Бюджетное учреждение выступает заказчиком по договору строительного подряда.
Возможна ли оплата выполненных строительных работ как за счет средств бюджета заказчика, так и за счет внебюджетных средств, путем перечисления денежных средств подрядчику напрямую, минуя расчетный счет заказчика, и что необходимо для этого?
Вправе ли бюджетное учреждение заключить договор подряда, в соответствии с которым оно будет выступать в качестве заказчика, а оплачивать работы будет сторонняя организация?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На отношения, связанные с заключением договора о выполнении работ, по которому обязательство оплатить работы возникает не у заказчика, а у третьего лица, законодательство о контрактной системе, на наш взгляд, не распространяется. Указанный в вопросе договор не может быть заключен и исполнен с соблюдением правил, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Сторонами договора подряда, заключаемого в соответствии с Законом N 44-ФЗ, могут быть только заказчик и подрядчик. Обязанность оплатить работы по такому договору возникает именно у заказчика. Однако эта обязанность может быть исполнена за заказчика третьим лицом.
Результат работ может быть создан по договору между третьими лицами и впоследствии передан учреждению на основании безвозмездной сделки.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1, ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в отсутствие правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе бюджетные учреждения, осуществляют закупки за счет любых средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Под закупкой в Законе N 44-ФЗ понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном данным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 этого закона). Закупка начинается с определения контрагента и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В свою очередь, определение контрагента - это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных этим законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Следовательно, договор подряда, будучи возмездным договором, предметом которого является выполнение работ, в приведенной ситуации должен заключаться учреждением с соблюдением правил, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
В Законе 44-ФЗ отсутствуют нормы, которые прямо бы устанавливали запрет на заключение таких контрактов, денежные обязательства по которым возникали бы не у заказчиков, а у третьих лиц. Вместе с тем из ряда положений этого закона следует, что по контракту, заключаемому в соответствии с Законом N 44-ФЗ, оплата за предоставленное контрагентом исполнение осуществляется именно заказчиком, являющимся стороной контракта (смотрите, например, п.п. 5-7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). В ряде же случаев (например, в случае заключения контракта на электронной площадке) подписание трехстороннего контракта и вовсе технически невозможно (смотрите, например, ст. 70 Закона N 44-ФЗ).
В случае оформления контракта не на электронной площадке принципиально не исключена возможность участия в заключении такого контракта третьих лиц, на которых возложена обязанность оплатить выполненные в интересах заказчика работы. Однако нужно отметить, что такая возможность Законом N 44-ФЗ не предусмотрена. Возможность же применения к такого рода договорам положений этого закона весьма сомнительна, поскольку все соответствующие положения Закона N 44-ФЗ основаны на презумпции того, что заказчик является стороной контракта. Только в этом случае, например, к заказчику как к лицу, у которого возникают обязательства оплатить товар, могут применяться меры ответственности за просрочку либо неисполнение обязанности по оплате работ, предусмотренные ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Только к контракту, стороной которого является заказчик, могут применяться и иные положения Закона N 44-ФЗ (в частности, о запрете изменения условий контракта, об отказе от исполнения контракта и т.п.).
Договор, который предусматривает выполнение одним лицом работ и их оплату лицами, не перечисленными в п.п. 5-7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, но не предусматривает возникновение каких-либо обязанностей у заказчика, в интересах которого выполняются соответствующие работы, как нам представляется, должен рассматриваться как договор в пользу третьего лица, т.е. заказчика (ст. 430 ГК РФ). Последний не является стороной такого договора. А это означает, что оснований для распространения на отношения по такому договору положений законодательства о контрактной системе не имеется. При ином подходе остается неясным, с помощью каких механизмов применительно к такому договору должны будут соблюдаться положения Закона N 44-ФЗ (в частности положения ст. 34, п. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ и т.п.).
Если же контракт на выполнение работ заключается в соответствии с Законом N 44-ФЗ, его сторонами могут являться только заказчик и подрядчик. Иные лица, на наш взгляд, не могут быть сторонами контракта, на отношения по которому распространяются положения указанного закона. Поэтому заключение контракта на выполнение строительных работ с условием об оплате работ третьим лицом не соответствует Закону N 44-ФЗ. Сказанное подтверждает и позиция ФАС России (смотрите тему 4 Обзора за декабрь 2011 г.). Несмотря на то, что эта позиция высказана по вопросу применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, полагаем, что она актуальна и применительно к Закону N 44-ФЗ.
Разумеется, вышеизложенное не означает, что обязательства заказчика по оплате работ, возникшие из заключенного им в соответствии с Законом N 44-ФЗ контракта, не могут быть исполнены другим лицом. Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ обязательство может быть исполнено за должника третьим лицом, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом. Следовательно, третье лицо может по своей инициативе исполнить имеющееся у заказчика обязательство перед подрядчиком (который будет обязан принять исполнение), что повлечет прекращение соответствующих обязательств. Однако нужно учитывать, что, во-первых, обязательства по оплате работ по такому контракту до их исполнения сохраняются за заказчиком*(1), во-вторых, заключение заказчиком контракта, не обеспеченного финансированием, может явиться основанием для привлечения должностных лиц к ответственности, в-третьих, что во избежание неблагоприятных последствий из документов, которыми будут оформлены отношения между заказчиком и плательщиком, должно прямо следовать, что третье лицо исполняет обязательство учреждения безвозмездно, то есть освобождает учреждение от обязанности возместить соответствующие расходы.
Наконец, нельзя не отметить, что закон допускает возможность безвозмездной передачи имущества бюджетному учреждению. Поэтому результат работ, созданный по договору подряда, в котором бюджетное учреждение не участвовало, безусловно, может быть передан учреждению на основании договора дарения (пожертвования)*(2). Поскольку безвозмездный договор не влечет возникновения у учреждения каких-либо обязанностей, он заключается без соблюдения требований Закона N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
8 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ). Поэтому обязанность оплатить выполненные работы может возникнуть у третьего лица только в рамках такого договора подряда, в котором заказчиком выступает именно это третье лицо. Из контракта, заключенного заказчиком, такая обязанность у третьих лиц возникнуть не может.
*(2) По данному вопросу смотрите также следующие материалы:
- Энциклопедия решений. Договор в пользу третьего лица;
- Энциклопедия решений. Безвозмездное получение госучреждением работ (услуг).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.