"1С:Предприятие 8" у производителя электрооборудования
ЗАО "НПОТЭЛ" (г. Йошкар-Ола), созданное в 2007 г., является современным предприятием по производству электротехнического оборудования. Инновационные вакуумные коммутационные модули и микропроцессорные устройства управления коммутационной техникой, выпускаемые под торговой маркой "TEL", поставляются в 38 стран мира и применяются в различных отраслях промышленности. В настоящее время предприятие активно развивается, разрабатываются новые образцы продукции, совершенствуется система управления.
Для повышения эффективности деятельности и оптимизации ключевых бизнес-процессов компании была необходима комплексная информационная система, способствующая принятию качественных управленческих решений. Новая система была призвана обеспечить оперативный учет и детальное планирование производственных и финансовых ресурсов, повысить прозрачность всех видов учета, а также минимизировать влияние человеческого фактора.
Работы по проекту автоматизации были выполнены специалистами компании "Интелком" (1С:Франчайзи, Центр компетенции по производству, г. Казань) совместно с командой менеджеров ЗАО "НПОТЭЛ". Информационная система, получившая название "АСУ бизнес-процессов", была создана на основе современного программного комплекса "1С:Управление производственным предприятием 8" на платформе "1С:Предприятие 8".
До внедрения автоматизированной системы команда менеджеров ЗАО "НПОТЭЛ" разработала регламенты и процедуры исполнения основных бизнес-процессов компании. На организационно-административном уровне также была разработана "антиавральная" система, позволяющая планировать все действия и потребности предприятия.
Оптимизация движения денежных средств
Для повышения эффективности использования денежных средств в системе реализовано детальное планирование платежей. Платежный календарь на месяц формируется автоматически на основании заявок на расходование денежных средств и данных о планируемых поступлениях денег, которые вводятся заблаговременно.
Для систематизации платежей и повышения их прозрачности все расчеты ведутся в разрезе бюджетных линий - статей бюджета, сгруппированных по подразделениям и направлениям затрат. Платежи по каждой бюджетной линии производятся с отдельного расчетного счета в строго определенный день недели.
Для анализа и принятия оперативных управленческих решений ЗАО "НПОТЭЛ" использует документ "Сводное платежное распоряжение". В этом документе в разрезе бюджетных линий представлена информация о платежах на предстоящую неделю, задолженности поставщиков, плановом квартальном бюджете по статьям каждой бюджетной линии и др. Документ позволяет руководителю с минимальными затратами времени анализировать все платежи текущей недели, а также принимать решение об отсрочке конкретного платежа, например в случае наличия задолженности поставщика по данной бюджетной линии. Кроме того, с помощью "Сводного платежного распоряжения" контролируется соответствие недельных заявок на расходование денежных средств плановым показателям квартального бюджета и в случае превышения плановых показателей указывается его причина, например изменение цены поставщиком, а также факт согласования превышения с руководством. Помимо этого информация документа сопоставляется с остатками денежных средств на расчетных счетах.
В итоге компания имеет точные сведения о достаточности финансовых ресурсов по всем бюджетным линиям на каждую неделю месяца. Это позволяет избежать кассовых разрывов и при необходимости соблюдать приоритетность в проведении платежей или принимать решение о привлечении заемных средств. Контроль и анализ исполнения бюджета до момента платежа позволяют компании заблаговременно планировать и корректировать будущие расходы.
Оперативное управление оборотными фондами
Для бесперебойного обеспечения производства комплектующими автоматизировано планирование закупок. Ежедневный оперативный учет остатков на складах и в производстве, незавершенной продукции, ожидаемых поставок и заказов покупателей позволяет точно определять потребность производства в комплектующих и формировать оптимальный график заказов поставщикам. Информация о достаточности или нехватке комплектующих для своевременного выполнения заказов покупателей автоматически анализируется и в удобном виде представляется в "Дефицитной ведомости".
Данные еженедельного отчета с указанием остатков на складе комплектующих в ценах последнего поступления, оборотного фонда с расшифровкой складских остатков и задолженностей позволяют контролировать себестоимость единицы изделия и оперативно управлять оборотным фондом, что крайне важно в современных экономических условиях.
Благодаря автоматизации производственного планирования и учета можно быстро просчитать возможность исполнения поступивших заказов и оперативно проинформировать об этом заказчика.
Возмещение НДС по экспортной продукции
Значительная часть продукции предприятия поставляется на экспорт. Для своевременного возмещения НДС необходимо сумму входящего налога расшифровывать до комплектующих, косвенных расходов и счетов-фактур поставщиков. Автоматическое формирование расшифровки "входного" НДС по экспортным отгрузкам в соответствии с требованиями налоговых органов позволило ускорить и упростить процедуру подтверждения правомерности применения ставки 0% и возмещения НДС из бюджета.
Регламентация бизнес-процессов
Внедрение автоматизированной системы способствовало улучшению дисциплины персонала, а также повышению прозрачности бизнес-процессов компании. В ЗАО "НПОТЭЛ" предусмотрена система ежедневной, еженедельной и ежеквартальной отчетности. Регламенты компании предусматривают обязательную регистрацию договоров в системе до начала их рассмотрения, обработку первичных бухгалтерских документов строго в день их поступления, ответы покупателям на вопросы по заказам за неделю не позднее пятницы и т.д. Исполнение регламентов позволило оптимизировать документооборот и минимизировать зависимость от влияния человеческого фактора.
Результаты автоматизации процессов учета и управления
В результате внедрения "1С:Управление производственным предприятием 8" появились возможности для комплексного детального планирования потребностей и расходов предприятия на основе оперативного анализа всех бизнес-процессов. Ежедневный мониторинг оборотного фонда, в том числе остатков на складе, открытых заказов и достаточности комплектующих в разрезе плановых объемов выпуска продукции позволяет своевременно обеспечить потребности производства и с ювелирной точностью использовать имеющиеся денежные средства.
Ведение всех видов учета в одной информационной базе по единым стандартам позволило сократить информационные и временные потери при обработке данных, повысить качество и оперативность управления предприятием.
Д. Кутышева,
1С:Франчайзи "ИНТЕЛКОМ"
"Финансовая газета", N 28, июль 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71