Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 25 декабря 2015 г. по заявке N 2013736646
Заявка: |
2013736646 |
Название: |
CHANTELLE |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
27.03.2015 |
Дата коллегии: |
19.10.2015 |
Дата утверждения: |
25.12.2015 |
Заявитель: |
ООО "ИНТЕЛ" |
Вид обращения: |
Возражение против предоставления правовой охраны ТЗ |
Коллегия в порядке, установленном частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 27.03.2015, поданное ООО "Интел", Москва (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N535737, при этом установлено следующее.
Оспариваемый товарный знак по заявке N2013736646 с приоритетом от 24.10.2013 зарегистрирован 27.02.2015 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее -Госреестр) за N535737 в отношении товаров 33 класса МКТУ "вина" на имя ЛЕС ЦАВЕС ДУ БОН ТЕМПС, ПР-ПЛАЦЕ ДЕ Л'ОСЦАМБРЕ, 03140, ШАНТЕЛЬ, ФРАНЦИЯ (далее - правообладатель). Словесный элемент "CHANTELLE" является неохраняемым элементом товарного знака. Регистрация данного товарного знака действует до 24.10.2023.
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 27.03.2015 поступило возражение, в котором изложено мнение о том, что правовая охрана товарному знаку по свидетельству N535737 предоставлена в нарушение требований, установленных пунктами 1 (3), 3 (1), 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- исключенный из правовой охраны товарного знака по свидетельству N537737 словесный элемент "CHANTELLE" (название кантона во Франции), является единственным словесным элементом оспариваемого товарного знака и занимает в нем доминирующее положение, что противоречит требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса;
- указанный словесный элемент доминирует как с точки зрения его положения в пространстве (расположен по центру, над изображением замка, при взгляде на товарный знак воспринимается в первую очередь, так как с него начинается осмотр обозначения, слово выполнено ярким цветом, заглавными буквами за счет чего дополнительно акцентирует на себе внимание), так и с точки зрения его смыслового значения (является благозвучным, легко читаемым и запоминаемым словом), воспроизводящим женское имя, производное от французского имени Chantal (Шанталь);
- именно на словесный элемент "CHANTELLE", размещенный в центральной части товарного знака и воспринимающийся как название вина, ложится основная нагрузка по индивидуализации товаров;
- графический элемент оспариваемого товарного знака обладает сниженной различительной способностью и не несет функцию индивидуализации продукции (то есть не позволяет отличать продукцию одного производителя от однородной продукции других производителей), поскольку изображения замков, поместий и прочих владений широко используются на этикетках вин;
- лицо, подавшее возражение - ООО "Интел", является правообладателем товарных знаков "CHANTAL" по свидетельству N349691 и "Chantale Шанталь" по свидетельству N260489, которые ранее были зарегистрированы в отношении однородных товаров 32, 33 классов МКТУ;
- словесный элемент "CHANTELLE" является фонетически сходным с противопоставленными товарными знаками, поскольку имеет сходный звуковой состав, отличаясь, фактически, одним гласным звуком, расположенным в конечных частях слов;
- графическое сходство словесного элемента оспариваемого товарного знака и противопоставленных товарных знаков обусловлено их выполнением буквами латинского алфавита, кроме того буквы начальной части сравниваемых словесных элементов "CHANT-" совпадают, что также увеличивает визуальное сходство;
- словесный элемент "CHANTELLE" является женским именем, вариацией французского имени "CHANTAL" (Шанталь);
- оба имени происходят от старопровансальского слова "cantal", в переводе означающего "камень", "каменистое место", при этом корень обоих слов -"CHANT" - переводится как "пение", поэтому данные имена часто ассоциируются с данным словом;
- таким образом, в сравниваемых обозначениях заложена единая идея;
- учитывая наличие фонетического, графического и семантического сходства между словесным элементом "CHANTELLE" оспариваемого товарного знака и товарными знаками по свидетельствам N349691 и N260489, а также принимая во внимание то, что элемент "CHANTELLE" в оспариваемом товарном знаке является доминирующим, товарный знак по свидетельству N535737 является сходным до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам N349691 и N260489;
- также, сходство до степени смешения сравниваемых товарных знаков подтверждается следующими доказательствами: Заключением патентного поверенного Орловой В.В.; Решением Роспатента об отказе в регистрации обозначения "Ле Шантель Le Chantelle" в качестве товарного знака по заявке N2008716258; вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 04.03.2014 г. по делу N А40-113848/13;
- указанное судебное дело было рассмотрено по иску ООО "Интел" к ООО "Винный стиль", ООО "ТРУБПРОМ" и ООО "Юнайтед Вайнс" о прекращении нарушения исключительных прав на товарные знаки по свидетельствам N349691 и N260489;
- при этом нарушение прав на товарные знаки ООО "Интел" было выражено во ввозе и продаже на территории России вина "CHANTELLE" (производитель - заявитель по заявке N2013736646 - САРЛ Ле Домэн Монтариоль Дегрот), этикетка которого воспроизводила оспариваемый товарный знак;
- тот факт, что элемент "CHANTELLE" в оспариваемом товарном знаке является неохраняемым, не отменяет сходства до степени смешения с товарными знаками ООО "Интел", так как ввиду малоизвестности для рядового российского потребителя географического объекта "CHANTELLE", данный элемент, в том виде как зарегистрирован, воспринимается как название продукции, а значит маркированные оспариваемым товарным знаком вина смешиваются с винами под товарным знаком "CHANTAL", производимыми по заказу ООО "Интел";
- сhateau (шато) в переводе с французского означает "замок" а также "усадьба", "поместье", "владение", а вина, производимые в шато принято называть "замковыми винами";
- на этикетках вин произведенных в Chateau (шато) присутствует точное или стилизованное изображение самого замка (поместья, усадьбы);
- таким образом, изображение замка, включенное в состав оспариваемого товарного знака, способно вызвать у потребителя ассоциации с винами высшего качества, что не соответствует действительности, так как фактические обстоятельства подтверждают, что оспариваемым товарным знаком маркируются вина низшей категории;
- в связи с изложенным, оспариваемый товарный знак является ложным относительно товаров 33 класса МКТУ (вина);
- кроме того, согласно данным этикетки и контрэтикетки вина "CHANTELLE", маркированного оспариваемым товарным знаком, оно не произведено и не разлито в кантоне "CHANTELLE", а сам производитель находится в совершенно другой местности и не имеет отношения к этому кантону, в связи с чем потребитель будет введен в заблуждение относительно места производства вина;
- обозначение "CHANTELLE" не входит и не воспроизводит какое-либо наименование места происхождения или географическое указание, охраняющееся в отношении вин или спиртных напитков в Европейском Союзе;
- товарные знаки "Chantale Шанталь" и "CHANTAL" на протяжении долгого времени активно используются правообладателем - ООО "Интел" - в отношении различных видов вин;
- все вина Chantal (Шанталь) производятся исключительно по заказу и под контролем ООО "Интел" на территории Франции несколькими французскими кооперативами-производителями, входящими в структуру компании Alliance Loire SAS;
- изготовленная продукция Chantal (Шанталь) с августа 2010 года ввозится на территорию Российской Федерации уполномоченным импортером - ООО "ТД "Русьимпорт", с которым ООО "Интел" заключило лицензионный договор, надлежащим образом зарегистрированный в Роспатенте;
- таким образом, алкогольная продукция под товарными знаками "Chantale Шанталь" и "CHANTAL" широко распространена и хорошо узнаваема среди российских потребителей и ассоциируется у них с высоким качеством продукции, изготавливаемой французским производителем и поставляемой единственным уполномоченным импортером;
- использование обозначения "CHANTELLE" на алкогольных напитках нарушает исключительные права ООО "Интел" на товарные знаки "Chantale Шанталь" и "CHANTAL", что подтверждает заинтересованность ООО "Интел" в подаче настоящего возражения;
- являясь правообладателем товарных знаков по свидетельствам N260489 и N349691, ООО "Интел" имеет законное право запрещать третьим лицам использовать тождественные и/или сходные до степени смешения наименования в случае, когда они используются таким образом, что потребитель не может воспринять такие обозначение иначе, чем название товара.
На основании изложенного лицо, подавшее возражение, просит удовлетворить возражение и признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N535737 недействительным полностью.
К возражению приложены следующие документы: - копия первого листа заявки N 2013736646 [1];
- распечатки из сети Интернет об имени Chantal [2];
- распечатки из сети Интернет "как читать этикетку французских вин" [3];
- копии страниц из книги "Вина Франции" с информацией о замковых винах, изображением этикеток [4];
- копия свидетельства на товарный знак N349691 [5]; - копия свидетельства на товарный знак N260489 [6];
- копия заключения патентного поверенного Орловой В.В. [7]; - копия решения Роспатента по заявке N2008716258 [8];
- копия решения Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-113848/13 [9];
- копии страниц из книги "Вина Франции" с информацией об апелласьонах [10];
- распечатки материалов из электронной базы данных E-BACCHUS [11];
- распечатки материалов из электронной базы данных Lisbon Exspress [12]; - распечатки из сети Интернет о винных регионах Франции [13];
- распечатка материалов с сайта http://www.allianceloire.com с информацией о компаниях, входящих в структуру Alliance Loire SAS [14];
- копия Соглашения о производимой продукции N3/2010 от 21.04.2010 [15]; - копия Соглашения о производимой продукции N 42/2011 от 04.07.2011 [16];
- копии разработанных этикеток/контрэтикеток для продукции CHANTAL/ШАНТАЛЬ [17];
- копия лицензионного договора NДЛ-39/2010 от 28.09.2010 [18];
- копия официального письма Alliance Loire SAS от 15.12.2014 с переводом на русский язык [19];
- копии грузовых таможенных деклараций [20];
- копии деклараций о соответствии продукции CHANTAL/ШАНТАЛЬ [21]; - копии свидетельств о государственной регистрации продукции CHANTAL/ ШАНТАЛЬ [22];
- сводная таблица по продажам продукции CHANTAL/ШАНТАЛЬ [23];
- распечатка с сайта компании Русьимпорт с информацией о продукции CHANTAL/ШАНТАЛЬ [24];
- распечатки информации о вине CHANTAL/ШАНТАЛЬ с различных интернет сайтов [25];
- копия рекламного "бренд бук" продукции CHANTAL/ШАНТАЛЬ [26];
- копии статей из журнала Российский Альманах вин N 02/2012, 04/2013 со статьями о винах CHANTAL/ШАНТАЛЬ [27];
- копии международных дипломов и наград продукции CHANTAL/ШАНТАЛЬ за период с 2012 по 2014 гг. [28].
Правообладатель товарного знака по свидетельству N535737, ознакомившись в установленном порядке с возражением, представил отзыв, в котором изложил следующую позицию по мотивам возражения:
- довод возражения о том, что словесный элемент "CHANTELLE" располагается в центральной части товарного знака, не соответствует действительности, поскольку данный словесный элемент располагается в верхней части товарного знака;
- учитывая реальное, а не надуманное расположение словесного элемента "CHANTELLE", последнее никоим образом не противоречит правилам построения и прочтения этикетки вина;
- довод о том, что графический элемент оспариваемого товарного знака обладает сниженной различительной способностью и не несет функцию индивидуализации продукции также является надуманным, поскольку приведенное в товарном знаке изображение является оригинальным;
- доводы о том, что товарный знак по свидетельству N535737 сходен до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам N349691 и N260489 не основаны на обстоятельствах дела;
- при проведении анализа, лицом, подавшим возражение, не было учтено, что словесный элемент "CHANTELLE" не доминирует в знаке и является неохраняемым элементом последнего;
- виду малозначительности занимаемого положения, словесный элемент "CHANTELLE" фактически не влияет на общее зрительное впечатление;
- вступившими в силу решениями Роспатента по итогам рассмотрения возражений против предоставления правовой охраны товарным знакам по свидетельствам N260489 и N349691 установлено их сходство до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N535737;
- правообладатель оспариваемого товарного знака располагается в кантоне Chantelle во Франции, в связи с чем отсутствуют какие-либо основания для применения норм, касающихся введения потребителя в заблуждение в отношении товара и места происхождения товара;
- в возражении отсутствуют какие-либо сведения или факты, касающиеся использования оспариваемого товарного знака его правообладателем, которое вступает в противоречие с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса, а соответственно, отсутствуют основания для признания регистрации товарного знака по свидетельству N535737 противоправной.
На основании изложенного правообладатель просит отказать в удовлетворении возражения и оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N535737.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия находит доводы возражения неубедительными ввиду нижеследующего.
С учетом даты (24.10.2013) приоритета товарного знака по свидетельству N535737 правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N 32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003, N 4322 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1512 Кодекса предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пунктов 1 - 5, 8 и 9 статьи 1483 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 1512 Кодекса предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение пяти лет со дня публикации сведений о государственной регистрации товарного знака в официальном бюллетене (статья 1506), если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пунктов 6, 7 и 10 статьи 1483 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 1513 Кодекса возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по основаниям, предусмотренным, в частности, подпунктами 1-4 пункта 2 статьи 1512 настоящего Кодекса, могут быть поданы заинтересованным лицом.
В соответствии с пунктом 1 (3) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений состоящих только из элементов, в частности, характеризующих товары, в том числе указывающих на место их производства или сбыта.
Подпунктом 2.3.2.3 пункта 2.3 Правил установлено, что к такого рода обозначениям, относятся, в частности, адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
При определении, занимает ли такое неохраняемое обозначение в товарном знаке доминирующее положение, принимается во внимание его смысловое и/или пространственное значение.
Если такое обозначение занимает доминирующее положение, то делается вывод о невозможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака (пункт 14.4.1 Правил).
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
В соответствии с пунктом 2.5.1 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно пункту 14.4.2 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил, словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы. Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), и смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) пункта 14.4.2.2.Правил.
Звуковое сходство определяется на основании признаков, перечисленных в пункте 14.4.2.2(а) Правил, а именно: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений, вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство словесных обозначений в соответствии с пунктом 14.4.2.2(б) Правил определяют по общему зрительному впечатлению, виду шрифта, графическому написанию с учетом характера букв, расположению букв по отношению друг к другу, алфавиту и цветовой гамме.
Смысловое сходство определяют на основании признаков, перечисленных в пунктах 14.4.2.2 (в) Правил:
- подобие заложенных в обозначениях понятий, идей; в частности, совпадение значения обозначений в разных языках;
- совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение;
- противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.
Для установления однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Товарный знак по свидетельству N535737 с приоритетом от 24.10.2013, зарегистрированный в отношении товаров 33 класса МКТУ "вина" на имя ЛЕС ЦАВЕС ДУ БОН ТЕМПС, ПР-ПЛАЦЕ ДЕ Л'ОСЦАМБРЕ, 03140, ШАНТЕЛЬ, ФРАНЦИЯ, представляет собой комбинированное обозначение , включающее прямоугольную рамку, образованную многослойным контуром коричневого, желто-коричневого и светло-желто-коричневого цвета. В центральной части рамки, вытянутой по вертикали, на белом фоне размещено изображение замка, выполненное темно-коричневым цветом. Над изображением замка размещен словесный элемент "CHANTELLE", выполненный стандартным шрифтом буквами латинского алфавита коричневого цвета. Товарный знак в целом воспринимается как этикетка для вина.
Предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N535737 оспаривается ООО "Интел" по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (3), 3 (1),6 (2) статьи 1483 Кодекса.
В соответствии с порядком оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, установленным положениями пункта 2 статьи 1513 Кодекса, возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку подается заинтересованным лицом.
Из представленных к возражению документов усматривается, что лицо, подавшее возражение, является правообладателем товарных знаков " " по свидетельству N349691 и " " по свидетельству N260489, зарегистрированных в отношении товаров 32, 33 классов МКТУ (слабоалкогольные и алкогольные напитки). Товарный знак "CHANTAL" по свидетельству N349691 используется ООО "Интел" для маркировки линейки вин, которые производятся по его заказу различными винодельческими кооперативами Франции, входящими в структуру АЛЬЯНС ЛУАР САС. Произведенная продукция поставляется на территорию Российской Федерации через уполномоченного правообладателем импортера, а именно: ООО "Торговый Дом "Русьимпорт", которому также предоставлено право использовать товарные знаки по свидетельствам N260489 и N349691 на основании лицензионных договоров, зарегистрированных Роспатентом.
В связи с изложенным ООО "Интел" признано коллегией заинтересованным лицом в подаче возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N535737.
Анализ оспариваемого товарного знака на предмет соответствия требованиям пункта 1 (3) статьи 1483 Кодекса показал следующее.
В соответствии с указанной нормой допускается регистрация товарных знаков, включающих географическое наименование, при условии, что оно не занимает доминирующего положения в товарном знаке. Такие товарные знаки подлежат государственной регистрации с указанием географического наименования в качестве неохраняемого элемента. При этом данная норма распространяется на любые комбинированные обозначения, включая этикетки для вина.
Исключенный из правовой охраны в комбинированном товарном знаке по свидетельству N535737 словесный элемент "CHANTELLE" представляет собой географическое наименование - название кантона во Франции, что лицом, подавшим возражение, не отрицается.
Что касается довода возражения о доминировании словесной составляющей "CHANTELLE" в оспариваемом товарном знаке, то он является необоснованным, поскольку не усматривается ни пространственного (словесный элемент занимает значительно меньшую площадь внутри прямоугольной рамки, чем изображение замка), ни смыслового доминирования данного элемента (изобразительная часть товарного знака не является абстрактной, а вызывает вполне конкретные смысловые ассоциации, связанные с замком, в связи с чем не представляется возможным выделить с точки зрения семантики какой-либо из элементов).
По мнению лица, подавшего возражение, словесный элемент "CHANTELLE" является основным индивидуализирующим элементом, а изображение замка второстепенно с точки зрения индивидуализации, поскольку изображения замков, поместий и прочих владений широко используются на этикетках вин. В этой связи коллегией установлено следующее.
Действительно, изображение замков и поместий является традиционным для этикеток вина, что очевидным образом демонстрируют прилагаемые к возражению фотографии бутылок вина различных изготовителей (в частности, ). Вместе с тем, это обстоятельство не свидетельствует об отсутствии различительной способности у подобного элемента, поскольку каждое изображение является индивидуальным с точки зрения внешнего вида здания, композиции, в которую оно вписано, и особенностей художественной проработки элементов. Таким образом, потребитель при приобретении вина будет ориентироваться, в том числе, по изобразительной составляющей этикетки в виде какого-либо здания. В оспариваемом товарном знаке изображение замка является оригинальным и очевидным образом отличается от изображений зданий, присутствующих на продемонстрированных в возражении бутылках вина. Иных доказательств отсутствия различительной способности у изобразительной составляющей оспариваемого товарного знака в возражении не содержится.
Что касается словесного элемента "CHANTELLE", то его включение в состав товарного знака в качестве неохраняемого элемента является мотивированным, поскольку правообладатель находится именно в кантоне Chantelle (ЛЕС ЦАВЕС ДУ БОН ТЕМПС, ПР-ПЛАЦЕ ДЕ Л'ОСЦАМБРЕ, 03140, ШАНТЕЛЬ, ФРАНЦИЯ) и не намерен препятствовать иным хозяйствующим субъектам из кантона Chantelle проставлять на упаковке продукции указание на место нахождения изготовителя или место производства продукции.
Согласно представленным лицом, подавшим возражение документам [11, 12], обозначение "CHANTELLE" не является наименованием места происхождения товаров, охраняемым во Франции в отношении вин [11, 12]. То есть кантон "CHANTELLE" не признан на территории Франции географическим объектом, ставшим известным в результате использования в отношении вина или иного алкогольного напитка, особые свойства которого определись бы характерными для данного объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Однако это обстоятельство еще не означает, что на территории кантона Chantelle отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области производства/реализации алкогольной продукции.
В этой связи, по мнению коллегии, не представляется возможным рассматривать словесный элемент "CHANTELLE" как элемент, предоставление исключительного права на который одному лицу не нарушит право на использование названия данного французского кантона иных участников торгового оборота.
Что касается довода возражения о восприятии потребителями словесного элемента "CHANTELLE" в ином качестве, нежели название определенного географического объекта, то этот довод основывается на рассуждениях и домысливании лица, подавшего возражение, и не подтвержден документально. При этом в сети Интернет, являющейся общедоступным источником информации, не вызывает затруднения найти информацию о французском кантоне Chantelle на русском языке. На различных сайтах представлена следующая информация о данном кантоне: Шантель (фр. Chantelle ) - кантон во Франции, находится в регионе Овернь, департамент Алье. Входит в состав округа Мулен. Всего в кантон Шантель входит 15 коммун, из них главной коммуной является Шантель. Население кантона на 2007 год составляло 5218 человек (см., в частности, http://dic.academic.ru/).
Таким образом, словесный элемент "CHANTELLE" при регистрации оспариваемого товарного знака правомерно отнесен к категории неохраноспособных элементов и не занимает в нем доминирующего положения, в связи с чем коллегия не усматривает, что регистрация товарного знака по свидетельству N535737 была произведена в нарушение пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Что касается довода возражения о несоответствии оспариваемого товарного знака требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса, как способного вводить потребителя в заблуждение относительно изготовителя и качества продукции, то он признан неубедительнымввидунижеследующего.
В связи с регистрацией товарного знака по свидетельству N535737, включающего название кантона Chantelle, на имя компании, находящейся именно в данном кантоне (ЛЕС ЦАВЕС ДУ БОН ТЕМПС, ПР-ПЛАЦЕ ДЕ Л'ОСЦАМБРЕ, 03140, ШАНТЕЛЬ, ФРАНЦИЯ), отсутствуют основания для вывода о несоответствии оспариваемого товарного знака требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса, как способного вводить потребителя в заблуждение относительно местанахожденияизготовителя.
Довод ООО "Интел" о введении потребителей в заблуждение относительно качества вина основывается на том, что включенное в состав товарного знака изображение замка способно вызывать у потребителя ассоциации с винами высшего качества ("замковыми винами"). Однако это не соответствует действительности, поскольку фактически оспариваемым товарным знаком маркируются вина низшей категории.
Указанный довод является неубедительным, поскольку рассуждения лица, подавшего возражение, строятся на фактах производства товара (какие товар имеет свойства, в том числе и потребительские на самом деле). Вместе с тем качественные характеристики продукции не являются основанием для постановки вопроса о неправомерности предоставления правовой охраны товарному знаку.
Помимо того коллегия отмечает, что лицо, подавшее возражение, не представило никаких нормативных ссылок, позволяющих говорить о том, что изображение замка или иного строения является характеристикой высокого качества вина.
Также представленные лицом, подавшим возражение, данные о фактическом использовании оспариваемого товарного знака не относятся к правообладателю оспариваемого товарного знака (речь идет о продукции иного лица - САРЛ Ле Домэн Монтариоль Дегрот, Домэн Монтариоль Дегрот, 34440 Ниссан ле Ансерюн, Франция).
Таким образом, довод о несоответствии товарного знака по свидетельству N535737 требованиямпункта3 (1) статьи 1483 Кодекса являетсянеубедительными.
В рамках требований пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса лицо, подавшее возражение, противопоставляет принадлежащие ему товарные знаки " " по свидетельству N349691 и " " по свидетельству N260489, которые зарегистрированы в отношении товаров 32, 33 классов МКТУ, признанных однородными товарам 33 класса МКТУ, указанным в перечне оспариваемого товарного знака (товары совпадаю по виду (вина), либо относятся к общему роду (алкогольные напитки)).
Сравнительный анализ товарных знаков , " ", " " показал, что они не являются сходными в целом, поскольку словесный элемент "CHANTELLE" представляет собой географическое наименование (кантон во Франции) и включен в состав оспариваемого товарного знака в качестве неохраняемого элемента, тогда как противопоставленные товарные знаки не являются названием какого-либо географического объекта, а представляют собой женское имя французского происхождения, которое используется, в том числе, за пределами Франции (например, данное имя носит венесуэльская актриса Шанталь Бодо).
Довод лица, подавшего возражение, что слова "Chantelle" и "Chantal" происходят от французского слова "chant" - пение, в силу чего способны порождать сходные смысловые ассоциации, носит декларативный характер и не подтвержден фактическими данными.
Отсутствие сходства до степени смешения между указанными товарными знаками уже было установлено решениями Роспатента от 26.05.2015, принятыми по итогам рассмотрения возражений против предоставления правовой охраны товарным знакам по свидетельствам N260489 и N349691, а именно: "_ слово "CHANTELLE" в товарном знаке по свидетельству N535737 признано неохраняемым элементом, поскольку представляет собой географическое наименование (кантон во Франции), то есть, действительно, ассоциируется с территорией Франции, в отличие от оспариваемого товарного знака "Chantale Шанталь", в котором словесные элементы не являются названием географического объекта, как это было установлено выше, что и послужило основанием для признания его несходным до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам NN260489, 349691".
Что касается заключения патентного поверенного Орловой В.В. [7], решения Роспатента по заявке N2008716258 [8], решения Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-113848/13 [9], то они не были приняты коллегией во внимание, поскольку в рамках данных дел исследовались иные обозначения, а не товарный знак по свидетельству N535737 с учетом имеющихся у него ограничений по правовой охране словесного элемента "CHANTELLE".
Таким образом, основания для вывода о несоответствии товарного знака по свидетельству N535737 требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса отсутствуют.
Доводы особого мнения и жалобы, представленные лицом, подавшим возражение, касаются соответствия товарного знака по свидетельству N535737 требованиям пунктов 1 (3), 3 (1), 6 (2) статьи 1483 Кодекса и по существу повторяют доводы, изложенные в возражении. Позиция коллегии по вопросу соответствия товарного знака данным нормам Кодекса изложена в мотивировочной части заключения и не требует дополнительного анализа.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 27.03.2015, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N535737.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 25 декабря 2015 г. по заявке N 2013736646
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru