Решение Федеральной налоговой службы от 05 июня 2018 г. N СА-3-9/3718@
Федеральной налоговой службой 11.05.2018 получено интернет - обращение Х (далее - Заявитель) с жалобой от 11.05.2018 на решение ИФНС России (далее - Инспекция) от 30.10.2017 и решение УФНС России (далее - Управление) от 12.02.2018.
Как следует из материалов, представленных Управлением, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2016 год, представленной Х 13.05.2017.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за 2016 год составлен акт от 28.08.2017 и вынесено решение от 30.10.2017 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Заявителю отказано в праве на социальный налоговый вычет по НДФЛ за 2016 год, в размере 18 180 рублей и в возврате НДФЛ из бюджета, в размере 2 364 рублей.
Не согласившись с отказом Инспекции в предоставлении социального налогового вычета за 2016 год, Заявитель представил через Инспекцию в Управление апелляционную жалобу от 28.12.2017. Решением Управления от 12.02.2018 апелляционная жалоба Заявителя оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Федеральную налоговую службу, Х выражает несогласие с решением Инспекции от 30.10.2017 и решением Управления от 12.02.2018, считает их необоснованными и несоответствующими нормам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по следующим основаниям.
Заявитель считает, что ему неправомерно отказано Инспекцией в праве на социальный налоговый вычет по НДФЛ за 2016 год в размере 18 180 рублей по расходам на обучение сына (2010 года рождения) по очной форме у индивидуального предпринимателя (учителя - логопеда) на основании заключенного договора.
Заявитель сообщает, что ИП с момента постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя образовательную деятельность не осуществляла, а обучала по очной форме детей дошкольного возраста правильному звукопроизношению и чтению.
Заявитель обращает внимание, что вид деятельности по обучению ребенка дошкольного возраста правильному звукопроизношению и чтению в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) не имеет кода и не отнесен к образовательной деятельности.
Х полагает, что неправильное указание Инспекцией в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) кода вида деятельности ИП по ОКВЭД не свидетельствует о том, что деятельность по обучению детей дошкольного возраста осуществлялась ею незаконно.
Заявитель отмечает, что как следует из решения Управления от 12.02.2018, 30.01.2018 по заявлению ИП внесены изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРИП, и указан вид деятельности по коду ОКВЭД 85.41.9 - "Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки".
Х сообщает, что Инспекцией в нарушение приказа ФНС России от 08.05.2015 NММВ-7-2/189@ в акте камеральной налоговой проверки от 28.08.2017 не указано наименование налогового органа, проводившего налоговую проверку, в связи с чем указанный акт не может являться основанием для вынесения Инспекцией решения от 30.10.2017.
На основании вышеизложенного, Х просит при вынесении решения устранить дискриминацию, допущенную в отношении него Инспекцией и Управлением; отменить пункт 3.2.1 итоговой части решения Инспекции от 30.10.2017 и пункт 1 итоговой части решения Управления от 12.02.2018; предоставить социальный налоговый вычет по НДФЛ в размере, указанном в декларации по НДФЛ за 2016 год; решение по жалобе направить почтой и через личный кабинет налогоплательщика.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя и документы, представленные Управлением, сообщает следующее.
Как следует из материалов, представленных Управлением, 13.05.2017 Х представил в Инспекцию декларацию по НДФЛ за 2016 год, в которой заявил социальный налоговый вычет по НДФЛ в общей сумме 52 475 рублей, в том числе: в сумме 24 500 рублей по расходам на обучение ребенка по очной форме обучения; в сумме 10 710 рублей по расходам на свое обучение; в сумме 17 265 рублей по расходам за медицинские услуги; сумму НДФЛ, подлежащую возврату из бюджета, в общем размере 6 822 рублей.
С декларацией Заявителем представлены копии следующих документов: договора от 05.04.2016 возмездного оказания логопедических услуг; квитанций от 05.04.2016, от 13.04.2016, от 24.04.2016, от 05.05.2016, от 10.05.2016, от 14.05.2016, от 17.05.2016, от 22.05.2016, от 07.09.2016, от 29.10.2016, от 12.11.2016, от 17.12.2016 на оплату услуг населению; свидетельства о рождении; справки о доходах физического лица по форме 2 - НДФЛ за 2016 год.
По результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за 2016 год Инспекцией подтверждено право Х на социальный налоговый вычет по НДФЛ в общей сумме 34 295 рублей и НДФЛ, подлежащий возврату из бюджета - 4 458 рублей.
Основанием для отказа Инспекцией в праве на социальный налоговый вычет по НДФЛ за 2016 год по расходам на оплату услуг по договору, заключенному Х с ИП, в размере 18 180 рублей, послужило отсутствие у индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также отсутствие в ЕГРИП соответствующего кода вида деятельности по ОКВЭД об осуществлении ИП общеобразовательной деятельности.
Вместе с тем, Федеральной налоговой службой установлено, что Инспекцией не учтено следующее.
Порядок предоставления налогоплательщикам социальных налоговых вычетов определен статьей 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса (в редакции действующей в 2016 году) при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком - родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
Статьей 11 Кодекса установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
С учетом положений пунктов 1 и 5 статьи 32 Федерального закона индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников индивидуальному предпринимателю необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности непосредственно получение лицензии в силу пункта 2 статьи 91 Федерального закона не требуется.
На основании пункта 2 статьи 46 Федерального закона номенклатура, в том числе должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" учитель - логопед является педагогическим работником.
Как следует из материалов, представленных Управлением, Х с индивидуальным предпринимателем заключен договор от 05.04.2016 на оказание логопедических услуг по очной форме обучения несовершеннолетнего ребенка (2010 года рождения).
Согласно свидетельству о рождении, ученик (2010 года рождения) является сыном Х.
Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за 2016 год установлено, что Х в течение 2016 года по договору от 05.04.2016 произведена оплата за оказание логопедических услуг ИП в общем размере 18 180 рублей, данное обстоятельство подтверждается квитанциями на оплату услуг населению от 05.04.2016, от 13.04.2016, от 24.04.2016, от 05.05.2016, от 10.05.2016, от 14.05.2016, от 17.05.2016, от 22.05.2016, от 07.09.2016, от 29.10.2016, от 12.11.2016, от 17.12.2016.
Таким образом, как следует из вышеприведенных норм законодательства и исходя из фактических обстоятельств, Х вправе претендовать на получение социального налогового вычета по НДФЛ в сумме, уплаченной за обучение своего ребенка у индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность, вне зависимости от факта наличия у него лицензии на осуществление образовательной деятельности. При этом в соответствии с действующими в спорный период нормами подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса в качестве условия получения социального налогового вычета по НДФЛ не предусмотрено наличие в ЕГРИП соответствующего кода ОКВЭД об осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности. В этой связи, Инспекцией в решении от 30.10.2017 необоснованно отказано Х в праве на получение социального налогового вычета по НДФЛ в размере 18 180 рублей и в возврате из бюджета НДФЛ в сумме 2 364 рублей.
Иные доводы Х, приведенные в жалобе, оценка которых не нашла отражения в тексте настоящего решения, не имеют самостоятельного значения для разрешения спора по существу.
На основании вышеизложенного, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, отменяет решение ИФНС России от 30.10.2017 и решение УФНС России от 12.02.2018 в части отказа в праве на социальный налоговый вычет по НДФЛ в размере 18 180 рублей и отказа в возврате из бюджета НДФЛ в размере 2 364 рублей. В остальной части Федеральная налоговая служба оставляет решение ИФНС России от 30.10.2017 и решение УФНС России от 12.02.2018 без изменения.
Одновременно, Федеральная налоговая служба поручает УФНС России обеспечить направление Заявителю настоящего решения через интернет - сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 05 июня 2018 г. N СА-3-9/3718@ Правомерность получения социального налогового вычета по НДФЛ по расходам на обучение ребенка у ИП, не имеющего лицензии на осуществление образовательной деятельности
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров