Обзор основных изменений по транспортному налогу - 2016
(глава 28 НК РФ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант", декабрь 2015 - июль 2016 г.г.)
Уточнен порядок применения перечней дорогостоящих легковых автомобилей при исчислении транспортного налога
(п. 10 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.11.2015 N 327-ФЗ)
Согласно действовавшей редакции абзаца одиннадцатого п. 2 ст. 362 НК РФ перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей (далее - Перечень) размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте Минпромторга России в Интернете. При этом не уточнялось, применительно к исчислению транспортного налога за какой налоговый период следовало руководствоваться Перечнем, опубликованным в текущем году.
Закон N 327-ФЗ устранил эту неопределенность. С 01.01.2016 в силу прямого указания закона Перечнем, размещенным на сайте Минпромторга России в текущем налоговом периоде, нужно руководствоваться при расчете транспортного налога также за текущий налоговый период. Иными словами, транспортный налог за 2016 год должен будет исчисляться с учетом Перечня, опубликованного в 2016 году. Отметим, что специалисты финансового ведомства исходили из необходимости именно такого порядка применения Перечня и ранее (см., например, письмо Минфина России от 02.06.2015 N 03-05-05-04/31818).
Уточнен порядок исчисления суммы транспортного налога при регистрации и снятии транспортного средства с регистрации
(п. 8 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ, далее - Закон N 396-ФЗ)
Согласно предусмотренной п. 3 ст. 362 НК РФ методике, действовавшей и в 2015 году, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы транспортного налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (далее - Коэффициент).
Корректировке с 01.01.2016 подвергся порядок определения числа полных месяцев, учитываемых при расчете Коэффициента. Так, если ранее месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимался за полный месяц, то в настоящее время действуют следующие правила:
- если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства;
- если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении Коэффициента.
Введенный порядок определения числа полных месяцев регистрации транспортных средств за налогоплательщиками препятствует уплате транспортного налога за месяцы регистрации (снятия с регистрации) транспортных средств в отношении одних и тех же объектов налогообложения одновременно несколькими лицами.
В силу ч. 10 ст. 4 Закона N 396-ФЗ новые правила расчета Коэффициента подлежит применению к правоотношениям по исчислению и уплате налога за налоговые периоды начиная с 2016 года. На наш взгляд, это означает, что руководствоваться нормами п. 3 ст. 362 НК РФ в редакции Закона N 396-ФЗ налогоплательщики должны в отношении фактов регистрации транспортных средств и (или) снятия транспортных средства с регистрации, которые имели место (будут иметь место) с 01.01.2016.
Наряду с этим отметим, что из п. 3 ст. 362 НК РФ с 2016 года исключено специальное правило, регулирующее порядок определения полных месяцев регистрации транспортных средств за налогоплательщиками в случае регистрации и снятия транспортных средств с регистрации в течение одного календарного месяца. Новые же правила не всегда позволяют сделать вывод о необходимости (об отсутствии необходимости) учета месяцев постановки и снятия с учета транспортных средств при расчете Коэффициента.
Скорректирован порядок исчисления и уплаты транспортного налога (авансовых платежей) в отношении тяжеловозов
(п.п. 4-6 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ, далее - Закон N 249-ФЗ)
Так, на основании п. 2 ст. 362 НК РФ в редакции Закона N 249-ФЗ, вступившей в силу 03.07.2016, сумма транспортного налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее - Реестр), уменьшается на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения указанными транспортными средствами (далее в настоящей главе - Плата), уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. В случае, если при применении такого налогового вычета (далее - Вычет) сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, то она принимается равной нулю, то есть не уплачивается в бюджет.
В свете данных нововведений следует обратить внимание на следующие моменты:
- Вычет применяется исключительно в отношении суммы транспортного налога, исчисленной по итогам налогового периода, то есть не актуален в отношении авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленных с большегрузов;
- при применении Вычета следует сопоставлять сумму транспортного налога, исчисленную в отношении конкретного тяжеловоза, с суммой Платы, уплаченной в отношении него же в данном налоговом периоде, то есть сопоставление совокупной суммы транспортного налога, исчисленного в отношении всех тяжеловозов, с совокупной суммой Платы, внесенной за соответствующий налоговый период, не допускается;
- возможности переноса на следующие налоговые периоды отрицательной разницы между суммой транспортного налога и суммой Платы не предусмотрено.
При этом налогоплательщики-организации с 03.07.2016 не должны уплачивать в бюджет авансовые платежи по транспортному налогу, исчисленные в отношении тяжеловозов, зарегистрированных в Реестре (п. 2 ст. 363 НК РФ в редакции Закона N 249-ФЗ).
Приведенные правила распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2016 (ч. 2 ст. 2 Закона N 249-ФЗ), что может привести к возникновению у организаций переплаты по транспортному налогу. При этом их действие ограничено 31.12.2018 включительно (ч. 4 ст. 2 Закона N 249-ФЗ).
В отношении же налогоплательщиков-физических лиц, перечисляющих Плату, введен несколько иной механизм снижения налогового бремени - предусмотрена налоговая льгота в виде их освобождения от налогообложения в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в Реестре, если сумма Платы, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного транспортного налога за данный налоговый период (п. 1 ст. 361.1 НК РФ). Если же сумма исчисленного транспортного налога в отношении тяжеловоза, зарегистрированного в Реестре, будет превышать сумму Платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в налоговом периоде, налоговая льгота будет предоставляться физическим лицам в размере суммы Платы путем уменьшения суммы транспортного налога на сумму Платы (п. 2 ст. 361.1 НК РФ).
Для реализации права на данную льготу физические лица должны представить в налоговый орган по своему выбору соответствующее заявление и документы, подтверждающие указанное право (п. 3 ст. 361.1 НК РФ). Конкретного перечня таких документов не установлено.
Приведенные правила, касающиеся физических лиц, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 (ч. 3 ст. 2 Закона N 249-ФЗ), что может привести к возникновению у налогоплательщиков переплаты по транспортному налогу. Их действие также ограничено 31.12.2018 включительно (ч. 4 ст. 2 Закона N 249-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.