Правила пожарной безопасности и расходы на их выполнение
Со стороны государства в лице Государственной противопожарной инспекции в отношении учреждений и организаций осуществляется достаточно жесткий контроль за соблюдением противопожарной безопасности. Выполнение всех необходимых правил и норм требует немалых материальных и трудовых затрат. Какие именно это затраты и как их следует отражать в бюджетном учете казенных учреждений, рассмотрим в данной статье.
Ответственность за пожарную безопасность
Основным документом, регламентирующим вопросы пожарной безопасности в РФ, является Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ). В соответствии со ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ вся ответственность за пожарную безопасность возлагается на руководителей учреждений, и в этой связи они обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты учреждений;
- предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
- содействовать деятельности добровольных пожарных;
- обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
Основные правила пожарной безопасности
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 69-ФЗ разработаны Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила).
Рассмотрим, какие материальные затраты понесет учреждение для того, чтобы соблюсти эти правила.
Требования безопасности | Затраты | Пункт Правил |
Наличие в помещениях табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны | Изготовление табличек | |
Наличие в помещениях планов эвакуации людей при пожаре и указателей путей эвакуации | Изготовление стендов планов эвакуации | |
Организация круглосуточного дежурства обслуживающего персонала на объектах с ночным пребыванием людей (в том числе в школах-интернатах, организациях социального обслуживания, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) | Затраты на оплату труда обслуживающего персонала, в том числе за работу в ночное время | |
Наличие телефонной связи, электрических фонарей и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от токсичных продуктов горения | Оплата услуг связи, приобретение электрических фонарей и средств индивидуальной защиты | |
Наличие телефонной связи и устройств для подачи сигнала тревоги при пожаре в зданиях для летнего детского отдыха | Оплата услуг связи и устройство звуковой пожарной сигнализации | |
Запрещение курения в неположенных местах | Оборудование специально отведенных мест для курения | |
Контроль за состоянием наружных и внутренних поверхностей здания на предмет огнезащиты и огнестойкости | Проведение огнезащитной обработки (пропитки) поверхностей и заделка их негорючими материалами | |
Содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии | При необходимости проведение ремонта пожарных лестниц и ограждений | |
Недопущение захламления помещений и территории вокруг зданий и сооружений | Организация уборки территории и вывоз мусора | |
Организация безопасных эвакуационных путей и выходов в соответствии с проектными решениями | Установка противопожарных дверей | |
Использование только исправных электросетей, электроустановок, приборов, рубильников, розеток | Ремонт и замена неисправных электросетей, рубильников, электроустановок, приборов, розеток | |
Соблюдение мер пожарной безопасности при применении систем эксплуатации и кондиционирования воздуха | Установка автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре, очистка вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов | |
Обеспечение исправности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего водопровода | При необходимости ремонт источников наружного и внутреннего водоснабжения | |
Обеспечение укомплектованности пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями | Приобретение и замена неисправных кранов, пожарных рукавов, ручных пожарных стволов и вентилей | |
Обеспечение исправного состояния систем и средств противопожарной защиты объекта | Установка (замена) автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах | |
Обеспечение объекта огнетушителями, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены | Приобретение огнетушителей, их перезарядка и освидетельствование |
Кроме этого, к учреждениям образования, культуры, медицины применяется ряд особенных правил пожарной безопасности.
Научные и образовательные учреждения. В соответствии с п. 96-101 Правил N 390 в таких учреждениях проводить работы на опытных (экспериментальных) установках, связанных с применением пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, разрешается только в специально оборудованных помещениях.
Кроме этого, необходимо своевременно организовывать работу по удалению и утилизации отработанных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках (п. 102 Правил N 390).
Запрещается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание, число парт (столов) в учебных классах и кабинетах (п. 103 Правил N 390).
В образовательном учреждении должны быть специально оборудованные помещения для хранения всех пожароопасных и пожаровзрывоопасных веществ и материалов, используемых в учебном процессе (п. 105 Правил N 390).
Культурно-просветительные и зрелищные учреждения. В таких учреждениях должны быть разработаны планы эвакуации экспонатов и других ценностей, а также планы эвакуации животных из цирка и зоопарка в случае пожара (п. 106 Правил N 390).
Необходимо обеспечить обработку деревянных конструкций сценической коробки (колосников, подвесных мостиков, рабочих галерей и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе и буфетах огнезащитными составами, о чем должен быть составлен соответствующий акт с указанием даты пропитки и срока ее действия (п. 108 Правил N 390).
В зрелищных учреждениях обязательно наличие противопожарного занавеса, который должен плотно примыкать к планшету сцены с помощью песочного затвора (эластичной подушки). Он опускается по окончании спектакля (репетиции) (п. 113 Правил N 390).
Кроме этого, согласно п. 114 (1) Правил N 390 объекты, на которых проводятся культурно-просветительные и зрелищные мероприятия, вместимостью не более 10 тыс. человек для целей тушения фальшфейеров должны быть оснащены либо 10 воздушно-эмульсионными огнетушителями (вместимостью не менее 2 л каждый) и 10 покрывалами для изоляции очага возгорания, либо 20 покрывалами для изоляции очага возгорания, либо 20 воздушно-эмульсионными огнетушителями (вместимостью не менее 2 л каждый).
Объекты, на которых проводятся культурно-просветительные и зрелищные мероприятия, вместимостью более 10 тыс. человек для целей тушения фальшфейеров дополнительно к указанному оснащению должны быть оснащены либо 4 покрывалами для изоляции очага возгорания, либо 2 покрывалами для изоляции очага возгорания и 2 воздушно-эмульсионными огнетушителями (вместимостью не менее 2 л каждый), либо 4 воздушно-эмульсионными огнетушителями (вместимостью не менее 2 л каждый).
Медицинские учреждения. В медицинских учреждениях необходимо соблюдать следующие условия:
- в зданиях и сооружениях организации, в которых находятся пациенты, не способные передвигаться самостоятельно, должны иметься в наличии носилки из расчета одна штука на пять пациентов (инвалидов) (п. 135 Правил N 390);
- установка кипятильников, водонагревателей и титанов, стерилизация медицинских инструментов, а также разогрев парафина и озокерита допускаются только в помещениях, предназначенных для этих целей (п. 137 Правил N 390);
- в лабораториях, отделениях и кабинетах медицинских работников допускается хранение лекарственных препаратов и медицинских изделий, относящихся к легковоспламеняющимся и горючим жидкостям (спирт, эфир и др.), общим весом не более 3 кг с учетом их совместимости в закрывающихся на замок металлических шкафах (п. 138 Правил N 390);
- объекты медицинских организаций, расположенные в сельской местности, должны быть обеспечены приставными лестницами из расчета одна лестница на здание (п. 140 Правил N 390).
Со всеми нормами обеспеченности средствами пожаротушения учреждений можно ознакомиться в приложениях к Правилам N 390.
Бюджетный учет расходов на пожарную безопасность
Как мы показали выше, перечень расходов, которые могут быть произведены в учреждении на пожарную безопасность, достаточно обширный: здесь и приобретение объектов основных средств и материальных запасов, и выполнение различных работ, услуг сторонними организациями. Исходя из этого статьи (подстатьи) расходов, которые следует предусмотреть в бюджетной смете, тоже будут различны.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, ряд противопожарных мероприятий, связанных с содержанием имущества, таких как огнезащитная обработка, зарядка огнетушителей, установка противопожарных дверей (замена дверей на противопожарные), измерение сопротивления изоляции электропроводки, испытание устройств защитного заземления, проведение испытаний пожарных кранов, отражается на подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
На подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся работы по монтажу охранной, пожарной сигнализации, а также работы по их модернизации. За счет этой же подстатьи оказываются услуги на основании гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами по пожарной охране.
Отдельные средства пожаротушения (например, огнетушители, пожарные стенды и др.) подлежат учету в составе основных средств, а следовательно, их приобретение будет осуществляться за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Смонтированная пожарная сигнализация в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, также относится к объектам основных средств с кодом 14 3319000.
Расходы на пожаробезопасные материалы следует относить на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Все противопожарные мероприятия, связанные с приобретением тех или иных товаров, работ, услуг, должны проводиться в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме этого, в учетной политике учреждения следует отразить, будут рассматриваемые нами расходы формировать себестоимость оказываемых услуг или их следует относить на финансовый результат хозяйствующего субъекта. По нашему мнению, в большинстве случаев будет использоваться второй вариант.
Руководствуясь инструкциями N 157н *(1) и N 162н *(2), приведем несколько примеров отражения в учете расходов на пожарную безопасность казенного учреждения.
Пример 1
Казенное учреждение заключило договор на полную замену пожарной сигнализации. В договоре с подрядчиком в стоимость работ включена и стоимость монтируемого оборудования и материалов, которая составила 120 000 руб. Работы начаты после перечисления 30% аванса (36 000 руб.). Пришедшая в негодность старая пожарная сигнализация стоимостью 80 000 руб. со 100%-й амортизацией списана с бухгалтерского учета.
Пожарная сигнализация подлежит учету в составе группы "Машины и оборудование" на счете 1 101 34 310.
Рассматриваемые операции необходимо отразить в учете следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списана с учета пришедшая в негодность пожарная сигнализация | 1 104 34 410 | 1 101 34 410 | 80 000 |
Произведена предоплата за установку новой сигнализации | 1 206 31 560 | 1 304 05 310 | 36 000 |
Отражены капитальные вложения на установку пожарной сигнализации | 1 106 31 310 | 1 302 31 730 | 120 000 |
Произведен зачет оплаченного аванса | 1 302 31 830 | 1 206 31 660 | 36 000 |
Произведен окончательный расчет за установку пожарной сигнализации (120 000 - 36 000) руб. | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 | 84 000 |
Принята к учету пожарная сигнализация в составе основных средств | 1 101 34 310 | 1 106 31 310 | 120 000 |
Установленная противопожарная сигнализация для поддержания ее в рабочем состоянии требует квалифицированного обслуживания, которое осуществляется специализированными организациями.
Пример 2
Продолжим условия примера 1. Установленная сигнализация принята на обслуживание специализированной организацией. Стоимость обслуживания составляет 3 000 руб. в квартал.
Расчеты по обслуживанию противопожарной сигнализации в бюджетном учете казенного учреждения отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена задолженность за обслуживание пожарной сигнализации (один раз в квартал) | 1 401 20 226 | 1 302 26 730 | 3 000 |
Произведена оплата обслуживания пожарной сигнализации | 1 302 26 830 | 1 304 05 226 | 3 000 |
Пример 3
Казенное учреждение заключило договор со специализированными организациями на огнезащитную обработку чердачных помещений и перезарядку огнетушителей. Стоимость работ по огнезащитной обработке составила 30 000 руб., а перезарядка огнетушителей оценена в 10 000 руб. Оплата огнезащитной обработки произведена после проведения работ. Перезарядка огнетушителей осуществлялась после внесения 30%-й предоплаты.
Данные операции в бюджетном учете учреждения будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена задолженность перед подрядчиком за огнезащитную обработку | 1 401 20 225 | 1 302 25 730 | 30 000 |
Произведен расчет за проведение огнезащитной обработки | 1 302 25 830 | 1 304 05 225 | 30 000 |
Произведена предоплата за перезарядку огнетушителей | 1 206 25 560 | 1 304 05 225 | 3 000 |
Начислена задолженность за перезарядку огнетушителей | 1 401 20 225 | 1 302 25 730 | 10 000 |
Произведен зачет аванса за перезарядку огнетушителей | 1 302 25 830 | 1 206 25 660 | 3 000 |
Произведен окончательный расчет за перезарядку огнетушителей (10 000 - 3 000) руб. | 1 302 25 830 | 1 304 05 225 | 7 000 |
Пример 4
В рамках проведения противопожарных мероприятий казенное учреждение приобрело пожаробезопасный линолеум на сумму 60 000 руб. и изготовило три стенда с планами эвакуации при пожаре стоимостью 6 000 руб. по 2 000 руб. каждый. Линолеумом застелено требующее ремонта помещение. Стенды развешаны в специально отведенных местах.
Линолеум подлежит учету в составе строительных материалов на счете 1 105 34 340. Стенды с планами эвакуации решено использовать более 12 месяцев, они учитываются на счете 1 101 38 310. Напомним, что основные средства стоимостью менее 3 000 руб. при выдаче их в эксплуатацию списываются с бюджетного учета и подлежат учету на забалансовом счете 21. К забалансовому учету такие основные средства принимаются в условной оценке: один объект - один рубль, если иное не установлено учетной политикой учреждения (п. 373 Инструкции N 157н).
Рассматриваемые факты хозяйственной жизни в бюджетном учете казенного учреждения будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приобретен линолеум у поставщика | 1 105 34 340 | 1 302 34 730 | 60 000 |
Произведен расчет с поставщиком | 1 302 34 830 | 1 304 05 340 | 60 000 |
Выдан линолеум со склада для ремонта помещения | 1 401 20 272 | 1 105 34 440 | 60 000 |
Приобретены три стенда с планами эвакуации | 1 106 31 310 | 1 302 31 730 | 6 000 |
Произведены расчеты с поставщиком стендов | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 | 6 000 |
Приняты стенды с планами эвакуации к учету | 1 101 38 310 | 1 106 31 310 | 6 000 |
Развешаны стенды (введены в эксплуатацию) в специально отведенных местах | 1 401 20 271 | 1 101 38 410 | 6 000 |
Приняты стенды на забалансовый учет | Забалансовый счет 21 | 3 |
* * *
Соблюдение правил пожарной безопасности является обязательным для всех. То, что экономить на этих мерах не стоит, - это очевидно. Ведь несоблюдение необходимых правил может обернуться большой бедой и гораздо большими расходами на восстановление утраченного имущества, чем расходы на предупреждение возможных чрезвычайных ситуаций.
О. Лунина,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2012 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"