Решение Федеральной налоговой службы от 30 апреля 2020 г. N КЧ-4-9/7354@
Федеральной налоговой службой получены жалоба ликвидатора общества с ограниченной ответственностью (далее - Общество) Х (далее - Заявитель, Ликвидатор) от 11.03.2020 на решения Межрайонной ИФНС России
(далее - Регистрирующий орган, Инспекция) от 15.11.2019 об отказе в государственной регистрации ликвидации Общества (далее - Решение 1) и Управления ФНС России (далее - Управление) от 27.01.2020 об оставлении жалобы Заявителя на Решение 1 без удовлетворения (далее - Решение 2), а также интернет-обращение Заявителя от 21.04.2020 в отношении вышеуказанной жалобы данного лица (далее - Жалоба).
Заявитель в Жалобе сообщает, что в соответствии с Решением 1 и Решением 2 регистрирующими органами отказано в государственной регистрации ликвидации Общества, поскольку у Общества 2 и Общества 3 имеются требования кредиторов к ликвидируемому Обществу.
Вместе с тем, Ликвидатор отмечает, что Общество в период выявления требований кредиторов (до составления промежуточного ликвидационного баланса Общества) подписало с Обществом 2 акт сверки по состоянию на 31.12.2018, согласно которому у Общества отсутствует задолженность перед Обществом 2.
При этом Заявитель сообщает, что контрагента Общества 3 у Общества никогда не было, сведения о его идентификационном номере налогоплательщика у Общества отсутствуют.
Следовательно, у Ликвидатора не было возможности (необходимости) направлять Обществу 3 уведомление о ликвидации Общества.
Кроме того, Общество 3 не заявляло в суде соответствующих требований к Обществу.
В свою очередь, исковое заявление Общества 2 к Обществу о взыскании задолженности определением Арбитражного суда (далее - Суд) от 17.12.2019 возвращено истцу в связи с тем, что за период с 01.11.2019 по 09.12.2019 Обществом 2 не были устранены недостатки в оформлении искового заявления.
Ликвидатор считает, что, поскольку Общество 2 и Общество 3 не воспользовались механизмами защиты прав кредиторов, предусмотренными статьями 63, 64 и 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), данные общества в нарушение положений пункта 1 статьи 10 ГК РФ действовали по отношению к Обществу недобросовестно.
По мнению Заявителя, ликвидационный баланс, представленный Обществом для государственной регистрации его ликвидации, в котором не указаны сведения о наличии обязательств перед Обществом 2 и Обществом 3 является достоверным и надлежащим, т.е. отражает действительное имущественное положение Общества и его расчеты с кредиторами.
Следовательно, у Ликвидатора отсутствует обязанность по обращению в Суд с заявлением о признании Общества банкротом.
На основании изложенных в Жалобе обстоятельств Заявитель просит отменить Решение 1 и Решение 2, а также обязать Регистрирующий орган внести в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ, Реестр) запись о государственной регистрации ликвидации Общества.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев Жалобу Ликвидатора, исследовав и оценив материалы, представленные Управлением, сообщает следующее.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Закона N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Пунктом 1 статьи 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
В пункте 6 статьи 63 ГК РФ указано, что после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, ликвидационный баланс.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.
Пунктом 3 статьи 22 Закона N 129-ФЗ определено, что документы, предусмотренные статьей 21 Закона N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
В соответствии с подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом N 129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Как следует из содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и материалов жалобы Заявителя, 10.10.2018 в Реестр внесена запись о принятии Обществом решения о ликвидации и назначении ликвидатора (далее - Запись от 10.10.2018).
В журнале "Вестник государственной регистрации" опубликовано сообщение о ликвидации Общества (далее - Сообщение), согласно которому требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования Сообщения.
27.05.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества.
08.10.2019 Ликвидатором в Регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации ликвидации Общества, в том числе заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 (далее - Заявление) и ликвидационный баланс на 03.07.2019, согласно которому у Общества отсутствуют обязательства.
15.10.2019 на основании пункта 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ Инспекцией в отношении указанных документов принято решение о приостановлении государственной регистрации для проведения проверки на наличие задолженности у Общества перед Обществом 2 и Обществом 3 (далее - Решение о приостановлении).
25.10.2019 Регистрирующим органом получено письмо Общества от 24.10.2019, согласно которому Общество уведомляет Инспекцию о том, что в связи с вынесением Решения о приостановлении 24.10.2019 Обществом представлены в Налоговый орган письменные пояснения от 24.10.2019 ликвидатора Общества (далее - Пояснения от 24.10.2019).
К указанному письму приложены копии Пояснения от 24.10.2019 и акта сверки взаимных расчетов между Обществом и Обществом 2 по состоянию на 31.12.2018 (далее - Акт сверки от 31.12.2018).
В свою очередь, из Пояснений от 24.10.2019 следует, что согласно Акту сверки от 31.12.2018 задолженность у Общества перед Обществом 2 отсутствует. Также в указанном пояснении Общество отмечает, что за весь период деятельности не было контрагента Общества 3. Обществом исполнена обязанность по уведомлению всех кредиторов, как посредством опубликования Сообщения, так и посредством письменного уведомления. В свою очередь, Общество 2 и Общество 3 не заявляли ликвидатору Общества своих требований.
Учитывая изложенное, Обществом в Пояснениях от 24.10.2019 сделан вывод о том, что данные об отсутствии задолженности перед Обществом 2 и Обществом 3 являются достоверными.
15.11.2019 Регистрирующим органом в отношении комплекта документов на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ принято Решение 1.
В Решении 1 в качестве обоснования отказа в государственной регистрации ликвидации Общества указано, что в Регистрирующий орган не представлены Заявление, составленное с учетом пункта 1 и пункта 2 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которыми при обнаружении обстоятельств, при которых стоимость имущества должника-юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, а также ликвидационный баланс, отражающий действительное имущественное положение Общества и его расчеты с кредиторами.
Заявитель, не согласившись с Решением 1, обратился в Управление с жалобой от 25.12.2019, по результатам рассмотрения которой Управлением принято Решение 2.
Управлением в Решении 2 отмечено, что Регистрирующий орган при принятии Решения о приостановлении государственной регистрации располагал поступившими от Общества 2 и Общества 3 возражениями против ликвидации Общества
(далее - Возражения Общества 2 и Возражения Общества 3).
Кроме того, в соответствии с поступившим в Инспекцию 14.11.2019
письмом Общества 2 (далее - Письмо Общества 2) Инспекцией установлено, что ликвидационной комиссией (ликвидатором) Общества не были прияты меры по уведомлению кредиторов о начавшейся процедуре ликвидации Общества.
Также в Решении 2 Управлением отмечено, что по данным картотеки арбитражных дел на момент рассмотрения представленных в отношении Общества документов Обществом 2 инициировано исковое производство в Суде по взысканию задолженности с Общества.
При этом, по мнению Управления, факт возврата 17.12.2019 Судом данного искового заявления Общества 2 не может указывать на то, что Решение
1 не соответствует закону или иному правовому акту на момент его принятия Инспекцией.
На основании изложенного Управлением в Решении 2 сделан вывод о том, что Обществом не соблюден установленный законодательством Российской Федерации порядок проведения процедуры ликвидации Общества, а именно положений статей 63, 64 ГК РФ, статьи 21 Закона N 129-ФЗ, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Кроме того, в Решении 2 Управлением отмечено, что учредители, ликвидатор Общества не явились в Налоговый орган в связи с направленными в адрес данных лиц уведомлениями об их вызове в Налоговый орган для проведения опроса о наличии задолженности у Общества перед Обществом 2 и Обществом 3.
Федеральная налоговая служба в отношении Решения 1 и Решения 2 сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
Статьей 64 ГК РФ закреплен порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица.
Из пункта 1 статьи 64.1 ГК РФ следует, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу.
В силу пункта 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Таким образом, установленная положениями статей 63 - 64.1 ГК РФ процедура ликвидации юридического лица и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица для включения его в промежуточный ликвидационный баланс, а при уклонении ликвидационной комиссии (ликвидатора) от рассмотрения требований - оспаривание такого уклонения в суд.
Как было указано выше, позиция регистрирующих органов о несоблюдении Обществом установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации Общества обоснована Возражениями Общества 2 и Общества 3, а также Письмом Общества 2, поскольку указанные документы свидетельствуют, по мнению Инспекции и Управления, о наличии у Общества задолженности перед Обществом 2 и Обществом 3 и, как следствие, отражении недостоверных сведений в ликвидационном балансе Общества.
Вместе с тем, ФНС России считает, что, исходя из вышеуказанных положений ГК РФ, предусматривающих способы защиты прав кредитора ликвидируемого юридического лица, сам по себе факт представления Обществом 2 и Обществом 3 Возражений и Письма Общества 2 о наличии у Общества перед указанными обществами задолженности не может являться основанием для вывода о нарушении порядка проведения процедуры ликвидации Общества.
Так, из Возражений Общества 3 следует, что право требования долга реализовалось данным обществом через поданную Обществу претензию, которая была проигнорирована Обществом.
Кроме того, в Возражениях Общества 2 и Общества 3 отражено, что данные общества намереваются (собираются) подать исковые заявления в Суд о взыскании долга.
Вместе с тем, ФНС России установлено, что кредитором Обществом 3 не реализовано свое право на обращение в суд с соответствующим иском к Обществу, поскольку на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Сайт арбитражного суда) отсутствует информация о его обращении в суд с соответствующим иском к Обществу.
В силу подпункта 2 пункта 5.1 статьи 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд, считаются погашенными.
Таким образом, поскольку Общество 3 не воспользовалось механизмом защиты интересов кредиторов, предусмотренным ГК РФ, данное общество утратило право на удовлетворение (погашение) своего требования в ходе процедуры ликвидации Общества.
Как было отмечено выше, в силу пункта 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ наличие судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, является ограничением на осуществление государственной регистрации ликвидации юридического лица.
В свою очередь, на Сайте арбитражного суда отражена информация о принятии Судом определения о возвращении искового заявления Общества 2 к Обществу о взыскании 2 253 557 руб., поступившего в Суд 25.10.2019.
Таким образом, как на момент представления в Регистрирующий орган документов для государственной регистрации ликвидации Общества, так и на момент принятия Решения 1 и Решения 2 вышеуказанное исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к Обществу, находящемуся в процессе ликвидации, Судом к производству принято не было.
С учетом изложенного ФНС России считает, что ссылка Управления в Решении на инициирование Обществом 2 искового производства в Суде по взысканию задолженности с Общества не может быть признана обоснованной.
При таких обстоятельствах Общество 2 также не воспользовалось механизмом защиты интересов кредиторов, предусмотренным ГК РФ, и, соответственно, данное общество утратило право на удовлетворение (погашение) своего требования в ходе процедуры ликвидации Общества.
Следовательно, по мнению ФНС России, вывод Управления о несоблюдении установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации Общества, а именно положений статей 63, 64 ГК РФ, статьи 21 Закона N 129-ФЗ является неправомерным.
Одновременно ФНС России отмечает, что неявка учредителей и ликвидатора Общества в Налоговый орган для проведения опроса о наличии задолженности у Общества перед Обществом 2 и Обществом 3 не может влиять на оценку Управлением правомерности принятия Инспекцией Решения 1.
Однако ФНС России при рассмотрении Жалобы Заявителя установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 57 Закона N 14-ФЗ общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.
В силу пункта 6 статьи 57 Закона N 14-ФЗ срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
Как было указано выше, несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации такого юридического лица.
Согласно содержащимся в ЕГРЮЛ сведениям Запись от 10.10.2018 внесена в Реестр на основании протокола общего собрания участников Общества от 02.10.2018, из которого следует, что данные лица единогласно решили, в том числе приступить к процедуре добровольной ликвидации Общества.
Вместе с тем, ФНС России отмечает, что в нарушение положений пункта 6 статьи 57 Закона N 14-ФЗ данный протокол не содержит срок ликвидации Общества.
Учитывая, что на момент представления (08.10.2019) в Регистрирующий орган документов для ликвидации Общества годичный срок ликвидации, установленный пунктом 6 статьи 57 Закона N 14-ФЗ, истек, и доказательств продления в судебном порядке указанного срока Обществом не представлено, ФНС России считает, что в силу положений подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ Решение 1 и Решение 2 не подлежат отмене.
На основании изложенного Федеральная налоговая служба, руководствуясь подпунктом "б" пункта 3 статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", оставляет Жалобу Ликвидатора без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 30 апреля 2020 г. N КЧ-4-9/7354@ Порядок ликвидации общества с ограниченной ответственностью в добровольном порядке
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 3 августа 2020 г. N 15