Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 19 сентября 2016 г. по заявке N 2014713786
Заявка: |
2014713786 |
Название: |
СОВЕТСКИЕ МАРКИ |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
21.06.2016 |
Дата коллегии: |
28.07.2016 |
Дата утверждения: |
19.09.2016 |
Заявитель: |
ООО "ХК "Бизнесинвестгрупп" |
Вид обращения: |
Возражение на решение о государственной регистрации ТЗ |
Решением Суда по интеллектуальным правам от 6 марта 2017 г. по делу N СИП-729/2016 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 21.06.2016 на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее -решение Роспатента) о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2014713786, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "ХК "Бизнесинвестгрупп" (далее - заявитель) при этом установлено следующее.
На регистрацию в качестве товарного знака по заявке N 2014713786 с приоритетом от 24.04.2014 на имя заявителя было подано словесное обозначение "СОВЕТСКИЕ МАРКИ", выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита в две строки.
По результатам экспертизы заявленного обозначения Федеральной службой по интеллектуальной собственности 14.12.2010 было принято решение о государственной регистрации товарного знака в отношении всех товаров 05, части товаров 29, всех товаров 30, 31 и части товаров 32 классов МКТУ.
Согласно заключению по результатам экспертизы заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака в отношении товаров 29 класса МКТУ "сыры", товаров 32 класса МКТУ "пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; составы для изготовления ликеров; сусло виноградное неферментированное; сусло пивное; сусло солодовое; экстракты хмелевые для изготовления пива" и всех товаров 33 класса МКТУ на основании пунктов 3 и 6 статьи 1483 Кодекса.
Заключение экспертизы мотивировано тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения:
- со словесными и комбинированными товарными знаками "Sovetskoe", "Советское", "Sowjetisch", "Soviet", зарегистрированными на имя Федерального казенного предприятия "Союзплодоимпорт" (свидетельства NN 277619, 286206 с приоритетом от 14.05.2004, свидетельство N 269853 с приоритетом от 07.04.2004, свидетельство N 264540 с приоритетом от 19.12.2003, свидетельство N 271995 с приоритетом от 25.11.2003, свидетельство N 38383 с приоритетом от 12.03.1969, свидетельство N 274183 с приоритетом от 14.05.2004) для товаров 33 класса, признанных однородными части заявленных товаров 32 и товарам 33 классов МКТУ;
- с коллективным товарным знаком "СОВЕТСКИЙ" по свидетельству N 467511 с приоритетом от 14.03.2011, зарегистрированным на имя Союз сыроделов Алтайского края, лица имеющие право пользования коллективным товарным знаком: 1. Общество с ограниченной ответственностью "АКХ Ануйское"; 2. Общество с ограниченной ответственностью "Красногорский маслосырзавод"; 3. Открытое акционерное общество "Солонешенский маслосырзавод" 4.Общество с ограниченной ответственностью "Кипринский молочный завод"; 5. Общество с ограниченной ответственностью "Алтайский сыр"; 6. Общество с ограниченной ответственностью "Троицкий маслосыродел" 7. Муниципальное унитарное предприятие "Куяганский маслосырзавод" Алтайского края; 8. Открытое акционерное общество "Змеиногорский маслосырзавод"; 9. Общество с ограниченной ответственностью "Карагужинский маслосырзавод"; 10. Открытое акционерное общество "Быстрянский маслосырзавод", в отношении товаров 29 класса МКТУ, однородных заявленным товарам 29 класса МКТУ.
Кроме того, поскольку товарный знак по свидетельству N 467511 является коллективным, т.е. в отношении товаров 29 класса МКТУ "сыры" используется несколькими компаниями, регистрация заявленного обозначения, включающего словесный элемент "СОВЕТСКИЕ", в отношении товаров 29 класса МКТУ может вводить потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров, а также может привести к смешению производителей и товаров на рынке.
Таким образом, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, поскольку оно сходно до степени смешения с указанным коллективным знаком, а кроме того, такая регистрация способна ввести потребителя в заблуждение относительно производителя и качественных характеристик товаров на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 21.06.2016 поступило возражение, в котором заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента о государственной регистрации товарного знака, доводы которого сводятся к следующему:
- заявитель просит внести изменения в заявленное обозначение, а именно разместить словесные элементы "Советские марки" в одну строку;
- заявитель просит заменить товар 32 класса МКТУ "пиво" на "пиво безалкогольное".
На основании изложенного заявитель просит изменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение по заявке N 2014713786 в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров с учетом корректировки товара 32 класса МКТУ "пиво безалкогольное".
Вместе с возражением заявитель представил заявление о внесении изменений.
Изучив материалы дела, коллегия считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (24.04.2014) поступления заявки N 2014713786 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный N 4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
Согласно пункту (2.5.1) Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
На основании пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, допускается только с согласия правообладателя.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) и определяется на основе совпадения признаков, изложенных в пункте 14.4.2.2 (подпункты 1 - 3) Правил.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Заявленное обозначение "СОВЕТСКИЕ МАРКИ" является словесным, выполненным стандартным шрифтом буквами русского алфавита.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 277619 с приоритетом от 14.05.2004 является словесным, выполненным жирным шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ [1].
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 286206 с приоритетом от 14.05.2004 является словесным, выполненным жирным шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ [2].
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 269853 с приоритетом от 07.04.2004 является словесным, выполненным жирным шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ [3].
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 269853 с приоритетом от 07.04.2004 является словесным, выполненным жирным шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ [3].
Противопоставленный товарный знак N 264540 с приоритетом от 19.12.2003 является по свидетельству комбинированным и представляет собой этикетку, включающую словесные элементы "Советское шампанское" выполненные буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ [4].
Противопоставленный товарный знак N 271995 с приоритетом от 25.11.2003 является по свидетельству комбинированным и представляет собой этикетку, включающую словесные элементы "Советское игристое" и "Soviet wine sparkling" выполненные буквами русского и латинского алфавитов. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ [5].
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 38383 с приоритетом от 12.03.1969 является комбинированным и представляет собой этикетку, включающую словесные элементы "Soviet wine sparkling semi dry" выполненные буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ [6].
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 274183 с приоритетом от 14.05.2004 словесным, выполненным жирным шрифтом выполненные буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ [7].
Противопоставленный коллективный товарный знак "СОВЕТСКИЙ" по свидетельству N 467511 с приоритетом от 14.03.2011, зарегистрированный на имя Союз сыроделов Алтайского края, является словесным, выполненным стандартным шрифтом буквами русского алфавита [8].
Противопоставленные товарные знаки [1-7] являются серией, зарегистрированной на имя одного лица Федеральное казенное предприятие "Союзплодимпорт".
Анализ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков показал следующее.
Сходство заявленного обозначения с противопоставленными товарными знаками обусловлено фонетическим и семантическим сходством словесных элементов "Советские", "Советское", "Советский", "Sovetskoe", "Sowjetisch", "Soviet", поскольку совпадает большинство звуков и отличаются только окончания. Слова "Sovetskoe", "Sowjetisch", "Soviet" являются или транслитерацией слова "Советское" или вариантом слова на немецком и английском языках.
Несмотря на то, что в состав заявленного обозначения входит дополнительный словесный элемент "Марка", индивидуализирует данное слово элемент "Советские".
Данный вывод коллеги основан на том, что слово "Советские" занимает начальную позицию, а слово "Марка" имеет несколько значений (денежная или весовая единица;
почтовая марка; производственная марка, торговая марка), и, следовательно, потребитель может воспринимать как конкретизацию торговой марки "Советские", "Советское".
Учитывая известность обозначения "Советское" в отношении алкогольных напитков (вин) и обозначения "Советский" для товара 29 класса МКТУ "сыры", коллегия усматривает возможность ассоциирования сравниваемых обозначений и их смешения в случае маркировки ими товаров 29 класса МКТУ "сыры", 32 класса МКТУ и 33 класса МКТУ, относящихся к алкогольным напиткам.
Графически заявленное обозначение имеет некоторые отличия с комбинированными товарными знаками по свидетельствам NN38383, 271995, 264540, однако, данный критерий не является определяющим при установлении сходства обозначений в целом.
Анализ однородности товаров показал, что товары 29 класса МКТУ "сыры", в отношении которых испрашивается регистрация, и товара 29 класса МКТУ "сыры", в отношении которого зарегистрирован коллективный товарный знак, что они являются идентичными.
Товары 33 класса МКТУ, в отношении которых испрашивается регистрация, и товары 33 класса МКТУ, в отношении которых зарегистрирована серия товарных знаков [1] показал, что они являются однородными, так как часть из них совпадает полностью, а другая часть совпадает как род/вид, имеет одно место реализации, способ производства и круг потребителей.
Анализ товаров 32 класса МКТУ "пиво имбирное и пиво солодовое", в отношении которого испрашивается правовая охрана заявленного обозначения, показывает, что он однороден товарам 33 класса МКТУ, в отношении которых предоставлена правовая охрана противопоставленным товарным знакам, по следующим причинам.
В первую очередь, сравниваемые товары принадлежат к одной и той же родовой группе товаров - "алкогольные напитки". Так ПИВО - слабоалкогольный (от 1,5 до 6 объемных % спирта) пенистый напиток; изготавливается спиртовым брожением сусла из солода, хмеля и воды, в которое иногда добавляют рис и сахар (см. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/36810).
Условия сбыта и круг потребителей пива и алкогольных напитков практически совпадают. Во многом сходно и их назначение. Наличие общих признаков товаров, приведенных в перечнях сопоставляемых знаков, свидетельствует об их однородности (однородный - относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый; выполняющий ту же функцию, см. С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка, М, 1992).
Пиво относится к товарам широкого потребления и краткосрочного пользования также, как и алкогольные напитки. В отношении товаров такого рода при оценке степени их однородности должен применяться более строгий подход, поскольку опасность смешения этих товаров, маркированных сходными знаками, на рынке достаточно высока.
Вышеуказанный методический подход отражен в Методических рекомендациях по составлению перечня товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака и знака обслуживания (С.А Горленко, Н.П.Грешнева, В.В.Орлова, Н.А.Радченко. М.: ФИПС Роспатента. 2001. с.13-16).
Имеющиеся различия в способах производства и продвижения пива и прочих алкогольных напитков не оказывают влияние на вывод об однородности товаров, поскольку при оценке знаков учитывается восприятие знаков средним российским потребителем, не владеющим в полной мере знаниями технологий и законодательства в сфере алкогольной продукции.
Сравнение перечней товаров 33 и 32 классов МКТУ "безалкогольное пиво" с целью определения их однородности показало следующее.
В соответствии с ГОСТ Р 53358 "Продукты пивоварения. Термины и определения" безалкогольное пиво - это пиво с объемной долей этилового спирта не более 0,5%.
Согласно подпункту "г" пункта 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ от 18.07.2011 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Учитывая изложенное, безалкогольное пиво с объемной долей этилового спирта не более 0,5% не подпадает под понятие алкогольной продукции. Вместе с тем, пиво, содержащее алкоголь, и безалкогольное пиво производятся на одних и тех же производственных мощностях. Изготовление пива, содержащего этиловый спирт, и безалкогольного пива регулируется одним межгосударственным стандартом (ГОСТ 31711- 2012 Пиво. Общие технические условия).
В свою очередь, безалкогольное пиво и алкогольные напитки имеют одинаковые условия сбыта (оптом и в розницу), а также общее место продажи, совпадает круг потребителей безалкогольного пива и других алкогольных напитков. Во многом сходно и их назначение. В связи с изложенным товары 32 класса МКТУ "безалкогольное пиво" и товары 33 класса МКТУ "алкогольные напитки" являются однородными.
Учитывая изложенное, заявленное обозначение является сходным до степени смешения с противопоставленными товарными знаками [1-2] в отношении товаров 29 класса МКТУ "сыр", 32 класса МКТУ "пиво безалкогольное; пиво имбирное; пиво солодовое" и товаров 33 класса МКТУ однородных товарам 29 и 33 классов МКТУ, и, соответственно, решение Роспатента от 01.06.2016 о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2014713786 следует признать правомерным.
Факт того, что противопоставленный товарный знак [2] является коллективным и используется несколькими компаниями, а правовая охрана заявленного обозначения испрашивается, в том числе для товаров 29 класса МКТУ "сыры" усиливает вероятность смешения сравниваемых средств индивидуализации в гражданском обороте, а также может привести к введению потребителей в заблуждение относительно изготовителя товаров.
Что касается, ходатайства заявителя о внесении изменений в заявленное обозначение, а именно расположении словесных элементов "Советские марки" в одну строку, то коллегия отмечает, что данные изменения не приведут к иному восприятию обозначения, поскольку, словосочетание "Советские марки" также признано сходным с противопоставленными товарными знаками, так как словесный элемент "Советские" занимает первоначальное положение и именно оно выполняет основную индивидуализирующую функцию в обозначении.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 21.06.2016, оставить в силе решение Роспатента от 01.06.2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 19 сентября 2016 г. по заявке N 2014713786
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 6 марта 2017 г. по делу N СИП-729/2016 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству