См. текст МКТУ в актуальной редакции
Международная классификация товаров и услуг
для регистрации знаков
МКТУ (10)
Десятая редакция
(Издание 5-е)
Введение
История и цель создания Ниццкой классификации
Международная классификация товаров и услуг (МКТУ), предназначенная для целей регистрации знаков, была официально признана Соглашением, заключенным 15 июня 1957 г. странами - участницами Ниццкой дипломатической конференции, и пересмотрена в 1967 г. в Стокгольме, в 1977 г. в Женеве и изменена в 1979 г.
Страны - участницы Ниццкого соглашения в рамках Парижского союза по охране промышленной собственности образуют Специальный союз, который использует единую классификацию товаров и услуг для регистрации знаков.
Каждая из стран - участниц Ниццкого соглашения обязана при регистрации знаков следовать МКТУ либо в качестве основной (единственной), либо вспомогательной классификации и в официальных документах и публикациях о регистрации знаков указывать номера классов МКТУ в перечне товаров/услуг, в отношении которых зарегистрированы знаки.
Использование МКТУ обязательно не только для национальной регистрации знаков в странах - участницах Ниццкого соглашения, но также и для международной регистрации знаков, осуществляемой Международным бюро ВОИС в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, а также для регистрации знаков Африканской организацией интеллектуальной собственности (OAPI), Региональной африканской организацией интеллектуальной собственности (ARIPO), Бюро по правам интеллектуальной собственности стран Бенилюкс (BOIP) и Ведомством по гармонизации внутреннего рынка (товарные знаки и промышленные образцы) (OHIM).
МКТУ применяется также в некоторых странах, не являющихся участницами Ниццкого соглашения (см. перечень стран ниже).
Пересмотры Ниццкой классификации
В основу Ниццкой классификации положена Классификация, разработанная Объединенным международным бюро по охране интеллектуальной собственности (BIRPI) - предшественником ВОИС в 1935 г. Именно эта Классификация, состоявшая из 34 классов и алфавитного перечня товаров, была принята Ниццким соглашением и позднее дополнена 11 классами услуг и алфавитным перечнем этих услуг.
Ниццким соглашением предусмотрено создание Комитета Экспертов, в котором представлены все страны - участницы Соглашения. Комитет Экспертов принимает решения обо всех изменениях в Классификации, в частности о переносах товаров и услуг между различными классами, изменениях алфавитного перечня и введении необходимых пояснительных заметок.
Комитет Экспертов со времени вступления в силу Ниццкого соглашения 8 апреля 1961 г. провел 20 сессий. Наиболее значительными достижениями Комитета стали: общий пересмотр Алфавитного перечня товаров и услуг с точки зрения формы представления (начиная с 1970 г.); существенная модификация Общих замечаний, заголовков классов и пояснений (1982 г.); введение "базового номера" для каждого отдельного товара/услуги (1990 г.), что дало возможность пользователю находить соответствующий товар/услугу в алфавитном перечне Классификатора в любой языковой версии; пересмотр класса 42 с созданием классов с 43 по 45 (2000 г.).
На 21 сессии, состоявшейся в ноябре 2010 г., Комитет Экспертов принял изменения к девятой редакции Ниццкой классификации.
Редакции Ниццкой классификации товаров и услуг
Первая редакция Ниццкой классификации была опубликована в 1963 г.; вторая - в 1971 г.; третья - в 1981 г.; четвертая - в 1983 г.; пятая - в 1987 г.; шестая - в 1992 г.; седьмая - в 1996 г.; восьмая - в 2001 г. и девятая редакция в 2006 г. Данная редакция (десятая) была опубликована в июне 2011, вступила в силу с 1 января 2012 г., с дополнениями и изменениями 2013, 2014, 2015 и 2016 годов.
Представленная публикация является официальным трехъязычным (русско-англо-французским) пятым изданием десятой редакции МКТУ в Российской Федерации. Каждое наименование товара/услуги на русском языке сопровождается наименованиями товара/услуги на английском и французском языках в соответствии с официальными изданиями ВОИС.
Публикация состоит из Введения, части I с Перечнем классов товаров/услуг с пояснениями и части II с Перечнем наименований товаров и услуг, объединенных в классы.
Введение содержит, в частности, Руководство по применению классификатора и Общие замечания.
Часть I содержит Перечень наименований классов товаров/услуг с 01 по 45 классы. В каждом классе датся пояснение, в частности о том, что к классу относится и что не относится.
Часть II содержит Перечень наименований товаров/услуг в соответствии с классами товаров и услуг. Каждому наименованию присвоен персональный шестизначный базовый номер.
Страны - участницы Ниццкого соглашения (на январь 2011 г.)
(Всего 83 стран)
Австралия Австрия Азербайджан Албания Алжир Аргентина Армения Барбадос Бахрейн Беларусь Бельгия Бенин Болгария Босния и Герцеговина Венгрия Гвинея Германия Греция Грузия Дания Доминика Египет Израиль Иордания Ирландия Исландия Испания Италия Казахстан |
Китай Корейская Народно-Демократическая Республика Куба Кыргызстан Латвия Ливан Литва Лихтенштейн Люксембург Малави Малайзия Марокко Мексика Монако Монголия Мозамбик Нидерланды Норвегия Танзания Португалия Польша Республика Корея Македония Молдова Российская Федерация Румыния Сент-Китс и Невис |
Сент-Люсия Сербия Сингапур Сирия Словакия Словения Великобритания Соединенные Штаты Америки Суринам Таджикистан Тринидад и Тобаго Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина Уругвай Финляндия Франция Хорватия Черногория Чехия Швейцария Швеция Эстония Ямайка Япония |
Другие страны и организации, использующие международную (NICE) классификацию (на январь 2011 г.)
Помимо 83 стран - участниц Ниццкого соглашения, перечисленных выше, следующие 66 стран и 4 организации также используют Ниццкую классификацию:
Ангола Антигуа и Барбуда Бангладеш Боливия Ботсвана Бразилия Бурунди Венесуэла Вьетнам Гаити Гайана Гана Гватемала Гондурас Демократическая республика Конго Джибути Замбия Зимбабве Индия Индонезия Ирак Иран (Исламская республика) Йемен Камбоджа |
Катар Кения Кипр Колумбия Коста-Рика Кувейт Лесото Ливия Маврикий Мадагаскар Мальта Намибия Непал Нигерия Нидерландские Антиллы Никарагуа Новая Зеландия Объединенные Арабские Эмираты Пакистан Панама Парагвай Перу Руанда Сальвадор Самоа |
Сан-Марино Саудовская Аравия Свазиленд Сент-Винсент и Гренадины Сейшельские Острова Соломоновы Острова Судан Сьерра-Леоне Таиланд Тонга Уганда Филиппины Чили Шри-Ланка Эквадор Эфиопия Южно-Африканская Республика Африканская организация интеллектуальной собственности (OAPI)* Ведомство по гармонизации внутреннего рынка (OHIM) Бюро по правам интеллектуальной собственности стран Бенилюкс (ВOIP) Региональная африканская организация интеллектуальной собственности (ARIPO)** |
_____________________________
* Членами Африканской организации интеллектуальной собственности (OAPI) являются следующие страны (на январь 2011 г.):
Бенин (является также участником Ниццкого соглашения), Берег Слоновой Кости, Буркина-Фасо, Габон, Гвинея (является также участником Ниццкого соглашения),
Гвинея-Бисау, Камерун, Конго, Мавритания, Мали, Нигер, Сенегал, Того,
Центральная Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея (16).
** Членами Региональной африканской организации интеллектуальной собственности (ARIPO) (на январь 2011 г.) являются следующие страны:
Ботсвана, Гамбия, Гана, Замбия, Зимбабве, Кения, Лесото, Либерия,
Малави (является также участником Ниццкого соглашения),
Мозамбик (является также участником Ниццкого соглашения),
Намибия, Сьерра-Леоне, Сомали, Судан, Свазиленд, Танзания, Уганда (17).
Руководство по применению
1. Заголовки классов указывают в общем виде только области, к которым товары и услуги в принципе могут относиться, и не содержат названия конкретных товаров или услуг.
2. Для правильной классификации каждого конкретного товара или услуги необходимо пользоваться непосредственно перечнями товаров и услуг и пояснениями к каждому классу соответственно, которые размещены в разделе "Перечень классов товаров и услуг с пояснениями". Если не удается осуществить классификацию товара или услуги с помощью пояснений раздела "Перечень классов товаров и услуг с пояснениями", а также раздела "Перечня товаров и услуг, объединенных в классы", следует пользоваться разделом "Общие замечания" Введения.
3. Отнесение общего термина в перечне товаров и услуг к какому-либо определенному классу товаров и услуг не исключает возможность использования этого термина в словосочетаниях в этом классе или в других классах. В таких случаях общий термин отмечается звездочкой (*).
4. Текст, содержащийся в квадратных скобках в наименовании товара/услуги, поясняет предшествующий до скобок текст в наименовании или является его синонимом.
5. Для достижения однозначной оценки объема прав регистрируемых товарных знаков при описании товаров/услуг рекомендуется избегать употребления неопределенных или общих выражений и руководствоваться терминологией действующей редакции МКТУ.
6. В настоящем издании раздел "Перечень товаров и услуг, объединенных в классы" представлен в формате Excel. Каждое наименование представлено статьей, содержащей перевод (интерпретацию) наименования товара/услуги на русский язык, базовый номер* и соответствующие данному базовому номеру наименования товара/услуги на французском и английском языках по официальным (французскому и английскому) текстам редакции МКТУ-10 издания ВОИС 2016 года.
7. Если наименование товара/услуги представлено в нескольких вариантах (отражающих одну и ту же суть товара/услуги), то наименования отделяются друг от друга знаком "/".
_____________________________
* Базовый номер - это номер, под которым соответствующие товар/услуга зарегистрированы и внесены в официальные редакции МКТУ, издаваемые ВОИС. Базовые номера остаются неизменными в отношении старых и новых редакций, не зависят от национальных изданий и дают возможность пользователю находить соответствующие наименования товаров/услуг в перечнях любых языковых версий МКТУ, публикуемых с указанием базовых номеров товаров/услуг.
Общие замечания
Товары и услуги, фигурирующие в заголовках классов, являются только общими указаниями на области, к которым, в принципе, относятся товары или услуги.
Если раздел "Перечень классов товаров и услуг с пояснениями", а также "Перечень товаров и услуг, объединенных в классы" не позволят однозначно классифицировать товар/услугу, следует учитывать следующие критерии.
Для товаров
a) Готовые изделия классифицируются, в основном, в соответствии с их функцией или назначением. В случае если таковые не упомянуты в разделе "Перечень классов товаров и услуг с пояснениями", готовые изделия следует классифицировать по аналогии с другими подобными изделиями, содержащимися в "Перечне товаров и услуг, объединенных в классы". Если функции или назначения не найдены, необходимо руководствоваться вспомогательными критериями, например материалом, из которого изготовлено изделие, или его принципом действия.
b) Готовые изделия многоцелевого назначения, подобные радиобудильнику, могут быть отнесены к определенным классам в соответствии с выполняемыми функциями или назначением, а в случае если эти функции или назначение не упомянуты ни в одном из заголовков классов, следует руководствоваться критериями, сформулированными в пункте a).
c) Необработанное или частично обработанное сырье следует классифицировать, в основном, по материалу, из которого оно состоит.
d) Товары, предназначенные для использования в другом изделии, классифицируются, в основном, в том же классе, что и последний только в случае, если он не используется для иных целей. Во всех остальных случаях для классификации таких товаров следует руководствоваться критериями, сформулированными в пункте a).
e) Если готовые изделия или полуфабрикаты классифицируются по материалу, из которого они изготовлены, то в случае изготовления изделия из различных материалов его следует классифицировать по преобладающему в составе материалу.
f) Емкости, предназначенные для упаковки и хранения товаров, классифицируются в том же классе, что и сам товар.
Для услуг
a) Услуги классифицируются, в основном, в соответствии с направлением деятельности, охватываемым заголовком класса и соответствующими пояснениями, или по аналогии со сходными услугами "Перечня товаров и услуг, объединенных в классы".
b) Все услуги по прокату классифицируются, в основном, в тех классах, к которым относятся услуги, осуществляемые с помощью объектов проката (например, прокат телефонов - 38 класс). Вместе с тем услуги, связанные с финансовым лизингом, классифицируются по 36 классу как услуги финансовые.
c) Услуги, связанные с консультацией, советом или информацией, относятся, в основном, к тем же классам, что и услуги, являющиеся объектом консультации, совета или информации, например по вопросам: транспортировки - 39 класс, управления коммерческими делами - 35 класс, финансовых дел - 36 класс, косметики - 44 класс. Консультация, совет или информация, предоставляемые с помощью электронных средств, например телефона, компьютера, не связаны со средствами, обеспечивающими выполнение данных услуг.
d) Услуги, оказываемые в рамках франчайзинга, классифицируются, как правило, в том же классе, что и услуги, предоставляемые франшизодателем, например услуги консультационные по вопросам франчайзинга (кл. 35), услуги финансовые, связанные с франчайзингом (кл. 36), услуги юридические, связанные с франчайзингом (кл. 45).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.