Совет Министров СССР отмечает, что принятые меры по совершенствованию управления народным хозяйством, устранению излишних и параллельно действующих звеньев управления, внедрению средств вычислительной и организационной техники способствовали упрощению структуры управления и улучшению организации работы управленческого аппарата. За последние годы несколько снизились темпы прироста численности работников аппарата управления. Однако удельный вес этих работников в общей численности рабочих и служащих остается еще высоким. Растут расходы на содержание аппарата управления.
Некоторые министерства, ведомства СССР и Советы Министров союзных республик медленно решают вопросы, связанные с дальнейшей концентрацией производства, устранением дублирования в работе различных органов, удешевлением аппарата управления. Допускается чрезмерная регламентация деятельности производственных объединений и предприятий. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения не всегда обеспечивают выполнение возложенных на них функций, являясь в ряде случаев лишними передаточными звеньями.
Медленно осуществляется унификация документации, в результате чего количество документов, создаваемых и обрабатываемых в аппарате управления, не уменьшается. Имеют место случаи введения министерствами и ведомствами отчетности, показатели которой дублируют общегосударственную отчетность. Неоправданно велик объем статистической информации, собираемой и обрабатываемой в отраслевых автоматизированных системах управления.
Учитывая важное значение улучшения работы и удешевления управленческого аппарата и руководствуясь решениями декабрьского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, Совет Министров СССР постановляет:
1. Обязать министерства, ведомства СССР и Советы Министров союзных республик разработать и осуществить мероприятия по дальнейшему совершенствованию и упрощению аппарата управления, имея в виду:
обеспечить правильное распределение прав и обязанностей между различными органами хозяйственного управления;
упразднить параллельно действующие организации и излишние звенья управления;
разработать и по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Министерством финансов СССР утвердить не позднее 1 ноября 1985 г. типовые структуры и типовые штаты объединений, предприятий, учреждений и организаций, используя передовой опыт организации управления с наиболее рациональными структурой и штатами. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Министерству финансов СССР доложить о результатах проделанной работы Совету Министров СССР в декабре 1985 г.;
повысить ответственность работников аппарата управления за выполнение решений Партии и Правительства, своих служебных обязанностей;
усилить контроль за соблюдением подведомственными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями лимитов численности работников аппарата управления и предельных ассигнований на его содержание.
2. Министерству финансов СССР при разработке проекта Государственного бюджета СССР на 1985 год предусмотреть сокращение:
численности работников аппарата управления, лимит которой утверждается в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 1 октября 1981 г. N 960, фонда их заработной платы и соответствующих расходов на взносы на государственное социальное страхование по министерствам и ведомствам СССР и другим центральным органам государственного управления на 3-5 процентов и по союзным республикам на 2,5-3 процента, а также расходов на оплату всех видов служебных командировок на 15 процентов, с перечислением полученной экономии в бюджет;
численности работников центрального аппарата министерств и ведомств СССР и союзных республик, фонда их заработной платы и соответствующих расходов на взносы на государственное социальное страхование на 5 процентов;
других расходов на содержание аппарата управления, включая фонд заработной платы работников этого аппарата, не ограниченный предельными ассигнованиями.
3. Обязать министерства, ведомства СССР и Советы Министров союзных республик сократить с 1 января 1985 г. численность работников и расходы на содержание аппарата управления всесоюзных и республиканских промышленных объединений, главных территориальных управлений по строительству и других органов среднего звена управления, подчиненных непосредственно министерствам и ведомствам СССР и союзных республик, на 10-15 процентов (в пределах общего сокращения численности работников аппарата управления и расходов на его содержание по соответствующему министерству, ведомству).
Советам Министров союзных республик рассмотреть и решить вопрос о сокращении штатов и расходов на содержание органов хозяйственного управления, подчиненных исполкомам Советов народных депутатов.
4. Установить, что начиная с 1985 года лимит общей численности работников аппарата управления всесоюзных промышленных объединений, главных территориальных управлений по строительству и других органов среднего звена управления, подчиненных непосредственно министерствам и ведомствам СССР, устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Министерством финансов СССР.
5. В целях стимулирования дальнейшего сокращения численности работников центрального аппарата министерств, ведомств СССР и союзных республик и аппарата управления всесоюзных и республиканских промышленных объединений, главных территориальных управлений по строительству и других органов среднего звена управления сверх устанавливаемых заданий разрешить министрам, руководителям ведомств и руководителям указанных органов среднего звена управления начиная с 1985 года использовать до 80 процентов суммы экономии по фонду заработной платы, образующейся в результате дополнительного (сверх установленных заданий) сокращения численности соответствующего аппарата, для установления высококвалифицированным работникам надбавок в размере до 30 процентов должностного оклада.
Сохранять выплату таких надбавок и в последующие годы при условии, если численность работников аппарата соответствующего органа управления, установленная на начало 1985 года, не увеличивается.
6. Установить, что начиная с 1985 года промышленные предприятия и строительные организации, принявшие на себя дополнительные обязательства по сокращению численности работников аппарата управления и расходов на его содержание сверх установленных заданий, имеют право расходовать образующуюся за счет этого сумму экономии по фонду заработной платы на выплату надбавок высококвалифицированным инженерно-техническим работникам и служащим сверх средств, предусмотренных на эти цели действующим законодательством.
7. Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, ЦСУ СССР и Министерству финансов СССР пересмотреть перечень должностей, относящихся к работникам аппарата управления, исключив из него, в частности, младший обслуживающий персонал, и предложения по данному вопросу представить в Совет Министров СССР в сентябре 1985 г.
8. Поручить Госплану СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Министерству финансов СССР:
разработать совместно с ЦСУ СССР, министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик нормативы численности работников аппарата управления в целом по министерствам и ведомствам СССР и союзным республикам;
разработать мероприятия по стимулированию производственных объединений, предприятий, учреждений и организаций за работу с меньшей численностью работников аппарата управления.
Соответствующие предложения по этим вопросам представить в Совет Министров СССР с проектом плана экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы.
9. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик представить до 1 января 1985 г. в Государственный комитет СССР по стандартам предложения по завершению в 1985-1986 годах разработки унифицированных систем и форм документации, используемой в народном хозяйстве, имея в виду обеспечить дальнейшее упрощение и сокращение количества действующих документов, а также возможность их машинной обработки.
Государственному комитету СССР по стандартам совместно с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР рассмотреть эти предложения и доложить Совету Министров СССР в I квартале 1986 г. о проделанной в этой области работе и в первом полугодии 1987 г. о результатах разработки унифицированных систем и форм документации.
10. Госплану СССР, Министерству финансов СССР и ЦСУ СССР рассмотреть и решить вопрос о сокращении количества документов, представляемых министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик при подготовке проектов планов экономического и социального развития и государственного бюджета СССР.
11. Обратить внимание руководителей министерств и ведомств СССР и союзных республик на необходимость строгого соблюдения установленного порядка представления статистической информации, на недопустимость требования от объединений, предприятий, учреждений и организаций справочных материалов и статистической отчетности сверх показателей, предусмотренных формами отчетности, утвержденными ЦСУ СССР и Министерством финансов СССР.
12. Министерствам и ведомствам СССР рассмотреть совместно с ЦСУ СССР вопрос о сокращении временной оперативной отчетности.
ЦСУ СССР доложить в 6-месячный срок Совету Министров СССР о принятых мерах по сокращению указанной отчетности.
Установить, что формы статистической отчетности и другой информации, собираемой и накапливаемой в отраслевых автоматизированных системах управления министерств и ведомств СССР и союзных республик, утверждаются ими по согласованию соответственно с ЦСУ СССР или центральными статистическими управлениями союзных республик.
Поручить ЦСУ СССР определить в 1984 году порядок утверждения форм временной оперативной и статистической отчетности, указанной в настоящем пункте.
13. Госбанку СССР и Правлению Государственных трудовых сберегательных касс СССР совместно с министерствами жилищно-коммунального (коммунального) хозяйства союзных республик, другими заинтересованными министерствами и ведомствами завершить внедрение до 1 января 1986 г. единого платежного документа, объединяющего все платежи за коммунальные услуги, оказываемые населению, проживающему в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов.
Советам Министров союзных республик обеспечить контроль за внедрением единого платежного документа по коммунальным услугам в каждой республике, крае, области, городе.
14. Отметить, что многие министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик не обеспечили разработки и внедрения типовых номенклатур должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием.
Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик завершить эту работу до 1 июля 1985 г.
15. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик разработать и утвердить до 1 января 1985 г. по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС нормативы численности мастеров и прорабов (по видам производств), имея в виду не допускать в дальнейшем необоснованного роста численности этих работников.
16. Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Госснабу СССР и Госбанку СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств рассмотреть и решить в 1985 году вопрос об упрощении расчетов между поставщиками и получателями по транзитным поставкам продукции, имея в виду устранить промежуточные звенья между ними.
Председатель |
Н. Тихонов |
Управляющий Делами |
М. Смиртюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров СССР от 19 июля 1984 г. N 764 "О мерах по совершенствованию, удешевлению и сокращению численности аппарата управления"
Текст постановления опубликован в журнале "Бюллетень текущего законодательства СССР", июль 1984 г., N 7
Постановлением Правительства России от 3 февраля 2020 г. N 80 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 21 февраля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Совета Министров СССР от 21 июня 1988 г. N 773
Постановление Совета Министров СССР от 17 октября 1987 г. N 1174