"Даем пояснения при камеральной проверке декларации по НДС"
(интервью с С. Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса)
Декларацию по НДС за I квартал 2015 года необходимо было представить в инспекцию по новой, расширенной форме*(1). Напомним, теперь она включает в себя сведения из книги покупок, книги продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур. Представленные данные могли вызвать различные вопросы и сомнения у инспекторов при проведении ими камеральных налоговых проверок, а следовательно, и необходимость получения пояснений от компаний. О том, что делать фирме, если она получила от проверяющих требование о представлении пояснений, нам рассказал Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса.
Сергей Викторович, начнем с вопроса об основаниях для дачи пояснений. Скажите, пожалуйста, в каких случаях налоговые инспекторы могут потребовать пояснения? Что должна обосновать компания?
Согласно статье 88 Налогового кодекса инспекция обязана потребовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если выявлены:
- ошибки в самой декларации;
- противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
- несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у инспекции.
При этом с 2014 года на основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса инспекция вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:
- размер убытка, полученного в отчетном (налоговом) периоде;
- изменение соответствующих показателей декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.
Некоторые наши читатели - практикующие бухгалтеры получают от своих инспекций запросы в свободной форме. Являются ли действия проверяющих правомерными? Установлена ли конкретная форма истребования пояснений?
ФНС России установлена рекомендуемая форма сообщения (с требованием представления пояснений)*(2). Однако инспекция может направить сообщение и в иной форме. При этом в документе должно быть указано, в чем состоят выявленные ошибки и противоречия.
Такими противоречиями применительно к декларации по НДС может считаться, например, выявление налоговым органом факта неотражения поставщиком в декларации счета-фактуры, который, в свою очередь, отражен в декларации покупателя.
Какие существуют способы направления требований о представлении пояснений?
Почтой заказным письмом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ как адрес места нахождения организации. В этом случае сообщение считается полученным на шестой день со дня отправки письма.
Кроме того, требование может быть направлено в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС). Причем именно данный способ отправки в скором времени станет основным.
Дело в том, что с 2015 года лица, обязанные представлять декларации в электронной форме, в том числе все плательщики НДС, помимо прочего, должны обеспечить получение документов от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота*(3).
При неполучении от налогоплательщика квитанции о приеме требования о представлении пояснений инспекция вправе приостановить операции по всем его счетам на всю сумму средств на них. Решение о приостановлении операций будет отменено либо после представления квитанции о приеме требования, либо после представления самих пояснений*(4).
Сергей Викторович, теперь давайте рассмотрим вопросы о действиях компании. Каким способом она может представить пояснения? Установлены ли конкретные сроки для дачи пояснений?
Обязанности представлять пояснения только каким-то строго определенным способом нет. Как правило, их отправляют по почте.
Пояснения представляются в течение пяти рабочих дней со дня, когда требование инспекции считается полученным.
При этом следует отличать истребование письменных пояснений и вызов должностных лиц налогоплательщика в инспекцию для непосредственной дачи ими пояснений в связи с проверкой*(5). Форма уведомления о вызове утверждена ФНС России*(6).
Предположим, компания не успевает представить пояснения в пятидневный срок. Можно ли просить налоговиков о продлении этого срока?
Налоговый кодекс не предусматривает основания для продления срока представления пояснений. Однако налогоплательщик может представить пояснения и после установленного срока.
Ответственность за пропуск срока или непредставление пояснений не установлена НК РФ.
Иногда бухгалтер сомневается и не знает, какой документ представить. Поясните, пожалуйста, когда нужна уточненная декларация, а когда можно ограничиться пояснениями?
Это решает сам налогоплательщик, исходя из фактических обстоятельств. Если, по его мнению, никаких ошибок не допущено, то оснований для представления уточненной декларации не имеется.
Некоторые налоговые инспекции могут потребовать приложить к пояснениям дополнительные документы, материалы и другую информацию. Обязана ли компания подчиняться таким требованиям или можно отказаться?
Такой обязанности нет. Налогоплательщик вправе дополнительно к пояснениям представить выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Как происходит рассмотрение налоговиками представленных пояснений? Каковы будут их действия, если они посчитают представленные пояснения недостаточными?
Инспекция обязана рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения*(7).
Если она не получила пояснения или считает их недостаточными для принятия обоснованного решения, то проводит иные мероприятия налогового контроля. В частности, истребует документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса.
И последний вопрос. Скажите, пожалуйста, какие последствия наступают, если проверяющие не запросили у компании пояснения, хотя основания для этого у них были?
Истребование пояснений - обязательная стадия в процессе проведения камеральной проверки. Минуя данную стадию, иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны*(8).
Конституционный Суд РФ указал*(9), что в случае обнаружения при проведении камеральной проверки налоговых правонарушений проверяющие обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений.
Напомню, что с 2014 года на основании пункта 8.3 статьи 88 Налогового кодекса инспекция вправе истребовать документы при проверке уточненной декларации (расчета), в которой сумма налога к уплате уменьшена либо сумма убытка увеличена по сравнению с ранее представленной отчетностью за тот же период.
С 2015 года в силу пункта 8.1 статьи 88 Налогового кодекса инспекция истребует документы по операциям, содержащимся в декларации по НДС, в отношении которых выявлены противоречия, несоответствия, свидетельствующие о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению.
Если проверяющие не истребовали пояснения, значит, возможность истребования документов по основаниям, указанным в пунктах 8.1 и 8.3 статьи 88 Налогового кодекса, у них отсутствует.
Более того, в правоприменительной практике есть примеры признания недействительными решений инспекции, вынесенных по результатам камеральной проверки, в ходе которой до составления акта она не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не потребовала пояснений*(10).
Таким образом, неистребование пояснений может явиться основанием для обжалования налогоплательщиком последующих действий и решений инспекции.
Беседу провел
Д. Ефименко,
эксперт по финансовому законодательству
"Актуальная бухгалтерия", N 5, май 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@
*(2) приложение N 2 к письму ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@
*(3) п. 5.1 ст. 23 НК РФ
*(4) п. 3.1 ст. 76 НК РФ
*(5) подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ
*(6) приложение N 1 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@
*(7) п. 5 ст. 88 НК РФ
*(8) раздел 2 письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@
*(9) определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О
*(10) пост. ФАС МО от 08.09.2010 N КА-А41/10018-10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.