Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N 16443/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А. и судей Балахничевой Р.Г., Воронцовой Л.Г.
рассмотрел в судебном заседании заявление Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.02.2008 по делу N А61-1259/06-6, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.09.2008 по тому же делу по иску сельскохозяйственного производственного кооператива "Тагаур" (далее - кооператив) к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - Минфин РСО-А) о взыскании 760 000 рублей ущерба, причиненного сходом ледника "Колка", за счет средств, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 N 1825-р, и 424 710 рублей в связи с индексацией истребуемой суммы (с учетом уточнения требований).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, администрация местного самоуправления Пригородного района г. Владикавказа, Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.02.2008, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008, с Минфина РСО-А за счет казны РСО-А взыскано в пользу кооператива 760 000 рублей, в остальной части иска отказано.
Судами установлено, что в результате схода 20.09.2002 в Кармадонском ущелье Республики Северная Осетия-Алания ледника "Колка" в селе Кармадон полностью разрушена принадлежащая кооперативу пасека на 130 пчелосемей стоимостью 760 000 рублей (акт обследования от 29.10.2002).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 N 1825-р Министерству финансов Российской Федерации предписано направить в 2003 году на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве, происшедших в 2001-2003 годах, ассигнования в размере 6 342 771,616 тысяч рублей в счет средств, поступающих в погашение задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом по ранее выданным бюджетным ссудам, по полученному в 1995 году товарному кредиту на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям, по полученным в 1992-1994 годах организациями агропромышленного комплекса и потребительской кооперации централизованным кредитам и начисленным по ним процентам с отражением указанных операций по разделам "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" и "Прочие расходы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации с распределением согласно приложению. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано обеспечить направление указанных средств на компенсацию материального ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате стихийных бедствий в 2001-2003 годах.
Согласно приложению к указанному распоряжению Республике Северная Осетия-Алания на указанные цели выделено 54 075 700 рублей.
Не получив возмещения вреда в соответствии с указанным распоряжением и полагая, что его права нарушены, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации суды удовлетворили требование о возмещении вреда за счет казны Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 04.09.2008 решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.02.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 оставил без изменения.
Заявитель (Минфин РСО-А) просит о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. В частности, заявитель указывает на недоказанность суммы ущерба.
Рассмотрев материалы надзорного производства и доводы заявителя, суд пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Разрешая спор, суды установили, что принадлежащая кооперативу пасека пострадала от стихийного бедствия, возникшего в связи со сходом ледника "Колка". Согласно комиссионному акту обследования и экспертизы ущерба от 29.10.2002, утвержденному главой администрации местного самоуправления Пригородного района и составленному с участием специалистов ГО и ЧС, сумма ущерба составила 760 000 рублей.
Согласно статьям 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный государственными органами, возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которой выступает соответствующий финансовый орган.
Поскольку денежные средства на ликвидацию последствий стихийного бедствия Республике Северная Осетия-Алания выделены, но ответчики не обеспечили кооперативу компенсацию ущерба, причиненного в результате схода ледника, предусмотренную законодательством, суды правомерно удовлетворили требования.
Утверждение заявителя о пропуске срока исковой давности было предметом рассмотрения судов и отклонено как необоснованное.
Суды установили, что требования заявлены 24.07.2006, в пределах трехлетнего срока с момента возникновения у кооператива декларированного государством права на возмещение ущерба: издания распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 N 1825-р о финансировании мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий.
Нарушений норм права не установлено.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А61-1259/06-6 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания для пересмотра в порядке надзора решения от 28.02.2008, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.09.2008 отказать.
Председательствующий судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
|
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N 16443/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А61-1259/06-6
Истец: СПК "Тагаур"
Ответчик: Правительство Республики Северная Осетия-Аланиния, Министерство Финансов Республики Северная Осетия-Алания
Третье лицо: УКС Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания , Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, АМС Пригородного района
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 16443/08
23.01.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 16443/08
04.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5241/2008
09.06.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-692/08
08.05.2008 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-692/08
28.02.2008 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-1259/06
29.05.2007 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-1259/06