Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 9 апреля 2010 г. по заявке N 2009700243/50
Заявка: |
2009700243/50 |
Название: |
ЭЛИТА ЛАВРОВО |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
10.11.2009 |
Дата коллегии: |
10.02.2010 |
Дата утверждения: |
09.04.2010 |
Заявитель: |
ООО "Элита" |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации, введённой в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - ГК РФ), и в соответствии Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N4520, с изменениями, внесенными приказом Роспатента от 11.12.2003 N 164, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2003, регистрационный N 5339, рассмотрела возражение от 10.11.2009, поданное ООО "Элита", на решение Роспатента от 03.08.2009 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2009700243/50, при этом установлено следующее.
Обозначение по заявке N 2009700243/50 с приоритетом от 12.01.2009 заявлено на имя Общества с ограниченной ответственностью "Элита", Орловская область, Орловский р-н, с. Лаврово (далее - заявитель) в отношении товаров 30 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Согласно описанию заявки, заявленное обозначение "ЭЛИТА ЛАВРОВО" выполнено стандартным шрифтом в две строки в обрамлении стилизованных изображений треугольников.
По результатам экспертизы заявленного обозначения принято решение Роспатента от 03.08.2009 об отказе в государственной регистрации товарного знака по мотиву несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 ГК РФ. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака в отношении товаров 30 класса МКТУ, поскольку оно сходно до степени смешения с товарными знаками:
- комбинированным товарным знаком со словесным элементом "ELITE" по свидетельству N 345030 [1] с приоритетом от 24.10.2006, зарегистрированными на имя Элит Интернэшнл Б.В., Нидерланды, в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ;
- словесным товарным знаком "Элита", свидетельство N 242235[2], приоритет от 18.05.2001, зарегистрированным на имя ООО Торговый Дом "Гранд", Москва, для однородных товаров 30 класса МКТУ;
- с комбинированными товарными знаками "ELITA elite" (свидетельство N131168, приоритет 24.02.1995)[3] и "elite" (свидетельство N119387, приоритет 30.11.1993) [4], зарегистрированными на имя "Элит Индастриз ЛТД", Израиль, в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ.
В решении Роспатента также отмечено, что словесный элемент "Лаврово" заявленного обозначения является неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 ГК РФ, поскольку указывает на местонахождение заявителя.
В поступившем в Палату по патентным спорам возражении от 10.11.2009 заявитель выразил несогласие с решением экспертизы, аргументируя его следующими доводами:
- слово "Лаврово" не может рассматриваться как указывающее на место происхождения товара ввиду широкой распространенности данного наименования для населенных пунктов в России;
- заявитель является правообладателем товарного знака N 214714 в отношении товаров 30 класса - гречиха, который идентичен заявленному на регистрацию обозначению, при этом ассортимент продукции, выпускаемой под этим товарным знаком заявителем, расширился и на другие виды круп, что и привело к подаче новой заявки;
- противопоставленный товарный знак по свидетельству N 345030 не является сходным до степени смешения с заявленным обозначением, так как отличается от него графически, семантически и фонетически. В состав противопоставленного товарного знака входит слово ELITЕ, которое трудноразличимо, в то время как словесная часть заявленного обозначения представляет собой словосочетание "элита лаврово", которое имеет фонетическое и семантическое отличие;
- противопоставленный словесный товарный знак "ЭЛИТА" по свидетельству N 242235 не является сходным до степени смешения с заявленным обозначением, включающим помимо словосочетания "Элита Лаврово" изобразительный элемент из двух треугольников, расположенных над и под ним. Таким образом, сравниваемые обозначения отличаются фонетически, семантически и графически;
- противопоставленный товарный знак "ELITA elite" по свидетельству N131168 не является сходным до степени смешения с заявленным обозначением, так как отличается от него фонетически, графически и семантически. Графическое отличие выражается в различном художественном исполнении сравниваемых обозначений. Семантически обозначения различны за счет иной семантики словосочетания "элита лаврово";
- противопоставленный товарный знак "elite" по свидетельству N 119387 не является сходным до степени смешения с заявленным обозначением, так как отличается фонетически (различное количество слогов), семантически (слово "лаврово" конкретизирует абстрактное слово "элита", за счет чего образуется новый смысл), графически (словесное обозначение и комбинированное).
На основании изложенных доводов, в возражении изложена просьба отменить решение Роспатента от 03.08.2009 и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака.
Изучив материалы дела, Палата по патентным спорам признала доводы возражения неубедительными.
С учетом даты поступления заявки на регистрацию товарного знака (12.01.2009) правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает ГК РФ и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный N 4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее-Правила).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно пункту 6 статьи 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, допускается лишь с согласия правообладателя.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) и определяется на основании признаков, перечисленных в подпунктах (а)-(в) пункта 14.4.2.2 Правил.
Звуковое (фонетическое) сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных, согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание; расположение букв по отношению друг к другу.
Смысловое (семантическое) сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей, в частности, совпадение значений обозначений в разных языках; совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
Сходство обозначений определяется с учетом однородности товаров. В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров учитывается возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю, если они обозначены тождественными или сходными товарными знаками. При этом принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки. Заявленное обозначение "ЭЛИТА ЛАВРОВО" выполнено буквами русского алфавита в две строки в обрамлении двух стилизованных треугольников. Регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака испрашивается в отношении товаров 30 класса МКТУ - "кофе, чай, какао, сахар, рис, тапиока (маниока), саго, заменители кофе; мука и зерновые продукты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, мороженое; мед, сироп из патоки; дрожжи, пекарные порошки; соль, горчица; уксус, приправы; пряности; пищевой лед; крупа кукурузная; крупы пищевые".
При этом, словесный элемент "ЭЛИТА" выполнен более крупными буквами, чем словесный элемент "Лаврово", и занимает в композиции обозначения центральное положение, что обуславливает его доминирующее значение в обозначении.
Также необходимо отметить, что словесный элемент "Лаврово" заявленного обозначения является неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 ГК РФ, поскольку указывает на местонахождение заявителя, что подтверждается юридическим адресом заявителя.
Заявленному обозначению противопоставлен комбинированный товарный знак со словесным элементом "ELITE" по свидетельству N 345030 [1]. Правовая охрана противопоставленному товарному знаку предоставлена в отношении товаров 09 класса МКТУ "ароматизаторы; ароматизаторы [за исключением эфирных масел]; бадьян; бисквиты; блины; бриоши; булки; ванилин [заменитель ванили]; ваниль [ароматическое вещество], вафли; вермишель; вещества ароматические кофейные; вещества подслащивающие натуральные; вещества связующие для колбасных изделий; вещества связующие для пищевого льда; вода морская [для приготовления пищи]; глюкоза пищевая; горчица; загустители для пищевых продуктов; заменители кофе; заменители кофе растительные; изделия кондитерские для украшения новогодних елок;
изделия кондитерские из сладкого теста, преимущественно с начинкой; изделия кондитерские мучные; изделия кондитерские на основе арахиса; изделия кондитерские на основе миндаля; изделия макаронные; изделия пирожковые; йогурт замороженный; какао; какао-продукты; каперсы; карамели; каши молочные; киш [пироги-запеканки с мелко нарезанными кусочками сала]; клейковина пищевая; конфеты; конфеты лакричные; конфеты мятные; кофе; кофе-сырец; крахмал пищевой; крекеры; крупы пищевые; кукуруза молотая; кукуруза поджаренная; кулебяки; куркума пищевая; кускус; кушанья мучные; лапша; лед для охлаждения; лед натуральный или искусственный; лед пищевой; леденцы; лепешки рисовые; мальтоза; мармелад [кондитерские изделия]; марципаны; масса сладкая молочная для кондитерских изделий (заварной крем); мед; молочко маточное пчелиное [за исключением используемого для медицинских целей]; мороженое; мороженое фруктовое; мука; мюсли; мята для кондитерских изделий; напитки какао-молочные; напитки кофейно-молочные; напитки кофейные; напитки на основе чая; напитки шоколадно-молочные; напитки шоколадные; напитки какао; настои нелекарственные; овес дробленый; овес очищенный; орех мускатный; пастилки [кондитерские изделия]; патока; перец; петифуры; печенье; пироги; пицца; помадки [кондитерские изделия]; попкорн; порошки для мороженого; пралине; приправы; продукты для размягчения мяса в домашних условиях; продукты зерновые; продукты мучные; продукты на основе овса; продукты пищевые, содержащие крахмал; прополис; пряники; пряности; пудинги; пудра для кондитерских изделий из сладкого сдобного теста; равиоли; резинки жевательные [за исключением используемых для медицинских целей]; рис; рулет весенний [сырые овощи, завернутые в блин из рисовой муки]; сахар; семя анисовое; сладкое сдобное тесто для кондитерских изделий; сладости; солод; соль для консервирования пищевых продуктов; соль поваренная; соль сельдерейная; спагетти; специи; стабилизаторы для взбитых сливок; сухари; сухари панировочные; суши; сэндвичи; таблетки дрожжевые [за исключением используемых для лечебных целей]; табуле [блюдо из овощей, гороха, масла и лимонного сока]; такос [пресная кукурузная лепешка с начинкой из мяса и овощей]; тапиока; тесто миндальное; тортилы [маисовые лепешки], торты фруктово-ягодные; украшения съедобные для кондитерских изделий из сладкого сдобного теста; уксус; ферменты для теста; халва; хлеб; хлеб из пресного теста; хлопья из зерновых продуктов; цикорий; чай; чай со льдом; шоколад; экстракт солодовый; эссенции пищевые [за исключением эфирных эссенций и эфирных масел]". Сравнительный анализ заявленного обозначения "ЭЛИТА ЛАВРОВО" и противопоставленного товарного знака "ELITE" [1] свидетельствует о том, что имеет место фонетическое и семантическое сходство обозначений. Семантическое сходство обусловлено совпадением смысловых значений слов, "Элита" и "elite" - в переводе с английского - элита. Наличие в заявленном обозначении дополнительного слова "лаврово", которое является неохраноспособным элементом обозначения и указывает на местонахождение заявителя, не придает иного смыслового значения обозначению в целом. Фонетическое сходство обусловлено фонетическим сходством элементов "elite" и "элита", характеризующимся одинаковым составом согласных звуков и сходным составом гласных, одинаковым расположением тождественных звуков по отношению друг к другу [э-л-и-т] и [э-л-и-т-а].
Товары, содержащиеся в сравниваемых обозначениях, совпадают, что, собственно, и не оспаривается заявителем.
Таким образом, заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак [1] являются сходными до степени смешения, что правомерно отмечено в решении Роспатента от 03.08.2009.
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [2] показал следующее.
Противопоставленный товарный знак "ЭЛИТА" по свидетельству N242235 [2] выполнен заглавными буквами русского алфавита стандартным шрифтом. Правовая охрана товарному знаку предоставлена, в том числе, и в отношении товаров 30 класса МКТУ - "чай; макаронные изделия; настойки нелекарственные".
Фонетическое сходство обозначений "ЭЛИТА ЛАВРОВО" и "ЭЛИТА" обусловлено полным фонетическим вхождением противопоставленного товарного знака в заявленное обозначение.
Семантика доминирующего и единственного элементов "ЭЛИТА" совпадает, что свидетельствует о сходстве по семантическому фактору сходства. Товары, содержащиеся в перечнях сравниваемых обозначений, однородны, по виду, назначению и кругу потребителей.
Таким образом, заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак [2] являются сходными до степени смешения, что правомерно отмечено в решении Роспатента от 03.08.2009.
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [3] показал следующее.
Противопоставленный товарный знак "ELITA elite" по свидетельству N131168 выполнен буквами латинского алфавита оригинальным шрифтом в две строки. Доминирующее положение занимает словесный элемент "ELITA", выполненный более крупным шрифтом с подчеркиванием и расположенный в центральной части товарного знака. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 30 класса МКТУ - "ароматические вещества кофейные, жевательная резинка, заменители кофе, какао, напитки на основе какао, какао- продукты, кондитерские изделия, в том числе изделия для украшения новогодних елок, пастилки, шоколад, конфеты, в том числе карамель и мятные, и мучные изделия, в том числе вафли, галеты, шоколадные и кофейные напитки, кофе, мороженое".
Фонетическое сходство обозначений "ЭЛИТА ЛАВРОВО" и "ELITA elite" обусловлено фонетическим сходством доминирующих элементов "ЭЛИТА" и "ELITA", характеризующихся одинаковым составом согласных и гласных 10 звуков, одинаковым расположением тождественных звуков по отношению друг к другу [э-л-и-т-а] и [э-л-и-т-а].
Семантика элементов "ЭЛИТА" заявленного обозначения и элемента "ELITA" противопоставленного знака совпадает. Несмотря на то, что значения слова "elitа" в словарях наиболее распространенных языков не выявлено, оно представляет собой транслитерацию буквами русского алфавита слова "элита", и для русского потребителя оба обозначения ассоциируются друг с другом.
Товары, содержащиеся в перечнях сравниваемых обозначений, однородны, по виду, назначению и кругу потребителей.
Таким образом, заявленное обозначение является сходным до степени смешения с противопоставленным товарным знаком [3], как правомерно отмечено в решении Роспатента.
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [4] показал следующее.
Противопоставленный товарный знак "elite" по свидетельству N119387 [4] выполнен буквами латинского алфавита оригинальным шрифтом. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 30 класса МКТУ - "ароматические вещества кофейные, вафли, галеты, жевательные резинка, заменители кофе, какао, какао-продукты, карамель (конфеты), кондитерские изделия для украшения новогодних елок, кондитерские изделия мучные, конфеты, конфеты "тянучка", конфеты мятные, кофе, кофейные напитки, мороженое, печенье, пироги, пирожные, торты, шоколад, шоколадные напитки". Фонетическое сходство обозначений "ЭЛИТА ЛАВРОВО" и "elite" обусловлено фонетическим сходством доминирующего элемента заявленного обозначения "ЭЛИТА" и товарного знака "elite", характеризующимся одинаковым составом согласных звуков и сходным составом гласных, одинаковым расположением тождественных звуков по отношению друг к другу [э-л-и-т-а] и [э-л-и-т].
11 Семантика доминирующих элементов "ЭЛИТА" и "elite", как указывалось выше, совпадает.
Товары, содержащиеся в перечнях сравниваемых обозначений, однородны, по виду, назначению и кругу потребителей.
Таким образом, заявленное обозначение является сходным до степени смешения с противопоставленным товарным знаком [4].
На основании изложенного, у Палаты по патентным спорам имеются достаточные основания для признания заявленного обозначения не соответствующим условиям охраноспособности, установленным пунктом 6 статьи 1483 ГК РФ, и, следовательно, для вывода о невозможности удовлетворения возражения.
Что касается доводов возражения о том, что заявителю принадлежит более ранняя регистрация N 214714 тождественного знака в отношении товаров 30 класса МКТУ "гречиха", то коллегия Палаты по патентным спорам отмечает, что законодательством, регулирующим правоотношения по приобретению исключительных прав на товарный знак, не предусмотрен учет наличия старших прав на сходные или тождественные обозначения, напротив, предусмотрено, что экспертиза по каждой заявке осуществляется в отдельности, при этом противопоставляются все более ранние права.
В соответствии с вышеизложенным, Палата по патентным спорам решила:
Отказать в удовлетворении возражения от 10.11.2009, оставить в силе решение Роспатента от 03.08.2009.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 9 апреля 2010 г. по заявке N 2009700243/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru