Организация заключила договор на приобретение бывших в употреблении автомобилей БелАЗ по договорной стоимости (автомобили неисправные). Стоимость приобретаемого имущества в договоре указана с учетом НДС. По условиям договора при передаче автомобилей составляется акт приема-передачи (форма ОС-1), т.к. у продавца они числятся как основные средства. Целью приобретения организацией данных автомобилей являются демонтаж и оприходование запасных частей для ремонта других автомобилей.
Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по приобретению и разборке на запчасти неисправных автомобилей?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Изначально приобретенные автомобили, с нашей точки зрения, должны быть учтены в составе материально-производственных запасов.
Расходы по разукомплектации автомобилей признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются на соответствующих счетах затрат.
В результате разукомплектации автомобилей будут получены материальные ценности (запасные части для ремонта собственных автомобилей организации), которые должны быть оприходованы на счете 10, субсчет "Запчасти".
Определяемая в целях налогового учета стоимость запчастей будет включать стоимость приобретенных автомобилей и стоимость работ по их разборке в части прямых затрат, определенных учетной политикой организации, за вычетом стоимости полученных отходов.
Обоснование позиции:
Бухгалтерский учет
Приобретенное организацией имущество учитывается на соответствующих счетах бухгалтерского учета в зависимости от его назначения (цели использования). При этом не имеет значения, в каком качестве приобретенный актив учитывался у продавца.
В качестве основных средств актив может быть принят к бухгалтерскому учету, если одновременно выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01):
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Согласно п. 6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом основных средств признается объект, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.
В рассматриваемой ситуации имущество (неисправные автомобили БелАЗ) приобретается с целью использования установленных на них запасных частей для ремонта автомобилей, принадлежащих организации. Очевидно, что в этом случае не выполняются условия, обозначенные в п. 4 и п. 6 ПБУ 6/01. В частности, предназначенные для разбора объекты не будут использоваться в производственной (управленческой) деятельности организации. Поэтому данные активы (автомобили) не могут быть приняты к учету в качестве объектов основных средств.
Исходя из этого, полагаем, что не следует также изначально учитывать расходы, связанные с приобретением неисправных транспортных средств, на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", так как счет 08 предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации приобретаемые неисправные автомобили представляют собой исходный материал, в результате переработки которого организация получит запчасти, пригодные для использования без дальнейшей обработки, которые, в свою очередь, будут также оприходованы в учете в качестве МПЗ.
В соответствии с п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01), активы, используемые в качестве материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг), принимаются к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов.
Таким образом, изначально приобретенные автомобили, с нашей точки зрения, должны быть учтены на счете 10 "Материалы", субсчет "Сырье и материалы".
В учете эта операция отразится следующими проводками:
Дебет 10, субсчет "Сырье и материалы" Кредит 60
- приобретены неисправные автомобили, подлежащие разборке (основание - договор купли-продажи и отгрузочные документы продавца (акт, накладная и т.п.);
- учтен НДС по приобретенным автомобилям;
Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 19
- НДС принят к вычету;
- погашена задолженность перед продавцом.
При передаче автомобилей на разукомплектацию в бухгалтерском учете производится запись:
Дебет 20 (23, 25) Кредит 10, субсчет "Сырье и материалы"
- автомобили переданы на разукомплектацию.
Отметим, что на основании п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы по разукомплектации автомобилей признаются расходами по обычным видам деятельности. При этом будет сформирована фактическая стоимость запчастей, полученных в процессе разборки (п.п. 7, 8 ПБУ 10/99), в которую будут включены стоимость использованного материала (неисправных автомобилей) и стоимость работ по его переработке (разборке на запчасти) (без учета НДС).
Если работы по разборке автомобилей будут осуществлены силами самой организации, в учете данные расходы отразятся следующим образом:
Дебет 20 (23, 25) Кредит 70, 69 (и прочие)
- отражена стоимость работ по разборке автомобилей собственными силами организации.
Если для выполнения работ по разборке автомобиля будет привлечена сторонняя организация (ИП, физическое лицо), то сформируется проводка:
Дебет 20 (23, 25) Кредит 60 (76)
- отражена стоимость работ по разборке автомобиля силами сторонних лиц (без учета НДС).
В результате разукомплектации автомобилей будут получены материальные ценности (запасные части для ремонта собственных автомобилей организации), которые должны быть оприходованы на счете 10, субсчет "Запчасти". При этом в соответствии с п. 7 ПБУ 5/01, п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. То есть стоимость запчастей будет равна стоимости расходов, осуществленных организацией (стоимости приобретенных автомобилей, зарплаты рабочих с учетом страховых взносов, иных расходов, непосредственно связанных с разборкой автомобиля). Данная стоимость распределяется на стоимость отдельных запчастей. Методику распределения расходов организации следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.
Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н), в том случае, если готовая продукция полностью направляется для использования в самой организации, она может не приходоваться на счет 43 "Готовая продукция", а сразу учитываться на счете 10 "Материалы".
Следовательно, в Вашем случае при оприходовании запчастей в учете делается следующая запись:
Дебет 10, субсчет "Запчасти" Кредит 20 (23, 25)
- оприходованы запчасти, полученные после разукомплектации автомобилей.
Если в ходе разукомплектации автомобиля образовались отходы (например металлолом), то они также приходуются в качестве МПЗ:
Дебет 10, субсчет "Прочие материалы" Кредит 20 (23, 25)
- оприходованы отходы, оставшиеся после разборки автомобиля.
Налог на прибыль
В целях главы 25 НК РФ оценка полученных запчастей производится согласно п. 4 ст. 254 НК РФ, в котором указано, что в случае, если налогоплательщик в качестве запасных частей использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со ст. 319 НК РФ.
Определяемая в целях налогового учета стоимость запчастей будет включать стоимость приобретенных автомобилей и стоимость работ по их разборке в части прямых затрат, определенных учетной политикой организации, за вычетом стоимости полученных отходов, оцениваемых в зависимости от их дальнейшего использования по цене возможного использования или по цене возможной реализации (п. 6 ст. 254 НК РФ).
На наш взгляд, основную трудность в рассматриваемой ситуации для организации будет представлять оценка каждой отдельной запчасти, полученной в результате разукомплектации. Полагаем, что в данном случае при оценке запчастей возможно учитывать, например, соотношение рыночных цен на аналогичные новые запчасти.
НДС
НДС, предъявленный продавцом автомобилей в рассматриваемой ситуации, организация может принять к вычету при выполнении условий, предусмотренных пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ (после принятия на учет данных автомобилей при наличии входящего счета-фактуры).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Ответ прошел контроль качества
17 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.