Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 22 марта 2010 г. по заявке N 937150/50
Заявка: |
937150/50 |
Название: |
RED |
Объект охраны: |
Международная регистрация |
Дата обращения: |
19.08.2009 |
Дата коллегии: |
20.01.2010 |
Дата утверждения: |
22.03.2010 |
Заявитель: |
Red Bull GmbH, Австрия |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в предоставлении правовой охраны на территории Российской Федерации международному знаку |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации, введённой в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520 (далее - Правила ППС) рассмотрела возражение от 19.08.2009, поданное компанией Red Bull GmbH, Австрия, на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - решение Роспатента) об отказе в предоставлении правовой охраны на территории Российской Федерации знаку по международной регистрации N937150, при этом установлено следующее.
Владельцем знака по международной регистрации N937150 является компания Red Bull GmbH, Австрия (далее - заявитель).
Международная регистрация N937150 осуществлена Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее - МБ ВОИС) 09.01.2007 на имя заявителя в отношении товаров 32 класса МКТУ, приведенных в перечне регистрации.
Знак представляет собой словесное обозначение "RED", выполненное стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Решением Роспатента от 18.05.2009 знаку было отказано в предоставлении правовой охраны на территории Российской Федерации для всех товаров 32 класса МКТУ по основаниям, предусмотренным пунктом 1 (3) статьи 1483 Кодекса.
В заключении по результатам экспертизы указано, что заявленное обозначение ("RED" - 1. красный, алый; 2. красный цвет, см. Англо- русский словарь, В.К. Мюллер, Москва, 1992, "Русский язык", с. 603 [1]) указывает на свойства товаров, представленных в перечне, поскольку энергетические напитки могут иметь красноватый цвет. В обоснование приведенного довода к заключению по результатам экспертизы приложена распечатка с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Burn на 2 л. [2].
В возражении от 18.09.2008, поступившем в Палату по патентным спорам, заявитель выражает несогласие с решением Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- обозначение "RED" в достаточной степени обладает различительной способностью, так как оно не характеризует товары и не указывает на их свойства;
- обозначение состоит из трех латинских букв "r", "e", "d", образующих слово, которое помимо прочих значений, в английском языке представляет указание на красный цвет;
- например, в переводе с испанского языка слово "red" означает "сеть, система, цель";
- ни одно из вышеуказанных значений исследуемого слова не относится к заявленным товарам 32 класса МКТУ;
- среднестатистический российский потребитель не владеет английским языком в достаточной степени и не может воспринимать слово "red" как указание на цвет напитка и тем более не будет ассоциировать его с рыболовной сетью (значение на испанском языке);
- цвет не является главной характеристикой энергетических напитков (как, например, для вина), их важной характеристикой является эффект;
- данные товары обычно упакованы в жестяные банки и, таким образом, потребители не могут увидеть, какого цвета напиток, и соотнести обозначение "RED" с красным цветом напитка;
- необходимо отметить, что заявляется не красный цвет, а обозначение "RED" в качестве словесного знака;
- таким образом, что обозначение "RED" обладает различительной способностью в достаточной степени и выполняют главную функцию товарного знака, а именно функцию индивидуализации товаров;
- заявленное обозначение приобрело различительную способность посредством интенсивного использования;
- товарные знаки "RED BULL" и "РЕД БУЛЛ" заявителя известны не только в России, но и во всем мире, благодаря их длительному и интенсивному использованию в отношении энергетических и других безалкогольных напитков;
- в этой связи потребители будут воспринимать товарный знак "RED" как продолжение серии товарных знаков "RED BULL" и ассоциировать товары, маркированные данным обозначением, с продуктами "RED BULL" и их производителем, компанией Ред Булл Гмбх.
Лицом, подавшим возражение, были представлены следующие материалы:
- решение об отказе, на 5 л. [3];
- распечатка из словаря, на 1 л. [4];
- аффидавит с переводом, на 12 л. [5];
- исследования рынка Германии с переводом, на 36 л. [6]. На основании вышеизложенных доводов заявитель просит отменить решение Роспатента и вынести решение о предоставлении правовой охраны международной регистрации N937150 на территории Российской Федерации в отношении товаров 32 класса МКТУ "энергетические напитки".
Изучив материалы дела, Палата по патентным спорам признала доводы возражения неубедительными ввиду нижеследующего.
С учетом даты (09.01.2007) международной регистрации N937150 правовая база для оценки её охраноспособности включает Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.1992 N 3520-1 в редакции Федерального закона от 11.12.2002 N166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон) и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 за N4322, вступившие в силу 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, в частности, состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе, указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место, способ производства или сбыта.
Согласно подпункту 2.3.2.3 пункта 2.3 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер); указания материала или состава сырья; указания веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по истории создания производства товаров; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 6 Закона положения, предусмотренные пунктом 1 статьи 6 Закона, не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования для конкретных товаров.
Согласно пункту 2.3 Правил доказательства приобретения обозначением различительной способности представляются заявителем. К таким доказательствам, в частности, относятся сведения о длительности использования обозначения, об интенсивности его использования и т.д.
Знак по международной регистрации N937150 представляет собой словесное обозначение "RED", выполненное стандартным жирным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита черного цвета.
Правовая охрана знака на территории Российской Федерации испрашивается в отношении товаров 32 класса МКТУ "энергетические напитки".
Слово "RED" является лексической единицей английского языка и в переводе на русский язык означает красный, алый, красный цвет [1].
Наличие приведенных в заключении экспертизы сведений дает основание для вывода о том, что слово "RED" является характеристикой товаров, в отношении которых испрашивается правовая охрана знака на территории Российской Федерации, а именно, указывает на цвет энергетических напитков.
Что касается довода заявителя о том, что российский потребитель не владеет английским языком в достаточной степени, в связи с чем будет воспринимать слово "red" как фантазиное, то этот довод был признан коллегией Палаты по патентным спорам неубедительным, поскольку заявителем не представлено никаких фактических данных относительно отсутствия информированности российских потребителей о значении этого слова.
Кроме того, следует учитывать, что наименования, описательные по существу, должны оставаться свободными для использования всеми производителями в связи с тем, что любое лицо может иметь право использовать в деловых операциях слова, которые описывают его товар.
Таким образом, знак по международной регистрации N937150 не удовлетворяет требованиям, установленным пунктом 1 статьи 6 Закона.
В отношении представленных заявителем материалов [5-6], коллегия Палаты по патентным спорам отмечает следующее.
Указанные материалы не способны подтвердить мнение заявителя о том, что самостоятельно слово "RED" воспринимается российским потребителем в качестве товарного знака компании Ред Булл Гмбх. Аффидавит [5] содержит сведения о степени осведомленности потребителей различных стран о другом товарном знаке ("RED BULL"), включающем словесный элемент "RED", а обзор рынка по узнаванию названия "RED" по отношению к энергетическим напиткам [6] проводился исключительно на территории Германии.
Таким образом, вышеперечисленные документы не подтверждают факта наличия у знака "RED" приобретенной различительной способности в результате его использования на территории Российской Федерации, в связи с чем, отсутствуют основания для вывода о том, что знак по международной регистрации N937150 может являться предметом правовой охраны на основании абзаца 7 пункта 1 статьи 6 Закона.
В соответствии с вышеизложенным Палата по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 19.08.2009, оставить в силе решение Роспатента от 18.05.2009.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 22 марта 2010 г. по заявке N 937150/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru