Удержание исковых требований с сотрудников и военнослужащих
В статье приведены ответы на вопросы, связанные с удержанием исковых требований по исполнительным листам.
Документ-основание для удержания искового требования
Начиная разговор об удержании из денежного довольствия различных видов исковых требований, отметим, что основанием для совершения данных действий в отношении конкретного военнослужащего является наличие документа, в котором есть указания на принудительный характер удержания. Как правило, чаще всего на практике финансовые службы сталкиваются с исполнительными листами, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов. Кроме перечисленных документов к исполнительным документам относятся (п. 1 ст. 12 Федерального закона N 229-ФЗ*(1)):
- судебные приказы;
- судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
В силу п. 3 ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ финансовые службы со дня получения от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполнительного документа обязаны удерживать денежные средства с доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Выплата или перевод взыскателю удержанных средств осуществляются в трехдневный срок со дня выплаты должнику денежного довольствия или иных периодических доходов.
Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
Примечание. Кроме того, к исполнительным документам относятся нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии.
Перечень доходов, с которых производится удержание
Подробный перечень доходов, с которых производятся удержания исковых требований, содержащихся в исполнительном документе, в Федеральном законе N 229-ФЗ не приводится. Имеются лишь указания, что судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:
- исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
- взыскание суммы, не превышающей 10 000 руб.;
- отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме (п. 1 ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ).
Однако если исковое требование связано с удержанием алиментов на несовершеннолетних детей, то применяется Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 (далее - Перечень).
Примечание. По мнению автора, данный перечень можно применять, когда речь идет об удержании и других исковых требований, не относящихся к алиментам.
Исходя из п. 3 Перечня удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками ОВД и другими приравненными к ним лицами, в том числе:
- военнослужащими - с окладов по воинской должности, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок (доплат) и других дополнительных выплат денежного довольствия, имеющих постоянный характер;
- сотрудниками ОВД, ГПС, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также работниками таможенной системы - с оклада по штатной должности, оклада по специальному званию, процентных надбавок (доплат) за выслугу лет, ученую степень, ученое звание и других денежных выплат, имеющих постоянный характер;
- военнослужащими и сотрудниками ОВД, ГПС - с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в ОВД, ГПС.
На практике удержание алиментов всегда вызывает много вопросов. Вот, например один из них. Относятся ли суммы, выплачиваемые военнослужащим по правилам Приказа Минобороны РФ от 02.08.2008 N 400, к суммам, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей? Напомним, что данным приказом утверждена инструкция, в соответствии с которой начиная с 01.01.2009 за счет средств федерального бюджета награждаются офицеры Вооруженных Сил.
Пунктами 1 и 4 названной инструкции установлено, что денежными средствами награждаются офицеры Вооруженных Сил:
- исходя из результатов проведения командно-штабных, тактических (летно-тактических), тактико-специальных учений, боевых стрельб, пусков, участия в походах;
- исходя из состояния подчиненной воинской части;
- исходя из уровня подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с занимаемой воинской должностью;
- исходя из личной дисциплинированности.
Денежные средства награждаемым офицерам выплачиваются в течение календарного года ежемесячно в равных долях. Основанием для выплаты является приказ Минобороны. Выплата производится одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц и отражается в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельной графе.
Таким образом, основываясь на содержании вышеприведенных правовых норм, следует сделать вывод о том, что данные денежные выплаты являются дополнительным денежным вознаграждением, которое применительно к военнослужащим является постоянным денежным вознаграждением, поскольку предусмотрено специальным постановлением Правительства РФ, и алименты с сумм указанного вознаграждения подлежат удержанию. Этот вывод озвучен в Обзоре судебной практики Челябинского областного суда за второй квартал 2011 года, утвержденном Постановлением Президиума Челябинского областного суда от 05.10.2011.
Аналогичный подход по удержанию алиментов касается денежного вознаграждения за фактическое участие в контртеррористических операциях, выплачиваемого в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65. Данное денежное вознаграждение выплачивается сотрудникам и военнослужащим, участвующим в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в составе специальных сил и сил Объединенной группировки, привлекаемых Региональным оперативным штабом. Его выплат осуществляется в порядке, определяемом руководителем оперативного штаба, за фактическое участие в этих операциях из расчета 20 000 руб. в месяц пропорционально количеству дней участия в конкретных контртеррористических операциях. Как отмечается в Определении Свердловского областного суда от 23.01.2007 N 33-314/2007, такое вознаграждение является дополнительным денежным вознаграждением за выполнение служебных обязанностей в особых условиях, которое применительно к сотрудникам ОВД, привлеченным к участию в контртеррористических операциях, является постоянным денежным вознаграждением, поскольку предусмотрено специальным постановлением Правительства РФ, и алименты с сумм указанного вознаграждения подлежат удержанию.
Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, перечислены в ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ. В частности, к ним отнесены:
1. Денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей.
2. Компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде.
3. Пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
4. Суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:
- в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
- в связи с террористическим актом;
- в связи со смертью члена семьи;
- в виде гуманитарной помощи;
- за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений.
5. Суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом.
6. Социальное пособие на погребение.
Обращаем внимание читателей, что в соответствии со ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ удержания из денежного довольствия (заработной платы) должника производятся из суммы, оставшейся после уплаты НДФЛ.
Размер удержания исковых требований
Существенное значение при погашении исковых требований имеет размер удержаний. Как правил, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции, содержат всю необходимую информацию, в том числе размер удержаний, производимый из доходов должника.
В силу ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ с должника не может быть удержано более 50% денежного довольствия (заработной платы) и иных доходов.
При этом указанные ограничения не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из денежного довольствия (заработной платы) и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70% от указанных выплат.
Примечание. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Пример 1
В казенное учреждение МЧС 10.03.2015 поступил исполнительный лист об удержании у сотрудника неуплаты по транспортному налогу за 2012 и 2013 годы в сумме 15 354 руб., включая штрафные санкции и пени. За март 2015 года ему начислено в общей сумме 25 500 руб., а именно:
- денежное довольствие - 21 500 руб.;
- материальная помощь на похороны родителей - 4 000 руб.
Произведем расчет суммы удержания исковых требований.
При определении суммы дохода, из которого будут удерживаться исковые требования, в доход следует включить только денежное довольствие. Материальная помощь, выдаваемая со смертью близких родственников, в доход, с которого производятся удержания, не входит на основании ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ.
Из полученных сотрудником МЧС в марте 2015 года доходов будет удержан НДФЛ в сумме 2 041 руб. ((21 500 - 5 800) руб. x 13%).
Общая сумма удержаний на основании ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ составит 50% заработка сотрудника МВД, а именно 9 729,5 руб. ((21 500 - 2 041) руб. x 50%).
Пример 2
Изменим условия примера 1. Исполнительный лист, поступивший в учреждение, содержит указания по удержанию алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 25%.
Произведем расчет суммы удержания исковых требований.
Перед тем как приступить к расчету суммы по удержанию алиментов, необходимо учитывать следующее. Если сотрудник уплачивает алименты, он имеет право на получение стандартного налогового вычета по НДФЛ независимо от того, проживает он с ребенком или нет. Право разведенного родителя на получение стандартного налогового вычета на детей подтверждается фактом уплаты алиментов, обеспечивающих содержание детей (Письмо Минфина РФ от 11.10.2012 N 03-04-05/8-1179).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ родитель, уплачивающий алименты, имеет право на стандартный налоговый вычет в размере:
- 1400 руб. - на первого ребенка;
- 1400 руб. - на второго ребенка;
- 3 000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка, а также на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или учащегося очной формы, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Данный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим этот стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 руб.
Определим НДФЛ, который необходимо удержать с сотрудника, принимая во внимание, что ребенок у работника единственный и стандартный налоговый вычет составляет 1 400 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
В случае если сотрудник отработал месяц полностью, НДФЛ составит 2 613 руб. ((21 500 - 1 400) руб. x 13%)
Сумма алиментов, которая должна быть удержана с работника, равна 4 721,75 руб. ((21 500 - 2 613) руб. x 25%).
Очередность удовлетворения исковых требований
На практике нередко возникают ситуации, когда в отношении конкретного сотрудника приходит несколько исковых требований, содержащихся в нескольких исполнительных документах.
Чтобы удовлетворить все требования, содержащиеся в исполнительных документах, финансовому работнику следует придерживаться очередности удовлетворения требований взыскателей, установленной ст. 111 Федерального закона N 229-ФЗ:
- в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
- во вторую очередь - требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь - требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь - все остальные требования.
Пример 3
В казенное учреждение МВД 16.02.2015 поступило два исполнительных листа на одного из сотрудников:
- о взыскании алиментов на двух несовершеннолетних детей - в размере 33%;
- о возврате долга по уплате имущественного налога в сумме 5 500 руб.
Денежное довольствие сотрудника за февраль 2015 года составило 45 600 руб. Стандартные налоговые вычеты предоставляются в сумме 5 800 руб.
Рассчитаем суммы алиментов и других требований по исполнительным листам.
Перед тем как рассчитать сумму удержаний по исполнительным листам, нужно обратить внимание на то, что поступившие документы имеют разную очередность. Поэтому, руководствуясь ст. 111 Федерального закона N 229-ФЗ, в первую очередь следует удержать алименты на несовершеннолетних детей.
Сумма НДФЛ за февраль составит 5 174 руб. ((45 600 - 5 800) руб. x 13%).
Сумма алиментов за февраль равна 13 340,58 руб. ((45 600 - 5 174) руб. x 33%).
Следующий на очереди - расчет суммы удержаний по уплате имущественного налога. Сумма удержания - 4 604,52 руб. ((45 600 - 5 174 - 13 340,58) руб. x 17%).
Отражение в учете операций по удержанию исковых требований
При отражении в учете операции, связанной с удержаниями, финансовая служба будет руководствоваться п. 273 Инструкции N 157н*(2), в соответствии с которым при совершении бухгалтерской записи следует использовать счет 304 03 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда". Счет является пассивным, значит, по кредиту указанного счета будут отражаться операции, связанные с начислением суммы искового требования, а по дебету - с ее выплатой.
На основании п. 108 Инструкции N 162н*(3) операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:
- суммы, удержанные из денежного довольствия военнослужащего:
Дебет счета 1 302 11 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"
Кредит счета 1 304 03 730 "Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда"
- перечисление удержанных сумм взыскателям:
Дебет счета 1 304 03 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда"
Кредит счета 1 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"
Аналитический учет по счету ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе получателей удержанных сумм и видов удержаний (п. 274 Инструкции N 157н).
Далее необходимо отметить: если на сотрудника поступил исполнительный лист на алименты, то согласно Перечню данный вид исковых требований погашается не только с денежного довольствия (заработной платы) сотрудника, но и с сумм доходов, полученных по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством. В частности, это относится к доходам, полученным за выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных законодательством РФ. Такими договорами являются договор подряда и договор аренды имущества.
Следовательно, счет 304 03 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда" будет корреспондировать не только со счетом 302 11 "Расчеты по заработной плате", но и с другими счетами группы счетов 302 20 "Расчеты по работам, услугам", например со счетами:
- 302 24 "Расчеты по арендной плате за пользование имуществом";
- 302 25 "Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества";
- 302 26 "Расчеты по прочим работам, услугам".
Пример 4
В учреждении ФСКН имеется исполнительный лист на удержание алиментов на несовершеннолетних детей. В марте 2015 года сотруднику было начислено денежное довольствие в сумме 35 500 руб. Из суммы выплат были произведены удержания:
- НДФЛ - 4 433 руб.;
- алиментов - 7 766,75 руб.;
- почтового сбора - 621,34 руб.;
Алименты были отправлены взыскателю почтовым переводом.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислено денежное довольствие сотруднику ФСКН за март 2015 года | 1 401 20 211 | 1 302 11 730 | 35 500 |
Удержан НДФЛ | 1 302 11 830 | 1 303 01 730 | 4 433 |
Удержаны алименты по исполнительному листу | 1 302 11 830 | 1 304 03 730 | 7 766,75 |
Удержан почтовый сбор на перечисление алиментов | 1 302 11 830 | 1 304 03 730 | 621,34 |
Перечислен НДФЛ в бюджет | 1 303 01 730 | 1 304 05 211 | 4 433 |
Выдано денежное довольствие из кассы (35 500 - 4 433 - 7 766,75 - 621,34) руб. | 1 302 11 830 | 1 201 34 610 | 22 678,91 |
Перечислены алименты | 1 304 03 830 | 1 304 05 211 | 7 766,75 |
Оплачены расходы на почтовый перевод по перечислению алиментов | 1 304 03 830 | 1 304 05 211 | 621,34 |
Прекращение исковых обязательств
В силу пп. 1 п. 1 ст. 47 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Например, удержание алиментов заканчивается, когда ребенок становится совершеннолетним, имущественные требования заканчиваются, когда сумма иска погашена. Исполнительный документ с исполненными исковыми требованиями направляется в службу судебных приставов. Выносится постановление об окончании исполнительного производства с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.
Исполнение исковых обязательств в учреждении может закончиться в случае выбытия должника при его увольнении из организации.
Обращаем внимание читателей, что п. 4 ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрена обязанность, состоящая в следующем: при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, организации должны незамедлительно сообщить о данном факте судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.
Согласно официальной позиции ФССП, отраженной в Письме от 25.06.2012 N 12/01-15257, в отметке о произведенных удержаниях бухгалтеру следует указывать размер удержаний, удержанную сумму, номер платежного поручения (квитанции), дату перечисления, остаток задолженности.
Отметка о произведенных удержаниях заверяется печатью организации и подписью бухгалтера.
* * *
Кратко сформулируем основные выводы:
1. Удержание исковых обязательств с должников осуществляется на основании исполнительных документов в соответствии с требованиями, изложенными в них.
2. Размер удержаний не может превышать 50% производимых удержаний. В отношении алиментов удержания могут быть произведены в размере 70% от сумм всех выплат причитающихся должнику.
3. Удержания из денежного довольствия (заработной платы) должника производятся из суммы, оставшейся после уплаты НДФЛ.
4. При перемене должником места службы исполнительный лист направляется в службу судебных приставов или взыскателю.
Подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить, что при обнаружении в действиях должностных лиц организации нарушений законодательства РФ судебный пристав-исполнитель решает вопрос о привлечении их к ответственности, установленной законодательством.
При выявлении в ходе проверки бухгалтерии учреждения фактов нарушения должником законодательства об исполнительном производстве, выразившихся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении виновного лица протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ.
В случае установления со стороны руководителя организации, производящей удержания, признаков злостного неисполнения, а равно воспрепятствования исполнению вступившего в законную силу судебного акта судебный пристав-исполнитель составляет рапорт о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ. Данный рапорт с копиями материалов исполнительного производства незамедлительно направляется начальнику отдела - старшему судебному приставу для организации регистрации, проверки и принятия процессуального решения.
М. Зарипова,
эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"