Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2012 г. N 08АП-7516/12
город Омск |
|
08 октября 2012 г. |
Дело N А75-3425/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7516/2012) общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть", ОГРН 1038900944180 (далее - ООО "Заполярнефть"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.06.2012 по делу N А75-3425/2012 (судья Дроздов А.Н.), принятое
по заявлению ООО "Заполярнефть"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре; Управление; административный орган; заинтересованное лицо),
о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 335-ОК/16,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
ООО "Заполярнефть" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к Управлению Росприроднадзора по ХМАО-Югре о признании недействительными предписаний от 23.12.2011 N 324-ОК/16, N 325-ОК/16, N 326-ОК/16, N 328-ОК/16, N 329-ОК/16, N 330-ОК/16, N 331-ОК/16, N 332-ОК/16, N 333-ОК/16, N 334-ОК/16, N 335-ОК/16, N 336-ОК/16, N 337-ОК/16.
Определением от 23.04.2012 из дела N А75-3069/2012 выделены самостоятельные требования об оспаривании предписаний от 23.12.2011 N N 325-ОК/16, N 326-ОК/16, N 328-ОК/16, N 329-ОК/16, N 330-ОК/16, N 331-ОК/16, N 332-ОК/16, N 333-ОК/16, N 334-ОК/16, N 335-ОК/16, N 336-ОК/16, N 337-ОК/16.
В связи с указанным суд определением от 28.04.2012 принял заявление Общества о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 335-ОК/16 с присвоением делу N А75-3425/2012.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.06.2012 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что Общество допустило нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства в результате захоронения в шламовом амбаре отходов бурения (бурового шлама). При этом суд первой инстанции исходил из того, что шламовый амбар не отвечает требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к объектам захоронения опасных производственных отходов.
Также суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что ООО "Заполярнефть" не осуществило ликвидацию шламовых амбаров, чем нарушило пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1996 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Заполярнефть" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного им требования.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало следующее:
- "Инструкцией по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше. РД 39-133-94", утвержденной Роскомнедрами 28.12.1993, РАО "Газпром" 18.01.1994, ГП "Роснефть" 04.01.1994, предусмотрена технология захоронения бурового шлама в шламовых амбарах;
- на куст N 5216 Вынгапуровского месторождения нефти оформлена надлежащая проектная документация, получившая соответствующее положительное заключение государственной экспертизы, которой предусмотрено захоронение бурового шлама в шламовых амбрах.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило.
Заявителем также было представлено письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ООО "Заполярнефть" - без удовлетворения.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не представил.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре в соответствии с приказами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 21.11.2011 N 658, от 17.11.2011 N 649 в отношении ООО "Заполярнефть" проведена плановая документарная проверка (т. 2 л.д. 47-85).
В результате проверки установлено, что Общество при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, не выполнило мероприятия по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов, а именно: допущено захоронение отходов в шламовых амбарах в районе кустовой площадки N 521 Вынгапуровского лицензионного участка.
Итоги проверки были отражены в акте N 392 от 23.12.2011 (т. 2 л.д. 3-46).
По окончании проверки ООО "Заполярнефть" выдано предписание N 335-ОК/16 от 23.12.2011 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, которым Обществу предписано в срок до 17.09.2012 провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 521) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров).
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Заполярнефть" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
26.06.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как следует из содержания оспариваемого предписания, в рассматриваемом случае административный орган пришел к выводу о нарушении ООО "Заполярнефть" статей 34, пункта 2 статьи 39, пункта 2 статьи 46, пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 3, 12 Федерального закона от 24.06.1996 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 1, 6 раздела 1 Положения о рекультивации земель, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Суд первой инстанции выводы Управления признал правильными.
Апелляционный суд находит правовую позицию административного органа и суда первой инстанции ошибочной, выводы административного органа о нарушении ООО "Заполярнефть" экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства в результате захоронения в шламовых амбарах отходов бурения (бурового шлама) - необоснованными.
Данные выводы апелляционного суда основаны на следующем.
Указывая на нарушение ООО "Заполярнефть" вышеперечисленных требований законодательства, Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре, как уже отмечалось выше, обязало заявителя "Провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 521) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров)".
Как следует из содержания оспариваемого предписания, оно вынесено административным органом на основании акта проверки от 23.12.2011 N 392 (т. 2 л.д. 3-46).
Проанализировав содержание акта от 23.12.2011 N 392, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что фактически нарушение выразилось в том, что ООО "Заполярнефть" не выполнило мероприятия по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов, допустив захоронение отходов в шламовых амбарах, в том числе расположенных в районе кустовой площадки N 521 Вынгапуровского лицензионного участка.
Таким образом, сопоставляя содержание акта от 23.12.2011 N 392 и оспариваемого предписания, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требование Управления о рекультивации земельного участка касается только необходимости ликвидации шламовых амбаров.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание, в котором административный орган обязал Общество устранить описанное выше нарушение природоохранного законодательства, является незаконным, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пунктами 1, 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Аналогичная норма права также закреплена и в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов (то есть, в том числе требования к объектам захоронения отходов): их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Из указанных норм следует, что лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать установленные требования к размещению отходов, а также к объектам размещения отходов, в том числе осуществить создание объекта размещения отходов на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; произвести определение места строительства таких объектов на основе специальных исследований при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; внести объекты размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом размещение отходов является собирательным понятием и включает в себя как хранение, так и захоронение отходов.
В рассматриваемом случае административным органом установлено, материалами дела и заявителем не отрицается, что ООО "Заполярнефть" осуществило захоронение отходов бурения в шламовых амбарах.
Технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше" (далее - Инструкция РД 39-133-94).
Так, в разделе 5 Инструкции РД 39-133-94 предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов, согласно которым, если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется, разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с "пленкой" остаточных нефтепродуктов, отверждение.
Таким образом, вывод Управления о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность захоронения отходов бурения в шламовых амбарах, не основан на нормах действующего законодательства.
Следовательно, размещение ООО "Заполярнефть" отходов в шламовых амбарах не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Более того, апелляционным судом установлено, что захоронение бурового шлама в шламовых амбарах предусмотрено соответствующей проектной документацией на кустовые площадки Вынгапуровского месторождения нефти.
Так, в материалах дела имеются выдержки из рабочих проектов по обустройству куста скважин N 521 Вынгапуровского месторождения: Проект "Обустройство Вынгапуровского месторождения III очередь" (комплекс N 6750), Проект "Обустройство пятой очереди дополнительных скважин Вынгапуровского месторождения" (комплекс N 7560, т. 1 л.д. 60-82).
Обозначенными Проектами предусмотрено, что комплекс технических решений с учетом природоохранных мероприятий на проектируемых объектах определен геологическими, гидрологическими и топографическими условиями расположения площадок кустов скважин. Среди принятых технических решений предусмотрено и сооружение шламовых амбаров траншейного типа, которые предназначены для сбора отработанного бурового раствора, сточных вод и шлама при бурении и освоении скважин, отстоя жидкой фазы отходов бурения с целью ее утилизации, а также захоронения неутилизированных отходов бурения (пункт 4.2.1 Книги 1 Тома 5 Проекта N 6750).
При этом решение о необходимости сооружения шламовых амбаров куста скважин N 521 Вынгапуровского месторождения, конструкция шламовых амбаров приняты с учетом геологических, гидрологических условий и рельефа местности с надёжной гидроизоляцией (пункт 7 Тома 7 Проекта N 6750, пункт 4.5 Книги 5 Тома 1 Проекта N 7560), что соответствует требованиям пункта 2 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, согласно которому определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, Инструкция РД 39-133-94 предъявляет требования к конструкции шламовых амбаров, что позволяет таким сооружениям быть объектами, способными предотвратить нанесение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 4.10 Инструкции РД 39-133-94 амбар должен иметь по периметру обваловку из минерального грунта высотой не менее 0,5 м и проволочное ограждение. В местах с близким залеганием грунтовых и подпочвенных вод, а также в районах распространения сильнольдистых многолетнемерзлых пород земляные амбары строятся в теле насыпной площадки с обваловкой из местных или привозных грунтов (пункт 4.11); дно и стенки шламовых амбаров должны гидроизолироваться (пункт 4.12).
Данные требования ООО "Заполярнефть" соблюдены, что подтверждается положениями указанной выше проектной документации. Так, в таблице 5.3 Тома 7 Проекта N 7560 предусмотрены решения по устройству шламовых амбаров куста скважин N 521 Вынгапуровского месторождения, а именно:
- шламовые амбары запроектированы из расчета 800 м3 на скважину;
- на площадке куста скважин N 521, расположенного на болотах 1 типа, предусмотрено вытрофирование из под насыпи на полную глубину болота до минерального дна со складирование вынутого торфа с последующим использованием для укрепительных и рекультивационных работ;
- предусмотрена гидроизоляция дна и стенок шламовых амбаров высокопрочной полиэтиленовой пленкой и геотекстилем;
- предусмотрено обвалование шламовых амбаров с внешней стороны из привозного песчаного грунта;
- для обеспечения безопасности по всему периметру шламовых амбаров предусмотрено устройство сборно-разборного ограждения высотой 1,2 м.
Таким образом, Проектами предусмотрен комплекс технических решений с учетом природоохранных мероприятий.
Кроме того, из указанных проектов следует, что в рассматриваемом случае в ходе ликвидации шламовых амбаров с привязкой к кустовой площадке N 521 Вынгапуровского месторождения, отходы (буровой шлам) обезвреживаются методом отверждения цементным раствором, что соответствует пункту 4.22 Инструкции РД 39-133-94.
При этом в соответствии с пунктом 4.38 данной Инструкции представленной проектной документацией предусмотрены мероприятия по ликвидации шламовых амбаров куста скважин N 521 Вынгапуровского месторождения, а также проведение технологического и биологического этапов рекультивации нарушенных земель.
Так, в соответствии с пунктом 7 Тома 7 Проекта N 6750 работы по ликвидации шламовых амбаров включают:
- естественное и принудительное разделение твердой и жидкой фаз содержимого амбаров;
- откачку осветленной жидкой фазы в нефтесборный коллектор;
- обезвреживание отработанных буровых растворов и шлама отверждением цементным раствором (в том числе отходов оставшихся в амбарах после откачки);
- засыпку амбаров, рекультивацию земель.
Работы по рекультивации предусматривают:
- очистку площадки куста от металлолома, мусора, оборудования и материалов;
- планировку территории, ранее занимаемой шламовыми амбарами;
- посев семян трав по спланированным площадям по слою плодородного грунта или торфо-песчаной смеси.
Соответствие принятых технических решений по обустройству куста скважин N 521 Вынгапуровского месторождения (в том числе и по сооружению шламовых амбаров) требованиям природоохранного законодательства, законодательства об охране окружающей среды подтверждается заключением государственной экспертизы N 1559 от 21.07.2003 (приобщенной к материалам настоящего дела).
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона N 37-ФЗ строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах предусмотрено проектной документацией на куст скважины N 521 Вынгапуровского месторождения нефти и осуществлялось ООО "Заполярнефть" в соответствии с обозначенной проектной документацией.
Кроме того, апелляционным судом установлено, что Общество осуществляло размещение бурения (захоронение бурового шлама) в шламовых амбарах куста скважины N 521 Вынгапуровского месторождения на основании утвержденных уполномоченными государственными органами документов (Управлением Ростехнадзора по ХМАО-Югре сроком по 31.12.2010 утверждены лимиты N 246 от 31.03.2006, в соответствии с которыми разрешено размещение бурового шлама в количестве 20 061,3 т в объектах конечного размещения - шламовых амбаров) в соответствии с требованиями действующего законодательства, то есть санкционированно размещало отходы бурения (буровой шлам) в отведенных для этих целей объектах - шламовых амбарах.
Более того, шламовые амбары на кусте N 521 Вынгапуровского месторождения нефти поставлены на учет уполномоченным органом-Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в региональный реестр объектов размещения отходов.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные обстоятельства в совокупности подтверждают то, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах в данном случае не является нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что ООО "Заполярнефть" проведены мероприятия по рекультивации шламовых амбаров в соответствии с проектной документацией, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией акта N 2 от 25.10.2010 сдачи-приемки выполненных работ по рекультивации шламовых амбаров к договору N Д/2116/11-2275 от 09.06.2010. (т. 4 л.д. 18-36).
Означенный договор с подрядной организацией заключен от имени ОАО "Газпромнефть-ННГ", являющегося оператором и выполняющего на основании пункта 2.1 договора N Д/2116/10-3897 от 16.10.2010 об оказании операторских услуг для ООО "Заполярнефть" (владельца лицензий) работы на лицензионных участках общества.
В соответствии с указанным выше актом N 2 от 25.10.2010 осуществлена рекультивация одного шламового амбара куста скважин N 521.
Согласно Ведомостям потребности материалов (Приложения N 3, N 4 к договору от 15.08.2011 N Д/2116/11-2275) использовались следующие материалы: торф, песок, цемент; для проведения биологического этапа рекультивации, согласно Ведомости потребности материалов (Приложение N 4 к договору от 15.08.2011 N Д/2116/11-2275) использовались семена многолетних трав (смесь), минеральные удобрения.
Таким образом, вывод административного органа и суда первой инстанции о том, что ООО "Заполярнефть" допустило захоронение отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, в непредназначенном для этого месте и не осуществило ликвидацию шламовых амбаров, не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Следовательно, учитывая изложенное выше, довод заинтересованного лица, изложенный в письменном отзыве на апелляционную жалобу о том, что Общество, являясь арендатором земельного участка, не проводило рекультивацию земель, которые использовались для строительства и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежит отклонению.
Апелляционный суд отклоняет довод подателя апелляционной жалобы относительно необоснованного указания судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте на представление ООО "Заполярнефть" в подтверждение своих доводов постановлений, вынесенных Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре, о прекращении производств по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку такое указание в решение суда первой инстанции отсутствует.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу административный орган ссылается на то, что Общество не произвело необходимых при захоронении работ по вывозу опасных отходов, а также работ по переработке буровых отходов с целью его обезвреживания.
Однако данная ссылка заинтересованного лица является несостоятельной, поскольку, как уже было отмечено выше, Общество санкционированно размещало отходы бурения (буровой шлам) в отведенных для этих целей объектах - шламовых амбарах.
Кроме того, заявителем были проведены мероприятия по рекультивации шламовых амбаров в соответствии с проектной документацией, что подтверждается имеющимися в материалах настоящего дела документами.
Заинтересованное лицо отмечает, что заявителю были выданы свидетельства о регистрации объекта размещения отходов (выданы Управлением охраны окружающей среды департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры), с превышением полномочий органов, их выдавших.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным утверждением Управления, в виду следующего.
Пунктом 4 статьи 65 Закона N 7-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) предусмотрено, что государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ в пункт 3 статьи 65 Закона N 7-ФЗ, установлено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данные изменения вступили в силу с 01.08.2011.
В соответствии с пунктом 6 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 285.
ООО "Заполярнефть", являясь нефтедобывающим предприятием, относится к объектам федерального экологического контроля.
В настоящем конкретном случае Обществу выданы свидетельства о регистрации объекта размещения отходов до внесения изменений в Закон N 7-ФЗ, то есть до 18.07.2011, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для заключения вывода о выдаче упомянутых документов соответствующими органами субъекта РФ с превышением предоставленных им полномочий.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу административный орган ссылается на то, что в положительном заключении государственной экспертизы N 580 от 20.09.2002, выданное ФГУ "Главгосэкспертиза России", отсутствует раздел "Рекультивация земель", в связи с чем, у ФГУ "Главгосэкспертиза России" отсутствует право на выдачу заключения.
Между тем заинтересованным лицом не учтено, что Обществом вышеназванное заключение было представлено ошибочно.
В материалах дела имеется заключение N 1559 от 21.07.2003, выданное Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по ХМАО, в котором дана оценка технических решений по обустройству, в том числе куста скважин N 521 Вынгапуровского месторождения, а также рассмотрены положения проектной документации N 6750 в части сооружения шламовых амбаров и применяемой технологии по их рекультивации.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ООО "Заполярнефть", мотивированное нарушением Обществом указанных выше требований природоохранного законодательства, подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела) с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления ООО "Заполярнефть" в суде первой инстанции и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2012 по делу N А75-3425/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Заполярнефть", удовлетворить.
Признать недействительным предписание N 335-ОК/16 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 23.12.2011, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в отношении общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть".
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600006179, ИНН 8601024089) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (ОГРН 1038900944180, ИНН 8905031779) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |