Каков порядок добровольной ликвидации ООО с учетом изменений в законодательстве об ООО, вступающих в силу 1 июля 2009 года (поэтапно)?
В соответствии с
п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) ООО может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном
ст.ст. 61-65 ГК РФ. Добровольная ликвидация общества возможна на основании единогласного решения его участников, принятого на общем собрании (
п. 8 ст. 37 Закона об ООО), либо на основании решения единственного участника общества.
Помимо
ГК РФ и
Закона об ООО порядок ликвидации ООО регулируется также:
-
главой VII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ);
-
Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве);
-
постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 439);
-
приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя";
-
письмом Федеральной налоговой службы от 27.05.2005 N ЧД-6-09/439 "О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц" (далее -
Методические рекомендации) и т.д.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ внесен ряд изменений в законодательные акты, регулирующие деятельность ООО. Однако нормы законодательства, регулирующие порядок ликвидации ООО, каких-либо изменений не претерпели.
Процедуру ликвидации можно схематично разбить на следующие этапы:
- принятие решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии, сообщение сведений о принятом решении в регистрирующий орган для внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ);
- публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;
- составление промежуточного ликвидационного баланса;
- осуществление расчетов с кредиторами;
- распределение оставшегося имущества общества между его участниками;
- составление ликвидационного баланса;
- государственная регистрация ликвидации общества.
Остановимся на каждом этапе более подробно.
1. После принятия решения о добровольной ликвидации ООО его участники или орган, принявшие такое решение, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения (
п. 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ). Для этого необходимо направить в регистрирующий (налоговый) орган Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по
форме N Р15001, утвержденной
Постановлением N 439.
Нарушение этого срока может повлечь привлечение участников к административной ответственности, предусмотренной
ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
На основании указанного выше Уведомления регистрирующим органом вносится запись в ЕГРЮЛ о принятии в отношении ООО решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения этого общества Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по
форме N Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ, в которой указывается, что общество находится в процессе ликвидации.
2. Согласно
ст. 62 ГК РФ, участники ООО или орган, принявшие решение о ликвидации общества, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
В случае принятия участниками ООО решения о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора участники ООО, в соответствии с
п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ, направляют в регистрирующий орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по
форме N Р15002, утвержденной
Постановлением N 439.
На основании указанного уведомления регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии ООО, назначении ликвидатора, содержащую сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), и выдает либо направляет заявителю по почте Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по
форме N Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ.
3. При ликвидации ООО на ликвидационную комиссию возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале "Вестник государственной регистрации") сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами (
п. 1 ст. 63 ГК РФ). Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого ООО, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается решением общего собрания участников общества (решением единственного участника).
Отметим также, что в случае ликвидации общества установлено требование об обязательном проведении инвентаризации (
ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и
п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (утверждено
приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н)).
О составлении промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия также уведомляет регистрирующий орган (
п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ). Уведомление оформляется по
форме N Р15003, утвержденной
Постановлением N 439.
На основании указанного уведомления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает (направляет) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по
форме N Р50003 и выписку из реестра.
Пунктом 1.3 Методических рекомендаций налоговым органам рекомендовано после внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса направлять промежуточный ликвидационный баланс в отдел взыскания задолженности, отдел выездных проверок, отдел камеральных проверок, юридический отдел для проведения контрольных мероприятий.
4. Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном
п. 4 ст. 63 и
ст. 64 ГК РФ.
Обращаем внимание, что порядок исполнения ликвидируемыми организациями обязанности по уплате налогов и сборов, а также зачета излишне уплаченных и взысканных налогов и сборов регулируется
ст. 49 НК РФ. Налоговый период при ликвидации организации определяют в соответствии с
п. 3 ст. 55 НК РФ.
Если имеющиеся у ликвидируемого общества денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ООО с публичных торгов.
Если стоимость имущества ООО недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно, как указано в
п. 4 ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном
Законом о банкротстве.
5. Согласно
п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве ликвидационная комиссия в этом случае обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Признание банкротства ликвидируемого должника осуществляется в упрощенном порядке, предусмотренном параграфом 1 главы XI Закона о банкротстве.
При банкротстве ликвидируемого должника такие процедуры банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, не применяются (
п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве).
Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего, в связи с чем последующие ликвидационные процедуры от имени ликвидируемого юридического лица осуществляются конкурсным управляющим.
Согласно
п. 6 ст. 64 ГК РФ и
п. 9 ст. 142 Закона о банкротстве требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
Порядок ликвидации юридического лица вследствие признания его несостоятельным (банкротом) подробно регламентирован
разделом 4 Методических рекомендаций.
6. После осуществления расчетов с кредиторами и распределения оставшегося имущества между участниками (при его наличии) организация составляет ликвидационный баланс.
7. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со
ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате госпошлины (в настоящий момент госпошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании
пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 400 рублей);
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с
пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и
п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с
ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Документы представляются непосредственно или направляются почтой (
п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Государственная регистрация при ликвидации организации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (
п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ).
Ликвидация ООО считается завершенной, а общество - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (
п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аносова Юлия
Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
кандидат юридических наук Кузьмина Анна
24 июня 2009 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.