Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 21 марта 2017 г. по заявке N 2005725891
Заявка: |
2005725891 |
Название: |
НОВЫЙ ЖЕМЧУГ |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
28.11.2016 |
Дата коллегии: |
21.02.2017 |
Дата утверждения: |
21.03.2017 |
Заявитель: |
ОАО "Невская Косметика". |
Решением Суда по интеллектуальным правам от 16 ноября 2017 г. по делу N СИП-350/2017, оставленным без изменения Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 14 марта 2018 г. N С01-46/2018 по делу N СИП-350/2017, настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.08.2015 N 602, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.09.2015 за N 39065 (далее - Административный регламент), рассмотрела поступившее 28.11.2016 заявление о признании комбинированного товарного знака по свидетельству N 319921 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01.01.2015 на имя Открытого акционерного общества "Невская Косметика", Санкт-Петербург (далее - заявитель), в отношении товаров 03 класса МКТУ "пасты зубные".
Товарный знак по свидетельству N 319921 был зарегистрирован 24.01.2007 по заявке N 2005725891 с приоритетом от 12.10.2005 на имя заявителя, в частности, в отношении товаров 03 класса МКТУ "пасты зубные".
Для подтверждения общеизвестности данного товарного знака в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента заявителем были приложены к вышеуказанному заявлению копии следующих документов:
1) сведения об истории предприятия заявителя, его учредительные документы, свидетельство о регистрации права собственности на нежилое помещение под промышленные объекты, сведения о его филиале, дистрибьюторах и товарных знаках;
2) сведения о заявителе и его продукции в сети Интернет и в печатных средствах массовой информации;
3) презентация заявителя, его рекламные материалы и каталоги продукции;
4) диссертация об организации продвижения товара, научно-популярные публикации о стоматологии;
5) производственная документация (технические условия, технологические инструкции, акты экспертизы и клинических испытаний, декларации о соответствии и сертификаты соответствия);
6) справка об объемах производства зубной пасты "НОВЫЙ ЖЕМЧУГ";
7) договоры об организации для заявителя обратной связи с потребителями ("горячей линии") и отзывы потребителей;
8) договоры заявителя с дилерами о хранении и продвижении товаров и товаросопроводительные документы к ним;
9) договоры поставки товаров и товаросопроводительные документы к ним; 10) письма об оказании заявителем благотворительной помощи и сведения о его стоматологической общественной программе;
11) договоры на проведение рекламных кампаний заявителя, акты и отчеты по ним;
12) социологической отчет Фонда "ВЦИОМ" по результатам опроса потребителей.
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты его подачи (28.11.2016), включает в себя Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне 02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и измененную 02.10.1990 (далее - Парижская конвенция), упомянутые выше Кодекс и Административный регламент.
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной конвенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1508 Кодекса по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, включает в себя подтверждающие общеизвестность товарного знака или обозначения материалы, в том числе заявитель имеет право представить в Роспатент документы, содержащие следующие сведения:
- об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации. При этом по инициативе заявителя указываются: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака или обозначения; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики и тому подобные сведения;
- о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;
- о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты).
- о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
- о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента.
При анализе комбинированного товарного знака по свидетельству N 319921 на предмет возможности признания его общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01.01.2015 в отношении товаров 03 класса МКТУ "пасты зубные" коллегией установлено следующее.
Из представленных заявителем материалов [1 - 12] следует то, что принадлежащий ему указанный выше товарный знак с приоритетом от 12.10.2005 в период ранее даты, с которой испрашивается признание его общеизвестным товарным знаком, действительно использовался им в отношении соответствующих товаров.
Однако представленные материалы не содержат в себе каких-либо сведений, позволяющих установить на указанную дату (01.01.2015) или в период, непосредственно предшествовавший этой дате, наличие на российском рынке зубных паст какой-то существенной определенной доли, приходящейся исключительно на соответствующую продукцию заявителя, индивидуализируемую рассматриваемым товарным знаком, наличие выраженной определенной динамики роста объемов производства, продаж и затрат на рекламу этих товаров к указанной дате, наличие именно в данный период активной широкой рекламной кампании в федеральных средствах массовой информации и, как следствие, роста интереса потребителей к соответствующей продукции заявителя и расширения круга ее потребителей.
Напротив, в публикации статьи на сайте "РИА Новости" [2] обнаруживается указание на то, что в 2011 году на рынке доля всей продукции заявителя, включающей в себя, в частности, зубную пасту "НОВЫЙ ЖЕМЧУГ", составила всего лишь 9%, то есть такая зубная паста, индивидуализируемая рассматриваемым товарным знаком, в данный период никак не могла иметь какое-либо решающее значение для соответствующего рынка товаров.
Анализ справки об объемах производства этой зубной пасты [6] показал весьма очевидное сокращение объемов производства данной продукции заявителя к даты, с которой испрашивается признание рассматриваемого товарного знака общеизвестным. Так, например, в 2002 году было выпущено почти 109 млн. штук, а в 2014 году - менее 39 млн. штук.
Как было отмечено в заявлении самим же заявителем, с 2012 года он отказался от продвижения своей продукции через традиционные каналы коммуникации, к которым относятся, например, федеральные средства массовой информации, обеспечивающие, собственно, наибольший круг информированных о соответствующих товарах потребителей. Так, в период, предшествовавший дате, с которой испрашивается признание рассматриваемого товарного знака общеизвестным, рекламные материалы заявителя [3], [11] распространялись лишь в конкретных местах продаж товаров (в магазинах), что никак не может считаться активной широкой рекламной кампанией на федеральном уровне, соответствующем притязаниям на статус общеизвестности для товарного знака.
Вместе с тем, результаты социологического опроса [12] действительно показывают высокий уровень известности потребителям самой зубной пасты, индивидуализируемой рассматриваемым товарным знаком. Однако 50% респондентов из числа тех, кому она известна, либо затруднились ответить на вопрос о ее производителе, либо назвали совершенно иных производителей.
При этом необходимо отметить и то, что согласно результатам этого опроса к рассматриваемой дате наблюдается очевидное снижение интереса потребителей к соответствующей продукции заявителя, выражающееся в отсутствии необходимой динамики активного расширения круга ее потребителей. Так, лишь 8% респондентов узнали об указанном товарном знаке в 2013-2014 гг. и лишь 3% в 2015 году.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, коллегия пришла к выводу об отсутствии в материалах заявления доказательств, собственно, общеизвестности рассматриваемого товарного знака на дату 01.01.2015.
В этой связи следует отметить, что представителями заявителя на заседании коллегии на вопросы членов коллегии были даны ответы, которые сводились лишь к тому, что представленных материалов достаточно для вывода о наличии у товарного знака общеизвестности именно на эту дату. Никакие ходатайства о представлении дополнительных документов или об изменении даты, с которой испрашивается признание рассматриваемого товарного знака общеизвестным, ими не представлялись.
По результатам рассмотрения заявления было представлено заявителем особое мнение, поступившее в Роспатент 02.03.2017 и 06.03.2017, доводы которого повторяют вышеуказанные доводы, ранее представленные им и проанализированные выше в настоящем заключении по результатам рассмотрения заявления.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении заявления, поступившего 28.11.2016, о признании товарного знака по свидетельству N 319921 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 21 марта 2017 г. по заявке N 2005725891
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 16 ноября 2017 г. по делу N СИП-350/2017 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству