Решение Федеральной налоговой службы от 14 июля 2015 г. N 55-p
Федеральной налоговой службой 23 июня 2015 года получена жалоба на решение об отказе в государственной регистрации, принятое Инспекцией Федеральной налоговой службы 24 апреля 2015 года и решение Управления Федеральной налоговой службы от 27 мая 2015 года об оставлении жалобы без удовлетворения.
Изучив доводы обращения, исследовав и оценив представленные заявителем и УФНС России материалы, Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
17 апреля 2015 года в ИФНС России представлены документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией "ЮЛ", предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков". Представленным документам присвоен входящий номер.
По результатам рассмотрения вышеназванных документов 24 апреля 2015 года регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации ликвидации "ЮЛ" на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 указанного Федерального закона. Регистрирующий орган счел непредставленным ликвидационный баланс "ЮЛ", так как в нем содержатся недостоверные сведения. Вывод о недостоверности указанных сведений сделан регистрирующим органом в связи с наличием сведений об имеющейся задолженности, выявленной по результатам проведенной в отношении "ЮЛ" выездной налоговой проверки.
Не согласившись с вышеназванным решением об отказе в государственной регистрации, заявитель обратился с жалобой в УФНС России, по результатам рассмотрения которой по указанной выше причине 27 мая 2015 года принято решение об оставлении жалобы "ЮЛ" без удовлетворения.
Федеральная налоговая служба считает действия ИФНС России по принятию решения об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией "ЮЛ" на основании документов, представленных 17 апреля 2015 года (входящий номер) и вышеуказанное решение УФНС России обоснованными на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 4 статьи 20 указанного Федерального закона уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:
- установленного для предъявления требований кредиторами;
- вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
- окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.
Установление такого запрета является по своей сути обеспечительной мерой и направлено на защиту прав всех кредиторов на получение удовлетворения их требований за счет имущества ликвидируемого юридического лица и на исключение злоупотреблений процедурами регистрации при ликвидации юридического лица.
Поскольку до вступления в силу итогового документа по результатам выездной налоговой проверки закон запрещает представление сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, которое является промежуточным этапом процедуры ликвидации, то тем более не допускается проведение заключительной стадии этой процедуры - внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации юридического лица.
Таким образом, до окончания выездной налоговой проверки, проводимой в отношении ликвидируемого юридического лица, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки ликвидация юридического лица не может быть завершена.
Из представленных материалов следует, что 12 февраля 2015 года ИФНС России принято решение о проведении выездной налоговой проверки "ЮЛ".
Поскольку как на момент представления документов для государственной регистрации "ЮЛ" в связи с ликвидацией, так и на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации итоговый документ по результатам выездной налоговой проверки указанного юридического лица в законную силу не вступил, ликвидация "ЮЛ" не могла быть завершена.
Кроме того, из имеющихся материалов также усматривается, что в регистрирующий орган представлен документ, поименованный как бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерский баланс).
Вместе с тем, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
В силу пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Из изложенного следует, что организация, находящаяся в процессе ликвидации, составляет как бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", так и ликвидационный баланс в порядке, предусмотренном статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представленная в регистрирующий орган бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерский баланс) не может рассматриваться как ликвидационный баланс применительно к ранее приведенным положениям закона.
Данная позиция отражена в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2014 года N 09АП-24862/2014-АК по делу N А40-10692/14.
Кроме того, ИФНС России установлено, что документ, поименованный как бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерский баланс) не отражал действительного имущественного положения юридического лица.
С учетом указанных обстоятельств, ИФНС России по результатам рассмотрения поступивших в регистрирующий орган 17 апреля 2015 года (входящий номер) документов, правомерно принято решение об отказе в государственной регистрации ликвидации "ЮЛ" в связи с непредставлением заявителем определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, а также УФНС России правомерно принято решение об оставлении жалобы "ЮЛ" без удовлетворения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь подпунктом "б" пункта 3 статьи 25.6 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, Федеральная налоговая служба принимает решение об оставлении жалобы без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 14 июля 2015 г. N 55-p
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров