В организации началась плановая выездная комплексная проверка ИФНС. Она неоднократно приостанавливалась и снова возобновлялась. В последнюю приостановку проверки документа о возобновлении в адрес организации не поступило.
Налоговым органом в порядке ст. 93 НК РФ у организации были истребованы документы (представлены налоговому органу своевременно и в полном объеме). Повторного требования о представлении документов организация не получала. В настоящее время сотрудник налогового органа в устной форме требует дополнительного представления документов в электронной форме на флеш-носителе.
Имеется ли у инспектора такое право? Каков максимальный срок для проведения данной проверки?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае требование сотрудника налогового органа является неправомерным и организация вправе его не выполнять.
Обоснование вывода:
Порядок проведения выездной налоговой проверки установлен ст. 89 НК РФ. В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. Этот срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6 месяцев. В соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Порядок приостановления проведения выездной налоговой проверки и перечень оснований для приостановления установлены в п. 9 ст. 89 НК РФ. Данный перечень является закрытым. По смыслу положений ст. 89 НК РФ в срок выездной проверки не включаются периоды, в течение которых проверка приостанавливалась (смотрите, например, определение ВАС РФ от 02.04.2012 N ВАС-3072/12, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.01.2014 N Ф02-6175/13 по делу N А33-19089/2012, ФАС Дальневосточного округа от 11.07.2014 N Ф03-2729/14 по делу N А24-4033/2013, ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2011 N Ф07-9253/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.07.2008 N Ф04-4190/2008(7799-А45-31)).
На основании п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Для получения документов налогоплательщику вручается требование о представлении документов (информации), форма которого приведена в приложении N 5 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. В данном случае из представленных по вопросу сведений следует, что организацией налоговому органу были представлены все затребованные документы.
В рассматриваемом случае сотрудник налогового органа требует представления соответствующих документов в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, несмотря на то, что соответствующими положениями НК РФ предусмотрен прямой запрет на подобные действия в указанный период (п. 9 ст. 89 НК РФ, п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Кроме того, из п. 2 ст. 93 НК РФ следует, что истребуемые документы представляются на бумажном носителе в виде заверенных налогоплательщиком копий либо по форматам, установленным ФНС России в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. То есть указанной нормой НК РФ не предусмотрена возможность представления налогоплательщиком соответствующих документов в электронной форме на флеш-носителях.
Таким образом, в нашем случае требование сотрудника налогового органа является неправомерным и организация вправе его не выполнять. Такое право предоставлено налогоплательщикам пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, на основании которого они могут не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
3 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.