Решение Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2013 г. N 2
Федеральной налоговой службой получены жалобы Закрытого акционерного общества "X" (далее - Заявитель, Общества, ЗАО "X") от 26.12.2012 и дополнения к жалобам от 10.12.2012 на решения Инспекции ФНС России (далее - Инспекция) от 01.10.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению (далее - Решения)
Как следует из материалов жалоб, Инспекцией в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) проведены камеральные налоговые проверки ЗАО "X" на основе уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года и 1 квартал 2012 года, представленных 05.05.2012.
По результатам камеральных налоговых проверок Инспекцией составлены акты от 20.08.2012 и вынесены Решения в соответствии с которыми установлено завышение суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета в общей сумме 125 692 065 рублей, а также предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 33 559 рублей.
Не согласившись с Решениями Заявитель в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Кодекса, обратился с апелляционными жалобами в Управление, которые решением от 23.11.2012 оставлены без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решениями Инспекции и Управления, обратилось с жалобами в Федеральную налоговую службу.
Как следует из Решений Инспекцией установлено, что Заявителем в нарушение статей 170, 171 Кодекса завышена сумма налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на 127 519 453 рубля.
Основанием для указанного вывода послужил довод Инспекции о том, что в нарушение положений пункта 4 статьи 170 Кодекса Общество не вело раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Не согласившись с указанным выводом Инспекции, в жалобе Заявитель указывает следующее.
В соответствии с разрешением на строительство от 12.11.2010 Администрация разрешила Обществу строительство жилой застройки средней этажности с объектами социально-бытового и культурно-оздоровительного назначения. При этом реализация значительной части строящихся объектов не подпадает под подпункты 22-23 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Общество обращает внимание на то обстоятельство, что в проверяемом периоде операции по реализации жилых и нежилых помещений в строящемся комплексе не велись, в связи с чем отсутствовали основания и возможность для применения пункта 4 статьи 170 Кодекса.
Заявитель со ссылкой на пункт 5 статьи 149 Кодекса указывает, что впоследствии ЗАО "X" вправе отказаться от использования льготы, предусмотренной подпунктами 22-23 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Общество считает, что пункт 6 статьи 171 Кодекса, устанавливающий специальный порядок применения налоговых вычетов при ведении строительно-монтажных работ, не содержит исключений. Указанным пунктом предусмотрено восстановление сумм налога на добавленную стоимость, принятых ранее к вычету, в случае использования объекта недвижимости для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса.
Общество со ссылкой на положения пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что строящееся жилое помещение в строящемся многоэтажном доме не обладает статусом недвижимого имущества.
По мнению Заявителя, то обстоятельство, что после завершения строительства жилого дома и принятия его в эксплуатацию ЗАО "X", возможно, будет совершать, в том числе операции по реализации жилых помещений, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в силу подпункта 22 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не влияет на наличие права на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость.
Общество также в жалобе ссылается на письмо Минфина России от 12.05.2011 N 30-07-10/11, которое, по мнению Заявителя, подтверждает его позицию, так как в случае реализации неоконченного строительством многофункционального комплекса оснований для применения освобождения, предусмотренного статьей 149 Кодекса, у ЗАО "X" не возникает. В указанном случае утверждение Инспекции о том, что приобретаемые работы и товары использованы для осуществления необлагаемых налогом на добавленную стоимость операций не будут иметь оснований.
Общество также не согласно с доводом Управления о том, что распределение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, предъявленного при строительстве жилого комплекса со встроенными жилыми и нежилыми помещениями, предназначенными для облагаемых и необлагаемых налогом на добавленную стоимость операций, осуществляется только после принятия налогоплательщиком на учет готового к вводу в эксплуатацию жилого дома.
Кроме того, в жалобе Общество указывает, что если следовать логике Управления, то в случае осуществления строительства в течении более чем три года Заявитель может утратить право на налоговые вычеты.
В отношении вывода Инспекции о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды от заключения сделки с ООО "ЮЛ1", Заявитель в жалобе указывает, что данный вывод не соответствует действительности и не основан на надлежащих доказательствах.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, оценив и исследовав материалы, представленные Управлением, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признается, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно подпунктам 22 и 23 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них и передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.
Пунктом 5 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 Кодекса. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
Пунктом 1 статьи 170 Кодекса установлено, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если иное не установлено положениями главы 21 Кодекса, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 170 Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Положениями абзаца 7 пункта 4 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
Инспекцией в ходе камеральных налоговых проверок установлено, что в проверяемых налоговых периодах Обществом на основании разрешений на строительство от 12.11.2010 и от 01.06.2012 (далее - Разрешения от 12.11.2010 и 01.06.2012), выданных Администрацией, осуществлялось строительство жилой застройки с объектами социально-бытового назначения, восьми-девятиэтажные, трехсекционные жилые дома NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, с подземными гаражами-стоянками, административный корпус, котельная, водозаборный узел (ВЗУ) с насосной второго подъема, очистные сооружения бытовых стоков, очистные сооружения дождевых стоков, КНС-1, КНС-2.
Обществом в представленных налоговых декларациях заявлен к вычету налог на добавленную стоимость, предъявленный, в том числе подрядными организациями ООО "ЮЛ2", ООО "ЮЛ1", ООО "ЮЛ3", ООО "ЮЛ4", ООО "ЮЛ5", ООО "ЮЛ6", ООО "ЮЛ7", ЗАО "ЮЛ8", ООО "ЮЛ9".
ЗАО "X" представлены предварительные договоры, согласно которым стороны договорились о подготовке и заключении в дальнейшем договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома с целью приобретения в будущем физическими лицами прав собственности на квартиры.
Согласно пункту 1.3 предварительных договоров застройщик (ЗАО "X") обязуется своими силами и с привлечением других лиц построить объект (жилой комплекс) и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в установленный срок передать квартиру участнику долевого строительства (физическому лицу), а последний обязуется перечислить на расчетный счет застройщика целевые денежные средства, предназначенные для финансирования строительства объекта в части доли, приходящейся на участника долевого строительства.
Инспекцией в ходе камеральных налоговых проверок установлено, что Обществом осуществлялась реклама продажи квартир в жилом комплексе "N" (ранее жилой комплекс "N1").
Исходя из характера проведенной Обществом рекламной компании Инспекцией сделан вывод о том, что она была направлена на привлечение денежных средств для участи в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и продажу квартир.
Указанный вывод Инспекции также подтверждается свидетельскими показаниями генерального директора Общества - ФЛ1, согласно которым предметом рекламы на радиостанциях являлась продажа квартир.
В связи с установлением обстоятельств, свидетельствующих о том, что изначально предполагаемой целью использования строящегося объекта недвижимости, с которой связана возможность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость - является осуществление операций не признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, Инспекцией в адрес Заявителя выставлено требование от 28.06.2012 о представлении пояснений по вопросу ведения раздельного учета.
Общество письмом от 06.07.2012 представило письменные пояснения, согласно которым раздельный учет не велся.
Как следует из системного толкования норм статей 170 и 171 Кодекса, обстоятельством, подлежащим исследованию при разрешении вопроса о правомерности принятия налогоплательщиком к вычету предъявленных подрядчиками при строительстве жилого дома сумм налога на добавленную стоимость, является изначально предполагаемая цель использования строящегося объекта недвижимости, с которой связана возможность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость - для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.
В ходе проведения камеральных налоговых проверок Инспекцией установлено, что раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных подрядными организациями при строительстве жилого комплекса Обществом не велся.
С учетом изложенного Федеральная налоговая служба считает, что обстоятельства, установленные Инспекцией, свидетельствуют о том, что Заявитель, осуществляя строительство жилых домов, не создавал объектов, которые в дальнейшем будут использоваться в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, таким образом, налоговые вычеты применены Заявителем необоснованно.
В отношении довода Заявителя о том, что он вправе на основании пункта 5 статьи 149 Кодекса подать в Инспекцию заявление об отказе от освобождения таких операций от налогообложения Федеральная налоговая служба сообщает, что на момент принятия обжалуемых решений ЗАО "X" с указанным заявлением в Инспекцию не обращалось.
В отношении довода Общества о том, что вывод Инспекции о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды от заключения сделки с ООО "ЮЛ1" не соответствует действительности и не основан на надлежащих доказательствах, Федеральная налоговая служба сообщает, что он был оценен Управлением при рассмотрении апелляционной жалобы ЗАО "X", и признан обоснованным.
Вместе с тем, как следует из установленных выше обстоятельств, признание данного довода необоснованным не привело к необоснованному отказу Инспекцией Обществу в налоговых вычетах по налогу на добавленную стоимость, в связи с несоблюдением Заявителем положений статьи 170 Кодекса.
При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба признает обоснованным вывод Инспекции и Управления о завышении Обществом суммы заявленных налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в 1, 2, 3, 4 кварталах 2011 года и 1 квартале 2012 года на 127 519 453 рублей.
На основании изложенного Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет решения Инспекции ФНС России от 01.10.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 01.10.2012 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению без изменения, а жалобу Закрытого акционерного общества "X" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2013 г. N 2 Завышение сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в следствии отсутствия у организации раздельного учета
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров