевом уровнях.
3. Разработка технологии и организация автоматизированной обработки полученной информации наблюдения и подведения его итогов:
организация разработки специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата для автоматизированной обработки первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения;
разработка инструктивных документов по подготовке, проведению и автоматизированной обработке итогов наблюдения;
организация и проведение автоматизированной обработки итогов наблюдения.
4. Формирование официальной статистической информации, ее опубликование, хранение материалов:
официальное опубликование результатов наблюдения (агрегированных итогов и баз микроданных) в электронном виде в системе открытого доступа на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее Интернет-сайт Росстата);
публикация по итогам наблюдения систематизированной статистической информации по доходам домохозяйств в тематическом сборнике в виде печатного издания и для размещения на Интернет-сайте Росстата.
5. Тематическое и организационное обеспечение проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам наблюдения.
6. Организация обучения специалистов Федеральной службы государственной статистики, руководителей и специалистов ТОГС:
разработка обучающих программ для всех категорий персонала;
участие в проведении обучающих семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения, его материально-технического обеспечения.
7. Обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам безопасности проведения наблюдения.
8. Организация финансового и материально-технического обеспечения наблюдения:
обеспечение деятельности лиц, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне;
централизованное тиражирование инструментария наблюдения и его доведение до территориального уровня;
централизованное изготовление и доведение до территориального уровня удостоверений для обеспечения ими привлекаемых лиц территориального и полевого уровней;
централизованная закупка и доведение до территориального уровня принадлежностей для фиксации данных респондентами, принимающими участие в наблюдении.
9. Мониторинг хода выполнения работ по проведению наблюдения.
Методологическое и организационное руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов наблюдения и их официальному опубликованию обеспечивается Управлениями центрального аппарата Росстата.
Предусмотрено привлечение физических лиц на договорной основе для выполнения работ, связанных с подготовкой и проведением наблюдения, с обработкой полученной информации, подведением итогов и их официальным опубликованием. Перечень работ указан в приложении N 2 к Основным методологическим и организационным положениям Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах.
3.1.2. На территориальном уровне выполняются следующие функции:
1. Подготовка и проведение в субъекте Российской Федерации наблюдения в соответствии с утвержденной официальной статистической методологией:
разработка и утверждение Организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
организация и проведение информационно-разъяснительной работы среди респондентов.
2. Координация и организация работ по подготовке и проведению наблюдения в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, контроль подготовки и проведения наблюдения:
подбор кандидатур и привлечение их на договорной основе для выполнения работ, связанных со сбором первичных статистических данных и их обработкой на территориальном и полевом уровнях (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня, операторы формального и логического контроля, операторы ввода статистической информации, интервьюеры);
проведение предварительного тестирования проектов Вопросников и направление на федеральный уровень обобщенных предложений по их доработке;
комплектование инструментария наблюдения, канцелярских товаров и средств материально-хозяйственного и технического назначения и обеспечение ими привлекаемых лиц территориального и полевого уровней;
обеспечение деятельности привлеченных лиц территориального и полевого уровней;
сбор и обобщение информации о проведении наблюдения, приемка материалов от интервьюеров;
приемка результатов и выплата вознаграждения привлекаемым лицам территориального и полевого уровней;
подготовка и представление на федеральный уровень информации из отчета интервьюера о выполненной работе, информации об участии домохозяйств в наблюдении, отчета о привлечении персонала;
подготовка итогового отчета о подготовке и проведении наблюдения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и предложений по совершенствованию основных организационных положений наблюдения.
3. Организация на полевом уровне участков проведения наблюдения, подбор интервьюеров, контроль за их работой:
организация работы интервьюеров по натурному обходу отобранных для проведения наблюдения счетных участков, формирование форм N 3-отбор на основе программного комплекса по составлению списков адресов домохозяйств и оказание содействия привлекаемым лицам полевого уровня по укомплектованию респондентской сети для проведения опросов;
организация работ по проведению опросов респондентов и осуществление контрольных мероприятий, в том числе с непосредственным выездом на отобранные счетные участки, закрепленные за интервьюерами работниками (участки наблюдения);
разработка и утверждение графика проведения контрольных мероприятий и графика сдачи-приемки материалов наблюдения от интервьюеров.
4. Взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам наблюдения, в том числе по безопасности проведения наблюдения (по мере необходимости).
5. Взаимодействие с органами местного самоуправления в части привлечения граждан, проживающих на территориях соответствующего муниципального образования, к сбору первичных статистических данных (по мере необходимости).
6. Обучение специалистов ТОГС и привлекаемых лиц:
организация, проведение и участие в работе кустовых семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения;
проведение обучения привлекаемых лиц.
7. Подготовка полученной информации наблюдения к автоматизированной обработке, подготовка контрольного примера, тестирование программного обеспечения по вводу первичных статистических данных.
8. Автоматизированная обработка полученной информации наблюдения на основе утвержденной технологии (ввод на сервер ЦОД ФУ первичных данных с бумажных носителей; проведение формально-логического контроля и получение протоколов контроля).
9. Опубликование итогов наблюдения, хранение его материалов, обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных данных и их защиту от несанкционированного доступа.
10. Участие в подборе и предоставлении на безвозмездной основе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и/или органами местного самоуправления охраняемых помещений, оборудованных мебелью, средствами связи и пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору первичных статистических данных, и хранения форм и иных документов наблюдения, необходимых транспортных средств и средств связи (при необходимости).
На территориальном уровне ответственными за подготовку, проведение и обработку материалов наблюдения являются ТОГС. Выполнение работ и функций возлагается на структурные подразделения, определяемые руководителем ТОГС (или лицом его заменяющим).
На территориальном уровне предусмотрено привлечение физических лиц на договорной основе для выполнения работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении наблюдения (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня, операторы формального и логического контроля, операторы ввода статистической информации). Перечень работ указан в приложении N 1 к Основным методологическим и организационным положениям Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах.
3.1.3. На полевом уровне выполняются следующие функции:
1. Подготовка и проведение наблюдения в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации:
прохождение обучения по очной форме;
формирование участка наблюдения и графика посещений отобранных домохозяйств для проведения опросов.
2. Организация работ по сбору первичных статистических данных наблюдения путем опроса респондентов, контроль полученной информации при проведении контрольных мероприятий:
передача домохозяйствам, принимающим участие в наблюдении, принадлежностей для фиксации данных;
проведение личного опроса респондентов и заполнение Вопросников, установленных для всех групп респондентов;
оказание содействия бригадиру-инструктору территориального уровня и инструкторам территориального уровня при проведении контрольных мероприятий.
3. Сдача-приемка заполненных форм наблюдения, контроль заполнения форм наблюдения:
контроль заполненных Вопросников и их кодировка;
сдача-приемка Вопросников на территориальный уровень в установленном порядке.
4. Подведение итогов наблюдения, формируемых на полевом уровне:
подготовка отчета о рекрутировании домохозяйств, отчета о выполненной работе и передача их на территориальный уровень.
На полевом уровне работа по подготовке и проведению наблюдения выполняется интервьюерами.
3.2. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения
Пунктом 2.6 приказа Росстата от 14 марта 2014 г. N 188 устанавливаются следующие этапы статистического наблюдения:
- подготовительный этап;
- этап проведения статистического наблюдения, осуществление контрольных мероприятий и сдача-приемка материалов;
- этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов.
3.2.1. Подготовительный этап
Подготовительный этап включает выполнение следующих работ:
1. Разработку:
1.1 планов организации и проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ:
1) календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;
2) плана размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения наблюдения;
3) организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения, утверждаемого приказом ТОГС.
Организационный план-график по подготовке и проведению наблюдения на территориальном и полевом уровнях разрабатывается и утверждается ТОГС в соответствии с перечнем работ, выполняемых на территориальном и полевом уровнях, сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми и утверждаемыми в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.
1.2 официальной статистической методологии, форм федерального статистического наблюдения и статистического инструментария:
1) разработка Основных методологических и организационных положений наблюдения;
2) разработка проектов Вопросников и указаний по их заполнению, формируемых для групп опрашиваемых респондентов;
3) предварительное тестирование проектов Вопросников на территориальном уровне;
4) доработка инструментария наблюдения по результатам тестирования и утверждение инструментария наблюдения для последующего тиражирования и проведения опросов.
Инструментарий наблюдения состоит из Указаний по подготовке и проведению наблюдения и Вопросников.
1.3 программ обучения специалистов Федеральной службы государственной статистики, ТОГС и привлекаемых лиц территориального и полевого уровней, тестирования полученных знаний.
1.4 технологии автоматизированной обработки первичных статистических данных наблюдения и подведения итогов с учетом концепции развития информационно-вычислительной системы Федеральной службы государственной статистики на соответствующий период.
1.5 программного обеспечения по формированию перечня изучаемых объектов, автоматизированной обработке первичных статистических данных, формированию официальной статистической информации.
1.6 определение средней нормы нагрузки объектов изучаемой совокупности на одно привлекаемое лицо территориального и полевого уровней за весь период работы и сроков их привлечения, нормативов для закупки средств материально-технического обеспечения.
1) Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении территориального и полевого уровней.
Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении территориального и полевого уровней основывается на Плане размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения наблюдения на основе отбора населенных пунктов городской и сельской местности и определения числа обследуемых домохозяйств в каждом из них.
Количество и распределение по категориям привлекаемых лиц территориального и полевого уровней по субъектам Российской Федерации устанавливается в зависимости от объема выборочной совокупности домохозяйств по каждому субъекту Российской Федерации и средней нормы нагрузки соответствующей категории привлекаемых лиц.
2) Подбор, сроки привлечения и оформление договорных отношений с привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней.
Подбор привлекаемых лиц территориального и полевого уровней и оформление договорных отношений с ними осуществляется ТОГС. Перечень работ, выполняемый привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней, определен в приложении к настоящим основным методологическим и организационным положениям наблюдения.
Сроки завершения работы по оформлению договорных отношений с привлекаемыми лицами определяются приказом Росстата. По завершении работы по подбору и оформлению договорных отношений с привлекаемыми лицами на федеральный уровень направляется отчет по установленной Росстатом форме.
Продолжительность привлечения привлекаемых лиц составляет:
территориальный уровень: |
|
бригадир-инструктор территориального уровня |
108 календарных дней; |
инструктор территориального уровня |
94 календарных дня; |
оператор формального и логического контроля |
24 календарных дня; |
оператор ввода статистической информации |
19 календарных дней; |
полевой уровень: |
|
интервьюер |
33 календарных дня. |
Продолжительность привлечения и условия выплаты вознаграждения привлекаемых лиц определяются приказом Росстата.
1.7 квалификационных требований к привлекаемым лицам из числа граждан Российской Федерации, привлекаемых к сбору первичных статистических данных, проводимых путем опроса респондентов, контроля и обработки полученной информации.
2. Составление списков изучаемых объектов наблюдения, переписное районирование.
3. Организацию проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ.
4. Организацию автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения.
5. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами по вопросам наблюдения, в том числе по безопасности проведения наблюдения.
В целях обеспечения выполнения работ по проведению наблюдения ТОГС, на основании пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, взаимодействуют с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:
проведение информационно-разъяснительной работы;
обеспечение безопасности интервьюеров при рекрутировании и проведении опросов респондентов.
ТОГС доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении наблюдения, в том числе для подготовки ответов при обращениях граждан по возникающим вопросам в связи с проведением наблюдения.
6. Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и/или органами местного самоуправления по подбору помещений, оборудованных мебелью, средствами связи и пригодных для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору первичных статистических данных, проводимому путем опроса респондентов, и хранения документов наблюдения, по предоставлению необходимых транспортных средств и средств связи (при необходимости).
7. Финансовое и материально-техническое обеспечение наблюдения.
Финансирование наблюдения осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Лимиты бюджетных обязательств доводятся в ТОГС в установленном порядке.
Материально-техническое обеспечение наблюдения осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения, обработке его итогов, утверждаемых соответствующими приказами Росстата.
Привлекаемым лицам территориального (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня) и полевого (интервьюеры) уровней выдается удостоверение, изготовленное в централизованном порядке Росстатом.
