Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Изменения в сфере среднего профессионального образования, высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
3.1. Основные направления
Укрепление потенциала системы среднего профессионального образования медицинского и фармацевтического профиля и повышение ее инвестиционной привлекательности включает в себя:
- разработку и реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования (с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на базах практик);
- мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования;
- сохранение достаточного уровня государственного заказа на подготовку специалистов для сферы здравоохранения;
- развитие системы социального партнерства, а также целевого обучения.
Повышение качества среднего профессионального образования включает в себя:
- развитие системы независимой оценки качества услуг среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования;
- формирование новых подходов к распределению контрольных цифр приема граждан для обучения по программам среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования (на конкурсной основе);
- оптимизацию технологий обучения, где приоритеты принадлежат практико-ориентированным технологиям;
- формирование новых принципов распределения государственного задания на образовательные программы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования;
- создание и развитие информационной образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования.
Введение эффективного контракта в системе среднего профессионального образования включает в себя:
- разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования;
- разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций системы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации системы профессионального медицинского и фармацевтического образования;
- проведение аттестации педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования с последующим их переводом на эффективный контракт;
- информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
Совершенствование структуры и сети образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России), включает в себя:
- проведение ежегодного мониторинга эффективности образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России;
- реализацию программы совершенствования сети образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России, в том числе путем реорганизации и присоединения организаций и их филиалов.
Совершенствование структуры образовательных программ высшего образования включает в себя:
- введение прикладного бакалавриата в высшем образовании;
- мониторинг перехода на федеральные государственные образовательные стандарты подготовки кадров высшей квалификации и их актуализацию.
Повышение результативности деятельности образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России, включает в себя:
- реализацию программ стратегического развития образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России.
Инструменты оценки качества и образовательной политики в сфере высшего образования включают в себя:
- создание системы оценки качества подготовки кадров;
- переход на новые принципы распределения контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;
- введение нормативного подушевого финансирования образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России.
Развитие кадрового потенциала высшего образования включает в себя:
- разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России;
- проведение мероприятий по аттестации научно-педагогических работников образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России;
- разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России, в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственной Минздраву России.
3.2. Ожидаемые результаты
Укрепление потенциала системы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования и повышение ее инвестиционной привлекательности предусматривает:
- функционирование сетей организаций, реализующих программы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования, построенных с учетом удовлетворения региональной потребности в квалифицированных работниках;
- обновление кадрового состава образовательных организаций среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России.
Повышение качества среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования предусматривает:
- увеличение доли выпускников образовательных организаций среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России, трудоустраивающихся по полученной специальности;
- создание в организациях, реализующих среднее профессиональное медицинское и фармацевтическое образование, подведомственных Минздраву России, симуляционных тренинговых классов, учебно-клинических комплексов в рамках сетевой формы реализации образовательных программ при осуществлении совместной деятельности и взаимовыгодного партнерства образовательных организаций, с одной стороны, и научных и клинических учреждений, с другой стороны, обеспечивающих проведение практической подготовки обучающихся;
- внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих удаленный доступ обучающихся к информационным банкам знаний и интерактивное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом;
- разработку и применение примерных основных профессиональных образовательных программ, апробированных систем менеджмента качества образования при подготовке сестринского персонала, специалистов со средним профессиональным медицинским и фармацевтическим образованием, а также создание отраслевого банка оценочных средств;
- повышение профессионального уровня специалистов со средним профессиональным медицинским и фармацевтическим образованием на основе дальнейшего развития системы непрерывного образования.
Внедрение эффективного контракта в среднее профессиональное медицинское и фармацевтическое образование (профессиональное обучение) предусматривает:
- повышение средней заработной платы педагогических работников и мастеров производственного обучения медицинских и фармацевтических образовательных организаций, подведомственных Минздраву России, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, до 100 процентов средней заработной платы по экономике соответствующего региона.
За счет структурных преобразований будет сформирована сбалансированная сеть образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России, ориентированная на удовлетворение потребности работодателей в высококвалифицированных кадрах.
Повысится уровень мотивации научных и научно-педагогических кадров в рамках перехода к эффективному контракту.
Будут реализованы новые финансово-экономические механизмы, обеспечивающие конкуренцию и повышение качества высшего образования.
3.3. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг, реализуемых подведомственными Минздраву России организациями среднего профессионального, высшего медицинского и фармацевтического образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
N п/п |
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки реализации |
Ожидаемый результат |
1. Повышение качества образовательных услуг | ||||
1. |
Разработка отраслевых показателей и критериев по проведению мониторинга оценки деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2014 год |
Разработанные показатели и критерии |
2. |
Проведение мониторинга оценки деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2015-2018 годы |
Достижение показателей, разработанных для проведения мониторинга оценки деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования |
3. |
Формирование кадрового резерва руководства образовательных организаций среднего профессионального образования |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
ежегодно |
Обеспечение бесперебойного эффективного руководства образовательными организациями среднего профессионального образования |
4. |
Внедрение системы нормативного подушевого финансирования образовательных услуг |
Минздрав России Финансово-экономический департамент Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2014-2018 годы |
Определение объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на основе установленных нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования |
5. |
Утверждение дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования для среднего медицинского и фармацевтического персонала |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2014-2018 годы |
Утверждение нормативно-правовых актов Минздрава России |
2. Введение эффективного контракта в системе среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования | ||||
1. |
Внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2014-2018 годы |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников и мастеров производственного обучения образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации |
2. |
Аттестация педагогических работников и мастеров производственного обучения в целях перевода их на эффективный контракт |
Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
ежегодно |
Результат аттестации работников, отвечающий требованиям перевода на эффективный контракт |
3. |
Внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении; Финансово-экономический департамент |
2015-2018 годы |
Перевод руководителей образовательных организаций профессионального образования на эффективный контракт |
3. Осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала | ||||
1. |
Дифференциация оплаты труда вспомогательного, административно-управленческого персонала исходя из предельной доли расходов на оплату труда организации не более 40% |
Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2018 годы |
Доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников - не более 40% |
4. Повышение качества услуг, оказываемых образовательными организациями высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственными Минздраву России | ||||
1. |
Разработка отраслевых показателей и критериев по проведению мониторинга оценки деятельности организаций, реализующих высшего медицинского и фармацевтического образования |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2015 год |
Разработанные отраслевые показатели и критерии |
2. |
Проведение мониторинга оценки деятельности организаций, реализующих программы высшего медицинского и фармацевтического образования |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2015-2018 годы |
Повышение рейтинга образовательных организаций, подведомственных Минздраву России, в рейтинге образовательных организаций, проводимом Минобрнауки России |
3. |
Развитие систем подготовительных отделений и курсов с целью ранней профессиональной ориентации абитуриентов |
Минздрав России Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2018 годы |
Увеличение численности обучающихся первого года обучения, прошедших обучение в подготовительных отделениях и курсах |
4. |
Развитие и совершенствование системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования |
Минздрав России Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2018 годы |
Создание системы непрерывного медицинского образования |
5. |
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов, учитывающих измененный статус аспирантуры и ординатуры |
Минздрав России Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2018 годы |
Разработка и утверждение примерных образовательных программ высшего образования ординатуры, аспирантуры |
6. |
Разработка и утверждение примерных образовательных программ высшего образования (программ ординатуры) |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2014 год |
Разработанные примерные программы |
7. |
Совершенствование симуляционного обучения, обеспечивающего проведение практической подготовки обучающихся |
Минздрав России Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2018 годы |
Разработка Концепции симуляционного обучения, открытие новых симуляционных центров, использование в образовательном процессе новых симуляторов |
8. |
Развитие системы сетевого обучения |
Минздрав России Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2018 годы |
Заключение договоров о совместной деятельности образовательных организаций, с одной стороны, и научных/клинических организаций, с другой стороны, обеспечивающих проведение практической подготовки обучающихся и реализацию образовательных программ в целом |
9. |
Обеспечение информационной открытости образовательных организаций |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2018 годы |
Размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
5. Развитие кадрового потенциала (повышение квалификации, переподготовка) | ||||
1. |
Внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2015 годы |
Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе |
2. |
Формирование кадрового резерва руководства образовательных организаций |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
ежегодно |
Наличие в кадровом резерве образовательных организаций не менее одного кандидата на должность ректора и проректоров |
6. Дифференциация оплаты труда, оптимизация расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала | ||||
1. |
Осуществление оплаты труда работников образовательных организаций с учетом перехода на эффективный контракт |
Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2016 годы |
Повышение мотивации сотрудников |
7. Обеспечение функционирования независимой системы оценки качества работы образовательных организаций, подведомственных Минздраву России | ||||
1. |
Внедрение системы оценки качества образовательной организации (образования, научной деятельности) |
Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2016 годы |
Рейтинг образовательных организаций подведомственных Минздраву России |
2. |
Разработка механизмов системы рейтинговой оценки индивидуальных результатов работы профессорско-преподавательского состава образовательной организации |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2015 год |
Внедрение механизмов системы рейтинговой оценки индивидуальных результатов работы профессорско-преподавательского состава |
3. |
Анализ оценки мнения потребителей услуг о качестве работы образовательных организаций |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадро |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.