Обзор основных изменений по акцизам - 2016
(глава 22 НК РФ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант", декабрь 2015 - июль 2016 г.г.)
Уточнен перечень подакцизных товаров
(п. 4 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2015 N 323-ФЗ, п. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2016 N 101-ФЗ, далее - Закон N 101-ФЗ)
Как и в 2015 году, одним из видов подакцизных товаров в текущем календарном году признается прямогонный бензин (пп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ), при этом уточнено его понятие для целей главы 22 НК РФ - это бензиновые фракции, за исключением автомобильного бензина, авиационного керосина, акрилатов, полученных в результате:
- перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;
- переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.
Уточнено и понятие бензиновой фракции. Если в прошлом году бензиновой фракцией являлась смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба, то с 2016 года бензиновой фракцией признается смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 15 или 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), соответствующая одновременно следующим физико-химическим характеристикам:
- плотность не менее 650 кг/м3 и не более 749 кг/м3 при температуре 15 или 20 градусов Цельсия;
- значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 % смеси (давление 760 миллиметров ртутного столба), не превышает 215 градусов Цельсия.
Наряду с этим в пп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ прямо установлен перечень фракций, которые не признаются бензиновыми для целей исчисления акцизов, например, это фракции, полученные в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов.
Кроме того, согласно пп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ с 01.01.2016 вместо топлива печного бытового, вырабатываемого из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, в перечень подакцизных товаров включены средние дистилляты, то есть смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, за исключением прямогонного бензина, автомобильного бензина, дизельного топлива, бензола, параксилола, ортоксилола, авиационного керосина, а с 01.06.2016 и конденсата газового стабильного*(1), одновременно соответствующие следующим физико-химическим характеристикам:
- плотность не менее 750 кг/м3 и не более 930 кг/м3 при температуре 20 градусов Цельсия;
- значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), находится в диапазоне не ниже 215 градусов Цельсия и не выше 360 градусов Цельсия.кг/м3 и не более 930 кг/м3 при температуре 20 градусов Цельсия;
- значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), находится в диапазоне не ниже 215 градусов Цельсия и не выше 360 градусов Цельсия.
______________________________
*(1) Данное уточнение внесено Законом N 101-ФЗ. При этом действие пп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ в редакции Закона N 101-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016 (ч. 6 ст. 4 указанного закона).
Расширен перечень операций, признаваемых объектами налогообложения акцизами
(пп. "а" п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2015 N 323-ФЗ, далее - Закон N 323-ФЗ)
С 01.01.2016 объектами налогообложения акцизами также являются следующие операции:
1) получение средних дистиллятов, то есть их приобретение в собственность по договору с российской организацией российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, предусмотренное ст. 179.5 НК РФ (пп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).
Согласно абзацу десятому п. 2 ст. 195 НК РФ датой получения средних дистиллятов признается день их получения российской организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное ст. 179.5 НК РФ (п. 13 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
Налоговая база при совершении данных операций определяется на основании п. 11 ст. 187 НК РФ как объем полученных средних дистиллятов в натуральном выражении (ч. 10 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
На основании п. 3.1, абзаца седьмого п. 4 ст. 204 НК РФ уплата акциза по данным операциям должна производиться налогоплательщиками не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения налогоплательщика. В тот же срок согласно п. 5 ст. 204 НК РФ они должны представлять налоговые декларации (пп.пп. "а", "в", "г" п. 20 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 323-ФЗ);
2) реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) на территории РФ российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории РФ в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза (пп. 30 п. 1 ст. 182 НК РФ).
Согласно абзацу одиннадцатому п. 2 ст. 195 НК РФ датой реализации средних дистиллятов признается последнее число месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных п. 23 ст. 201 НК РФ (п. 13 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
Налоговая база при совершении данных операций определяется на основании п. 12 ст. 187 НК РФ как объем средних дистиллятов в натуральном выражении, реализованных и вывезенных за пределы территории РФ в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза (ч. 10 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
На основании п. 3.2, абзаца восьмого п. 4 ст. 204 НК РФ уплата акциза по данным операциям должна производиться налогоплательщиками не позднее 25-го числа шестого месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены соответствующие операции, по месту своего нахождения и (или) по месту нахождения обособленных подразделений в части осуществляемых ими операций. В тот же срок согласно п. 5.1 ст. 204 НК РФ они должны представлять налоговые декларации (пп.пп. "б", "в", "д" п. 20 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 323-ФЗ);
3) реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) российской организацией, включенной в реестр поставщиков бункерного топлива, средних дистиллятов, приобретенных в собственность и помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории РФ иностранным организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ, на основании договора с российской организацией, владеющей лицензией на пользование участком недр континентального шельфа РФ, и (или) с исполнителем, привлеченным пользователем недр в соответствии с законодательством РФ о континентальном шельфе РФ для создания, эксплуатации, использования установок, сооружений, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 179.5 НК РФ, искусственных островов на континентальном шельфе РФ, и (или) с оператором нового морского месторождения углеводородного сырья (пп. 31 п. 1 ст. 182 НК РФ).
Согласно абзацу двенадцатому п. 2 ст. 195 НК РФ датой реализации средних дистиллятов в отношении указанного объекта налогообложения признается день их отгрузки (передачи) (п. 13 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
Налоговая база при совершении данных операций определяется на основании п. 13 ст. 187 НК РФ как объем средних дистиллятов в натуральном выражении, реализованных за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (ч. 10 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 323-ФЗ). Причем на них не распространяется освобождение от налогообложения акцизами, предусмотренное пп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ (п. 6 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
На основании п. 3.2, абзаца восьмого п. 4 ст. 204 НК РФ уплата акциза по данным операциям должна производиться налогоплательщиками не позднее 25-го числа шестого месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены соответствующие операции, по месту своего нахождения и (или) по месту нахождения обособленных подразделений в части осуществляемых ими операций. В тот же срок согласно п. 5.1 ст. 204 НК РФ они должны представлять налоговые декларации (пп.пп. "б", "в", "д" п. 20 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиками в связи с возникновением новых объектов налогообложения, в силу пп. 6 п. 4 ст. 199 НК РФ в стоимость получаемых (реализуемых) средних дистиллятов включению не подлежит. Согласно п.п. 22-24 ст. 200 НК РФ они принимаются к вычету с использованием коэффициентов, в том числе коэффициента 2, при условии предоставления в налоговый орган документов, предусмотренных п.п. 22-24 ст. 201 НК РФ (пп. "б" п. 15, пп. "к" п. 16, пп. "е" п. 17 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
Возмещение сумм акциза налогоплательщикам, осуществляющим указанные операции, осуществляется в порядке, установленном ст. 203.1 НК РФ (п. 19 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
Раскрыто понятие "оприходование подакцизного товара"
(пп. "б" п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2015 N 323-ФЗ, далее - Закон N 323-ФЗ)
С 01.01.2016 п. 5 ст. 182 НК РФ прямо установлено, что в целях исчисления акцизов оприходованием подакцизного товара признается принятие этого товара на бухгалтерский учет. Аналогичной позиции по данному вопросу ФНС России придерживалась и ранее (см., например, письмо от 27.02.2015 N ГД-4-3/3117@).
Изменены налоговые ставки в отношении отдельных видов подакцизных товаров
(пп. "а" п. 11 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2015 N 323-ФЗ, далее - Закон N 323-ФЗ)
Так, в 2016 году налогообложение акцизами (п. 1 ст. 193 НК РФ в редакции Закона N 323-ФЗ):
1) вин, в том числе игристых (шампанских), с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения осуществляется по отдельным налоговым ставкам, установленным в размере:
- 5 рублей за 1 литр - в отношении вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за исключением игристых вин (шампанских):
- 13 рублей за 1 литр - в отношении игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения;
2) автомобильного бензина, не соответствующего классу 5, осуществляется с применением налоговой ставки 10 500 рублей за 1 тонну;
3) средних дистиллятов осуществляется с применением налоговой ставки 4150 рублей за 1 тонну.
Уточнен порядок отнесения сумм НДС, исчисляемых при получении прямогонного бензина
(пп. "а" п. 15 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2015 N 323-ФЗ, далее - Закон N 323-ФЗ)
С 01.01.2016 согласно пп. 2 п. 4 ст. 199 НК РФ в редакции Закона N 323-ФЗ организации, имеющие свидетельство на переработку прямогонного бензина, не должны включать суммы акциза, исчисленные в связи с получением указанного подакцизного товара, в его стоимость при дальнейшем использовании (в том числе при передаче на переработку на давальческой основе) прямогонного бензина в качестве сырья для производства не только продукции нефтехимии, но и прямогонного бензина, бензола, параксилола или ортоксилола. В этих случаях указанные суммы акциза подлежат вычету при выполнении необходимых условий (п.п. 13-15 ст. 200 НК РФ в редакции Закона N 323-ФЗ), во всех остальных - должны включаться в стоимость передаваемого прямогонного бензина.
Уточнены правила применения вычетов налогоплательщиками, имеющими свидетельства на производство прямогонного бензина
(пп.пп."в", "г", "д" п. 16 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2015 N 323-ФЗ, далее - Закон N 323-ФЗ)
Так, с 2016 года на основании п. 13 ст. 200 НК РФ в редакции Закона N 323-ФЗ налогоплательщики, имеющие свидетельства на производство прямогонного бензина, могут принимать к вычету суммы акциза, исчисленные не только при реализации прямогонного бензина, но и при его передаче собственнику сырья, из которого произведен прямогонный бензин, в случае реализации (последующей реализации собственником сырья) такого прямогонного бензина налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина (при представлении документов в соответствии с п. 13 ст. 201 НК РФ).
Налогоплательщики должны самостоятельно распределять суммы акциза, относящиеся к прямогонному бензину, использованному для производства одновременно различных продуктов нефтехимии и (или) подакцизной продукции
(пп. "в" п. 17 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2015 N 323-ФЗ, далее - Закон N 323-ФЗ)
На основании абзаца тринадцатого п. 15 ст. 201 НК РФ налогоплательщики, использующие прямогонный бензин для производства одновременно различных продуктов нефтехимии и (или) подакцизной продукции, должны установить порядок определения суммы акцизов, относящихся к прямогонному бензину, использованному для производства тех или иных продуктов (продукции), в учетной политике для целей налогообложения. Налогоплательщики смогут изменить указанный порядок либо в случае изменения применяемой технологии производства, либо с начала нового налогового периода, но не ранее чем по истечении 24 следующих подряд налоговых периодов.
С 01.04.2016 повышены ставки акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо и средние дистилляты
(Федеральный закон от 29.02.2016 N 34-ФЗ, далее - Закон N 34-ФЗ).
Так, согласно изменениям, внесенным Законом N 34-ФЗ в п. 1 ст. 193 НК РФ, ставка акцизов, начиная со второго квартала 2016 года и до конца этого года, составляет:
- на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин - 13 100 рублей за 1 тонну;
- на автомобильный бензин класса 5 - 10 130 рублей за 1 тонну;
- на дизельное топливо и средние дистилляты - 5 293 рубля за 1 тонну.
Возврат покупателем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции не приводит к изменению налоговой базы продавца
(п. 3 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2016 N 101-ФЗ, далее - Закон N 101-ФЗ)
Согласно п. 14 ст. 187 НК РФ, введенному Законом N 101-ФЗ и вступившему в силу 01.06.2016, налоговая база по акцизам, исчисленная налогоплательщиком по операциям реализации произведенной им алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, на объем указанной продукции, возвращенной покупателем, не уменьшается.
Скорректирован порядок применения вычетов сумм акциза при возврате покупателем подакцизных товаров или отказе от них
(пп. "а" п. 6, пп. "а" п. 7 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2016 N 101-ФЗ, далее - Закон N 101-ФЗ)
Так, с 01.06.2016 налогоплательщики не могут принимать к вычету уплаченные суммы акциза при возврате покупателем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, равно как и при отказе от нее (п. 5 ст. 200 НК РФ в редакции Закона N 101-ФЗ). Наряду с этим установлены дополнительные условия для применения вычета сумм акцизов, уплаченных налогоплательщиком, в случае возврата (в том числе в течение гарантийного срока) покупателем иных подакцизных товаров или отказа от них (п. 5 ст. 200, п. 5 ст. 201 НК РФ в редакции Закона N 101-ФЗ):
- представление налогоплательщиком в налоговые органы первичных и иных документов, подтверждающих факт возврата подакцизных товаров, а также документов, подтверждающих факт возврата (зачета) налогоплательщиком покупателю, возвратившему подакцизные товары, в полном объеме суммы, уплаченной этим покупателем при приобретении впоследствии возвращенных им подакцизных товаров. Указанные документы представляются одновременно с соответствующей налоговой декларацией;
- уплата налогоплательщиком в полном объеме акциза при реализации впоследствии возвращенных подакцизных товаров.
Предусмотрена возможность вычета уплаченной банком-гарантом суммы авансового платежа акциза
(пп. "б" п. 6 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2016 N 101-ФЗ, далее - Закон N 101-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены Законом N 101-ФЗ в п. 16 ст. 200 НК РФ. Так, согласно редакции данной нормы, вступившей в силу 01.06.2016, при исчислении акциза на реализованную алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию вычету при соблюдении установленных условий подлежит уплаченная не только налогоплательщиком, но и банком-гарантом в случаях, предусмотренных п. 13 ст. 204 и (или) п. 6 ст. 184 НК РФ, сумма авансового платежа акциза.
Изменен размер коэффициента, подлежащего применению при определении суммы вычета акциза в случае использования прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии
(п. 4 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 30.06.2016 N 225-ФЗ)
Так, согласно положениям п. 15 ст. 200 НК РФ в редакции, вступившей в силу с 01.08.2016, в случае использования полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, если такая продукция нефтехимии произведена в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), или в результате дегидрирования бензиновых фракций, для целей определения размера предусмотренного указанным пунктом вычета с 01.08.2016 по 31.12.2016 включительно применяется коэффициент 1,40, а с 2017 года - 1,74. Как видим, размер указанного коэффициента понижен на 0,2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.