Решение Федеральной налоговой службы от 15 марта 2017 г. N СА-3-9/1798@
Федеральной налоговой службой получена жалоба общества с ограниченной ответственностью "Х" (далее - Общество, Заявитель, ООО "Х") от 19.01.2017 на решение УФНС России (далее - Управление) от 24.10.2016 (далее - Решение) об оставлении без удовлетворения жалобы Общества на решение Межрайонной ИФНС (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 28.06.2016 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Х" (далее - Решение).
Заявитель в жалобе указывает, что основанием для отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения об ООО "Х" в части адреса (места нахождения) Общества, а также определения в Уставе Общества порядка подтверждения принятия общим собранием участников решения и состава участников, присутствующих при его принятии, послужил вывод Инспекции о том, что документы считаются не представленными, поскольку:
- отсутствуют учредительные документы, оформленные в соответствии с нормами главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ);
- в представленном для государственной регистрации решении единственного участника Общества отсутствует пункт о приведении учредительных документов ООО "Х" в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса (в редакции Закона N 99-ФЗ).
Управление, оставляя жалобу Общества на Решение без удовлетворения, в Решении указало, что в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица является обязательным документом для представления в регистрирующий орган при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Общество отмечает, что 29.04.2016 общим собранием участников ООО "Х" принято, в том числе решение об изменении места нахождения Общества.
В главе 4 части первой Гражданского кодекса указано, что устав юридического лица должен содержать сведения о месте нахождения юридического лица, о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.
При этом Заявитель указывает, что Устав Общества содержит все сведения, указанные в главе 4 Гражданского кодекса.
Общество считает, что положения Закона N 129-ФЗ и Закона N 99-ФЗ не содержат ограничений по использованию учредителями (участниками) юридического лица слов при принятии решений о внесении изменений в учредительные документы данного юридического лица.
По мнению Общества, поскольку Заявителем в Инспекцию представлены все необходимые документы, предусмотренные Законом N 129-ФЗ для государственной регистрации внесения изменений в сведения об ООО "Х" в части сведений об адресе (месте нахождения) Общества, регистрирующий орган не вправе требовать представление иных документов, не предусмотренных Законом N 129-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, Общество в жалобе просит отменить Решение и обязать Инспекцию осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в Устав ООО "Х".
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, исследовав и оценив материалы, представленные Управлением, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Гражданского кодекса (в редакции Закона N 99-ФЗ) устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 99-ФЗ данный закон вступил в силу с 01.09.2014, которым внесены изменения в главу 4 Гражданского кодекса.
В пункте 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ указано, что учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса (в редакции Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы осуществляется в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ.
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно подпунктам "а", "б", "в" пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции;
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона 129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных Законом N 129-ФЗ и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Законом N 129-ФЗ или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Из материалов жалобы следует, что 21.06.2016 генеральным директором Общества ФЛ 1 в Инспекцию представлены документы для государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Х", в том числе:
- заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, в части изменения сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ООО "Х", по которому осуществляется связь с Обществом;
- протокол внеочередного общего собрания участников ООО "Х" от 29.04.2016 (далее - Протокол), согласно которому приняты решения, в том числе об изменении места нахождения Общества, а также решение о дополнении Устава Общества пунктом 8.3.12 в редакции: "Определение способов подтверждения принятия общим собранием участников решения и состава присутствовавших при его принятии участников";
- изменения (дополнения) в Устав Общества, утвержденные решением внеочередного общего собрания участников ООО "Х".
По результатам рассмотрения представленных ФЛ 1 документов для государственной регистрации Инспекцией принято Решение, в соответствии с которым Заявителю отказано в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Х" на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
В Решении указано, что среди представленных документов отсутствуют изменения, вносимые в учредительные документы (Устав) юридического лица, а также заявление о государственной регистрации, оформленные в соответствии с требованиями законодательства.
Инспекцией в Решении сделан вывод о том, что документы считаются не представленными в связи с тем, что:
- отсутствуют учредительные документы, оформленные в соответствие с нормами главы 4 части первой Гражданского кодекса (в редакции Закона N 99-ФЗ);
- в представленном решении единственного участника отсутствует пункт о приведении учредительных документов Общества в соответствии с нормами главы 4 части первой Гражданского кодекса.
Не согласившись с Решением, Общество обратилось в Управление с жалобой, которое Решением оставило ее без удовлетворения, указав, что из Протокола не усматривается приведение учредительных документов ООО "Х" в соответствие с нормами главы 4 части первой Гражданского кодекса ввиду отсутствия пункта о приведении учредительных документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса.
При рассмотрении жалобы ФНС России установлено, что ООО "Х" создано 17.09.2004 и с момента вступления в силу Закона N 99-ФЗ и до 21.06.2016 изменения в учредительные документы Общества не вносились.
Федеральная налоговая служба считает, что, поскольку из представленных ФЛ 1 после вступления в силу Закона N 99-ФЗ Протокола и изменений (дополнений) в Устав Общества не следует, что вносимые изменения направлены на приведение учредительных документов ООО "Х" в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса, Инспекцией обоснованно отказано в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Х".
Данный вывод согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 30.03.2010 N 135, согласно которой правомерным является отказ регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества, который ранее не был приведен в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции закона Федерального закона от 17.12.2009 N 310-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Закона N 312-ФЗ") (далее - Закон N 312-ФЗ), если ни из заявления о государственной регистрации, ни из решения о внесении изменений в устав не следует, что эти изменения направлены на приведение устава общества в соответствие с Законом N 312-ФЗ.
При таких обстоятельствах Инспекцией и Управлением обоснованно приняты Решения.
На основании изложенного Федеральная налоговая служба, руководствуясь подпунктом "б" пункта 3 статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", оставляет жалобу общества с ограниченной ответственностью "Х" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 15 марта 2017 г. N СА-3-9/1798@ Внесение изменений в Устав Общества об адресе (месте нахождения) Общества без приведения учредительных документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров