Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 марта 2009 г. N 1882/09
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи И.И. Полубениной, судей Е.М. Моисеевой, Г.Г. Поповой,
рассмотрев в судебном заседании заявление Кировского муниципального района Приморского края о пересмотре в порядке надзора решения от 08.04.2008, постановления от 25.06.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1334/2007 2-101 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2008 по тому же делу, установил:
Первый заместитель прокурора Приморского края обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Фонду имущества Приморского края и индивидуальному предпринимателю Гризодубу Сергею Анатольевичу о признании недействительным договора купли-продажи от 26.08.2005 N 98 земельного участка площадью 9 719 квадратных метров, кадастровый номер 15:05:10 01 004:0190, расположенного в поселке городского типа Кировский, ул. Хуторная, 1, применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав предпринимателя Гризодуба С.А. возвратить в муниципальную собственность по акту приема-передачи указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Приморского края, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Приморскому краю", Комитет по управлению имуществом Кировского муниципального района, администрация Кировского муниципального района, Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.04.2008 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Приморского края от 25.06.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 27.10.2008 оставил без изменения решение от 08.04.2008 и постановление от 25.06.2008.
Администрация Кировского муниципального района обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, полагая, что позиция судов, изложенная в указанных судебных актах, основана на неправильном толковании законодательства и противоречит сложившейся судебно-арбитражной практике.
Как следует из материалов дела Гризодубу С.А. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: здания хлебного цеха, контрольно-пропускного типа, гаража.
Постановлением комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 04.08.2005 N 20-п Гризодубу С.А. предоставлен в собственность (в целях эксплуатации объектов недвижимости) земельный участок кадастровый номер 25:05:10 01 004:0190 площадью 9 719 квадратных метров из земель поселений. Затем 26.08.2005 между Фондом имущества Приморского края и индивидуальным предпринимателем был заключен договор N 98 купли-продажи указанного земельного участка.
Первый заместитель прокурора Приморского края в порядке статьи 52 Арбитражного суда обратился с настоящим иском в арбитражный суд, мотивируя его тем, что спорный земельный участок находится в границах третьей зоны округа горно-санитарной охраны курорта Шмаковка, а потому как относящийся к особо охраняемым природным территориям, ограничен в обороте, действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления его в собственность гражданам и юридическим лицам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ"
Отказывая в иске, суд исходил из того, что спорный земельный участок относится к категории "земли поселений", на территории поселка Кировский" не проведено зонирование, поэтому спорному участку не присвоен соответствующий статус в соответствии с пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, сведения о включении земельного участка в государственный кадастр природных территорий отсутствуют, земли, расположенные во 2 и 3 зонах округа горно-санитарной охраны не включаются в особо охраняемые природные территории, а потому спорный земельный участок не исключен из оборота.
Однако эти доводы суда противоречат действующему законодательству.
Спор возник в отношении земель курорта "Шмаковка".
Согласно статье 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных, санитарных и экологических условий на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральной значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По сообщению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю. Курорт "Шмаковка" расположен в Приморском крае, в 360 км к северо-западу от города Владивостока и 38 км от железнодорожной станции Шмаковка, Дальневосточной железной дороги, в долине реки Уссури (бассейн реки Амур) на юго-западном склоне горы Курортная.
Проект округа и зон санитарной охраны курорта "Шмаковка" разработан Геологоразведочной конторой Геоминвод (г. Москва) в 1973 году, решением Исполкома Приморского краевого Совета депутатов трудящихся от 29.03.1974 N 281 "О проекте округа и зон санитарной охраны курорта Шмаковка Приморского края" данный проект согласован и рекомендован к утверждению. По поручению Совета Министров СССР граница и режим округа санитарной охраны курорта "Шмаковка" установлены Постановлением Министерства здравоохранения СССР и Всесоюзного
Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28 февраля 1978 года N 8-68 "Об установлении границ округов санитарной охраны курортов общесоюзного значения Начальник Кабардино-Балкарской АССР, Сергиевские минеральные воды Куйбышевской области и Шмаковка Приморского края".
Площадь округа санитарной охраны курорта "Шмаковка" составляет 40.7 тыс. га. В составе выделены три охранные зоны, в пределах каждой установлен особый режим использования территории с целью сохранения природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.03.1983 N 128 утверждено положение о курорте Шмаковка, согласно которому курорт включает в себя:
- курортную зону, в которой расположены природные лечебные средства, устройства и сооружения для их использования, санитарно-курортные учреждения и учреждения отдыха и культуры, а также зрелищные мероприятия, предприятия общественного питания, торговли и бытового обслуживания, предназначенные для обслуживания лиц, пребывающих на курорт для лечения и отдыха;
- зону, в которой размещены централизованные хозяйственные и технические службы.
По утверждению Росприроднадзора спорный земельный участок с кадастровым номером 25:05:10 01 004:0190 общей площадью 9 719 кв.м расположен в 3-ей зоне округа санитарной охраны курорта Шмаковка.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого закона и статье 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что поскольку границы округа горно-санитарной охраны не вынесены на местность и не зарегистрированы в государственном земельном кадастре, то спорный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий, является необоснованным.
Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта Шмаковка, а также совокупность представленных по делу доказательств позволяла суду сделать вывод о статусе спорного земельного участка.
Кроме того, судом не дана оценка представленного в материалы дела заключения Комитета по управлению имуществом администрации Кировского муниципального района Приморского края от 12.04.2006 N 185. Комитет, основываясь на имеющемся у него подлинном картографическом материале, сообщил, что земельный участок местоположение которого установлено относительно ориентира строение N 1, расположенного в границах участка, адрес ориентира - ул. Хуторная, 1 п. Кировский Кировского района, общей площадью 9 719 м2 с кадастровым номером 25:05:10 01 004:0190 полностью расположен в границах третьей зоны санитарной (горно-санитарной) охраны курорта "Шмаковка" и относится к землям особо охраняемых территорий.
Факт отнесения одного и того же участка к землям особо-охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации и 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
При этом, в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" на проведение мероприятий по зонированию установлен 5-ти летний срок с момента введение Градостроительного кодекса Российской Федерации - 10.01.2005 года, который на данный момент не истек, поэтому выводы суда о том, что у спорного участка отсутствует статус особо-охраняемой территории, являются не основанными на законе.
В соответствии с частью 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, и в соответствии с частью 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Запрет на предоставление в собственность земель особо-охраняемых территорий и объектов установлен статьей 28 (пункт 8) Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Такой же запрет установлен и статьей 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
При таких обстоятельствах отказ в иске следует признать необоснованным.
Рассмотрев заявление, изучив материалы дела, а также учитывая, что практика рассмотрения аналогичных дел в Федеральном арбитражном суде Дальневосточного округа различна, судебная коллегия пришла к выводу о необходимости передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единообразного подхода в толковании и применении арбитражными судами Федеральных законов "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "Об особо охраняемых природных территориях".
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "301" имеется в виду "300"
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А51-1334/2007 2-101 Арбитражного суда Приморского края для пересмотра в порядке надзора решения от 08.08.2008, постановления от 25.06.2008 и постановления от 27.10.2008 Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа по тому же делу.
Предложить лицам, участвующим в деле, в срок до 05.05.2009 предоставить отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Председательствующий судья |
И.И. Полубенина |
Судья |
Е.М. Моисеева |
|
Г.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 марта 2009 г. N 1882/09
Текст определения официально опубликован не был