Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 7 ноября 2016 г. по заявке N 0001218455
Заявка: |
0001218455 |
Название: |
MARCO POLO LITTLE CIGARS CAPPUCCINO |
Объект охраны: |
международная регистрация |
Дата обращения: |
19.08.2016 |
Дата коллегии: |
31.10.2016 |
Дата утверждения: |
07.11.2016 |
Заявитель: |
Global Marketing and Distribution AG, Швейцария |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в предоставлении правовой охраны ТЗ, осуществляемой в рамках Мадридской системы |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 19.08.2016 возражение, поданное по поручению компании Global Marketing and Distribution AG, Швейцария (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в предоставлении правовой охраны на территории Российской Федерации знаку по международной регистрации N 1218455.
Международная регистрация N 1218455 знака " " с конвенционным приоритетом от 21.07.2014 произведена Международным Бюро ВОИС 25.07.2014 на имя заявителя (Global Marketing and Distribution AG Dammstrasse 19 CH-6301 Zug (CH)) в отношении товаров 34 класса МКТУ "cigarillos, cigares, allumettes, tabac (pour cigarettes a rouler et pipes)".
Роспатентом 19.04.2016 было принято решение об отказе в предоставлении правовой охраны на территории Российской Федерации знаку по международной регистрации N 1218455 в отношении товаров 34 класса МКТУ. Основанием для решения Роспатента явилось заключение по результатам экспертизы, мотивированное несоответствием международной регистрации требованиям пунктов 1 (3), 1 (4), 3 (1), 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
Согласно заключению по результатам экспертизы заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарными знаками, имеющими более ранние приоритеты и зарегистрированные на имя иных лиц в отношении однородных товаров и услуг:
- с товарным знаком " " (свидетельство N 104213 [1] с приоритетом от 04.05.1992), зарегистрированным в отношении однородных товаров 34 класса МКТУ на имя Н.В. Суматра Тобекко Трейдинг Компани, Пематанг Сиантар, Суматра, Индонезия;
- со знаком "CAPPUCCINO" (международная регистрация N 706893 [2] с конвенционным приоритетом от 27.10.1998), правовая охрана которому в отношении однородных товаров 34 класса МКТУ на территории Российской Федерации предоставлена на имя Alois Poschl GmbH & Co. KG, Dieselstrasse 1 84144 Geisenhausen (DE).
Форма упаковки и словесные элементы "LITTLE CIGARS", "CAPPUCCINO" являются неохраняемыми элементами.
Словесный элемент "CIGARS", входящий в состав знака по международной регистрации N 1218455, для заявленных товаров 34 класса МКТУ "cigares" указывает на вид товара, а для других заявленных товаров он является ложным.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента. Доводы возражения сводятся к следующему:
- заявитель полагает, что противопоставленный товарный знак по свидетельству N 104213 и знак по международной регистрации N 1218455 не являются сходными до степени смешения, а их сосуществование на рынке возможно без риска введения потребителей в заблуждение;
- между заявителем и правообладателем противопоставленного товарного знака достигнуто соглашение о регистрации заявленного обозначения в США, а также других обозначений заявителя по международным регистрациям N 1219278, N 1218454, N 1218457, N 1218455, N 1218734;
- заявитель является производителем сигарилл и сигар различных брендов и осуществляет их ввоз на территорию Российской Федерации;
- заявленному обозначению предоставлена правовая охрана на территории различных стран мира, среди которых, в частности: Австрия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Испания, Франция, Великобритания, Италия, Норвегия, Португалия, Швеция, Словакия, Турция;
- заявитель является правообладателем комбинированного знака по международной регистрации N 1218734, включающего словесный элемент "Marcopolo GMD" и охраняемого на территории аналогичного перечня стран;
- заявителем было подано исковое заявление в Суд по интеллектуальным правам о досрочном прекращении правовой охраны противопоставленного товарного знака по свидетельству N 104213 в связи с его неиспользованием.
На основании вышеизложенных доводов в возражении изложена просьба об отмене решения Роспатента и предоставлении правовой охраны знаку по международной регистрации N 1218455 на территории Российской Федерации в отношении всех заявленных товаров 34 класса МКТУ.
В качестве материалов, иллюстрирующих доводы возражения, заявителем представлены следующие документы:
- Соглашение, заключенное между заявителем и компанией Н.В. Суматра Тобекко Трейдинг Компани (копия с переводом);
- Контракт на поставку сигар и сигарилл между заявителем и ООО "Ван Трейд" (копия);
- Информация о международных регистрациях N 1218455, N 1219278, N 1218454, N 1218457, N 1218734 из реестра международных регистраций товарных знаков ROMARIN (с переводом);
- Исковое заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака N 104213 (копия);
- Определение о принятии искового заявления к производству (электронная копия из системы http://kad.arbitr.ru);
- Договор подряда, заключенный между заявителем и компанией "Prime Time International Company" (PTIC, US) с выпиской на русском языке (копия);
- Уведомление о реорганизации PTIC и передаче прав по договору подряда с заявителем компании "North Carolina Tobacco Manufacturing" (LLC) с переводом на русский язык (копия);
- Грузовая таможенная декларация;
- Справка об объемах продаж в России.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия находит доводы, изложенные в возражении, неубедительными.
С учетом даты (21.07.2014) конвенционного приоритета знака по международной регистрации N 1218455 правовая база для оценки его охраноспособности знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N 32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 за N 4322, вступившие в силу 10.05.2003 (далее -Правила).
В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующее положение.
Положения настоящего пункта не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
Согласно подпункту 2.3.2.3 Правил к обозначениям, характеризующим товары, относятся, в частности, простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер); указание материала или состава сырья; указание веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий; которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара.
Согласно пункту 2.3.2.4 Правил не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой общепринятую форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством, назначением товара, либо его видом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 2.5.1 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с товарными знаками других лиц, допускается только с согласия правообладателей.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями; с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах 14.4.2.2, 14.4.2.3 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) пункта 14.4.2.2 Правил.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
Сходство изобразительных обозначений согласно положениям пункта 14.4.2.3 Правил определяется на основании следующих признаков: внешняя форма; наличие или отсутствие симметрии; смысловое значение; вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.); сочетание цветов и тонов.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Знак " " по международной регистрации N 1218455 с датой конвенционного приоритета от 21.07.2014 представляет собой объемную упаковку прямоугольной формы коричневого цвета с горизонтальными золотыми полосами, на которой расположены словесные элементы "Marco Polo", "LITTLE CIGARS", "CAPPUCCINO", а также изобразительный элемент в виде стилизованного штурвала. Правовая охрана знака по международной регистрации N 1218455 на территории Российской Федерации испрашивается в отношении товаров 34 класса МКТУ "cigarillos, cigares, allumettes, tabac (pour cigarettes a rouler et pipes)" / "сигариллы, сигары, спички, табак (для самоскручиваемых сигарет и трубок)".
Анализ знака по международной регистрации N 1218455 показал, что включенные в его состав словесные элементы "LITTLE CIGARS" (англ. "маленькие сигары"), "CAPPUCCINO" (итал. "капучино" (кофейный напиток итальянской кухни на основе эсперессо с добавлением молока и молочной пенки, см. онлайн-словарь http://dic.academic.ru)) являются неохраняемыми на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку характеризуют заявленные товары, что заявителем не оспаривается.
В части анализа формы упаковки, приведенной на изображении знака по международной регистрации N 1218455, следует указать, что при оценке объемных обозначений на предмет их различительной способности основным является вопрос о том, в результате чего возникла форма обозначения - обусловлена ли она только функциональным назначением или является также следствием оригинального исполнения, придающего обозначению индивидуализирующую способность.
Так, заявленное на регистрацию объемное изображение в виде упаковки для табачных изделий имеет прямоугольную форму, характерную для упаковок табачных изделий и спичек, что заявителем не оспаривается. Такое исполнение упаковки не влияет на восприятие знака в целом и не придает ему запоминающийся вид.
Таким образом, вывод экспертизы о том, что заявленное обозначение подпадает под действие подпункта 4 пункта 1 статьи 1483 Кодекса, следует признать обоснованным.
Кроме того, необходимо отметить, что в связи с наличием в составе знака по международной регистрации N 1218455 указания на конкретный вид товара - "CIGARS" / "сигары" (где "Сигара" - это плотно скрученная и сужающаяся на концах трубочка из сухих табачных листьев, см. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова "Толковый словарь русского языка", М.: "АЗЪ", 1993, стр. 740), для других заявленных товаров 34 класса МКТУ - "cigarillos, allumettes, tabac (pour cigarettes a rouler et pipes)" / "сигариллы, спички, табак (для самоскручиваемых сигарет и трубок)" этот словесный элемент может быть воспринят потребителем в качестве ложного указания на вид товара, а, следовательно, имеются основания для вывода о несоответствии заявленного обозначения требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Вместе с тем, помимо вышеизложенных оснований для отказа в предоставлении правовой охраны на территории Российской Федерации знаку по международной регистрации N 1218455 в решении Роспатента указывается на наличие сходных до степени смешения товарных знаков по свидетельству N 104213 [1] и международной регистрации N 706893 [2], исключительные права на которые принадлежат иным лицам.
Противопоставленный товарный знак " " по свидетельству N 104213 [1] с приоритетом от 04.05.1992 является комбинированным, представляет собой этикетку на фоне которой расположены словесные, буквенные и цифровые элементы: элементы "MARCOPOLO", "100s", "20 сlass A Cigarettes", "MADE UNDER AUTHORUTY OF FEDERAL TOBACO-USA", а также изобразительный элемент в виде парусника. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 34 класса МКТУ "сигареты".
Противопоставленный знак "CAPPUCCINO" по международной регистрации N 706893 [2] с конвенционным приоритетом от 27.10.1998 является словесным, выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана знаку на территории Российской Федерации предоставлена в отношении товаров 34 класса МКТУ "tobacco goods, namely cigars, cigarettes, tobacco, snuff, chewing tobacco; cigarette papers, cigarette cases, cigarette rolling machines, pipes, pipe pouches, cigarette lighters not of precious metal, matches, pipe cleaners" / "табачные изделия, а именно, сигары, сигареты, табак, табак нюхательный, жевательный табак; папиросная бумага, портсигары, машинки для скручивания сигарет, трубки, мешочки для трубок, зажигалки не из драгоценных металлов, спички, приспособления для чистки трубок".
Что касается однородности товаров, приведенных в перечнях сравниваемых обозначений, то необходимо отметить, что товары 34 класса МКТУ "сигариллы, сигары, спички, табак (для самоскручиваемых сигарет и трубок)" знака по международной регистрации N 1218455 однородны товарам 34 класса МКТУ "сигареты" противопоставленного товарного знака [1], поскольку эти товары соотносятся как "род-вид", имеют одинаковое назначение, одни и те же условия реализации и круг потребителей. Кроме того, товары 34 класса МКТУ знака по международной регистрации N 1218455 идентичны товарам 34 класса МКТУ противопоставленного товарного знака [2].
В свою очередь анализ сравниваемых обозначений на предмет их сходства показал следующее.
Так, при оценке знака " " по международной регистрации N 1218455 и противопоставленный товарный знак " " [1] по свидетельству N 104213 коллегия исходила из того, что при исследовании положения словесного и изобразительного элемента в комбинированном обозначении учитывается фактор визуального доминирования одного из элементов. В данном случае доминирующими элементами, входящими в состав заявленного обозначения и противопоставленного знака, являются словесные элементы "Marco Polo" / "MARCOPOLO", которые характеризуются тождественным звучанием.
В части семантического критерия сходства следует отметить, что словесные элементы "Marco Polo" / "MARCOPOLO" не являются лексической единицей какого-либо языка, однако, соотносятся с именем и фамилией известного средневекового итальянского купца и мореплавателя Марко Поло (Marco Polo), что обуславливает вывод об одинаковых смысловых ассоциациях, возникающих при восприятии этих словесных элементов.
Также необходимо отметить, что исполнение сравниваемых индивидуализирующих словесных элементов буквами одного и того же алфавита (латинского) усиливает их сходство друг с другом по визуальному критерию сходства.
Учитывая проведенный анализ, коллегия считает, что заявленное обозначение является сходным до степени смешения с противопоставленным товарным знаком [1] в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Довод заявителя о наличии соглашения с правообладателем противопоставленного товарного знака [1] о регистрации заявленного обозначения в США, не может быть учтен, поскольку оно не распространяется на территорию Российской Федерации.
Маркировка однородных товаров сходными знаками, принадлежащими разным производителям, обуславливает возможность смешения данных товаров в гражданском обороте.
Относительно довода заявителя о досрочном прекращении правовой охраны противопоставленного товарного знака [1] по свидетельству N 104213 коллегия считает необходимым отметить, что на дату рассмотрения настоящего возражения, соответствующее решение Судом по интеллектуальным правам по делу NСИП-156/2016 принято не было. Таким образом, в настоящее время правовая охрана указанного противопоставленного товарного знака является действующей.
Что касается противопоставленного знака по международной регистрации N 706893 [2], то входящий в его состав единственный индивидуализирующий элемент "CAPPUCCINO" присутствует также и в составе заявленного обозначения.
Вместе с тем указанное обстоятельство не приводит к смешению сравниваемых обозначений в силу нижеследующего.
Как указывалось выше, основным элементом заявленного обозначения является словесный элемент "Marco Polo", поскольку именно он выполняет индивидуализирующую функцию в знаке, в то время как элемент "CAPPUCCINO", означающий название кофейного напитка, воспринимается в составе заявленного обозначения в качестве обозначения используемого ароматизатора.
Указание на пачке сигарет различных вкусовых добавок (menthol, apple, cherry, vanilla и т.п.) является традиционным и используется подавляющим большинством производителей табачной продукции. Изложенное позволяет усмотреть, что словесный элемент "CAPPUCCINO" оценивается потребителем как указание на свойства заявленных товаров 34 класса МКТУ, а не как средство индивидуализации продукции.
В силу отсутствия угрозы смешения знака по международной регистрации N 1218455 и противопоставленного знака [2] по международной регистрации N 706893 в гражданском обороте, коллегия считает возможным снять указанное противопоставление [2].
Вместе с тем, с учетом установленного сходства до степени смешения знака по международной регистрации N 1218455 и противопоставленного товарного знака [1] по свидетельству N 104213 и однородности товаров 34 класса МКТУ, для маркировки которых они предназначены, коллегия не находит оснований для опровержения доводов экспертизы о несоответствии заявленного обозначения требованиям подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 19.08.2016, оставить в силе решение Роспатента от 19.04.2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 7 ноября 2016 г. по заявке N 0001218455
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru