Санаторий-профилакторий имеет статус реабилитационного центра и пользуется освобождением от обложения НДС, предусмотренным пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ, при оформлении путевок, курсовок.
При направлении инвалида в профилакторий на реабилитацию Министерство соцзащиты оформляет на него сертификат и оплачивает его. В профилактории инвалидам оказываются не только медицинские услуги, но и услуги социального характера. Эта деятельность является не коммерческой, а социальной.
Облагается ли она НДС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Услуги, оказываемые инвалидам при направлении их на реабилитацию в профилакторий (в том числе социального характера), не облагаются НДС на основании пп.пп. 2, 3, 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Обоснование позиции:
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или, возможно, более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество (ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", далее - Закон N 181-ФЗ). Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя в том числе восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.
Согласно ст. 10 Закона N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Распоряжение N 2347-р), в котором в списке реабилитационных мероприятий указано санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (п. 3 Распоряжения N 2347-р - с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства РФ от 10.09.2014 N 1776-р).
Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности (ст. 15 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", смотрите также п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ)).
Согласно пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.
Кроме того, на основании п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ:
- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, в частности технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов. Такой перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, утвержден постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 998 (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность (за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, кроме ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, финансируемых из бюджета) (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ). В целях главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ к медицинским услугам относятся, в частности, услуги, оказываемые инвалидам (абзац девятый пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг по уходу за больными, инвалидами, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты (пп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина России от 04.07.2013 N 03-07-11/25631);
- услуг по поддержке и социальному обслуживанию инвалидов, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством РФ о социальном обслуживании (пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ). Заметим, в письме Минфина России от 14.02.2012 N 03-07-07/22 разъяснено, что освобождение от налогообложения социально-значимых услуг, предусмотренных пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ, применяется независимо от типа и организационно-правовой формы организаций, оказывающих такие услуги.
Таким образом, считаем, что услуги, оказываемые инвалидам при направлении их на реабилитацию в профилакторий, не облагаются НДС на основании пп.пп. 2, 3, 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Заметим, согласно п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Из п. 6 ст. 149 НК РФ следует, что ограничение в виде наличия лицензии, установленное данной нормой, распространяется только на операции, которые в соответствии с требованием закона подлежат лицензированию. Если деятельность не подлежит лицензированию, то налогоплательщик не лишается права на применение льготы по НДС.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации для применения льгот, предусмотренных ст. 149 НК РФ, санаторию (профилакторию) необходимо наличие лицензии только при оказании медицинских услуг. Услуги социального характера, а также по организации отдыха лицензированию не подлежат (ст. 12 Закона N 99-ФЗ), поэтому для применения льгот при их оказании наличие лицензии не требуется.
Обращаем внимание, что высказанная нами по рассматриваемому вопросу позиция является нашим экспертным мнением.
Ни разъяснений уполномоченных органов, ни арбитражной практики применительно к рассматриваемой ситуации нами не обнаружено. Во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов Ваша организация может обратиться за разъяснениями в Минфин России или в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет. Согласно п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от Минфина России и налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, наличие которых учитывается в случае возникновения спора в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика (ст. 111 НК РФ).
Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС реализации услуг российских санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха (включая детские);
- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС медицинских услуг;
- Энциклопедия решений. Лицензируемые виды деятельности в целях освобождения от НДС.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана
8 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.