Решение Федеральной налоговой службы от 30 января 2018 г. N СА-3-9/577@
Федеральной налоговой службой получена жалоба Х (далее - Заявитель) от 15.12.2017 на решения ИФНС России (далее - Инспекция, Регистрирующий орган) от 13.10.2017 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью (далее - Общество), содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, (далее - Решения) и УФНС России (далее - Управление) от 06.12.2017 об оставлении жалобы Заявителя на Решения без удовлетворения (далее - Решение).
Заявитель в жалобе от 15.12.2017 сообщает, что 06.09.2017 Инспекцией получены документы для государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе в части сведений о новом генеральном директоре и участнике Общества Х, по результатам рассмотрения которых Регистрирующим органом приняты Решения.
Основанием для отказа в государственной регистрации вышеуказанных изменений послужил довод Инспекции о том, что в представленных Заявителем заявлениях для государственной регистрации не указан идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) Заявителя.
Ссылаясь на положения Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Приказ), Заявитель указывает, что раздел 2 "ИНН" заявления заполняется при наличии у физического лица ИНН.
Х отмечает, что налоговым органом не был присвоен ИНН Заявителю и Х не обращался с заявлением о постановке его на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации, в связи с чем заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений об Обществе были подготовлены в соответствии с требованиями Приказа.
Не согласившись с Решениями, Заявитель обратился с жалобой в Управление, которое Решением оставило данную жалобу без удовлетворения.
Учитывая изложенное, Заявитель просит в жалобе отменить Решения Инспекции и Решение Управления.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, оценив и исследовав материалы, представленные Управлением, сообщает следующее.
Из подпунктов "д" и "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) следует, что в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице, в частности, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам.
В силу пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ установлено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В подпунктах "а" и "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ указано, что отказ в государственной регистрации допускается в случаях:
- непредставления заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных данным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Законом N 129-ФЗ или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
- несоблюдения, установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом N 129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Приказом утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).
Пунктом 7.9.3 Требований установлено, что раздел 3 "Сведения об участнике, вносимые в ЕГРЮЛ" заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, заполняется с учетом положений пункта 2.9 (за исключением подпункта 2.9.7) Требований.
В соответствии с пунктом 7.15.3 Требований в разделе 3 "Сведения, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ" листа К "Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица" заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, пункты 3.1 - 3.3, 3.5, 3.6 заполняются с учетом положений соответственно подпунктов 2.9.1 - 2.9.3, 2.9.5, 2.9.6.
В силу пункта 7.21.4 Требований раздел 4 "Сведения о заявителе" заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, заполняется с учетом положений подпунктов 2.9.1 - 2.9.3, 2.9.5, 2.9.6 Требований.
Согласно пункту 2.9.2 Требований в разделе 2 "ИНН" указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица. Раздел заполняется при наличии у физического лица идентификационного номера налогоплательщика, то есть в случае, если физическое лицо ранее обращалось в налоговый орган с заявлением о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации и им было получено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Как следует из материалов жалобы Заявителя, 06.09.2017 Заявителем по каналам связи направлены в Инспекцию документы для государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе, в том числе заявление по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, (далее - Заявление по форме N 14001) в части внесения изменений в сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества (о прекращении полномочий директора Общества и возложении данных полномочий на Х).
По результатам рассмотрения представленных Заявителем документов для государственной регистрации Инспекцией принято Решение, в соответствии с которым отказано в государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы данного юридического лица, на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Из Решения следует, что в представленном Х Заявлении по форме N 14001 в пункте 3.2 "ИНН" листа К "Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица" и пункте 4.2 "ИНН" листа Р "Сведения о заявителе" не указан ИНН Заявителя, в связи с чем Заявление по форме N 14001 считается не представленным, что является основанием для отказа в государственной регистрации.
Также 06.09.2017 нотариусом по каналам связи направлены в Инспекцию документы для государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе, в том числе Заявление по форме N Р14001 в части сведений об участнике-физическом лице Общества (о прекращении участия директора Общества и о новом участнике Х), по результатам рассмотрения которых Регистрирующим органом принято Решение.
Основанием для отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе послужил довод Инспекции о том, что в представленном нотариусом Заявлении по форме N 14001 в пункте 3.2 "ИНН" листа Д "Сведения об участнике-физическом лице" раздела 3 "Сведения об участнике, вносимые в ЕГРЮЛ" не заполнен ИНН Заявителя.
Управление, оставляя жалобу Заявителя на Решения Инспекции без удовлетворения, в Решении указало, что Инспекцией правомерно сделан вывод о том, что Заявителем не соблюдены требования, установленные в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Вместе с тем, ФНС России считает необоснованными Решения Инспекции и Решение Управления в связи с нижеследующим.
В соответствии с пунктом 7 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании информации, представляемой органами, указанными в пунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
Из пункта 2 статьи 84 Кодекса следует, что налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица, поданного в соответствии с пунктами 6, 7 или 7.2 статьи 83 Кодекса, в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет.
В силу пункта 3 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц.
Согласно информации, представленной Управлением, Х не обращался в налоговые органы с заявлением о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации и данному лицу не был присвоен ИНН.
Сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) Заявителя на территории Российской Федерации из органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства (месту пребывания), в порядке пункта 3 статьи 85 Кодекса в налоговые органы также не поступали.
С учетом изложенного ФНС России считает, что, поскольку Х не присвоен ИНН, Заявителем не нарушены Требования по заполнению Заявлений по форме N 14001, в связи чем у Инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе.
При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба, руководствуясь подпунктом "а" пункта 3 статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отменяет решения ИФНС России от 13.10.2017 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы данного юридического лица, и решение УФНС России от 06.12.2017.
Одновременно Федеральная налоговая служба поручает УФНС России в срок не более пяти рабочих дней со дня получения настоящего решения обеспечить контроль за принятием ИФНС России решения по документам, представленным 06.09.2017 Заявителем и нотариусом для государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы данного юридического лица.
Об исполнении поручения сообщить Заявителю и в копии Федеральной налоговой службе не позднее следующего дня по истечении вышеуказанного срока.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 30 января 2018 г. N СА-3-9/577@ Правомерность отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров