Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 7 декабря 2015 г. по заявке N 2011736515
Заявка: |
2011736515 |
Название: |
ЧУДО ПУГОВКИ |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
03.04.2015 |
Дата коллегии: |
02.10.2015 |
Дата утверждения: |
07.12.2015 |
Заявитель: |
ЗАО "Мясная галерея". |
Вид обращения: |
Возражение против предоставления правовой охраны ТЗ |
Решением Суда по интеллектуальным правам от 22 апреля 2016 г. по делу N СИП-79/2016, оставленным без изменения Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 8 июля 2016 г. N С01-493/2016, настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520, рассмотрела поступившее 03.04.2015 возражение Закрытого акционерного общества "Мясная галерея", г. Владимир (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 478063, при этом установила следующее.
Товарный знак по свидетельству N 478063 был зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 10.01.2013 по заявке N 2011736515 с приоритетом от 08.11.2011 в отношении товаров 30 класса МКТУ "равиоли; вареники; манты; пельмени; хинкали" на имя Открытого акционерного общества "Набережночелнинский хладокомбинат "Челны Холод", г. Набережные Челны (далее - правообладатель).
Согласно описанию, приведенному в материалах заявки, в качестве товарного знака было зарегистрировано изобразительное обозначение в белом, желтом, зеленом, темно-зеленом, оранжевом, синем, темно-синем, малиновом и красном цветовом сочетании в виде упаковочного листа прямоугольной формы, разделенного на несколько частей, включающих в себя изображения разноцветной сетки, обрамления полями в монохромном колористическом решении и изображения нескольких рядов разноцветных пуговиц.
В поступившем 03.04.2015 в Федеральную службу по интеллектуальной собственности возражении выражено мнение о том, что оспариваемая регистрация товарного знака была произведена в нарушение требований, установленных пунктами 3 и 6 статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
1) лицо, подавшее возражение, является владельцем товарных знаков по свидетельствам NN 442039 и 481537 ("ПУГОВКИ"), зарегистрированных в отношении товаров 30 класса МКТУ и имеющих более ранний приоритет;
2) оспариваемый товарный знак сходен до степени смешения в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ с принадлежащими лицу, подавшему возражение, товарными знаками по свидетельствам N 442039 и 481537;
3) оспариваемый товарный знак и противопоставленные товарные знаки являются сходными, так как они ассоциируются друг с другом в целом в силу наличия в составе оспариваемого товарного знака слова "ПУГОВКИ", семантически тождественного противопоставленному товарному знаку "ПУГОВКИ" по свидетельству N 442039 и словесному элементу "ПУГОВКИ" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 481537;
4) входящее в состав оспариваемого товарного знака слово "ЧУДО" не несет самостоятельной смысловой нагрузки, поскольку носит описательный характер по отношению к слову "ПУГОВКИ" ("лучше чем пуговки", "необыкновенные пуговки");
5) оспариваемый товарный знак способен ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя соответствующих товаров 30 класса МКТУ, так как данный товарный знак сходен до степени смешения в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ с принадлежащими лицу, подавшему возражение, товарными знаками по свидетельствам N 442039 и 481537 ("ПУГОВКИ"), интенсивно используемыми им для индивидуализации своей продукции (пельменей) уже с 2010 года.
На основании изложенного лицо, подавшее возражение, просило признать предоставление правовой охраны оспариваемому товарному знаку недействительным полностью.
К возражению были приложены копии учредительных документов лица, подавшего возражение [1], распечатки сведений об оспариваемом и противопоставленных товарных знаках [2], копии претензионного письма лица, подавшего возражение, и ответа правообладателя на него [3], упаковка для пельменей [4] и копии документов, содержащих сведения о мероприятиях по продвижению товарного знака "Умелый повар" [5].
Правообладатель, уведомленный в установленном порядке о поступившем возражении, корреспонденцией, поступившей 25.09.2015, представил на него отзыв, доводы которого сводятся к следующему:
1) оспариваемый товарный знак представляет собой оригинальную композицию в виде стилизованного изображения разноцветных лоскутков ткани, простроченных в нескольких местах двойной строчкой, на которые нашиты разноцветные пуговицы с нанесенными на них различными буквами либо просто прошитые крестом, которые могут быть восприняты как составляющие словесный элемент "ЧУДО-ПУГОВКИ", но данный словесный элемент в составе соответствующей единой композиции не может быть однозначно идентифицирован и никак не является доминирующим;
2) оспариваемый товарный знак и противопоставленные товарные знаки не являются сходными, так как они производят разное общее зрительное впечатление, обусловленное цветовым и шрифтовым исполнением, разным количеством и составом букв и разной внешней формой изобразительных элементов, а словесные элементы "ЧУДО-ПУГОВКИ" и "ПУГОВКИ" различаются количеством и составом звуков и смысловым значением ("необычные, волшебные, уникальные, красивые пуговицы" - "обычные пуговицы");
3) оспариваемый товарный знак никак не способен ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя соответствующих товаров 30 класса МКТУ, так как данный товарный знак не является сходным до степени смешения в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ с принадлежащими лицу, подавшему возражение, противопоставленными товарными знаками, тем более что фактическое использование оспариваемого товарного знака уже осуществлялось правообладателем с июня 2009 года, то есть в период ранее дат приоритета противопоставленных товарных знаков и ранее даты фактического начала их использования лицом, подавшим возражение, в 2010 году, как было указано им самим в возражении.
На основании изложенного правообладатель просил отказать в удовлетворении возражения и оставить в силе правовую охрану оспариваемого товарного знака.
К отзыву правообладателем были приложены копии документов, содержащих сведения об использовании им оспариваемого товарного знака уже с июня 2009 года, включая переписку с поставщиком соответствующей упаковочной пленки для пельменей и договоры ее поставки правообладателю, макеты данной упаковки, сведения об объемах и территории продаж соответствующей продукции правообладателя и товарные накладные на нее [6].
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты приоритета оспариваемого товарного знака (08.11.2011) правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, рег. N 4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
В соответствии с пунктом 2.5.1 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах 14.4.2.2 и 14.4.2.3 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) и определяется на основании признаков, перечисленных в подпунктах (а) - (в) настоящего пункта.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) настоящего пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.2.3 Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма, наличие или отсутствие симметрии, смысловое значение, вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.), сочетание цветов и тонов.
Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Оспариваемый товарный знак представляет собой оригинальную художественную композицию в виде стилизованного изображения разноцветных лоскутков ткани, простроченных в нескольких местах двойной строчкой, на которые нашиты разноцветные пуговицы с нанесенными на них различными буквами русского алфавита либо просто прошитые крестом, которые лишь посредством дополнительных рассуждений, домысливания и ассоциаций могут быть восприняты потребителем как составляющие словесный элемент "ЧУДО-ПУГОВКИ".
При этом крайне высокая степень стилизации соответствующих шрифтовых единиц этого словесного элемента, их оригинальная художественная проработка, использование достаточно мелкого шрифта и отсутствие нескольких обязательных букв ("ЧУД_ПУГ_ВКИ") порождают определенные затруднения при прочтении такого словесного элемента и обусловливают вывод о том, что данный словесный элемент несомненно теряет в оспариваемом товарном знаке свой словесный характер и, соответственно, воспринимается только как одна из неотъемлемых частей единой (неделимой) оригинальной изобразительной композиции, то есть никак не является доминирующим в товарном знаке словесным элементом, который подлежал бы самостоятельному сопоставительному анализу с противопоставленными товарными знаками.
Исходя из указанных обстоятельств, решающее значение при сравнении оспариваемого товарного знака с противопоставленными товарными знаками имеет именно визуальный критерий сходства сравниваемых обозначений.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 442039 с приоритетом от 23.12.2009 представляет собой словесное обозначение "ПУГОВКИ", выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 481537 с приоритетом от 31.05.2011 представляет собой комбинированное обозначение, доминирующее положение в котором занимают стилизованное изображение повара на кухне и выполненный стандартным жирным шрифтом буквами русского алфавита словесный элемент "Умелый Повар", помещенный в рамку со стилизованным изображением поварского колпака.
При этом следует отметить то, что выполненный более мелким оригинальным шрифтом буквами русского алфавита словесный элемент "Пуговки" помещен в нижней части композиции и, в силу своего шрифтового исполнения и пространственного положения, имеет в этом товарном знаке второстепенное значение и никак не несет в нем основной индивидуализирующей нагрузки.
Указанные противопоставленные товарные знаки охраняются на имя лица, подавшего возражение, в отношении товаров 30 класса МКТУ "пельмени, в том числе пельмени с ягодным наполнителем; пельмени, в том числе пельмени с различной начинкой; равиоли; манты".
Сопоставительный анализ оспариваемого товарного знака и противопоставленного товарного знака по свидетельству N 481537 показал, что они существенно различаются внешней формой акцентирующих на себе внимание изобразительных элементов, их цветовым исполнением и смысловым значением (разноцветные простроченные лоскутки ткани с нашитыми разноцветными пуговицами - повар на кухне), характером этих изображений в составе соответствующих композиций, графическим исполнением шрифтовых единиц, их цветом, количеством и составом, а противопоставленный товарный знак по свидетельству N 442039 вовсе отличает своим видом (словесный).
В силу данных обстоятельств сравниваемые товарные знаки производят разное общее зрительное впечатление, то есть они никак не ассоциируются друг с другом в целом, что обусловливает вывод об отсутствии у них сходства.
Что касается наличия в оспариваемом товарном знаке словесного элемента "ЧУДО-ПУГОВКИ", то следует отметить, что данный словесный элемент, как уже отмечалось выше, действительно может быть обнаружен в этом товарном знаке, но лишь посредством дополнительных рассуждений, домысливания и ассоциаций при восприятии знака в целом, так как соответствующие графически проработанные шрифтовые единицы являются неотъемлемой частью изобразительных элементов, составляющих единую (неделимую) оригинальную художественную композицию.
К тому же необходимо отметить и то, что указанное сложное слово "ЧУДО-ПУГОВКИ" относится к часто встречаемым в произведениях художественной литературы словесным образованиям, содержащим особый оценочный компонент "чудо" и занимающим особое положение в уровневой системе русского языка - промежуточное между сложносоставным словом (с предметно-признаковым значением) и аппозитивным словосочетанием (см. Вестник ОГУ N 6, 2002 г., с. 111, 113, http://vestnik.osu.ru/2002_6/23.pdf), что обусловливает восприятие данного сложного слова как особой лексической единицы, отличающейся от простого слова "ПУГОВКИ" своим смысловым значением за счет соответствующей чувственно-эмоциональной окраски этого сложного слова ("чудесные, необыкновенные, волшебные пуговицы").
Данное обстоятельство несомненно усиливает вышеотмеченное несходство оспариваемого товарного знака и противопоставленных товарных знаков, их существенное различие в целом.
Товары 30 класса МКТУ "равиоли; вареники; манты; пельмени; хинкали", в отношении которых была предоставлена правовая охрана оспариваемому товарному знаку, и товары 30 класса МКТУ "пельмени, в том числе пельмени с ягодным наполнителем; пельмени, в том числе пельмени с различной начинкой; равиоли; манты", в отношении которых охраняются противопоставленные товарные знаки, совпадают, соотносятся как род-вид либо относятся к одной и той же родовой группе товаров (изделия из теста и кушанья на основе муки), то есть являются однородными.
Однако, ввиду того, что сравниваемые товарные знаки не являются сходными, отсутствует принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности указанных товаров, индивидуализируемых этими знаками, одному производителю.
Таким образом, оспариваемый товарный знак и противопоставленные товарные знаки по свидетельствам NN 442039 и 481537 не являются сходными до степени смешения в отношении однородных товаров.
Указанные выше обстоятельства обусловливают вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемого товарного знака не соответствующим требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, рассматриваемое возражение мотивировано также и тем, что оспариваемый товарный знак способен ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя соответствующих товаров 30 класса МКТУ.
Данное мнение выражается лицом, подавшим возражение, исходя из его утверждения о сходстве оспариваемого товарного знака до степени смешения в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ с принадлежащими ему товарными знаками по свидетельствам N 442039 и 481537, интенсивно используемыми им для индивидуализации своей продукции (пельменей) с 2010 года.
Однако оспариваемый товарный знак, как уже отмечено выше, не является сходным с указанными противопоставленными товарными знаками лица, подавшего возражение.
К тому же необходимо отметить и то, что представленные лицом, подавшим возражение, материалы [1 - 5] не содержат каких-либо документов, которые свидетельствовали бы о наличии у оспариваемого товарного знака способности ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя товаров.
Так, лицом, подавшим возражение, не были представлены какие-либо сведения о широкой известности самого лица, подавшего возражение, об осведомленности российских потребителей относительно выпускаемых им конкретных товаров, о проведении широкой рекламной кампании и/или наличии доступной соответствующей информации в СМИ и Интернете, которые позволили бы прийти к выводу о наличии у оспариваемого товарного знака способности в период ранее даты его приоритета породить в сознании российского потребителя ассоциации исключительно с лицом, подавшим возражение.
В подтверждение указанного мотива возражения не были представлены, в частности, и какие-либо результаты социологического опроса, которые позволили бы исследовать собственно фактор восприятия самими потребителями оспариваемого товарного знака на дату его приоритета с позиции знания ими владельца знака и индивидуализируемых этим знаком товаров.
Напротив, представленные лицом, подавшим возражение, документы [5] содержат сведения о мероприятиях по продвижению им совсем иного товарного знака - словесного обозначения "Умелый повар", согласно данным документам.
При этом фактическое использование собственно оспариваемого товарного знака осуществлялось правообладателем, согласно представленным им документам [6], уже с июня 2009 года, то есть в период ранее дат приоритета противопоставленных товарных знаков лица, подавшего возражение, и ранее даты фактического начала их использования лицом, подавшим возражение, в 2010 году, как было указано им самим в возражении.
Исходя из изложенных выше обстоятельств, довод возражения о наличии у оспариваемого товарного знака способности ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя товаров представляется лишь умозрительным и бездоказательным. Следовательно, коллегия не имеет каких-либо оснований для признания оспариваемого товарного знака не соответствующим требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 03.04.2015, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 478063.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 7 декабря 2015 г. по заявке N 2011736515
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 22 апреля 2016 г. по делу N СИП-79/2016, оставленным без изменения Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 8 июля 2016 г. N С01-493/2016, настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству