Взаимодействие работодателей со службой занятости
В.Д. Тарасов,
эксперт журнала "Отдел кадров
государственного (муниципального) учреждения"
Журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 4, 5, апрель, май 2015 г.
Как известно, работа кадровика заключается в первую очередь в анализе состояния и планирования потребностей в кадрах, разработке штатного расписания, осуществлении набора, оценки и отбора персонала, планировании ближайших кадровых перемещений и увольнений, формировании кадрового резерва. Мы хотим обратить внимание на взаимодействие работодателей со службой занятости населения. В этом номере журнала расскажем, какую информацию должны предоставлять работодатели службе занятости.
Главным направлением деятельности кадровика считается формирование трудовых ресурсов: планирование потребности в них и организация практических мероприятий по набору кадров. Следует отметить, что деятельность по укомплектованию учреждений необходимым числом работников базируется на широком и гибком использовании всех имеющихся форм и методов и предполагает в том числе работу со службами занятости.
Кроме того, важной функцией кадровой службы является организация работы по высвобождению рабочих и служащих, что также приводит в некоторых случаях к обязанности обратиться в службу занятости.
Участие работодателей в обеспечении занятости населения
О чем нужно сообщать в орган занятости:
1. О предстоящем увольнении работников, включая внешних совместителей (п. 2 ст. 25 Закона N 1032-1*(1), ст. 287 ТК РФ),
по причине:
- ликвидации организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ);
- сокращения численности или штата (даже на одну единицу) (п. 2 ст. 81).
Напомним: работодатель издает приказ, в котором указываются основание, причины и срок высвобождения работников, их категории и количество, а также состав и порядок работы комиссии, занимающейся вопросами высвобождения.
Определяются кандидатуры на увольнение с учетом требований ст. 179, 261, 269 ТК РФ.
Здесь следует обратить внимание на сроки сообщения.
По общему правилу о предстоящем высвобождении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работники персонально предупреждаются не позднее чем за два месяца письменным распоряжением администрации, которое объявляется им под роспись (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).
Обратите внимание! Частью 3 ст. 180 ТК РФ установлена возможность расторжения трудового договора с работником до истечения двухмесячного срока с выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшегося до истечения срока предупреждения об увольнении.
Но помните, что для некоторых категорий работников установлены иные сроки уведомления. В частности, сезонных работников нужно уведомить о предстоящем увольнении не менее чем за семь календарных дней (ст. 296 ТК РФ), а лиц, с которыми заключен срочный трудовой договор на срок не более двух месяцев, - не менее чем за три календарных дня (ст. 292 ТК РФ).
Итак, если увольнение массовое, учреждение обязано не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника. Формы "Информация о массовом высвобождении работников" и "Сведения о высвобождаемых работниках" (в ней конкретизируются сведения по каждому увольняемому) утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" (далее - Положение N 99).
Критерии массового увольнения закреплены в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (ч. 1 ст. 82 ТК РФ). Например:
- Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы (утверждено Минобрнауки, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 22.12.2014);
- Отраслевое соглашение между Министерством культуры Российской Федерации и Российским профсоюзом работников культуры на 2015-2017 годы (утверждено Минкультуры, Российским профсоюзом работников культуры 25.11.2014).
Если в соглашениях таких критериев нет, увольнение считается массовым (п. 1 Положения N 99):
а) (или) при ликвидации организации с численностью работающих от 15 человек;
б) (или) при сокращении численности или штата работников компании в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней;
в) (или) при увольнении в течение 30 календарных дней более 1% общего числа работающих в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
Если увольнение не считается массовым, работодатель обязан также сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона N 1032-1) по форме "Сведения о высвобождаемых работниках" (приложение 2 к Положению N 99), по форме, утвержденной региональным органом занятости (такая форма размещается на его сайте) либо в произвольной форме, указав наименование организации, адрес, сроки сокращения, число увольняемых, их ФИО, профессию, специальность, сведения о зарплате каждого конкретного работника.
Уточним: формулировка "до начала проведения соответствующих мероприятий" означает, что работодатель при принятии такого решения обязан в письменной форме сообщить об этом не позднее чем за два (при массовом увольнении - три) месяца до начала расторжения с работниками трудовых договоров (Определение КС РФ от 15.01.2008 N 201-0-П). То есть крайний срок представления сообщения в службу занятости необходимой информации - одновременно с предупреждением об увольнении.
Обратите внимание! Лица, увольняемые в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организации, должны быть предупреждены работодателем о том, что по действующему законодательству о труде и занятости населения им следует в течение двух недель со дня увольнения обратиться в отдел трудоустройства центра занятости в соответствии с регистрацией по месту жительства.
На основании п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1 решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы*(2). То есть в пакет документов, предоставляемый уволенным в службу занятости, должна входить справка о среднем заработке с последнего места работы. Этот документ нужен, чтобы правильно определить размер пособия по безработице и стипендий.
Отметим, что ст. 33 Закона N 1032-1 регулирует размеры пособия по безработице. Правительством РФ устанавливается минимальная и максимальная величина пособия на каждый финансовый год:
Год | Величина пособия, руб. | Основание | |
Минимальная | Максимальная | ||
2015 | 850 | 4 900 | Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N 1382 |
2014 | 850 | 4 900 | Постановление Правительства РФ от 30.10.2013 N 973 |
Рассчитывается размер пособия по безработице в соответствии с Порядком N 62*(3). На основании его п. 3 справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы должен выдать работодатель, с которым гражданин прекратил трудовые отношения по любым основаниям до обращения в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения. Если работодатель не выдал справку в последний рабочий день, то он обязан ее выдать в течение трех рабочих дней со дня получения письменного заявления от бывшего работника (ст. 62 ТК РФ).
К сведению. Из Информации Минтруда от 05.03.2013*(4) следует, что справки, выданные архивной организацией, также могут быть приняты, если из них можно получить информацию о среднем заработке гражданина за последние три месяца по последнему месту работы (п. 20).
Уточним, что расчетным периодом являются последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения. Верховный суд в Определении от 08.06.2006 N КАС06-151 пришел к выводу, что п. 3 Порядка N 62 не исключает отнесение к расчетному трехмесячному периоду последнего месяца работы, в котором произведено увольнение, если это отвечает интересам работника.
Форма справки нормативными правовыми актами РФ не утверждена (Письмо Роструда от 08.11.2010 N 3281-6-2), поэтому службы занятости предлагают свои формы.
На стр. 22 приведем примерный образец справки о среднем заработке работника.
Справка
о средней заработной плате (денежном довольствии) для определения размера пособия по безработице и стипендии
Выдана гр._______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
для предъявления в службу занятости населения о том, что он (она)
работал(а) с _________г. по_______г. в __________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование предприятия, организации, учреждения, адрес,
телефон бухгалтерии)
в должности______________________________________________________________
Количество календарных недель оплачиваемой работы (за год, предшествующий
увольнению, на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях
неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на полный рабочий день
(неделю) составило недель.
Его (ее) средний заработок (денежное довольствие) за три последних
отработанных месяца составил:
Месяц года | Сумма (руб.) | Кол-во рабочих дней (часов) | Примечание | |
По графику | Фактически отработано | |||
Итого: |
Расчет среднего заработка производится в соответствии с Порядком
исчисления среднего заработка для определения размера пособия по
безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по
направлению органов службы занятости, утвержденным Постановлением
Минтруда РФ от 12.08.2003 N 62.
Среднедневной заработок составил______ руб. _____ коп.
Среднемесячный заработок составил______ руб. ____ коп.
_________________________________________________________________________
сумма цифрами и прописью
Справочно:
В течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, имел(а) периоды:
-------------------------------------
Отпуска по уходу за ребенком до с "__" ______ 20__г. по "__" ___20__ г.;
достижения им трех лет (в
т.ч. отпуска по уходу за
ребенком до полутора лет)
Отпуска без сохранения с "__" ______ 20__г. по "__" ___20__ г.;
заработной платы
Простоя, вынужденного прогула с "__" ______ 20__г. по "__" ___20__ г.;
по вине работника
______________________________ с "__" ______ 20__г. по "__" ___20__ г.
Руководитель организации__________________ _____________________________
Подпись ФИО
МП Главный бухгалтер __________________ _____________________________
Подпись ФИО
"__" ___________ 20__ г.
Лицо, выдавшее справку, несет ответственность за ее достоверность по законодательству РФ.
2. О введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также приостановке производства (п. 2 ст. 25 Закона N 1032-1).
В соответствии с ч. 1 ст. 74 ТК РФ, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства и др.), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. Согласно ч. 5 указанной статьи в случае, когда названные причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели. При этом максимальный срок, на который может быть введено неполное рабочее время, - шесть месяцев.
В случае, описанном в ч. 5 ст. 74, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий. Унифицированная форма для такого сообщения не установлена, но может быть определена, например, региональными нормативными актами. Если нет, сведения предоставляются в произвольной форме. Необходимо отразить численность простаивающих работников или тех, кому устанавливается неполное рабочее время, а также временной период.
На стр. 24 приведем пример извещения службы занятости.
Наименование Центра занятости населения
Наименование юридического лица / индивидуального предпринимателя
_________________________________________________________________________
Юридический адрес / адрес индивидуального предпринимателя
_________________________________________________________________________
Email ___________________________________________________________________
Номер контактного телефона ______________________________________________
Среднесписочная численность работников, чел. ____________________________
на момент принятия решения
о введении режима неполной
занятости работников
Форма собственности _____________________________________________________
Вид экономической деятельности (ОКВЭД) __________________________________
Причина введения режима неполной занятости ______________________________
На основании п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 сообщаем
Сведения о неполной занятости работников
Численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя, чел. | Период режима неполного рабочего времени (дд. мм. гггг/дд. мм. гггг) | Средняя продолжительность неполного рабочего времени, часов в неделю | Численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, чел. |
1 | 2 | 3 | 4 |
"__" ________ 20__ г.
______________________ ____________________
(подпись руководителя) (ФИО руководителя)
МП
Обратите внимание, что при введении режима неполного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем на основании ст. 93 ТК РФ уведомлять органы службы занятости населения не требуется. Этой же статьей определены категории работников, которым работодатель (по их просьбе) обязан установить неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю.
3. О применении к работодателю процедуры признания несостоятельности (банкротства). В таком случае работодатель обязан ежемесячно подавать сведения в службу занятости о применении к нему указанной процедуры (п. 3 ст. 25 Закона N 1032-1). И если в отношении работодателя сначала действует процедура наблюдения, об этом следует сообщить сразу. Если данная процедура продолжает действовать в следующем месяце, об этом тоже требуется сообщить в службу занятости. Сведения представляются в произвольной форме, если иное не утверждено региональным нормативным актом.
4. О наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (п. 3 ст. 25 Закона N 1032-1). Конкретная дата нигде не установлена, поэтому сроки представления таких сведений определяют субъекты РФ самостоятельно.
Информация представляется по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 N 513 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников" (приложение 5).
Что же должна включать в себя информация?
В требованиях, предъявляемых к кандидату на вакансию, необходимо учесть все моменты, которые помогли бы инспекторам службы занятости подобрать для работодателя необходимого претендента:
- наименование профессии (должности);
- полные и точные сведения об образовании, квалификации, навыках, знаниях, опыте работы и т.п.;
- специальные требования, которые могут включать наличие командировок, необходимость работать сверхурочно и в выходные дни и др.;
- реально сложившуюся заработную плату (с учетом премий, надбавок и т.д.) на предприятии, организации по требуемым профессиям (должностям);
- контактный телефон, адрес предприятия, организации, адрес непосредственного места работы кандидата (при наличии филиалов, производственных площадей, структурных подразделений в других районах города);
- ФИО представителя предприятия, организации или инспектора отдела кадров, которые ведут отбор и прием персонала.
В целях недопущения дискриминации на рынке труда установлен запрет информации по свободным рабочим местам или вакантным должностям о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (п. 6 ст. 25 Закона N 1032-1).
5. О наличии созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой их приема на работу, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты приема на работу инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона N 1032-1). Таким образом, в случае отсутствия вакантных рабочих мест на предприятии работодатель должен принять меры для создания (выделения) таких мест.
Порядок и сроки представления указанной информации предусматриваются в законах субъектов РФ.
Напомним, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. А работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
К сведению. Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Услуги, оказываемые центром занятости работодателям
Полученная от работодателей информация о вакансиях позволяет службе занятости направлять соискателей рабочих мест к работодателям. При этом последние имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда (п. 2 ст. 26 Закона N 1032-1*(5)).
Для получения государственной услуги по информированию о положении на рынке труда работодатели, впервые обратившиеся в государственное учреждение службы занятости (центр занятости населения), должны заполнить заявление-анкету. А для получения государственной услуги содействия в подборе необходимых работников предоставляются следующие документы:
- заявление-анкета;
- заполненный бланк "Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)";
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенная печатью юридического лица.
Услуги, предоставляемые в целях трудоустройства граждан
В целях реализации основной функции содействия трудоустройству граждан и обеспечения социальной защиты от безработицы центры занятости предлагают, в частности, следующие услуги:
- содействие в поиске подходящей работы;
- профориентация - процесс определения гражданином того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и способах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией. Услуга по организации профессиональной ориентации граждан предоставляется тем, кто хочет определиться с выбором подходящей работы (профессии, специальности, области трудовой деятельности);
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- профессиональное обучение;
- психологическая поддержка безработных граждан;
- социальная адаптация. Профессиональная, производственная и социальная адаптация - это система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. Данная услуга предоставляется при наличии одного из следующих оснований: личного обращения безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда; предложения работника центра занятости о предоставлении безработному гражданину данной услуги, согласованного с безработным;
- самозанятость. Центр занятости предоставляет гражданам, желающим организовать предпринимательскую деятельность, информацию о возможностях организации собственного дела, обучения основам рыночной экономики, необходимым профессиям; знакомит с нормативными документами и литературой о порядке, условиях и требованиях по организации предпринимательской деятельности; проводит работу по выявлению возможностей и способностей граждан к предпринимательской деятельности на основе тестов для оценки предпринимательских способностей; знакомит с условиями оказания финансовой помощи в предпринимательской деятельности.
Отметим еще одно направление работы центров занятости. Для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, служба занятости населения организует мероприятия по организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации. Приоритетное право на направление на профессиональное обучение имеют женщины:
- желающие пройти обучение по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям);
- предъявившие гарантийное письмо от работодателя о трудоустройстве после окончания обучения по прежнему или новому месту работы по полученной профессии (специальности);
- планирующие возвращение к трудовой деятельности в течение не более трех месяцев после окончания обучения.
При обращении в центр занятости женщины заполняют заявление-анкету о предоставлении государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации и предъявляют следующие документы:
- копию документа, связанного с работой и подтверждающего нахождение женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- копию свидетельства о рождении или усыновлении ребенка;
- паспорт или документ, его заменяющий.
Для участия в мероприятиях профессионального обучения данной категории лиц следует обращаться в центр занятости населения по месту регистрации.
Информация о приеме или об отказе в приеме на работу лица, направленного службой занятости
При приеме на работу гражданина по направлению органа занятости работодатель должен вернуть в орган занятости направление с указанием дня приема на работу. Срок возврата уведомления - пять дней со дня приема на работу (п. 5 ст. 26 Закона N 1032-1).
Если кандидат не подошел, то в направлении службы занятости делается отметка об отказе в приеме на работу и указываются день явки гражданина для трудоустройства и причина отказа. После чего направление возвращается гражданину. Приведем примеры отметок в направлениях на работу, выданных безработным. Кандидатура может быть отклонена в связи:
- с отсутствием вакансий;
- с несоответствием требуемым профессиональным качествам;
- с несоответствием по стажу работы (но для выпускников профессиональных учебных заведений подобная запись является дискриминацией в сфере труда);
- с несоответствием квалификации в связи с... (указать, с чем именно);
- с тем, что гражданин не прошел по конкурсу.
Гражданин может отказаться от работы в связи с тем, что:
- не устраивает заработная плата (указать предложенную заработную плату, если она отличается от указанной в направлении на работу);
- не устраивает режим работы (указать предложенный режим);
- не устраивает характер работы (указать причины);
- не устраивают условия труда (указать);
- не устраивает территориальная расположенность работодателя (указать причины).
Следует отметить, что лица, направленные службой занятости, не имеют преимуществ перед соискателями, непосредственно (лично) обратившимися к работодателю. Это следует из п. 1 ст. 26 Закона N 1032-1.
Временная и общественная работа - заключаем срочный трудовой договор
Случаи, когда срочный трудовой договор заключается в обязательном порядке, перечислены в ч. 1 ст. 59 ТК РФ. В их числе прием на работу лиц, направленных органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы.
Следует отметить, что порядок направления граждан на временные работы регулируется Административным регламентом *(6). В силу п. 8 данного регламента временное трудоустройство организуется органами и учреждениями, участвующими в предоставлении данной госуслуги, в соответствии с договорами о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства несовершеннолетних граждан и безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, заключаемыми с работодателями. Работодатели, заключившие такой договор, представляют в центр занятости сведения о количестве рабочих мест, сроках начала и окончания работ, уровне оплаты труда и др. (п. 55 Административного регламента).
Уточним, что заключение с работником, направленным центром занятости, срочного трудового договора для временного трудоустройства обязывает работодателя представлять ежемесячно в центр занятости копию табеля рабочего времени (или табеля учета времени участия во временных работах) для перечисления центром занятости материальной поддержки лицам, трудоустроенным в рамках программы.
Кроме того, в регионах действуют целевые программы по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет. Результатом оказания услуги в рамках таких программ является получение гражданином направления для временного трудоустройства или выписки из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банка вакансий и работодателей) об отсутствии вариантов временного трудоустройства.
Общественные работы организуются также органами службы занятости в целях обеспечения временной занятости населения (п. 1 ст. 24 Закона N 1032-1). При этом организация общественных работ производится на основе договоров о совместной деятельности, заключаемых между органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями.
Положение об организации общественных работ и условия участия в этих работах граждан определены Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875. Отметим, что согласно п. 16 данного положения оплата такого "общественного" труда производится в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ и заключенным договором. Финансируются общественные работы за счет средств организаций, в которых проводятся. По решению органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления финансирование общественных работ может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований (п. 21 Положения об организации общественных работ).
Расторжение трудовых договоров
Расторжение трудовых договоров с лицами, направленными центром занятости, происходит по тем же основаниям, что и с обычными работниками. Но напомним некоторые нюансы.
При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня, без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия. При этом необходимо указать причины признания данного работника не выдержавшим испытание (ч. 1, 2 ст. 71 ТК РФ).
Работодатель обязан расторгнуть трудовой договор по собственному желанию сотрудника в срок, указанный в его заявлении, если расторжение вызвано невозможностью продолжения сотрудником работы. Это может быть (ст. 80 ТК РФ):
- зачисление в образовательное учреждение;
- выход на пенсию;
- нарушение работодателем трудового законодательства, иных нормативных правовых актов о труде, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения, трудового договора.
При достижении договоренности между работником и работодателем трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, срочный трудовой договор могут быть расторгнуты в любое время в срок, определенный сторонами (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).
Согласно трудовому законодательству заявление о расторжении трудового договора подается работником:
- за три дня - при расторжении трудового договора по собственному желанию в период испытания при приеме на работу (ч. 4 ст. 71 ТК РФ);
- за три календарных дня - при досрочном расторжении трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев (ст. 292 ТК РФ);
- за три календарных дня - при досрочном расторжении трудового договора лицом, занятым на сезонных работах (ст. 296 ТК РФ);
- не позднее чем за один месяц - при досрочном расторжении трудового договора руководителем организации (ст. 280 ТК РФ).
Сроки предупреждения об увольнении работниками, занятыми у работодателей - физических лиц и в религиозных организациях, определяются трудовым договором (ст. 307, 347 ТК РФ).
Но в любом случае прекращение трудового договора оформляется приказом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись (ст. 84.1 ТК РФ).
Об отмене обязанности работодателей уведомлять о трудовых договорах с иностранцами
В связи с принятием Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" с 01.01.2015 представление уведомлений о заключении и расторжении с иностранными гражданами трудовых или гражданско-правовых договоров в центры занятости населения отменяется.
Работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, должны представлять уведомления о заключении и прекращении (расторжении) с данными гражданами трудовых или гражданско-правовых договоров только в УФМС (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Система сертификатов
Система сертификатов (ст. 22.2 Закона N 1032-1) введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Органы государственной власти субъекта РФ должны содействовать работодателям в привлечении трудовых ресурсов, не включенных в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным (перечень должно утвердить Правительство РФ). То есть введение новой статьи направлено на устранение территориальной диспропорции спроса и предложения на рынке труда.
Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов должно осуществляться путем утверждения субъектами соответствующих региональных программ и заключения с работодателями соглашений об участии в этих программах.
Порядок и критерии отбора работодателей, имеющих право на получение сертификата, порядок предоставления работодателям финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.
Документом, подтверждающим участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, является сертификат, он же дает право на финансовую поддержку.
Как видим, Правительству РФ и законодательным органам субъектов РФ предстоит принять целый ряд нормативно-правовых актов для того, чтобы ст. 22.2 Закона N 1032-1 начала функционировать в полной мере.
* * *
В заключение напомним, что за отказ работодателя в приеме на работу по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника, предусмотрена ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от 50 000 до 100 000 руб. (ст. 5.62 КоАП РФ).
За непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации) предусмотрена административная ответственность (ст. 19.7 КоАП РФ) в виде наложения штрафа на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 руб. за каждый непредставленный документ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
*(2) Пункт 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, п. 4 Правил регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891.
*(3) Постановление Минтруда РФ от 12.08.2003 N 62 "Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости".
*(4) Информация Минтруда РФ от 05.03.2013 "Ответы на вопросы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по применению Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан, требований к подбору подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".
*(5) Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
*(6) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.06.2007 N 449 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"