Привлекаемые лица территориального и полевого уровней централизованно обеспечиваются необходимыми канцелярскими принадлежностями.
Обеспечение канцелярскими принадлежностями, тиражом инструментария наблюдения, принадлежностями для фиксации респондентами данных производится в объемах, установленных приказом Росстата.
ТОГС при проведении обучения и в период проведения наблюдения (опросов домохозяйств, контрольных мероприятий, сдачи-приемки материалов наблюдения) рекомендуется возместить привлекаемым лицам следующие расходы:
а) проживание по месту обучения, проезд до него и обратно - интервьюерам и инструкторам территориального уровня, работающим в городских и сельских населенных пунктах, расположенных за пределами административного центра субъекта Российской Федерации;
б) проезд до места проживания обследуемых домохозяйств (и обратно) - интервьюерам, работающим в городских и сельских населенных пунктах и имеющим место проживания вне шаговой доступности от места расположения участка наблюдения;
в) проживание по месту сдачи-приемки материалов наблюдения (заполненных Вопросников, отчета интервьюера о выполненной работе, отчета интервьюера о рекрутировании домохозяйств, удостоверения), проезд до места сдачи-приемки материалов наблюдения и обратно - интервьюерам, работающим в городских и сельских населенных пунктах и имеющим место проживания вне шаговой доступности от места сдачи материалов;
г) проезд до места проведения контрольных мероприятий (и обратно) - бригадирам-инструкторам территориального уровня и инструкторам территориального уровня, место работы которых расположено вне шаговой доступности от места проведения контрольных мероприятий.
Общий объем затрат, связанных с обеспечением вышеуказанных мероприятий, не может превышать объем доведенных ТОГС лимитов бюджетных обязательств на эти цели.
8. Организацию обучения специалистов ТОГС и привлекаемых лиц.
Обучение специалистов ТОГС и привлекаемых лиц территориального (бригадир-инструктор территориального уровня и инструкторы территориального уровня) и полевого (интервьюеры) уровней проводится в три этапа.
На первом этапе проводится обучение специалистов ТОГС. Обучение проводится специалистами Росстата из числа представителей управлений центрального аппарата, отвечающих за подготовку и проведение наблюдения на федеральном уровне.
Обучение организуется централизованно с участием представителей от каждого ТОГС. Порядок и сроки организации обучающих семинаров, направление для участия в них специалистов Росстата и представителей ТОГС определяются в установленном порядке. Обучение проводится в течение трех рабочих дней.
На втором этапе проводится обучение привлекаемых лиц из числа бригадиров-инструкторов территориального уровня и инструкторов территориального уровня и на третьем этапе - интервьюеров. Обучение организуется и проводится по очной форме в каждом ТОГС.
Обучение возлагается на специалистов структурного подразделения ТОГС, ответственных за подготовку и проведение наблюдения на территориальном уровне, прошедших соответствующую подготовку на обучающих семинарах. В обучении интервьюеров принимают участие бригадир-инструктор территориального уровня и инструкторы территориального уровня согласно программе обучения.
Обучение завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала и степени готовности обучающегося к работе. Обучение проводится в течение двух рабочих дней в форме семинаров или индивидуально.
3.2.2. Проведение статистического наблюдения, осуществление контрольных мероприятий и сдача-приемка материалов
Этап проведения наблюдения, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов включает выполнение следующих работ:
1. Сбор первичных статистических данных наблюдения, проводимый путем опроса респондентов, и заполнение интервьюерами форм наблюдения.
Домохозяйствам, согласившимся принять участие в наблюдении, интервьюер предоставляет принадлежности для фиксации данных с логотипом Федеральной службы государственной статистики.
В ходе подготовки к проведению наблюдения интервьюер посещает домохозяйства по адресам, указанным в доведенном до него Списке адресов, и договаривается о дате проведения опроса.
При отсутствии договоренности (отказе) или недостижимости домохозяйств по иным причинам интервьюер самостоятельно производит замену данного домохозяйства на другое из резервного списка.
По результатам предварительного посещения домохозяйств (рекрутирования) интервьюер составляет график посещений домохозяйств для проведения опросов. Опросы проводятся интервьюером в течение 14 календарных дней.
