Решение Федеральной налоговой службы от 13 апреля 2021 г. N КЧ-4-9/4958@
В Федеральную налоговую службу поступила жалоба Х
(далее - Заявитель, Налогоплательщик) от 01.03.2021 на решение ИФНС России (далее - Инспекция) от 30.11.2020 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение) и решение УФНС России (далее - Управление) от 11.02.2021(далее - решение Управления).
Из материалов, представленных Управлением, следует, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации
по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2017 год
(далее - Декларация).
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 12.10.2020 и вынесено Решение, в соответствии с которым Заявителю отказано в праве на социальный налоговый вычет по НДФЛ по расходам на оплату медицинских услуг и в возврате НДФЛ из бюджета.
Заявитель, полагая, что Решение является необоснованным, в порядке, установленном главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс), обратилась с апелляционной жалобой в Управление.
Решением Управления апелляционная жалоба Заявителя на Решение оставлена без удовлетворения.
Считая решения Инспекции и Управления необоснованными, Заявитель обратился с жалобой в Федеральную налоговую службу.
В жалобе, поступившей в Федеральную налоговую службу, Налогоплательщик выражает несогласие с отказом в праве на социальный налоговый вычет по НДФЛ за 2017 год по расходам на оплату медицинских услуг и в возврате НДФЛ из бюджета.
Заявитель сообщает, что подал Декларацию по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с приложением в электронном виде документов, подтверждающих право на социальный налоговый вычет по расходам на лечение, в том числе справки об оплате медицинских услуг.
Ссылаясь на статью 93 Кодекса и приказ ФНС России от 17.02.2011
N ММВ-7-2/168@, Налогоплательщик указывает, что документы в налоговый орган представляются в виде копий или в электронном виде; подтверждением получения Инспекцией документа в электронном виде по ТКС является квитанция. В решении Инспекции не указана причина необходимости ознакомления с оригиналами документов, учитывая санитарно-эпидемиологические ограничения.
Заявитель отмечает, что в случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с оригиналами документов. Вместе с тем, требование или уведомление Инспекции о представлении оригинала справки об оплате медицинских услуг налогоплательщик не получал.
Заявитель считает, что Управление неправомерно ссылается на методические рекомендации для налоговых органов при приеме деклараций на бумажных носителях, поскольку данный порядок не распространяется на представление документов с декларацией по ТКС.
На основании изложенного Заявитель просит отменить решения Инспекции и Управления.
ФНС России, рассмотрев жалобу, исследовав и оценив документы, представленные Управлением и Заявителем, сообщает следующее.
Налогоплательщик представил Декларацию по ТКС, в которой заявил социальный налоговый вычет по расходам на лечение.
Заявителем с Декларацией по ТКС представлены следующие документы: договор с Клиникой на оказание медицинских услуг (далее - договор на оказание медицинских услуг); акт оказания медицинских услуг; кассовые чеки; справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации от 07.06.2020 (далее - справка об оплате медицинских услуг); лицензия на осуществление медицинской деятельности Клиники; справка по форме N 2-НДФЛ.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки Заявителя на основе Декларации Налогоплательщику отказано в праве на социальный налоговый вычет по НДФЛ по расходам на лечение и в возврате из бюджета соответствующей суммы НДФЛ в связи с непредставлением Заявителем оригинала справки об оплате медицинских услуг.
Управление по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Заявителя поддержало позицию Инспекции.
Вместе с тем, Федеральная налоговая служба считает, что при принятии решений Инспекцией и Управлением не учтено следующее.
Порядок предоставления налогоплательщикам социальных налоговых вычетов по НДФЛ определен статьей 219 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201 (действующим в спорный период) утвержден перечень медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении размера социального налогового вычета.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201 Приказом Минздрава России N 289 и МНС России
N БГ-3-04/256 от 25.07.2001 (далее - Приказ) утверждены, в том числе форма справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации (Приложение N 1) и Инструкция по учету, хранению и заполнению справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации (Приложение N 2 к Приказу).
Пунктом 3 статьи 80 Кодекса установлено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации. Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, в электронном виде.
Согласно пункту 4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Учитывая, что представленная Заявителем с Декларацией справка об оплате медицинских услуг составлена по форме, утвержденной Приказом Минздрава России N 289, МНС России N БГ-3-04/256 от 25.07.2001, какие-либо иные претензии к документам, представленным Налогоплательщиком, у налоговых органов отсутствуют, требования Инспекции и Управления о необходимости представления оригинала справки об оплате медицинских услуг в данном случае являются необоснованными, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства.
При таких обстоятельствах Инспекцией неправомерно отказано
Заявителю в праве на социальный налоговый вычет по НДФЛ по расходам на лечение в размере, заявленном в Декларации, и в возврате из бюджета соответствующей суммы НДФЛ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 13 апреля 2021 г. N КЧ-4-9/4958@ Представление в налоговый орган в электронном виде справки об оплате медицинских услуг для подтверждения права на социальный налоговый вычет по НДФЛ
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров