Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протоколом от 21-22 октября 2014 г. приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
Приложение 2
к Соглашению между железнодорожными администрациями
государств - участников Содружества Независимых Государств,
Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики,
Эстонской Республики об особенностях применения
отдельных норм Соглашения о международном
пассажирском сообщении (СМПС) - ОП СМПС
Служебная инструкция
к ОП СМПС
20-21 мая 2015 г.
§ 1. Общие положения
1. Служебная инструкция (далее - Инструкция) регламентирует взаимоотношения между перевозчиками Сторон "Соглашения между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС) - ОП СМПС" и регулирует технологический процесс, связанный с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа, следованием служебно-технических, специальных и почтовых вагонов.
Настоящая Инструкция не регулирует правовые взаимоотношения между пассажирами, отправителями и получателями багажа и грузобагажа, с одной стороны, и перевозчиками - с другой стороны
Инструкция имеет обязательную силу для перевозчиков.
2. При отсутствии необходимых указаний в Инструкции применяются нормативные документы, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, касающиеся пассажирских перевозок в международном сообщении, и национальным законодательством государств Сторон ОП СМПС.
§ 2. Бланки проездных и перевозочных документов, квитанций
1. Формы бланков проездных и перевозочных документов, используемых для оформления проезда пассажиров, перевозки багажа и грузобагажа, специальных и специально-технических вагонов и почты, а также квитанций - в международном железнодорожном сообщении между перевозчиками Сторон ОП СМПС и их описания приведены в "Альбоме бланков проездных и перевозочных документов" (Приложение 3 к ОП СМПС).
2. Изготовление бланков проездных и перевозочных документов, квитанций должно соответствовать основным требованиям, изложенным в "Альбоме бланков проездных и перевозочных документов" (Приложение 3 к ОП СМПС).
§ 3. Оформление проездных документов и квитанций
1. Заполнение бланков производится автоматизированным или неавтоматизированным (вручную) способом. При заполнении бланков проездных документов данные вносятся на языке государства оформления и / или русском. Допускается дублирование текста на английском или немецком языках.
В проездные документы вносится информация для пассажира и служебного пользования. Вносимая информация должна соответствовать графам типографской разметки бланка и хорошо читаться.
Пометки, подчистки, исправления и поправки в проездных документах не допускаются.
2. Оформление проездных документов и квитанций автоматизированным способом:
2.1. Оформление проездных документов и квитанций производится на бланках АСУ "Экспресс" установленного образца в соответствии с положениями "Технологического процесса эксплуатации межгосударственной АСУ "Экспресс" государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики".
Допускается заполнение параметров и реквизитов бланка печатающим устройством АСУ.
2.2. Бланк "Проездной документ" (АСУ) "Экспресс" используется для оформления проезда пассажиров.
На бланк наносится следующая обязательная информация:
1) номер поезда;
2) дата и время отправления поезда;
3) номер и условное обозначение типа вагона;
4) стоимость билета и плацкарты;
5) количество пассажиров;
6) вид проездного документа,
7) названия станций отправления и назначения и их коды;
8) номер места;
9) специальный национальный знак защиты бланков;
10) принадлежность вагона;
11) общая стоимость проезда;
12) дата и время прибытия пассажира на станцию назначения;
13) служебная информация;
14) вид оплаты.
В случае прибытия поезда на станцию назначения пассажира с другим номером поезда (проезд в беспересадочном вагоне или изменяется номер поезда) дополнительно перед датой и временем прибытия указывается номер поезда.
На бланк может наноситься информация о предоставлении сервисных услуг, классе вагона, предоставлении комплекта постельного белья, признаке купе и др.
Используются следующие обозначения:
- "У" и одна цифра "1, 2..." - предоставление сервисных услуг и количество наборов питания;
- "У0" - предоставление комплекта постельного белья в плацкартном, купейном, мягких (СВ и М) вагонах;
- "С БЕЛЬЕМ" - предоставление комплекта постельного белья (в пунктах продаж УЗ);
- "М" - мужское купе;
- "Ж" - женское купе.
При проезде в мягком вагоне с двухместным купе типа "М (люкс)" оформляется полностью купе на одного или двух пассажиров.
В соответствии с национальным законодательством государства оформления проездного документа, могут быть указаны: номер документа, удостоверяющего личность пассажира, его фамилия и т.д. При проезде по бесплатному (льготному) проездному документу в нем указываются номер документа, на основании которого предоставлен бесплатный (льготный) проезд, фамилия пассажира.
2.2.1. Бланк "Проездной документ" (АСУ) "Экспресс", который состоит из одного листа, после заполнения выдается пассажиру.
2.2.2. Бланк "Проездной документ АСУ "Экспресс" (слип)".
При заполнении бланка информация наносится на лицевой стороне первого листа бланка с одновременным копированием на остальные листы. Листы бланка "Проездной документ" и "Контрольный купон" (при его наличии) после заполнения выдаются пассажиру.
Лист "Контрольный купон" (при его наличии) используется перевозчиком в соответствии с национальным законодательством железнодорожной администрации формирования поезда.
Лист "Купон кассира" используется договорным перевозчиком в соответствии с национальным законодательством государства оформления проездных документов.
2.3. Бланк "Квитанция разных сборов АСУ "Экспресс" (слип)" используется:
1) при оформлении возврата платежей за неиспользованные проездные документы;
2) при оформлении оплаты транспортных услуг и разных сборов.
При заполнении бланка "Квитанция разных сборов АСУ "Экспресс" (слип)" информация наносится на лицевой стороне первого листа бланка с одновременным копированием на остальные листы. Лист бланка "Квитанция разных сборов" после заполнения выдается пассажиру, листы "Талон квитанции разных сборов" и "Корешок квитанции разных сборов" используются в соответствии национальным законодательством договорного перевозчика государства оформления квитанции.
2.4. Бланк "Вспомогательный документ АСУ "Экспресс" используется:
1) для подтверждения возврата мест с неиспользованных проездных документов, оформленных перевозчиком одного государства и предъявленных к возврату перевозчику другого государства;
2) при отказе от поездки по безденежному (льготному) проездному документу для печати талона, дающего право на оформление новой поездки.
Бланк "Вспомогательный документ АСУ "Экспресс", который состоит из одного листа, после заполнения выдается пассажиру.
2.5. Электронный проездной документ оформляется пассажиром посредством АСУПП на железнодорожном транспорте договорного перевозчика.
Визуальная форма электронного проездного документа (выписка из АСУПП на железнодорожном транспорте) может формироваться в виде контрольного купона или другого документа и являться документом строгой отчетности в соответствии с национальным законодательством, обязательно направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети пассажиру.
Для проезда визуальная форма недействительна без предъявления документа, удостоверяющего личность пассажира.
В выписке из АСУПП на железнодорожном транспорте наносится информация в виде контрольного купона электронного проездного документа или другого документа (распечатка или визуальная форма данных электронного проездного документа) в соответствии с пунктом 2.2, за исключением специального национального знака защиты бланков.
2.6. Универсальный бланк используется при оформлении проездного документа (электронного проездного документа), электронной квитанции разных сборов и вспомогательного документа.
При оформлении проездного документа (электронного проездного документа) в целях подтверждения факта заключения договора перевозки пассажиров на универсальном бланке наносится информация в соответствии с пунктом 2.2 настоящего параграфа. На универсальном бланке может наноситься информация контрольного купона (посадочного документа/талона) электронного проездного документа в соответствии с национальным законодательством.
При оформлении электронной квитанции разных сборов в случаях, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего параграфа, на универсальном бланке наносится информация контрольного купона электронной квитанции разных сборов.
При оформлении вспомогательного документа в случаях, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего параграфа, на универсальном бланке наносится информация вспомогательного документа.
3. Оформление проездных документов и квитанций неавтоматизированным способом:
3.1. Заполнение бланков производится шариковой ручкой (синего, черного или фиолетового цветов) разборчиво. Допускается применение штемпелей с готовым текстом.
В графах и строках, в которых не требуется заполнение, проставляется прочерк. При заполнении бланка, который содержит составные части на одном листе, информация на составных частях должна совпадать. На корешке указывается дата его оформления. Корешок заполняется на языке государства оформления и/или русском в соответствии с национальным законодательством договорного перевозчика государства оформления.
На заполняемых бланках в правом верхнем углу ставится штемпель пункта продажи.
Принадлежность вагона на документе указывается буквенным обозначением перевозчика согласно Приложению 1 к Инструкции.
Нанесение информации на бланк производится в соответствии с его реквизитами и пунктом 2.2 настоящего параграфа.
Стоимость проезда должна соответствовать сумме, взысканной с пассажира, и включать: стоимость билета, плацкарты, сервисных услуг, плат и других сборов, взысканных в соответствии с национальным законодательством государства оформления проездного документа договорного перевозчика.
Бланк, который содержит три листа, заполняется одновременно при помощи копировальной бумаги или самокопированием.
На заполненные части и листы бланка, в т.ч. и на составные, наносятся игольчатым или мастичным компостером отметки, указывающие дату отправления поезда: число, месяц, год. Год может обозначаться только одной цифрой. Перед датой отправления поезда может указываться номер поезда.
При начале поездки в течение первых девяти дней месяца в компостерном знаке перед однозначной цифрой ставится цифра "0". Номер поезда может быть указан вручную перед датой.
3.2. Для оформления проезда пассажиров используются следующие бланки:
- "Проездной документ "полный",
- "Проездной документ "детский",
- "Проездной документ "льготный",
- "Проездной документ "групповой",
- "Бланковый билет" формы БК-9.
3.2.1. Бланки "Проездной документ "полный", "Проездной документ "детский", "Проездной документ "льготный", "Проездной документ "групповой" содержат три составные части на одном листе. Для заполнения этих бланков используется информация АСУПП.
Пиктограммы на составных частях бланка означают следующее:
1) "пассажир" - проезд по полному или льготному проездному документу;
2) "ребенок" - проезд по детскому проездному документу;
3) "пассажиры" - проезд по групповому проездному документу.
Надписи на бланках "полный", "детский", "льготный" или "групповой" означают вид проездного документа.
Бланки "Проездной документ "полный", "Проездной документ "детский" и "Проездной документ "льготный" заполняются для проезда одного пассажира, а бланк "Проездной документ "групповой" - для проезда пассажиров в составе группы.
При заполнении бланка "Проездной документ "групповой" в строке "количество пассажиров" указывается: количество следующих пассажиров по документу (в скобках указывается количество пассажиров в составе группы) и размер предоставленной скидки (в %).
При оформлении льготного проезда на бланке "Проездной документ "льготный" в строке "предъявлен документ" указывается номер документа, дающего право на льготный проезд, должны быть указаны фамилия и инициалы пассажира.
Под пиктограммами в части бланка "Проездной документ" и части "Корешок проездного документа" указываются следующие данные:
- пятизначный номер поезда, состоящий из трех цифр и двух букв;
- двузначный номер вагона и обозначение типа вагона;
- трехзначный номер места;
- шестизначное число (число, месяц, год);
- четырехзначное число (часы, минуты).
Категория места обозначается следующими знаками:
- "О" или "С" - место для сидения (вагон общий);
- "П" или "Р" - место для лежания (вагон плацкартный);
- "К" - место для лежания (жесткий вагон с четырехместными купе, купейный);
- "Л" - спальное место (мягкий вагон с двухместными купе (СВ);
- "М" - спальное место (мягкий вагон с одноместными или двухместными купе).
Для указания характеристики купе, в графе или под пиктограммой, указывается один знак, т.е. "М" - мужское купе или "Ж" - женское купе. Допускается через дробь нанесение другого знака. Вагоны в составе скорого поезда обозначаются дополнительно вторым знаком "С", в составе пассажирского поезда - "П"*.
Для оформления проезда по служебному билету ОСЖД заполняется бланк "Проездной документ "полный"". В строке "стоимость проезда" указывается код железнодорожной администрации, выдавшей служебный билет ОСЖД, номер служебного билета ОСЖД.
Для оформлении проезда по разовому бесплатному билету ОСЖД заполняется бланк "Проездной документ "полный", "Проездной документ "детский", "Проездной документ "групповой" с указанием на соответствующей шкале типа вагона и категории поезда. В строке "цена билета" указывается номер билета ОСЖД, буквенное обозначение перевозчика, выдавшего разовой бесплатный билет ОСЖД. Строка "стоимость плацкарты" заполняется при взимании стоимости плацкарты.
После заполнения требуемых граф и строк частей бланков "Проездной документ "полный", "Проездной документ "детский", "Проездной документ "льготный", "Проездной документ "групповой" резка части "Контрольный талон" производится в соответствии с взысканной суммой за проезд (при бесплатном проезде ценовая сетка остается с частью бланка "Корешок проездного документа"), типом вагона, категорией поезда, а для группового проезда - количеством пассажиров. Резка производится таким образом, чтобы данные о сумме, уплаченной пассажиром, типе вагона и категории поезда, с которым следует пассажир, а также данные о количестве пассажиров (для группового проезда) оставались в части "Проездной документ", предназначенной для пассажира.
Часть бланка "Проездной документ" после заполнения выдается пассажиру, часть "Контрольный талон" и "Корешок проездного документа" используются в соответствии с национальным законодательством государства договорного перевозчика.
3.3. Бланки "Квитанция" формы ГУ - 57, "Квитанция разных сборов за услуги железнодорожного транспорта" формы РС - 97 используются при оформлении:
1) оплаты за оказание дополнительных услуг;
2) оплаты начальнику поезда за проезд (не используется в поездах перевозчиков Республики Казахстан, Латвийской Республики, Литовской Республики, Российской Федерации, Эстонской Республики).
3) оплаты начальнику поезда за провоз излишней ручной клади, обнаруженной в поезде.
Бланки состоят из трех листов. Листы "Квитанция" и "Квитанция разных сборов за услуги железнодорожного транспорта" после заполнения выдаются пассажиру, листы "Талон квитанции" и "Талон квитанция разных сборов за услуги железнодорожного транспорта" сопровождают перевозку, листы "Корешок квитанции" и "Корешок квитанции разных сборов за услуги железнодорожного транспорта" используются в соответствии с национальным законодательством государства договорного перевозчика.
3.4. Бланк "Квитанция" формы ГУ-57а используется при оформлении дополнительной платы за проезд.
Бланк заполняется дополнительно к оформленным проездным документам при взимании разницы в стоимости проезда при повышении категории поездки.
Бланк состоит из одного листа, разделенного вертикальными линиями на три части. После заполнения часть "Квитанция" выдается пассажиру, части "Контрольный талон" и "Корешок квитанции" используются в соответствии с национальным законодательством государства договорного перевозчика.
3.5. Бланки "Квитанция на перевозку багажа на руках у пассажира" формы ЛУ-12а и "Багажная квитанция" формы ЛУ-12бр используются для оформления перевозки дипломатической почты сверх нормы, перевозимой бесплатно, излишней ручной клади.
Дипломатические почта и багаж весом не более 50 кг оплачивается по ставкам тарифов за перевозку багажа, при этом заполняется бланк "Квитанция на перевозку багажа на руках у пассажира" формы ЛУ-12а. Если используется бланк "Багажная квитанция" формы ЛУ-12бр, то дополнительно указывается следующая информация: "Багаж на руках".
Бланк "Квитанция на перевозку багажа на руках у пассажира" формы ЛУ-12а состоит из двух листов. Лист "Квитанция на перевозку багажа на руках у пассажира" после заполнения выдается пассажиру, лист "Корешок квитанции на перевозку багажа на руках у пассажира" используются в соответствии с национальным законодательством государства договорного перевозчика.
Бланк "Багажная квитанция" формы ЛУ-12бр состоит из одного листа, разделенного вертикальными линиями на три части. После заполнения часть "Багажная квитанция" выдается пассажиру, часть "Контрольный талона" и "Корешок багажной квитанции" используются в соответствии с национальным законодательством государства договорного перевозчика.
§ 4. Оформление перевозочных документов и квитанций
1. Заполнение бланков производится автоматизированным или неавтоматизированным (вручную) способом.
При заполнении бланков перевозочных документов и квитанций данные вносятся на русском языке. Допускается дублирование текстов на национальном языке.
В перевозочные документы и квитанции вносится информация для пассажира, отправителя и получателя грузобагажа и служебного пользования.
Вносимая информация должна соответствовать графам типографской разметки бланка и хорошо читаться.
Пометки, подчистки, исправления и поправки в перевозочных документах и квитанциях не допускаются.
В день оформления перевозки на перевозочные документы наносится календарный штемпель станции отправления.
Оформление перевозочных документов и квитанций автоматизированным способом:
2. Оформление перевозочных документов и квитанций:
2.1. Оформление перевозочных документов и квитанций производится на бланках АСУ "Экспресс" установленного образца в соответствии с положениями "Технологического процесса эксплуатации межгосударственной АСУ "Экспресс" государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики".
2.2. Бланк "Перевозочный документ АСУ "Экспресс" используется для оформления перевозки багажа, грузобагажа, почты и пробега вагонов.
На бланк "Перевозочный документ АСУ "Экспресс" наносится следующая информация:
1) наименование станции и дороги отправления, перегруза, назначения и их коды;
2) номер поезда и дата отправления;
3) путь следования;
4) номер проездного документа (при оформлении перевозки багажа);
5) наименование отправителя и получателя, а также их адреса;
6) объявленная ценность или объявленная ценность каждого места (по желанию);
7) число мест отправки, и масса;
8) род упаковки (в случае оформления перевозки багажа без упаковки, а также, если упаковка или допущенный к перевозке без упаковки багаж имеет незначительные видимые повреждения, делается соответствующая запись);
9) краткое наименование багажа, грузобагажа, перечень сопроводительных документов (при их наличии);
10) провозные платежи с указанием вида расчета и название денежных единиц, в которых производятся расчеты;
11) вид отправки;
12) грузоподъемность вагона (при повагонной отправке);
13) номер договора аренды (для арендованных вагонов);
14) код станции и наименование дороги приписки вагона (при повагонной отправке);
15) тип вагона и его номер при оформлении повагонной отправки грузобагажа или пробега разных типов вагонов;
16) номер почтового вагона (указывается в одной из строк "отправитель", "получатель", "наименование" при оформлении перевозки почты);
17) информация о необходимости уведомления по желанию отправителя грузобагажа;
18) служебная информация;
19) другая информация.
2.2.1. Бланк "Перевозочный документ АСУ "Экспресс", который состоит из одного листа, после заполнения выдается пассажиру или отправителю.
2.2.2. Бланк "Перевозочный документ АСУ "Экспресс" (слип)".
При заполнении бланка информация наносится на лицевой стороне первого листа бланка с одновременным копированием на остальные листы. Лист "Перевозочный документ" после заполнения выдается пассажиру или отправителю, лист "Дорожная ведомость" следует с багажом или грузобагажом, лист "Корешок перевозочного документа" используется в соответствии с национальным законодательством государства договорного перевозчика.
2.3. Бланк "Квитанция разных сборов АСУ "Экспресс" (слип)" используется для подтверждения оплаты повагонной отправки грузобагажа, почты и пробега вагонов пассажирского парка. Бланк используется в следующих случаях:
1) при оформлении перевозочного документа на повагонную отправку грузобагажа, почты, пробега вагонов в прямом направлении с оплатой пробега вагона или повагонной отправки грузобагажа в обратном направлении;
2) при оформлении оплаты повагонной отправки грузобагажа, почты, пробега вагонов между любыми железнодорожными станциями Сторон ОП СМПС без оформления перевозочного документа.
При заполнении бланка "Квитанция разных сборов АСУ "Экспресс" (слип)" информация наносится на лицевой стороне первого листа бланка с одновременным копированием на остальные листы. Лист бланка "Квитанция разных сборов" после заполнения выдается отправителю, лист "Талон квитанция разных сборов" передается лицу, сопровождающему вагон, лист "Корешок квитанции разных сборов" используется в соответствии с национальным законодательством государства договорного перевозчика.
На основании "Талона квитанции разных сборов" оформляется безденежный "Перевозочный документ" АСУ "Экспресс" в следующих случаях:
1) в пункте оборота на пробег вагона в обратном направлении или обратную повагонную отправку грузобагажа;
2) на станции отправления на пробег вагона или повагонную отправку грузобагажа.
3. Оформление перевозочных документов и квитанций неавтоматизированным способом:
3.1 Заполнение бланков производится шариковой ручкой (синего, черного или фиолетового цветов) разборчиво. Допускается применение штемпелей с готовым текстом.
На заполняемых бланках в правом верхнем углу ставится штемпель пункта продажи.
На заполненные части бланков наносятся игольчатым или мастичным компостером отметки, указывающие дату отправления поезда: число, месяц, год. Число, месяц обозначаются двумя арабскими цифрами, год может обозначаться одной цифрой. Перед датой отправления поезда может указываться номер поезда.
3.2. Для оформления перевозки багажа, грузобагажа, почты, пробега вагонов, отправки вагонов и повагонных отправок с пассажирским поездом используются следующие бланки:
- "Багажная квитанция" формы ЛУ-12;
- "Грузобагажная квитанция" формы ЛУ-12б;
- "Квитанция на пробег почтового вагона" формы ЛУ-12п;
- "Квитанция на отправку вагонов и повагонных отправок с пассажирским поездом" формы ЛУ-12в.
3.2.1. Бланк "Багажная квитанция" формы ЛУ-12 используется для оформления перевозки багажа.
Бланк состоит из трех листов, которые заполняются одновременно при помощи копировальной бумаги или самокопированием.
Лист "Багажная квитанция" формы ЛУ-12 после заполнения выдается пассажиру, лист "Багажная дорожная ведомость" сопровождает багаж до станции назначения, лист "Корешок багажной квитанции" используется в соответствии с национальным законодательством государства договорного перевозчика.
При приеме к перевозке багажом велосипедов и других предметов, перевозка которых допускается без упаковки, указываются отличительные признаки этих предметов, такие как: велосипед мужской, дамский или детский и другие, с указанием их номера, если он имеется.
В случае оформления перевозки багажа без упаковки, а также, если упаковка или допущенный к перевозке без упаковки багаж имеет незначительные видимые повреждения, на бланках в графе "Отметка о недостатках упаковки багажа" делается соответствующая запись.
3.2.2. Бланк "Грузобагажная квитанция" формы ЛУ-12б используется для оформления перевозки грузобагажа.
Бланк состоит из трех листов, которые заполняются одновременно при помощи копировальной бумаги или самокопированием.
Лист "Грузобагажная квитанция" формы ЛУ-12б после заполнения выдается отправителю, лист "Грузобагажная дорожная ведомость" следует с грузобагажом до станции назначения, лист "Корешок грузобагажной квитанции" используется в соответствии с национальным законодательством государства договорного перевозчика. На всех листах делается отметка о наличии сопроводительных документов.
3.2.3 Бланк "Квитанция на пробег почтового вагона" формы ЛУ-12п используется для оформления перевозок почты в отдельных вагонах, включенных в составы пассажирских и почтово-багажных поездов.
Бланк состоит из трех листов, которые заполняются одновременно при помощи копировальной бумаги или самокопированием.
Лист "Квитанция на пробег почтового вагона" формы ЛУ-12п после заполнения выдается клиенту, лист "Дорожная ведомость на пробег почтового вагона" следует с вагоном до станции назначения, лист "Корешок квитанции на пробег почтового вагона" используется в соответствии с национальным законодательством государства договорного перевозчика.
3.2.4 Бланк "Квитанция на отправку вагонов и повагонных отправок с пассажирским поездом" формы ЛУ-12в используется для оформления перевозки специальных вагонов, пробега служебно-технических вагонов и вагонов-салонов.
Бланк состоит из двух листов, которые заполняются одновременно при помощи копировальной бумаги.
Заполненный лист "Дорожная ведомость на перевозку вагонов и повагонных отправок с пассажирским поездом" следует с вагоном. Другой лист разделен на две части: часть "Квитанция на отправку вагонов и повагонных отправок с пассажирским поездом" выдается клиенту, отправителю; часть "Корешок дорожной ведомости на перевозку вагонов и повагонных отправок с пассажирским поездом" используется в соответствии с национальным законодательством государства договорного перевозчика.
3.3. Бланки "Квитанция" формы ГУ-57, "Квитанция разных сборов за услуги железнодорожного транспорта" формы РС-97 используются при оформлении:
1) оплаты пробега в порожнем состоянии специальных вагонов (багажных, почтовых, предназначенных для перевозки лиц, содержащихся под стражей, от пункта приписки к месту занятия или в пункт приписки после освобождения);
2) доплаты разницы между тарифом на перевозку багажа и грузобагажа;
3) оплаты пробега служебно-технических вагонов и вагонов-салонов.
Бланки состоят из трех листов. Листы "Квитанция" и "Квитанция разных сборов за услуги железнодорожного транспорта" после заполнения выдаются клиенту, листы "Талон квитанции" и "Талон квитанция разных сборов за услуги железнодорожного транспорта" сопровождают перевозку, листы "Корешок квитанции" и "Корешок квитанции разных сборов за услуги железнодорожного транспорта" используются в соответствии с национальным законодательством государства договорного перевозчика.
§ 5. Обслуживание вагонов международного пассажирского сообщения
1. Обслуживающий персонал (начальник поезда, проводник вагона, поездной электромеханик, работники вагона-ресторана, приемосдатчик багажа и грузобагажа) вагонов должен владеть русским языком или русским и национальным языком государства, через которое проходит поезд, в пределах своих служебных обязанностей настолько, чтобы он мог дать пассажирам сведения, связанные с их проездом.
На персонал, обслуживающий пассажирские вагоны, вагоны-рестораны, багажные вагоны, специальные вагоны, распространяется положения Соглашения в части нормы и условий провоза ручной клади.
2. Обслуживающий персонал вагонов при следовании по территории другого государства обязан соблюдать таможенные, паспортно-административные и валютные правила, действующие в этом государстве.
3. Обслуживающий персонал вагонов при исполнении им служебных обязанностей должен иметь удостоверение личности с фотографией и заполненные на них маршруты, выданные перевозчиком формирования поезда (вагона) или уполномоченным им представителем, на одного работника (Приложение 2 к Инструкции) и/или групповой (Приложение 2а к Инструкции), в который включается обслуживающий персонал всех вагонов поезда. В маршруте обязательно должны быть указаны фамилия, имя, должность каждого работника из числа обслуживающего персонала.
Бланк маршрута изготовляется и заполняется на национальном и /или русском языках.
Если обслуживающий персонал при исполнении служебных обязанностей по каким-либо причинам следует без вагона, представитель участника перевозочного процесса должен сделать отметку в маршруте с указанием причин следования обслуживающего персонала без вагона. В этом случае, обслуживающий персонал, для дальнейшего проезда, обязан приобрести проездные документы.
4. Обслуживающий персонал вагонов по всем вопросам, касающимся экипировки вагонов, подачи служебных телеграмм, оказания медицинской помощи и другим, должен обращаться к причастным участникам перевозочного процесса.
5. В вагонах международного сообщения должны быть размещены "Правила проезда пассажиров в поездах международного сообщения" на русском языке и на языке государства формирования поезда.
6. В случае отцепки вагона от поезда перевозчик, у которого произошла эта отцепка, размещает пассажиров из отцепленного вагона в другие равноценные вагоны, следующие с этим же поездом.
Если не имеется равноценных вагонов, пассажиры должны быть размещены в других вагонах этого же поезда.
7. В том случае, когда на станции отправления или в пути следования вагон одного перевозчика заменяется вагоном другого перевозчика, необходимо руководствоваться следующим:
7.1. Проводник отцепляемого вагона в проездных документах, которые возвращаются пассажирам, и в маршруте, имеющемся у проводника, должен о вынужденной пересадке сделать отметку и заверить своей подписью и начальника поезда.
В бланке учета населенности и расходования постельного белья отмечаются номера проездных документов, возвращаемых пассажирам, и указываются наименования договорных перевозчиков.
7.2. При пересадке пассажира в вагон, предоставленный взамен отцепленного, проводник этого вагона должен на предъявленном проездном документе сделать отметку. Указанная отметка заверяется подписью проводника вагона и датой. Проездной документ (или Акт, указанный в пункте 7.4 настоящего параграфа) прилагается проводником вагона к отчету для осуществления расчетов.
7.3. Первично приобретенный проездной документ дает право на проезд пассажира из отцепленного вагона в вагоне другого перевозчика.
7.4. Перевозчику, предоставившему вагон взамен отцепленного вагона перевозчика другого государства, перечисляется стоимость плацкарт за фактическое количество пассажиров и проследованное расстояние. При этом расчет производится на основании отобранного проводником вагона проездного документа и/или Акта о замене вагона одного перевозчика на вагон другого перевозчика (Приложение 12 к Инструкции), составленного и заверенного подписью проводника вагона и начальника поезда с обязательным указанием информации о первоначальной продаже проездного документа, его фактического использования, станции отправления/назначения и перевозчика, осуществившего перевозку. В Акте о замене вагона одного перевозчика на вагон другого перевозчика, при переводе пассажиров прошедших электронную регистрацию, указывается идентификационный номер электронного проездного документа.
К Акту прилагаются подтверждающие документы (телеграмма, приказ и другое).
8. В случае двойной продажи мест пассажиру ему должно быть предложено другое место и об этом проводник вагона должен сделать на проездном документе следующую отметку: "Двойная продажа мест. Билет от станции .................... до станции ................... использован в вагоне перевозчика ..................... класса (типа)..............................". При этом составляется акт о двойной продаже мест, который направляется договорным перевозчикам для рассмотрения.
§ 6. Оформление проезда лиц, имеющих льготы
1. При оформлении проездных документов по талонам, в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12 марта 1993 г. (далее - Соглашение о взаимном признании прав) лицам, имеющим право на бесплатный (льготный) проезд в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав, следующим с пересадками, билетный кассир первоначальной станции отправления на проездном документе указывает полный маршрут следования от первоначальной и до конечной станции с учетом пунктов пересадок. При этом поездка оформляется по кратчайшему направлению следования пассажирских поездов по маршруту не более чем с тремя пересадками. На станции пересадки дальнейший путь следования оформляется в обмен на использованный до станции пересадки проездной документ. Использованный проездной документ должен быть предъявлен на станции пересадки для дальнейшего оформления проезда в течение 10 суток с момента прибытия поезда, в котором следовал пассажир.
При наличии мест с первоначальной станции отправления могут быть выданы бесплатные или льготные проездные документы на каждый участок беспересадочного сообщения.
Отрывные талоны, полученные в обмен на выданные бесплатно или с 50%-ной скидкой проездные документы, прилагаются к корешкам проездных документов, при оформлении неавтоматизированным способом и к отчету билетного кассира, при оформлении проездного документа автоматизированным способом.
Талоны на проезд "туда" действительны до 31 декабря текущего года, талоны "обратно" - до 31 января следующего за указанным в талоне года.
При оформлении бесплатных проездных документов по предъявлении 2-х талонов используются талон текущего года и талон прошлого года. При оформлении неавтоматизированным способом бесплатного проезда по двум талонам, резка проездного документа осуществляется так, чтобы тарифная сетка полностью оставалась при корешке проездного документа. На проездном документе указывается номер удостоверения, фамилия пассажира и делается надпись: "По талонам туда и обратно".
2. Порядок оформления проезда по служебным и разовым транспортным требованиям по личным надобностям.
2.1. При оформлении проезда по служебным транспортным требованиям форм 1, 2 и 3, разовым служебным транспортным требованиям формы 6-А и разовым транспортным требованиям по личным надобностям форм 6, 6-В, 6-Г-1 автоматизированным способом выдается в соответствии с предоставляемым правом бесплатный или, при повышении категории поездки, льготный проездной документ.
Проездные документы по транспортным требованиям оформляются по маршруту, указанному в них.
2.2. Оформление проезда неавтоматизированным способом, в том числе с повышением категории, осуществляется на проездных документах "полный" и "детский". В проездном документе указывается форма разового или служебного транспортного требования, его номер, код перевозчика, выдавшего требование, фамилия работника. При выдаче безденежного проездного документа ценовая сетка контрольного талона полностью остается при корешке проездного документа. При оформлении проезда с повышением категории стоимость доплаты указывается в соответствующих строках проездного документа, резка ценовой сетки осуществляется аналогично резке проездного документа оформленного за полную или льготную стоимость.
На проездной документ и транспортное требование наносится игольчатый или мастичный компостер или компостер АСУПП.
2.3 При оформлении проезда по территории Латвийской Республики и Литовской Республики в проездных документах указывается стоимость билета за расстояние следования по территории Латвийской Республики и Литовской Республики, стоимость плацкарты в вагонах формирования перевозчиков этих государств.
2.4. "При проезде в поездах формирования Эстонии и на линиях АО "Эстонская железная дорога" действует только транспортное требование формы 6В для проезда лиц, награжденных знаком "Почетный железнодорожник".
2.5. Порядок взыскания платы за сервисные услуги к служебным и разовым транспортным требованиям по личным надобностям устанавливает перевозчик формирования поезда (вагона).
Порядок взимания платы за постельное белье при проезде по служебным транспортным требованиям устанавливается по договоренности между перевозчиками.
2.6. Для получения проездного документа в билетную кассу предъявляется служебное или разовое транспортное требование и талон к нему (при наличии), документ, удостоверяющий личность. Допускается оформление проездного документа в последний день срока его действия независимо от дальности поездки.
2.7. По формам 6, 6-В, 6-Г-1 разрешается проезд иждивенцев без работника железнодорожного транспорта, на имя которого выдан (выписан) билет (перевозчик Латвийской Республики данный пункт не применяет).
2.8. При проезде в беспересадочном сообщении по транспортным требованиям форм 6, 6-В, 6-Г-1 пассажир имеет право в пути следования сделать один раз остановку в пределах срока годности транспортного требования. Отметка об остановке проставляется на транспортном требовании и проездном документе. Новый проездной документ от станции остановки оформляется в обмен на проездной документ, оформленный на проезд от станции первоначального отправления.
§ 7. Контроль международных пассажирских поездов
При следовании вагонов в международном сообщении работа обслуживающего персонала этих вагонов контролируется в соответствии с нормативными документами, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту.
§ 8. Прием багажа к перевозке
1. В подтверждение о приеме багажа от пассажира ему выдается багажная квитанция, оформленная неавтоматизированным способом, или перевозочный документ, оформленный автоматизированным способом.
На оборотной стороне предъявленного пассажиром проездного документа ставится отметка.
2. При неавтоматизированном способе оформления перевозки багажа одновременно с багажной квитанцией станция отправления должна заполнить под копирку или с использованием самокопирующегося слоя бланк дорожной багажной ведомости, который сопровождает багаж до станции назначения, и корешок багажной квитанции, остающийся на станции отправления для приложения к отчету.
В случаях предъявления пассажиром к перевозке багажа массой более 200 кг, вся отправка оформляется одной багажной квитанцией.
В багажной квитанции указывается общий вес отправки с разбивкой на допустимую норму (200 кг) и вес сверх этой нормы, а также рассчитанные провозные платежи за перевозку соответственно 200 кг по тарифу багажа и провозная плата за остаток веса - по тарифу грузобагажа.
Багажная квитанция заполняется согласно графам шариковой ручкой, чернилами или при помощи печатающего устройства, в точном соответствии с требованием граф.
3. Уполномоченный представитель договорного перевозчика на станции отправления, принимающий багаж, обязан точно установить массу и количество мест багажа, а также состояние его упаковки и удостоверить это своей подписью в документах на перевозку багажа.
Если багаж, допущенный к перевозке без упаковки, принят с незначительными видимыми повреждениями, то об этом уполномоченный представитель договорного перевозчика делает отметку в установленном месте на лицевой стороне перевозочного документа.
При приеме дипломатического багажа на лицевой стороне перевозочного документа должна быть сделана отметка.
4. При приеме к перевозке предметов, допускаемых к перевозке неупакованными, в перевозочных документах указываются отличительные признаки этих предметов, как велосипед мужской, дамский и другие, с указанием номера, если он имеется. В случае если они имеют явные повреждения, то на перевозочном документе ставится отметка.
5. В случае объявления ценности багажа, общая сумма объявленной ценности в перевозочных документах должна быть указана прописью в скобках цифрами в тарифной и национальной валюте, а в случае объявления ценности отдельных мест, кроме общей суммы объявленной ценности, должна быть указана цифрами объявленная ценность отдельных мест.
6. Прием багажа к перевозке уполномоченный представитель договорного перевозчика обязан удостоверить наложением календарного штемпеля с указанием станции отправления в перевозочных документах в установленном для этого месте.
Внесение каких-либо изменений или поправок в перевозочные документы не допускается.
7. На каждое сдаваемое к перевозке багажное место уполномоченный представитель договорного перевозчика должен произвести маркировку: прикрепить бирку (наклейку), согласно Приложения 3 к Инструкции, размером 100 х 80 мм со следующими четко написанными сведениями на русском и национальном языках или только на русском, номер перевозочного документа, общее количество мест и номер места в багажной отправке, а по просьбе пассажира:
1) наименование станции и дороги отправления и назначения;
2) наименование отправителя и получателя и их адреса.
В зависимости от вида упаковки багажа маркировка может быть нанесена непосредственно на каждое багажное место.
Желательно, чтобы пассажир вкладывал листок с адресом своего местожительства в каждое место отправки багажа.
§ 9. Перевозка багажа
1. Багаж, как правило, должен быть отправлен тем же поездом, в котором следует пассажир. Если багаж в пути следования подлежит перегрузке в другой поезд, то дальнейшая перевозка его должна производиться согласованными поездами по пути следования пассажира. Если согласованным поездом перевозка багажа не производится или не имеется достаточно времени для перегрузки, то багаж должен быть отправлен ближайшим поездом, в котором производится перевозка багажа.
2. Перегрузка багажа из одного поезда в другой производится без участия пассажира.
3. Перевозчики обязаны направить багаж через те пограничные железнодорожные станции, которые указаны в перевозочных документах.
4. В случае задержки багажа в пути следования по распоряжению таможенных или других государственных органов, перевозчик должен составить акт общей формы (Приложение 8 к Инструкции) и телеграфно уведомить об этом уполномоченного представителя перевозчика на станции назначения багажа с указанием причины задержки.
Если в течение 3 месяцев с момента уведомления о задержке багажа таможенными органами от пассажира не поступит никаких указаний, то багаж может быть реализован в соответствии с национальным законодательством.
Во всех случаях задержки багажа в пути следования на оборотной стороне дорожной ведомости должна быть сделана отметка о продолжительности и причине задержки, заверенная подписью уполномоченного представителя перевозчика и штампом с указанием станции, на которой произошла задержка багажа.
Уполномоченный представитель перевозчика на станции, на которой возникли задержки по перевозке багажа, направляет в адрес своей расчетной организации копии дорожной ведомости и акта общей формы.
§ 10. Выдача багажа
1. При выдаче багажа данные перевозочного документа (багажной квитанции) должны быть сопоставлены с данными дорожной ведомости.
После выдачи багажа перевозочный документ (багажная квитанция) и дорожная ведомость остаются у уполномоченного представителя перевозчика.
В случае, когда багаж выдается на промежуточной станции, на проездном документе под штампом "Багаж" и в перевозочном документе делается отметка.
2. Прибытие и выдача багажа удостоверяются уполномоченным представителем перевозчика и штемпелем с указанием станции на обороте дорожной ведомости, а выдача багажа, кроме того, удостоверяется таким же порядком на обороте перевозочного документа (багажной квитанции).
3. В случае неприбытия багажа, о выдаче которого предъявлено требование, уполномоченный представитель перевозчика на станции назначения на обороте перевозочного документа (багажной квитанции) должен сделать отметку: "Багаж не прибыл" и удостоверить эту отметку наложением календарного штемпеля.
4. Багаж, не востребованный в течение 3 месяцев со дня прибытия, подлежит реализации. Багаж может быть реализован раньше, если в результате длительного хранения снижается ценность багажа или стоимость хранения превышает стоимость багажа. Реализация багажа производится в соответствии с национальным законодательством.
5. Багаж, прибывший на станцию назначения с опозданием и пересылаемый на основании заявления пассажира на одну из станций, расположенных по пути его следования, отправляется по вновь составляемой безденежной досылочной дорожной ведомости. В ней, кроме слова "досылочная", после номера указывается: "к багажной отправке N .................". В этом случае багаж выдается пассажиру уполномоченным представителем перевозчика на новой станции назначения по первоначальному перевозочному документу (багажной квитанции).
Таким же порядком пересылается обнаруженный багаж. Если перевозочный документ (багажная квитанция) был сдан пассажиром договорному или последующему перевозчику вместе с претензионным заявлением, то багаж выдается без перевозочного документа (багажной квитанции) под расписку.
Перевозочный документ (багажная квитанция) и корешок, от вновь составленной досылочной дорожной ведомости, прикладываются к отчету.
6. Если багаж по заявлению пассажира возвращается обратно на первоначальную станцию отправления, то перевозка его оформляется перевозочным документом (багажной квитанцией), на который ставятся соответствующие отметки.
На оборотной стороне новой дорожной ведомости в графе "Платежи, возникшие в пути" указываются провозные платежи на обратную перевозку багажа и расходы, возникшие у перевозчика в связи с возвратом, которые надлежит взыскать с получателя.
§ 11. Прием грузобагажа к перевозке
1. В подтверждение о приеме грузобагажа выдается грузобагажная квитанция, оформленная неавтоматизированным способом, или перевозочный документ, оформленный автоматизированным способом.
2. Заявление отправителя (если оно требуется в соответствии с внутренними правилами, действующими у перевозчика) с просьбой о принятии грузобагажа к перевозке должно храниться в делах перевозчика. При приеме грузобагажа к перевозке на заявлении отправителя указывается номер грузобагажной квитанции и дата приема грузобагажа к перевозке.
3. Документы, сданные отправителем для отправки с грузобагажом, уполномоченный представитель договорного перевозчика на станции должен прикрепить к дорожной ведомости (дорожной грузобагажной ведомости) и проставить на них свой календарный штемпель с указанием станции, а в перевозочных документах сделать отметку о приложении сопроводительных документов.
4. Порядок действий перевозчика по определению массы, количества мест, состояния упаковки грузобагажа, а также при объявлении ценности и удостоверении факта приема грузобагажа к перевозке осуществляется аналогично, установленному в пункте 3 § 8 Инструкции.
5. На каждое сдаваемое к перевозке грузобагажное место уполномоченный представитель договорного перевозчика должен поместить на таре или на бирке (наклейке), согласно Приложения 4 к Инструкции, следующие четко написанные сведения на русском и национальном языках или только на русском, номер перевозочного документа, общее количество мест и номер места в отправке, а по просьбе отправителя:
1) наименование станции и дороги отправления и назначения
2) наименование отправителя и получателя и их адреса.
§ 12. Перевозка грузобагажа
1. Грузобагаж должен быть отправлен с тем поездом, на который был оформлен прием к перевозке.
2. Перегрузка грузобагажа в пути следования в случае надобности производится силами и средствами перевозчиков.
3. Перевозчики обязаны направить грузобагаж через те пограничные станции, которые указаны в перевозочных документах.
4. В случае задержки грузобагажа в пути следования по распоряжению таможенных или других государственных органов, перевозчик должен составить акт общей формы и телеграфно уведомить об этом уполномоченного представителя перевозчика на станции назначения грузобагажа с указанием причины задержки.
Если в течение 3 месяцев с момента уведомления о задержке грузобагажа таможенными органами от отправителя не поступит никаких указаний, то грузобагаж может быть реализован в соответствии с национальным законодательством государства, в котором задержан грузобагаж.
Во всех случаях задержки грузобагажа в пути следования на оборотной стороне дорожной ведомости должна быть сделана отметка о продолжительности и причине задержки, заверенная подписью уполномоченного представителя перевозчика и штемпелем с указанием станции, на которой произошла задержка грузобагажа.
Уполномоченный представитель перевозчика на станции, на которой возникли задержки по перевозке грузобагажа, направляет в адрес своей расчетной организации копии дорожной ведомости и акта общей формы.
§ 13. Выдача грузобагажа
1. Уполномоченный представитель перевозчика на станции назначения обязан иметь подтверждающие документы о направлении уведомления получателю о прибытии грузобагажа.
2. Грузобагаж выдается получателю, указанному в дорожной ведомости, без предъявления им перевозочного документа.
Грузобагаж может быть выдан другому лицу, если у него имеется доверенность получателя, удостоверенная в соответствии с национальным законодательством государства местонахождения получателя.
В обоих случаях уполномоченный представитель перевозчика обязан проверить документ, удостоверяющий личность получателя, и проверить соответствие этих данных указанным на оборотной стороне дорожной ведомости грузополучателем. А в случае получения грузобагажа по доверенности - проверяет полномочия получателя на получение грузобагажа и срок её действия. Получение грузобагажа удостоверяется подписью получателя на обороте дорожной ведомости.
Разовая доверенность остаётся в делах перевозчика и прикладывается к отчету вместе с дорожной ведомостью (дорожной грузобагажной ведомостью).
3. Прибытие и выдача грузобагажа удостоверяются подписью уполномоченного представителя перевозчика, штемпелем с указанием станции назначения на дорожной ведомости (дорожной грузобагажной ведомости).
4. В случае возникновения препятствия к перевозке или выдаче грузобагажа договорной перевозчик, получив об этом телеграфное сообщение, должен заполнить бланк письменного извещения по форме Приложения 5 к Инструкции и вручить его отправителю для получения от него указаний о том, как поступить с грузобагажом, и сообщить телеграфом последующему перевозчику на станции, на которой произошло препятствие, дату вручения извещения.
В случае, если по указанию отправителя грузобагаж должен быть возвращен на станцию отправления, то он возвращается по вновь составляемой досылочной дорожной грузобагажной ведомости, в которой, кроме слова "досылочная", после номера указывается: "к грузобагажной отправке N ..................... ".
§ 14. Порядок действий при засылке багажа и грузобагажа
1. Уполномоченный представитель перевозчика, обнаруживший засылку багажа или грузобагажа, должен направить этот багаж или грузобагаж на станцию назначения по кратчайшему пути через ту пограничную станцию, которая указана в дорожной багажной или грузобагажной ведомости.
2. Уполномоченный представитель перевозчика, досылающий засланные или неправильно отправленные места багажа или грузобагажа, обязан немедленно телеграфом известить об этом уполномоченного представителя перевозчика на станции назначения.
§ 15. Досылка бездокументных мест багажа или грузобагажа
1. Бездокументные места багажа или грузобагажа в случае установления их принадлежности досылаются на станцию назначения по новому перевозочному документу, если основная отправка уже передана пограничной станции соседнего государства.
Если принадлежность бездокументных мест установлена на станции, включенной в базу данных систем резервирования или перечисленных в Тарифном руководстве N 4, то эти места следуют до станции назначения по багажной или грузобагажной дорожной ведомости, в которой указывается, к какой отправке относится досылка.
К наименованию "Дорожная багажная ведомость" или "Дорожная грузобагажная ведомость" в этих случаях добавляется слово "досылочная".
Перевозочный документ (багажная или грузобагажная квитанция и их корешки) остаются в делах перевозчика и прикладываются к отчету.
При обнаружении бездокументных мест составляется коммерческий акт. Один экземпляр коммерческого акта прилагается к досылочной дорожной ведомости (багажной или грузобагажной дорожной ведомости) с отметкой в ней номера этого акта и даты его составления.
2. Перевозка досылок бездокументных мест багажа или грузобагажа оформляется безденежно.
3. После выдачи багажа или грузобагажа досылочная дорожная ведомость направляется перевозчику, оформившему досылочный перевозочный документ.
4. При утрате дорожной ведомости и невозможности установить принадлежность багажа или грузобагажа с ним поступают в соответствии с национальным законодательством места обнаружения.
§ 16. Коммерческий акт
1. Коммерческий акт составляется, если:
1.1. Имеет место частичная утрата, повреждение или порча багажа или грузобагажа, или упаковка является неудовлетворительной или поврежденной;
1.2. Имеются несоответствия между сведениями, указанными в перевозочных документах, и фактически имеющимся в наличии багажом или грузобагажом в части наименования, массы и количества мест багажа или грузобагажа, а также наименования получателя и станции назначения;
1.3. Отсутствуют перевозочные документы по данному багажу или грузобагажу, или отсутствует багаж или грузобагаж по данным перевозочным документам;
2. Коммерческий акт должен составляться уполномоченным представителем перевозчика немедленно после обнаружения случаев, перечисленных в пункте 1, в пути следования или на станции назначения.
Коммерческий акт составляется отдельно на каждую отправку и подписывается уполномоченными лицами перевозчика.
3. Коммерческий акт должен составляться уполномоченным представителем перевозчика на русском языке по образцу, приведенному в Приложении 6 к Инструкции, а также в точном соответствии с Пояснениями по заполнению коммерческого акта (Приложение 7 к Инструкции). Уполномоченный представитель перевозчика на станции, составляющий коммерческий акт, обязан сделать отметку на обороте дорожной багажной или грузобагажной ведомости, а при наличии перевозочного документа (багажной или грузобагажной квитанции) - и на оборотной стороне этого документа; эта отметка заверяется подписью работника и наложением календарного штемпеля с указанием станции.
4. При установлении утраты, повреждения или порчи багажа или грузобагажа, что произошло или могло произойти из-за поврежденного вагона, составляется, кроме коммерческого акта, и акт технического состояния вагона согласно Приложению N 4 Правил пользования пассажирскими вагонами в международном сообщении (ПППВ), установившего факт повреждения, в таком же количестве экземпляров, как и коммерческий акт (согласно пункту 8 настоящего параграфа). К каждому экземпляру коммерческого акта прилагается по одному экземпляру акта о техническом состоянии вагона.
5. Если по прибытии багажа или грузобагажа на станцию назначения устанавливается нарушение перевозки, о котором уже был составлен коммерческий акт какой-либо предыдущей станции и если нет противоречий между этим актом и состоянием багажа или грузобагажа, то на станции назначения новый коммерческий акт не составляется. В этом случае в пункте 18 коммерческого акта промежуточной станции, приложенного к перевозочным документам, уполномоченный представитель перевозчика на станции назначения делает отметку: "Состояние багажа (грузобагажа) соответствует коммерческому акту".
6. Если в пути следования было составлено несколько коммерческих актов, в которых не совпадают сведения о состоянии багажа или грузобагажа, то уполномоченный представитель перевозчика на станции назначения должен составить новый коммерческий акт и приложить к имеющимся коммерческим актам.
7. Бланк коммерческого акта печатается на языке государства, в котором используется коммерческий акт, а также на русском языке.
8. Коммерческий акт составляется:
1) в семи экземплярах - на пограничных станциях. При этом:
- два экземпляра прилагаются к перевозочным документам, из них один экземпляр остается на станции назначения, другой выдается получателю под его расписку на том экземпляре коммерческого акта, который остается в делах станции назначения;
- один экземпляр передается в таможенный орган принимающей стороны;
- по два экземпляра получают пограничные станции каждой стороны, из двух экземпляров каждой стороны один экземпляр остается на пограничной станции, а другой экземпляр пограничная станция пересылает своей дороге.
2) в четырех экземплярах - на других станциях. При этом:
- два экземпляра прилагаются к перевозочным документам, из них один экземпляр остается на станции назначения, а другой выдается получателю под его расписку на том экземпляре коммерческого акта, который остается на станции назначения;
- два экземпляра остаются на станции, которая составила коммерческий акт, из них один экземпляр (оригинал) станция направляет перевозчику государства отправления.
9. Первый экземпляр коммерческого акта, составленного на пограничных станциях сдающей и принимающей стороны, остается у сдающей стороны, которая должна произвести расследование по этому акту. При наличии у сдающей стороны возражений по коммерческому акту она должна сообщить их принимающей стороне в 35-дневный срок со дня получения акта. По истечении этого срока коммерческий акт считается принятым.
10. Первый экземпляр коммерческого акта, составленного не на пограничной станции, перевозчик пересылает в 10-дневный срок, считая со дня составления акта, перевозчику, ответственному согласно этому коммерческому акту, для расследования. При нарушении этого срока перевозчик, составивший коммерческий акт, несет ответственность за все последствия, которые могут возникнуть из-за несоблюдения этого срока.
11. Если перевозчик, получивший коммерческий акт в соответствии с пунктом 10, установил, что коммерческий акт составлен не в соответствии с "Пояснениями по заполнению коммерческого акта" (Приложение 7 к Инструкции) или из коммерческого акта не усматривается его ответственность, то он должен возвратить такой коммерческий акт в 35-дневный срок со дня его получения с указанием причин возвращения перевозчику, составившему коммерческий акт, или направить свои письменные возражения по данному акту с соответствующим обоснованием.
По истечении этого срока коммерческий акт считается принятым.
§ 17. Плата за проезд пассажиров, перевозку багажа и грузобагажа
1. Плата за проезд пассажиров, перевозку багажа и грузобагажа, проследование специальных поездов (вагонов) определяется в соответствии с Соглашением о Межгосударственном пассажирском тарифе и взимается при оформлении проездных и перевозочных документов.
2. Платежи, возникшие в пути, должны быть вписаны перевозчиками в дорожные багажные или грузобагажные ведомости на станциях, на которых они возникли, заверены календарными штемпелями этих станций и взысканы с получателя багажа или грузобагажа на станции назначения по отдельной квитанции внутреннего сообщения соответствующего перевозчика.
§ 18. Отметки, применяемые при оформлении проездных и перевозочных документов
1. Отметки, проставляемые в проездных и перевозочных документах должны соответствовать Приложению 9 к настоящей Инструкции.
2. Отметки ставятся в местах, которые для этого предназначены от руки или специально заготовленными штампами на русском или русском и национальном языках. Отметки, сделанные от руки или штампом, в каждом случае заверяются штампом пункта продажи (станции). Допускается изготовление штампов, совмещающих текст отметки и название станции.
3. Оттиск штампа должен быть ясным и отчетливым.
Все последствия, которые могут произойти от неясности штампа, относятся на ответственность перевозчика, его наложившего.
4. Исправления в оттиске штампа от руки не допускаются. В случае необходимости внесения изменений в оттиск штампа или при неясном оттиске первоначальный оттиск перечеркивается и возле него ставится новый.
§ 19. Ведение и пересылка служебной корреспонденции
1. Служебная корреспонденция Сторон ОП СМПС ведется за подписью лиц, уполномоченных на это согласно внутренним правилам Сторон ОП СМПС.
2. Стороны ОП СМПС ведут между собой переписку на русском языке, в исключительных случаях (по согласованию между собой) могут вести переписку на других языках.
3. Переписка пересылается в прочных конвертах, запечатанных служебной печатью, с четким обозначением адреса и за исходящим номером.
§ 20. Передача служебных телеграмм и телефонная связь
1. Передача служебных телеграмм Сторон ОП СМПС и перевозчиков производится бесплатно по каналам связи Сторон ОП СМПС. Служебные телеграммы подаются на русском языке. Допускается при подготовке текста телеграмм использование латинского алфавита.
2. Служебные телефонные переговоры по линиям связи Сторон ОП СМПС ведутся бесплатно. Межгосударственные переговоры ведутся с абонированных для этих целей номеров.
§ 21. Классификация типов вагонов
Классификация типов (классов) вагонов, курсирующих в международном пассажирском сообщении, приведены в Приложении 10 к Инструкции.
§ 22. Порядок оформления перевозок багажа и грузобагажа, в/через Литовскую Республику
1. Багаж и грузобагаж следующий в/через Литовскую Республику принимается к перевозке на основании заявления установленного образца. Заявление оформляется пассажиром (отправителем) на русском языке печатными буквами в 2-х экземплярах на каждую отправку.
2. После оформления перевозочного документа багажный кассир на заявлении указывает номер перевозочного документа, по которому следует багаж (грузобагаж). Первый экземпляр данного заявления остается в делах багажного отделения станции первоначального отправления, второй экземпляр следует вместе с перевозочным документом в багажном вагоне, в котором следует багаж (грузобагаж).
3. Станция, осуществляющая погрузку багажа, грузобагажа в багажный вагон, курсирующий назначением в/через Литовскую Республику, на основании заявления пассажира (отправителя) заполняет сдаточный список (Т) (Приложение 11 к Инструкции) в двух экземплярах: один экземпляр остается на станции, второй следует в багажном вагоне.
4. Сдаточный список (Т) по факсу, электронной почте и т.п. передается перевозчику Литовской Республики:
- со станций формирования (оборота) багажного вагона прямого сообщения (кроме станции Калининград) - не менее чем за 2 часа до отправления багажного вагона;
- со станций, расположенных по маршруту следования багажного вагона прямого сообщения, - не менее чем за 3 часа до прибытия поезда на входную пограничную станцию Литовской Республики;
- со станции Калининград - за 6 часов до отправления багажного вагона.
5. Перевозчик, принявший багаж (грузобагаж), до его погрузки в багажный вагон, следующий в/через Литовскую Республику, должен убедиться в том, что перевозчик Литовской Республики получил сдаточный список (Т), и в нем содержится необходимая для декларирования информация.
6. При перевозке транзитного багажа, подлежащего ветеринарному и фитосанитарному контролю, в графе 13 сдаточного списка (Т) необходимо дополнительно указывать номер разрешающего сертификата.
§ 23. Расчеты между перевозчиками
1. Все расчеты между перевозчиками, возникающие в результате применения Соглашения, осуществляются через специализированные расчетные центры железнодорожных администраций в соответствии с Правилами комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.
2. Договорной перевозчик, оформивший проездной (перевозочный) документ, обязан в соответствии с пунктом 1 настоящего параграфа провести расчеты:
2.1. по плацкартной части стоимости проезда с перевозчиком, сформировавшим поезд (вагон);
2.2. по билетной части стоимости проезда пассажира, стоимости перевозки багажа, грузобагажа и почты, пробега вагонов с перевозчиками, участвующими в перевозке.
3. При переходе на условия оплаты за проследование поезда (вагона) договорной перевозчик, оформивший проездной (перевозочный) документ, обязан произвести расчеты по плацкартной, билетной частям и провозной плате с перевозчиком, сформировавшим поезд (вагон) и перешедшим на эти условия.
При этом перевозчику, сформировавшему поезд (вагон), перечисляются суммы от реализации проданных на поезд (вагон) проездных (билетная часть) и перевозочных документов, как за территорию государства перевозчика, сформировавшего поезд (вагон) так и за территорию государства перевозчика, а также и за участки железных дорог, расположенные на территории другого государства**, объявившего плату за проследование поезда (вагона) в международном сообщении.
4. Основанием для перехода на расчеты за проследование поезда (вагона) является наличие убытка связанного с организацией проследования всех поездов (вагонов) железнодорожной администрации формирования.
5. Расчеты за проследование поезда (вагона) осуществляются между перевозчиком, сформировавшим поезд (вагон) и перевозчиком, предоставившим услуги по проследованию поезда (вагона) в соответствии с пунктом 1 настоящего параграфа.
6. Перевозчик, сформировавший поезд (вагон), осуществляет расчеты за оказанные ему услуги по проследованию поезда (вагона) по территории другого государства по ставкам, установленным в Соглашении о Межгосударственном пассажирском тарифе, с учетом коэффициентов индексации.
§ 24. Требования о возврате выплаченного возмещения между перевозчиками
1. Перевозчик, уплативший в соответствии с Соглашением возмещение за полную или частичную утрату или повреждение багажа или грузобагажа, а также за просрочку в доставке, имеет право потребовать от других участвовавших перевозчиков возврата этого возмещения, причем:
1) перевозчик, по вине которого произошел ущерб, является исключительно ответственной за него;
2) если ущерб произошел по вине нескольких перевозчиков, то каждый из них ответственен за ущерб, ими причиненный;
3) если не может быть доказано, что ущерб произошел по вине одного или нескольких перевозчиков, то ответственность между перевозчиками по каждой отдельной отправке распределяется пропорционально тарифным километрам, фактически пройденным этой отправкой.
Если на основании Статьи 30 Соглашения перевозчик возвратил провозные платежи за перевозку, то он имеет право требовать возврата возмещения от тех перевозчиков, для которых взимались платежи.
2. Если просрочка в доставке багажа и грузобагажа произошла у нескольких перевозчиков, то сумма возмещения за просрочку определяется в соответствии со статьей 33 Соглашения, исходя из общей просрочки у всех перевозчиков и размера провозной платы, получаемой каждым перевозчиком, допустившим просрочку.
3. Сроки доставки грузобагажа, определенные в соответствии со Статьей 27 Соглашения, распределяются между перевозчиками, участвовавшими в перевозке, следующим порядком:
1) срок на отправление зачисляется в пользу перевозчика государства отправления;
2) срок на перевозку распределяется пропорционально тарифным расстояниям следования грузобагажа по территории каждого государства;
3) дополнительные сроки, указанные в § 2 Статьи 21 Соглашения, как при перевозках багажа, так и грузобагажа прибавляются перевозчикам тех государств, на которых произошла задержка по причинам, перечисленным в упомянутом параграфе.
4. Перевозчик, к которому предъявлено требование о возврате возмещения или провозных платежей, не вправе оспаривать правильность уплаты возмещения перевозчиком, предъявившем это требование, если возмещение или возврат провозных платежей были определены решением суда и если перевозчик, к которому предъявлено требование, был заблаговременно уведомлен о судебном вызове.
5. Требования о возврате возмещения или провозных платежей, выплаченных на основании заявленных претензий, должны быть предъявлены в течение 75 дней со дня фактической выплаты.
Требования о возмещении или возврате, определенные решением суда, должны быть предъявлены в течение 75 дней со дня вступления в силу этого решения.
По истечении этих сроков перевозчики не имеют права предъявлять требования о возврате возмещения.
6. Требования о возврате возмещения или провозных платежей, вызывающие спор между перевозчиками, по заявлению заинтересованной стороны подлежат рассмотрению в надлежащем суде по местонахождению ответчика в соответствии с национальным законодательством места разрешения спора.
Если требования о возврате возмещения предъявляются к нескольким перевозчикам, то перевозчик, выдвигающий эти требования, вправе по своему усмотрению предъявить иск в надлежащий суд по местонахождению любого из ответчиков.
7. По одному и тому же иску о возврате возмещения или провозных платежей заинтересованная сторона должна привлечь к участию в деле всех перевозчиков, с которыми не достигнуто взаимное согласие.
8. Решение надлежащего суда об удовлетворении иска о возврате возмещения или провозных платежей подлежит исполнению по месту нахождения каждого из ответчиков, в отношении которых данное решение вынесено. Пересмотр решения не допустим.
9. Перевозчики, по взаимному согласию, вправе отступать от положений статьи о возврате возмещения или провозных платежей.
_____________________________
* При оформлении проездного документа в вагон с местами для сидения на проезд в скоростных поездах с нумерацией с 701 по 788 резка контрольного талона осуществляется по типу вагона, соответствующему КС (Действует на территории РФ).
** - участки железных дорог, в отношении имущества которых согласно межправительственным соглашениям признается право собственности государства перевозчика, объявившего плату за проследование поезда (вагона) в международном сообщении на этих участках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.