Интервьюер ежедневно фиксирует информацию по факту посещения домохозяйств (в т.ч. об отказах от участия в наблюдении) и о ходе проведения опросов в специальном бланке "Отчет интервьюера о рекрутировании домохозяйств". По завершении опросов указанный отчет передается интервьюером на территориальный уровень в порядке, установленном для сдачи-приемки результатов наблюдения.
Порядок проведения опросов на полевом уровне регламентируется Указаниями по подготовке и проведению наблюдения. Основными разделами данных Указаний являются: порядок заполнения Вопросников; порядок подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке (на полевом и территориальном уровнях); порядок проведения контрольных мероприятий; порядок сдачи-приемки материалов наблюдения.
2. Проведение контрольных мероприятий для обеспечения полноты и правильности учета объектов наблюдения и правильности заполнения Вопросников.
2.1. Для обеспечения полноты и правильности получаемой от населения информации на полевом уровне проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения Вопросников.
Контрольные мероприятия осуществляются как специалистами ТОГС, так и привлекаемыми лицами (бригадиром-инструктором территориального уровня и инструкторами территориального уровня в пределах административного центра субъекта Российской Федерации или ближайших от их места работы населенных пунктах) в период (или после) проведения опросов интервьюерами. Проведение контрольных мероприятий осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти цели.
В ходе контрольных мероприятий производится:
сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, направленных интервьюеру в качестве основного и резервного списков домохозяйств;
наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос);
проведение контрольных опросов (выборочно в 2-3 домохозяйствах, в которых завершен опрос) по ограниченному кругу информации;
выяснение факта участия в наблюдении (выборочно, в 8-10 домохозяйствах, в которых завершен опрос) по телефону.
Контрольные мероприятия проводятся в отношении каждого интервьюера.
По итогам контрольных мероприятий составляется "Акт по результатам проверки работы интервьюера".
2.2. Контрольные мероприятия, выполняемые на территориальном уровне, проводятся специалистами Росстата (с выездом в ТОГС) в период проведения опросов или в период сдачи-приемки результатов работ, выполняемых на полевом уровне.
В ходе проведения контрольных мероприятий производится:
проверка фактических сроков выполнения работ в соответствии с утвержденным Организационным планом-графиком;
выборочная проверка полноты и правильности заполнения Вопросников;
проверка графика проведения контрольных мероприятий на полевом уровне и полноты их выполнения;
анализ причин возникновения и принятых мер по устранению недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий на полевом уровне.
3. Сдачу-приемку заполненных Вопросников и контроль их заполнения.
Сдача-приемка результатов работ, выполненных на полевом уровне, производится после окончания контрольных мероприятий в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, утверждаемым ТОГС.
Сдача результатов работ производится интервьюерами с выездом в ТОГС или по почте через районные отделы статистики.
При сдаче-приемке заполненных Вопросников на территориальном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения на основе предварительного арифметического и логического контроля.
По завершении сдачи-приемки на территориальном уровне Вопросники комплектуются и подготавливаются к автоматизированной обработке (визуальный контроль, дополнительное кодирование информации).
3.2.3. Обработка полученных первичных статистических данных, подведение итогов, их официальное опубликование, хранение материалов наблюдения
Этап обработки полученных первичных статистических данных,
подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов включает выполнение следующих работ:
автоматизированную обработку полученных первичных статистических данных и подведение итогов наблюдения с использованием программного обеспечения, разработанного в соответствии с экономическим описанием;
защиту первичных статистических данных и иной информации ограниченного доступа;
формирование официальной статистической информации на основе итогов наблюдения и их распространение.
1. Для автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения используется предусмотренное пп. 3 п. 3.1.1 настоящих основных методологических и организационных положений наблюдения специализированное программное обеспечение информационно-вычислительной системы Росстата.
Автоматизированная обработка полученных первичных статистических данных производится в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках разработки (доработки) специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата на выполнение работ по автоматизированной обработке первичных статистических данных и получению итогов наблюдения.
Автоматизированная обработка полученных первичных статистических данных наблюдения осуществляется на территориальном и федеральном уровнях.
На территориальном уровне осуществляется ввод на сервер центра обработки данных федерального уровня (далее - ЦОД ФУ) первичных статистических данных с бумажных носителей, формальный и логический контроль первичных статистических данных, мониторинг ввода первичных статистических данных с использованием предоставленного Росстатом специализированного программного обеспечения.
Работы по обработке первичных статистических данных на территориальном уровне выполняются привлекаемыми лицами (оператор формального и логического контроля, операторы ввода статистической информации).
На федеральном уровне производится:
а) мониторинг хода автоматизированной обработки;
б) проведение повторного формального и логического контроля первичных статистических данных, полученных с территориального уровня;
в) формирование первичного информационного фонда;
г) ведение нормативно-справочной информации;
д) редактирование и импутация данных наблюдения;
е) формирование единой базы первичных статистических данных (обобщенного информационного фонда), дополнительный контроль полученной информации;
ж) расчет коэффициентов взвешивания данных, обобщающих показателей, ошибок выборки;
з) формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц;
и) подготовка набора данных к размещению в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата.
2. Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в Вопросниках, определены в статье 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
При автоматизированной обработке материалов наблюдения соблюдаются меры по защите информации от несанкционированного доступа.
3. В целях формирования официальной статистической информации на основе итогов наблюдения, а также расширения форм взаимодействия с внешними пользователями статистической информации на федеральном уровне осуществляется:
- описание набора данных наблюдения для размещения в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата;
- распространение данных (статистические таблицы, база микроданных, метаданные, тематический сборник в виде печатного издания и для размещения на Интернет-сайте Росстата).
При подготовке к публикации микроданные проходят дополнительные процедуры редактирования и импутации в автоматизированном режиме, а также в целях соблюдения принципов конфиденциальности - процедуры анонимизации, что исключает любую возможность не только прямой, но и косвенной идентификации домохозяйств и проживающих в них лиц.
В целях анонимизации публикуемых признаков домохозяйства и членов домохозяйства исключается ряд кодификационных признаков, производится изменение номеров домохозяйств по определенному алгоритму, исключаются из публикации показатели, количество наблюдаемых единиц по которым имеет низкую частотность.
Публикация микроданных сопровождается описанием метаданных, а также размещением на данной странице Интернет-сайта Росстата агрегированных данных (статистических таблиц по итогам наблюдения).
Метаданные представляют собой полную информацию о наблюдении (организационные документы, методика подготовки и проведения наблюдения, описание инструментария и т.д.) и описание микроданных.
Микроданные представляют собой файлы данных, содержащие информацию по каждой единице наблюдения (домохозяйству и членам домохозяйства), исключая данные, позволяющие идентифицировать респондентов. Публикация микроданных совместно с метаданными наблюдения дает возможность пользователям воспроизводить публикуемые итоговые таблицы, а также получать любые итоговые показатели по данным наблюдения.
Статистические итоговые таблицы представляют собой таблицы, построенные на основе микроданных наблюдения с учетом распространения итогов на генеральную совокупность.
Опубликование итогов наблюдения в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата осуществляется в следующем порядке:
- публикация статистических таблиц с данными наблюдения в целом по Российской Федерации;
- публикация статистических таблиц с данными по субъектам Российской Федерации;
- публикация базы микроданных.
Срок хранения заполненных Вопросников на бумажных носителях - 5 лет. Место хранения Вопросников до их уничтожения определяется руководством ТОГС с учетом требований сохранения конфиденциальности данных. Уничтожение Вопросников производится в установленном порядке.
______________________________
*(1) За исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях)
*(2) Значение понятия приведено исключительно для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.
*(3) В том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домохозяйстве длится более одного года.
*(4) Лицо для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам считается "постоянно (обычно) проживающим" в домохозяйстве, если оно проводит ежесуточно в этом домохозяйстве большую часть своего ежедневного ночного отдыха.
*(5) Фактическое (или предполагаемое) отсутствие длится более одного года или не более одного года соответственно.
*(6) Опрос лиц недееспособного возраста производится в присутствии законного представителя, либо со слов ответственного лица (с соответствующей пометкой о лице, предоставившем эту информацию).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.