Предоставление военнослужащим внутренних войск МВД субсидий на приобретение или строительство жилья
В пункте 1 ст. 15 Закона N 76-ФЗ*(1) сказано, что порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. В настоящее время Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и жилых помещений военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержден Приказом МВД РФ от 19.11.2014 N 1046 (далее - Порядок N 1046). В статье рассмотрим его более подробно, а также напомним о правилах расчета субсидии военнослужащим на приобретение или строительство жилья, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N 76 (далее - Правила N 76).
Вначале отметим, что Порядок N 1046 регулирует вопросы, связанные с предоставлением во внутренних войсках МВД субсидий на приобретение или строительство жилья.
На каких военнослужащих распространяется Порядок N 1046? Данный порядок затрагивает граждан РФ, указанных в абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Закона N 76-ФЗ, а именно:
- военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях;
- военнослужащих по достижению общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
- военнослужащих, проходящих военную службу по контракту во внутренних войсках, и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях (п. 1 Порядка N 1046).
Кто принимает решение о предоставлении жилищной субсидии или жилого помещения? Согласно п. 2 Порядка N 1046 решение о предоставлении принимается жилищной комиссией воинской части по месту постановки военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях (в Главном командовании внутренних войск МВД и в управлениях оперативно-территориальных объединений внутренних войск - Центральной жилищной комиссией). Данное решение принимается на основании:
- рапорта. Рекомендуемый образец рапорта утвержден приложением 1 к Порядку N 1046;
- отказа военнослужащего от предложенного ему жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством РФ, или желания военнослужащего изменить ранее избранное место жительства.
Далее после получения воинской частью лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии жилищная комиссия производит расчет размера жилищной субсидии в порядке, установленном Правилами N 76, с применением нормативов и коэффициентов на дату проведения заседания жилищной комиссии, при необходимости осуществляет проверку сведений, находящихся в жилищном деле (п. 5 Порядка N 1046).
Как рассчитать размер субсидии?*(2) Жилищная субсидия рассчитывается по следующей формуле:
P = H x C x , где:
- Н - норматив общей площади жилого помещения;
- С - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по РФ;
- - поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы.
Каков норматив общей площади жилого помещения? Согласно п. 3 Правил N 76 он устанавливается в следующем размере:
- 33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноко проживающего военнослужащего;
- 42 кв. м общей площади жилого помещения - для семьи из двух человек;
- 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - для семьи из трех и более человек.
Данный норматив может быть уменьшен. Согласно п. 4 Правил N 76 он уменьшается:
- на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
- на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
- на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение пяти лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Кроме того, названный норматив может быть увеличен. Согласно п. 5 Правил N 76 он увеличивается на 15 кв. м при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного п. 2 ст. 15.1 Закона N 76-ФЗ. К данной категории относятся:
- военнослужащие, имеющие воинское звание полковника, ему равное и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
- командир воинской части;
- военнослужащий, имеющий почетное звание РФ;
- военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования;
- военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание.
Обратите внимание! При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям учитывается право по одному из них.
Кроме того, в п. 6 Правил N 76 сказано, что для лиц, указанных в п. 3.1 ст. 24 Закона N 76-ФЗ, норматив общей площади жилого помещения устанавливается в соответствии с п. 3-5 данных правил исходя из состава семьи военнослужащего на дату его гибели (смерти). К этим лицам относятся:
- члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы;
- члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более - вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Законом N 76-ФЗ до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы;
- все вышеуказанные лица, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01.01.2005, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Каков размер поправочного коэффициента? Пунктом 7 Правил N 76 установлены следующие размеры поправочного коэффициента:
- для военнослужащих при пребывании от 10 лет до 16 лет на военной службе - 1,85;
- от 16 лет до 20 лет на военной службе - 2,25;
- от 20 лет до 21 года на военной службе - 2,375.
Кроме этого, начиная с продолжительности военной службы, равной 21 году, поправочный коэффициент (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы более 21 года - до 2,75 включительно.
Также лицам, названным в п. 3.1 ст. 24 Закона N 76-ФЗ, поправочный коэффициент увеличивается до 2,75 (п. 8 Правил N 76).
Согласно п. 9 Правил N 76 военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Закона N 76-ФЗ, поправочный коэффициент увеличивается до 2,375. К ним относятся:
- граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;
- граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Каков норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по РФ? Данный норматив определяется 1 раз в полугодие Минстроем. В настоящее время действует Приказ Минстроя РФ от 14.01.2015 N 5/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2015 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2015 года". В соответствии с п. 1 обозначенного приказа норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по РФ на I полугодие 2015 года устанавливается в размере 35 915 руб.
Как производится выплата жилищной субсидии? Выплата субсидии производится на основании приказа командира (начальника) воинской части. В этом приказе обязательно должны быть указаны:
- номер и дата протокола заседания жилищной комиссии;
- получатели жилищной субсидии (военнослужащие и члены их семьи);
- размер субсидии;
- реквизиты банковского счета военнослужащего, на который перечисляется жилищная субсидия.
Далее субсидия перечисляется на представленные военнослужащим реквизиты банковского счета или на его банковский счет по зарплатному проекту и считается предоставленной ему с момента перечисления средств федерального бюджета на его банковский счет.
Кроме этого, финансовый орган воинской части обязан в течение трех рабочих дней с момента поступления из Федерального казначейства информации о перечислении суммы жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего представить в жилищную комиссию и в кадровый орган справку с копией платежного поручения. Форма указанной справки утверждена приложением 2 к Порядку N 1046. Данная справка является основанием для снятия военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи с учета, нуждающихся в жилых помещениях.
Как происходит предоставление жилья? Как было сказано выше, решение о предоставлении жилья в собственность бесплатно или по договору социального найма принимается жилищной комиссией. Названное решение должно быть оформлено в виде протокола заседания жилищной комиссии, утвержденного командиром (начальником) воинской части.
Далее выписку из протокола жилищной комиссия не позднее чем через три рабочих дня с даты утверждения протокола передает военнослужащему. Отметим, что данная выписка выдается военнослужащему под расписку или направляется ему иным способом, свидетельствующим о факте и дате ее получения. Военнослужащий в пятидневный срок с даты получения выписки из протокола направляет в жилищную комиссию согласие с предоставлением распределенного жилого помещения или отказ от него.
Выписка из протокола является основанием для передачи жилого помещения в собственность бесплатно или заключения договора социального найма и действует 30 календарных дней со дня ее подписания.
Воинская часть, на балансе которой находится передаваемое жилое помещение, должна предоставить военнослужащему возможность осмотреть распределенное жилое помещение.
Обратите внимание! В случае неполучения от военнослужащего такого согласия (отказа) в течение 30 дней с момента направления выписки из протокола жилое помещение распределяется жилищной комиссией другому военнослужащему, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (п. 15 Порядка N 1046).
На основании выписки из протокола воинская часть - балансодержатель заключает договор социального найма жилого помещения или выдает выписку из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства. Предоставленное жилье передается военнослужащему по акту приема-передачи жилого помещения. Форма такого акта утверждена приложением 3 к Порядку N 1046. Далее не позднее десяти рабочих дней с даты подписания акта приема-передачи жилого помещения воинская часть - балансодержатель должна передать в жилищную комиссию копию выписки о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства или договора социального найма жилого помещения с копией акта приема-передачи жилого помещения (п. 18 Порядка N 1046).
* * *
Отметим, что размер субсидии можно подсчитать самостоятельно, приняв во внимание вышеперечисленные факторы, или воспользоваться онлайн-калькулятором. Он расположен на официальном сайте Минобороны и был специально разработан для оказания помощи военным в расчете суммы, положенной им для приобретения или строительства жилья. Кроме того, в этом разделе находятся все нужные разъяснения и подсказки, достаточно ввести данные о количестве членов семьи, о праве на дополнительную площадь и о величине служебной выслуги, чтобы калькулятор выполнил нужные подсчеты и выдал конечный результат. Что касается Порядка N 1046, еще раз обратим внимание, что им утверждены рекомендуемые образцы рапорта, который должен предоставить военнослужащий для предоставления ему жилищной субсидии или жилья в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Е. Соболева,
эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
*(2) В N 5, 2014 была опубликована статья М. Волковой "Как рассчитать субсидию военнослужащему для приобретения жилья". В этой статье были приведены практические примеры. Здесь мы рассмотрим только основные моменты расчета субсидии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"