Решение Федеральной налоговой службы от 01 августа 2018 г. N КЧ-4-9/14909@
Федеральной налоговой службой получена жалоба Х (далее - Заявитель, Х) от 29.06.2018, направленная письмами Управления Федеральной налоговой службы (далее - Управление) от 11.07.2018, от 12.07.2018, на действия (бездействие) должностных лиц Инспекции Федеральной налоговой службы (далее - Инспекция).
В указанной жалобе Х сообщает, что 14.05.2018 Инспекцией было вынесено решение о приостановлении операций по счетам Заявителя в банке в связи с неуплатой страховых взносов за 2017 год. Не согласившись с указанным решением Х обратилась в Управление с жалобой, которая решением Управления от 08.06.2018 оставлена без удовлетворения. При этом Управлением в указанном решении сообщено, что Х состоит на учете в налоговом органе по двум основаниям в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве оценщика, по каждому из которых Заявителем должны быть исчислены и уплачены страховые взносы. Однако Х считает, что двойное налогообложение не допускается и действия налогового органа при исчислении страховых взносов по двум основаниям являются незаконными и необоснованными, а также нарушают ее права.
Учитывая вышеизложенное, Х просит дать оценку решению Инспекции о приостановлении операций по счетам Заявителя в банке, ответу Управления и, в случае выявления нарушений действующего законодательства Российской Федерации в действиях должностных лиц налоговых органов, принять меры по привлечению виновных лиц к ответственности.
Федеральная налоговая служба по жалобе Заявителя от 29.06.2018, с учетом материалов, представленных Управлением, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 2 статьи 419 Кодекса, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 статьи 419 Кодекса, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 430 Кодекса если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Пунктом 1 статьи 432 Кодекса установлено, что исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Кодекса суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет в налоговых органах индивидуального предпринимателя по его месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 4.1 статьи 85 Кодекса установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.
Пунктами 1 и 2 статьи 69 Кодекса установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 2 статьи 45 Кодекса взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Согласно пункту 2 статьи 46 Кодекса взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 статьи 76 Кодекса и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 76 Кодекса установлено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
Согласно информации, представленной Управлением, ранее в Управление поступила жалоба Х с доводами, аналогичными изложенным в жалобе от 29.06.2018. По результатам рассмотрения указанной жалобы Управлением принято решение от 08.06.2018 об оставлении жалобы Х без удовлетворения.
В решении от 08.06.2018 Управлением сообщено, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Х с 23.05.2017 состоит на учете в Инспекции в качестве индивидуального предпринимателя, а также с 16.06.2017 в качестве оценщика, следовательно, Заявитель состоит на учете в налоговом органе по двум основаниям, по каждому из которых должны быть исчислены и уплачены страховые взносы в фиксированном размере.
Также Управлением сообщено о начале осуществления Заявителем предпринимательской деятельности и деятельности в качестве оценщика в течение 2017 года, в связи с чем согласно статье 430 Кодекса фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев и количеству календарных дней месяца начала деятельности.
Управлением в решении от 08.06.2018 сообщено о начислении Х страховых взносов за 2017 год от предпринимательской деятельности в общей сумме 17 004,68 рубля. В связи с неуплатой указанных страховых взносов в установленный срок, Заявителю направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 13.02.2018, на основании которого Заявителем произведена уплата задолженности по страховым взносам в полном объеме. Кроме того, Х самостоятельно исчислены и уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей в сумме 435 рублей.
Также Управлением сообщено о начислении Заявителю страховых взносов за 2017 год от деятельности в качестве оценщика в общей сумме 14 726,25 рублей. В связи с неуплатой указанных страховых взносов в установленный законодательством срок, Х направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 10.04.2018, на основании которого Заявителем произведена частичная уплата задолженности по страховым взносам в общей сумме 8 500 рублей. При этом в связи с истечением срока уплаты по указанному требованию Инспекцией вынесены решение от 14.05.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств на задолженность в общей сумме 6 258,28 рублей и решение от 14.05.2018 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств. При этом Управлением отмечено, что поскольку Заявителем задолженность по страховым взносам в полном объеме не погашена, то основания для отмены решения отсутствуют.
Согласно информации, представленной Управлением, на расчетный счет Х направлены инкассовые поручения от 21.05.2018 на сумму 6 258,28 рублей, которые 31.05.2018 исполнены банком. В этой связи Инспекцией в отношении Заявителя принято решение от 06.06.2018 об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Федеральная налоговая служба отмечает, что физическое лицо, одновременно относящееся к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию, то есть как индивидуальный предприниматель и как лицо, осуществляющее иную деятельность, указанную в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса.
Таким образом, решение Управления от 08.06.2018, а также действия должностных лиц Инспекции по начислению и взысканию с Х страховых взносов по двум основаниям в качестве индивидуального предпринимателя и оценщика не противоречат нормам действующего законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 01 августа 2018 г. N КЧ-4-9/14909@ Правомерность уплаты страховых взносов одним налогоплательщиком по двум основаниям в качестве ИП и в качестве оценщика
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров