Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 4 июня 2010 г. по заявке N 2007728079/50
Заявка: |
2007728079/50 |
Название: |
МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
24.12.2009 |
Дата коллегии: |
13.05.2010 |
Дата утверждения: |
04.06.2010 |
Заявитель: |
ООО "МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ", Москва |
Вид обращения: |
Возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 за N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520 (далее - Правила Палаты по патентным спорам), рассмотрела возражение от 24.12.2009, поданное ООО "МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ", Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - решение Роспатента) о государственной регистрации товарного знака по заявке N2007728079/50, при этом установила следующее.
Обозначение по заявке N2007728079/50 с приоритетом от 11.09.2007 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 35, 36, 45 классов МКТУ, приведенных в перечне заявки:
35 класс МКТУ - реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба;
36 класс МКТУ - страхование; финансовая деятельность; операции с недвижимостью;
45 класс МКТУ - услуги юридические; службы безопасности для защиты имущества и индивидуальных лиц; персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей.
Согласно материалам заявки в качестве товарного знака заявлено словесное обозначение "МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ", выполненное стандартным шрифтом буквами кириллического алфавита.
Роспатентом 24.09.2009 было принято решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении услуг 36 класса МКТУ, указанных в перечне регистрации. В отношении услуг 35. 45 классов МКТУ заявленному обозначению было отказано в регистрации - 2007728079/50 3 по причине его несоответствия требованиям пункта 6 статьи 1483 Гражданского кодекса РФ.
Согласно заключению по результатам экспертизы заявленное обозначение сходно до степени смешения с ранее зарегистрированными на имя ЗАО "Михайлов и Партнеры", 129010, Москва, пр-кт Мира, 16, стр.2 следующими товарными знаками:
- товарном знаком "Михайлов и Партнеры" по свидетельству N224789 с приоритетом от 26.09.2001, зарегистрированным в отношении однородных услуг 42 класса МКТУ;
- товарном знаком "Mikhailov & Partners" по свидетельству N224790 с приоритетом от 26.09.2001, зарегистрированном в отношении однородных услуг 42 классов МКТУ;
- товарном знаком "Сергей Михайлов и Партнеры" по свидетельству N225237 с приоритетом от 16.08.2001, зарегистрированным в отношении однородных услуг 35, 42 классов МКТУ;
- товарном знаком "Serguei Mikhailov & Partners" по свидетельству N225238 с приоритетом от 26.09.2001, зарегистрированном в отношении однородных услуг 35, 42 классов МКТУ;
В возражении от 24.12.2009, поступившем в Палату по патентным спорам, заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента. Доводы возражения сводятся к следующему:
- указанные в перечне 42 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков по свидетельствам N224789 и N224790 услуги "консультации в области управления репутацией компании; связи с общественностью" не являются однородными услугам 35 класса МКТУ "реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба", 45 класса МКТУ "услуги юридические; службы безопасности для защиты имущества и индивидуальных лиц; персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей" заявленного обозначения;
- 2007728079/50 4 - услуги 35, 45 класса МКТУ заявленного обозначения и услуги 42 класса МКТУ противопоставленных знаков не являются взаимозаменяемыми для потребителя, целевые и функциональные различия этих услуг, различный круг их потребителей позволяют сделать вывод об их неоднородности и об отсутствии смешения сравниваемых обозначений;
- заявленное обозначение не является сходным с противопоставленными товарными знаками по свидетельствам N225237, N225238, поскольку в них логическое ударение падает на различные элементы, заложены разные понятия;
- в противопоставленном товарном знаке указан "Сергей Михайлов", а в заявленном обозначении просто "Михайлов". Словесный элемент "Партнеры" является слабым и не обладает различительной способностью. В противопоставленном товарном знаке логическое ударение падает на персонифицирующий элемент "Сергей", который, находясь в начальной позиции, выполняет отличительную функцию в противопоставленных знаках;
- несмотря на фонетическое вхождение слов "Михайлов и Партнеры" с словосочетание "Сергей Михайлов и Партнеры", существенное различие заложенных в них понятий способствует признанию сравниваемых обозначений несходными. В сознании потребителя "Сергей Михайлов" ассоциируется с конкретным человеком, а "Михайлов" является распространенной русской фамилией и с конкретным человеком не ассоциируется;
- разная длина словесных элементов с использованием различных сочетаний заглавных и строчных букв способствует формированию различного зрительного впечатления при восприятии сравниваемых знаков, что дополнительно ослабляет сходство заявленного обозначения с противопоставленными знаками;
- противопоставленные свидетельства N225237, N225238 не содержат однородных услуг с такими услугами заявленного обозначения как услуги 35 класса МКТУ "офисная служба" и услуг 45 класса МКТУ "услуги юридические; службы безопасности для защиты имущества и - 2007728079/50 5 индивидуальных лиц; персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей";
- подтверждением вышеуказанных доводов служит произведенная на имя заявителя в 2002 году регистрация товарного знака "МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ" по свидетельству N151960 в отношении услуг 35, 36, 42 классов МКТУ, которая действовала в период регистрации противопоставленных товарных знаков;
- если бы противопоставленные товарные знаки были бы сходными до степени смешения в отношении однородных услуг, то их регистрация была бы невозможна из-за наличия регистрации N151960.
На основании вышеизложенных доводов заявитель просит изменить решение Роспатента по заявке N2007728079/50 и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении всех указанных в перечне услуг.
На заседании коллегии в качестве дополнительных материалов к возражению заявителем были представлены сведения из сети Интернет о деятельности компании заявителя и правообладателя противопоставленных знаков.
Изучив материалы дела, Палата по патентным спорам считает доводы, изложенные в возражении, неубедительными.
С учетом даты (11.09.2007) поступления заявки N2007728079/50 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" в редакции Федерального закона от 11.12.2002 N166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон) и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные - 2007728079/50 6 приказом Роспатента N32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 N4322, вступившие в силу 10.05.2003 (далее - Правила). Согласно пункту 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющих более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 14.4.2.2 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями; с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) пункта 14.4.2.2 Правил.
Звуковое сходство определяется на основании признаков, перечисленных в пункте 14.4.2.2 (а) Правил, а именно: наличие близких и совпадающих звуков, близость звуков, составляющих обозначения, расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу, наличие совпадающих слогов и их расположении, число слогов в обозначениях, место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений, близость состава гласных, близость состава согласных, характер совпадающих частей обозначений, вхождение одного обозначения в другое, ударение.
Графическое сходство словесных обозначений в соответствии с пунктом 14.4.2.2 (б) Правил определяют по общему зрительному - 2007728079/50 7 впечатлению, виду шрифта, графическому написанию с учетом характера букв, расположению букв по отношению друг к другу, алфавиту и цветовой гамме.
Смысловое сходство определяет на основании признаков, перечисленных в пунктах 14.4.2.2 (в) Правил.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Заявленное на регистрацию обозначение "МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ" является словесным, выполнено стандартным шрифтом заглавными буквами кириллического алфавита. Обозначение заявлено на регистрацию в отношении услуг 35, 36, 45 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "Михайлов и Партнеры" по свидетельству N224789 [1] является словесным, выполнен стандартным шрифтом буквами кириллического алфавита. В словах "Михайлов" и "Партнеры" первые буквы заглавные, остальные строчные. Противопоставленный товарный знак "Mikhailov & Partners" по свидетельству N224790 [2] является словесным, выполнен стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. В словах "Mikhailov" и "Partners" первые буквы заглавные, остальные строчные.
Товарные знаки [1], [2] зарегистрированы в отношении услуг 42 класса МКТУ "консультации в области управления репутацией компании; связи с общественностью".
Противопоставленный товарный знак по свидетельству "Сергей Михайлов и Партнеры" по свидетельству N225237 [3] является словесным, выполнен стандартным шрифтом буквами кириллического алфавита. Все - 2007728079/50 8 словесные элементы начинаются с заглавных букв, остальные буквы строчные.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству "Serguei Mikhailov & Partners" по свидетельству N225238 [4] является словесным, выполнен стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Все словесные элементы начинаются с заглавных букв, остальные буквы строчные.
Противопоставленные товарные знаки [3], [4] зарегистрированы в отношении услуг 35 класса МКТУ "выпуск рекламных материалов; изучение общественного мнения; консультации профессиональные в области бизнеса; организация выставок для коммерческих или рекламных целей; реклама; услуги в области общественных отношений", 42 класса МКТУ "консультации профессиональные [не связанные с деловыми операциями]".
Сопоставительный анализ заявленного обозначения "МИХАЙЛОВ и ПАРТНЕРЫ" и противопоставленных товарных знаков [1] - [4] показал следующее.
Заявленное обозначение является сходным с противопоставленными товарными знаками [1], [2] ввиду фонетического и семантического тождества входящих в их состав словесных обозначений "МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ"/ "Михайлов и Партнеры"/ "Mikhailov & Partners", что заявителем не оспаривается.
Относительно доводов заявителя о неоднородности услуг 42 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков и услуг 35, 45 классов МКТУ заявленного обозначения следует отметить, что "консультации в области управления репутацией компании; связи с общественностью", указанные в перечне противопоставленных товарных знаков - это PR услуги (public relation). Связи с общественностью - это специализированная деятельность компаний по созданию благоприятного имиджа организации, ее представителей, конкретной личности, продукта или идеи в глазах общественности и социальных групп. Понятие "связи с общественностью" - 2007728079/50 9 тесно связано с такими понятиями как реклама, агитация, маркетинг (см. http://ru.wikipedia.org). В этой связи можно сделать вывод об однородности указанных услуг с такими услугами 35 класса МКТУ заявленного обозначения как, например, "реклама".
Сравнительный анализ заявленного обозначения "МИХАЙЛОВ и ПАРТНЕРЫ" и противопоставленных товарных знаков "Сергей Михайлов и Партнеры" [3] /"Serguei Mikhailov & Partners" [4] показал следующее. Сравниваемые обозначения являются сходными в звуковом отношении, что заявителем не отрицается. Сходство основано на фонетическом вхождении одного обозначения в другое. Сравниваемые обозначения выполнены с применением стандартных шрифтов.
Использование в заявленном обозначении кириллического алфавита и заглавных букв, а в противопоставленных товарных знаках [3], [4] заглавных и строчных букв, а также начертания противопоставленного товарного знака [4] с использованием латинского алфавита, существенно не влияет на восприятие сравниваемых обозначений, поскольку их шрифтовое исполнение не обладает той степенью оригинальности, которая бы привела к утрате сравниваемыми обозначениями их словесного характера. В этой связи следует отметить, что в рассматриваемой ситуации графический критерий сходства определяющим не является. Что касается словесного элемента "Сергей" / "Serguei", содержащегося в противопоставленных знаках, существенно влияющего, по мнению заявителя, на восприятие сравниваемых обозначений, то необходимо отметить, что наличие данного элемента не делает сравниваемые обозначения отличными друг от друга с точки зрения семантики, поскольку указанный в заявленном обозначении "Михайлов" также может быть Сергеем.
Вышеизложенное обуславливает вывод коллегии Палаты по патентным спорам об общем сходстве заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [3] и [4], которые в целом ассоциируются друг с другом, несмотря на отдельные отличия.
- 2007728079/50 10 Анализ перечней сравниваемых обозначений показал, что услуги 35, 42. 45 классов МКТУ противопоставленных товарных знаков [3], [4] и заявленного обозначения являются однородными, поскольку соотносятся друг с другом как общее/частное, род/вид. Так, перечни услуг заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков включают идентичные услуги "реклама". "Консультации профессиональные в области бизнеса", указанные в перечне противопоставлений [3], [4], соотносятся как род/вид с услугами 35 класса МКТУ заявленного обозначения "менеджмент и административная деятельности в сфере бизнеса". Что касается "офисной службы", то данная услуга 35 класса имеет техническое назначение и является сопутствующей услугам 35 класса МКТУ противопоставленных знаков.
Также следует отметить, что "профессиональные консультации", содержащиеся в противопоставленных товарных знаках, является неотъемлемой частью любых услуг, связанных с оказанием юридической помощи, с охранной деятельностью, а также услуг в области социальной сферы, т.е. всех тех услуг, которые указаны в перечне 45 класса МКТУ заявленного обозначения. Учитывая все вышеизложенное можно сделать вывод об однородности услуг 35, 45 классов заявленного обозначения и услуг 35, 42 классов МКТУ, указанных в перечне противопоставленных знаков по свидетельствам N225237 и N225238.
Кроме того, принимая во внимание высокую степень сходства сравниваемых обозначений, у потребителя может возникнуть устойчивое ассоциативное представление о принадлежности услуг, маркированных сравниваемыми знаками, одному производителю, что, как следствие, может привести к смешению их в гражданском обороте.
В свете всего вышесказанного следует отметить, что доводы, приведенные в решение Роспатента, о сходстве до степени смешения заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1] - [4] и, как следствие, их ассоциирования друг с другом являются правомерными.
- 2007728079/50 11 Что касается доводов заявителя о сосуществовании принадлежащего ему товарного знака N151960 с приоритетом от 09.04.1996, идентичного рассматриваемому заявленному обозначению, с противопоставленными товарными знаками [3]-[4] в отношении услуг 35, 42 классов МКТУ, то следует отметить, что указанное обстоятельство не может быть учтено в рамках данного дела, поскольку делопроизводство по каждой заявке ведется отдельно, а прецедентная практика действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, учитывая все обстоятельства дела, коллегия Палаты по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 24.12.2009, оставить в силе решение Роспатента от 24.09.2009.
- 2007728079/50
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 4 июня 2010 г. по заявке N 2007728079/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru