Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 22 февраля 2017 г. по заявке N 2014733281
(Заключение по результатам рассмотрения возражения)
Заявка: |
2014733281 |
Название: |
ТЕТРОНИ СКАЗОЧНЫЙ КАВКАЗСКИЙ КОНЬЯК |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
29.12.2016 |
Дата коллегии: |
03.02.2017 |
Дата утверждения: |
22.02.2017 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Александровы погреба" |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации ТЗ |
Решением Суда по интеллектуальным правам от 26 июля 2017 г. по делу N СИП-281/2017, оставленным без изменения Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 30 октября 2017 г. N С01-860/2017, настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в Федеральную службу по интеллектуальной собственности 29.12.2016 (далее - Роспатент), поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Александровы погреба", Москва (далее - заявитель), на решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2014733281, при этом установила следующее.
На регистрацию в качестве товарного знака по заявке N 2014733281, поданной 02.10.2014, заявлено словесное обозначение "ТЕТРОНИ СКАЗОЧНЫЙ КАВКАЗСКИЙ КОНЬЯК", выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Предоставление правовой охраны товарному знаку испрашивается в отношении товаров 33 класса МКТУ - "алкогольные напитки, а именно: бренди".
Роспатентом 30.09.2016 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в отношении всех заявленных товаров 33 класса МКТУ по причине его несоответствия требованиям пунктов 1, 3, 5 статьи 1483 Кодекса.
Доводы, изложенные в заключении по результатам экспертизы, сводятся к следующему.
Словесный элемент "КОНЬЯК", включенный в заявленное обозначение, охраняется во Франции в качестве обозначения, позволяющего идентифицировать спиртной напиток как происходящий с определенной территории данного государства (департамент Шаранта). В связи с этим, на основании пункта 5 статьи 1483 Кодекса, в соответствии с международным договором Российской Федерации, данному элементу не может быть предоставлена правовая охрана.
Кроме того, приведенная выше информация позволяет рассматривать словесный элемент заявленного обозначения "КОНЬЯК" как указывающий на вид товара, происходящий с территории Франции (департамента Шаранта) и местонахождение его производителя Словесный элемент заявленного обозначения "КАВКАЗСКИЙ" может быть воспринят потребителем как указание на место нахождения изготовителя товаров.
Указанные обстоятельства обуславливают вывод о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Помимо этого, присутствие в заявленном обозначении словесного элемента "КОНЬЯК", может вводить потребителя в заблуждение относительно товара либо места происхождения его изготовителя, поскольку товары, для которых предназначено данное обозначение, не происходят с территории Франции, что обуславливает несоответствие заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
В поступившем 29.12.2016 возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- законы, защищающие наименование "коньяк" ("cognac") и регламентирующие технологический процесс его производства, обязательны для исполнения только национальными производителями и не распространяют свое действие на территории других стран;
- в Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - Соглашение ТРИПС) прямо предусмотрено исключение в отношении использования географических указаний другими членами ВТО. В частности данный международный договор допускает использование географических указаний или сходных с ними обозначений для товаров и услуг, если такие обозначения стали идентичными с принятыми в разговорном языке терминами, обозначающими общепринятые названия данных товаров и услуг. Заявитель отмечает, что слово "коньяк" в России является общепринятым названием определенного товара;
- согласно энциклопедическим статьям и нормам, закрепленным в законодательстве Российской Федерации, в частности, в основном Федеральном Законе, регулирующем оборот алкогольной продукции, коньяк является самостоятельным видом алкогольной продукции;
- на сегодняшний день не существует законодательных ограничений на использование слова "коньяк" в кириллическом написании для маркировки спиртных напитков российских, грузинских, азербайджанских и других производителей.
На основании вышеизложенных доводов заявитель просит отменить решение Роспатента по заявке N 2014733281 и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении всех товаров 33 класса МКТУ.
В качестве подтверждения своих доводов заявитель представил следующие материалы:
- копии товарных накладных и таможенных деклараций [1]; - копии соглашений о производимой продукции [2].
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения, коллегия считает доводы, изложенные в возражении, неубедительными.
С учетом даты (02.10.2014) поступления заявки N 2014733281 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N 32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 за N 4322, вступившие в силу 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Положения настоящего пункта не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования. Положения настоящего пункта не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров; общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры.
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
В соответствии с пунктом 2.5.1 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
Согласно пункту 5 статьи 1483 Кодекса, в соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.
На регистрацию в качестве товарного знака по заявке N 2014733281 заявлено словесное обозначение "ТЕТРОНИ СКАЗОЧНЫЙ КАВКАЗСКИЙ КОНЬЯК", выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита.
Словесный элемент "КАВКАЗСКИЙ", входящий в состав заявленного обозначения, представляет собой прилагательное, образованное от географического наименования региона - "Кавказ", в связи с чем заявленное обозначение может восприниматься как указывающее на место происхождения товаров или на место нахождения их изготовителя.
В связи с изложенным, данный элемент является неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "КОНЬЯК" (от французского "cognac"), является наименованием уникального виноградного бренди, выработанного в виноградно-винодельческом регионе Шаранта (Большая энциклопедия, М, "ТЕРРА", т. 23, с. 245 - 246).
В заключении по результатам экспертизы заявленного обозначения приведена информация из словарно-справочных источников ("Экспертиза напитков", Новосибирск, Издательство Новосибирского университета, 2000, с.46), а также с сайта в сети Интернет, посвященного обозначению "коньяк" ("cognac"), организованного при поддержке Евросоюза и Франции (www.cognac.fr), и ряда других Интернет-сайтов (www.alcofan.ru; www.fb.ru; www.marketologi.ru), согласно которой термин "коньяк" используется для обозначения спиртных напитков, производимых только на территории Франции, что закреплено в законодательстве данной страны специальным актом - "Decret du 1er mai 1909" (Декрет от 1-го мая 1909 года).
Принимая во внимание приведенную выше информацию, следует признать, что включенный в заявленное обозначение элемент "коньяк" может быть воспринят потребителем как указание на определенный вид товара из Франции (Департамента Шаранта).
Кроме того, поскольку в материалах дела отсутствует информация о том, что заявитель имеет производственные мощности на территории Франции, присутствие в заявленном обозначении словесного элемента "коньяк" может стать причиной ввода потребителя в заблуждение относительно товара либо его происхождения.
Таким образом, с учетом приведенного анализа следует признать обоснованным довод, изложенный в заключении по результатам экспертизы, относительно несоответствия заявленного обозначения требованиям пунктов 1, 3 статьи 1483 Кодекса.
Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 5 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Международным договором, регулирующим отношения между Российской Федерацией и Францией в области защиты прав на географические указания, идентифицирующие спиртные напитки, является Соглашение ТРИПС, сторонами-участницами которого являются данные страны.
Согласно подпункту 1 пункта 23 Соглашения ТРИПС каждый член Соглашения ТРИПС предусматривает правовые меры для заинтересованных сторон для предотвращения использования географического указания, идентифицирующего вина, для вин, не происходящих из того места, которое названо в географическом указании, или идентифицирующего крепкие спиртные напитки, для крепких спиртных напитков, не происходящих из того места, которое указано в данном географическом указании, даже если указывается подлинное происхождение этих товаров, или географическое указание используется в переводе или сопровождается такими выражениями, как "вид", "тип", "в стиле", "имитация" или подобными им.
Таким образом, норма, изложенная в пункте 5 статьи 1483 Кодекса, предусматривает отклонение Роспатентом заявок на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, содержащих географические указания, охраняемые на территории Франции как обозначения, позволяющие идентифицировать спиртные напитки, происходящие исключительно с ее территории, для спиртных напитков, не происходящих с данной территории, и вне зависимости от языка, на который данные указания переведены.
Как следует из источников, приведенных в заключении по результатам экспертизы заявленного обозначения и упоминаемых выше, термин "cognac" ("коньяк") во Франции предназначен для обозначения спиртных напитков, произведенных только в регионе данной страны, что закреплено законодательным актом - "Decret du 1er mai 1909" (Декрет от 1-го мая 1909 года).
С учетом изложенного, следует заключить, что регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении товаров 33 класса МКТУ, не происходящих с территории Франции, будет противоречить пункту 5 статьи 1483 Кодекса в связи с включением в его состав словесного элемента "КОНЬЯК".
В отношении довода заявителя о том, что законы, защищающие наименование "коньяк" ("cognac") на территории страны его происхождения, обязательны для исполнения только производителями данной страны и не распространяют свое действие на территории других стран, коллегия сообщает, что применение положений пункта 5 статьи 1483 Кодекса основано на действии международного договора Российской Федерации, упомянутого выше.
Касательно мнения заявителя, о том, что слово "коньяк" в России является общепринятым названием определенного товара и самостоятельным видом алкогольной продукции, и, следовательно, на основании подпункта 6 пункта 24 Соглашения ТРИПС данное слово попадает в категорию исключений из данного договора, коллегия сообщает следующее.
Действительно, согласно подпункту 6 пункта 24 Соглашения ТРИПС, ничто в настоящем разделе не требует от члена применять содержащиеся в нем положения в отношении географического указания любого другого члена для товаров или услуг, для которых соответствующее указание идентично термину, привычному в разговорном языке в качестве общепринятого названия таких товаров или услуг на территории упомянутого члена. Однако коллегия отмечает, что не располагает документально подтвержденными сведениями о том, что в Российской Федерации термин "коньяк" является общепринятым названием заявленных товаров 33 класса МКТУ (алкогольные напитки, а именно: бренди).
Таким образом, доводы заявителя не могут повлиять на вывод коллегии о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 5 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 29.12.2016, оставить в силе решение Роспатента от 30.09.2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 22 февраля 2017 г. по заявке N 2014733281
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 26 июля 2017 г. по делу N СИП-281/2017, оставленным без изменения Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 30 октября 2017 г. N С01-860/2017, настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству