Вправе ли государственные органы требовать проставления организацией печати на подаваемых документах (например заверения подписи руководителя юридического лица в налоговых декларациях, копий документов, представляемых в налоговый орган, а также записей в трудовых книжках) в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ"?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
После вступления в силу Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ использование акционерным обществом печати является обязательным только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Приведенные в вопросе примеры (заверение подписи руководителя юридического лица в налоговых декларациях, копий документов, представляемых в налоговый орган, а также записей в трудовых книжках) к таким случаям не относятся.
Обоснование позиции:
Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" (далее - Закон N 82-ФЗ) в ряд федеральных законов были внесены изменения, смысл которых заключается в отмене обязательности наличия печатей у хозяйственных обществ. В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество (далее также - общество) вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.
Отсюда следует, что с даты вступления в силу Закона N 82-ФЗ общество обязано использовать (а следовательно, и иметь) печать со своим наименованием только в случаях, которые предусмотрены федеральными законами. Например, отчет об оценке, производимой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, должен быть скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор (ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). В уведомлении кредитной организации об открытии (изменении реквизитов, о закрытии) обособленного подразделения, которое кредитная организация направляет в Банк России, представляется оттиск печати филиала (представительства) (ст. 22 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности").
Действительно, нормативные правовые акты ФНС России предусматривают необходимость заверения печатью организации подписи ее руководителя в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и в налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (пп. 2 п. 3.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденного приказом ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/352@, пп. 2 п. 3.3 Порядка заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденного приказом ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/353@). Однако НК РФ такого требования не содержит. В п. 5 ст. 80 НК РФ лишь указано, что налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Поэтому упоминание в подзаконных нормативных правовых актах ФНС России о проставлении оттиска печати в налоговых декларациях не может быть квалифицировано как требование о наличии у хозяйственного общества печати, установленное федеральным законом.
Не требует налоговое законодательство и заверения оттиском печати копий документов, представляемых в налоговый орган при проведении налоговой проверки. Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ представление документов, истребуемых при проведении такой проверки, на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. При этом данная норма не указывает, что заверение должно производиться с использованием печати юридического лица.
Что касается использования печати при ведении трудовых книжек, действительно, п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225), п.п. 2.2, 2.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек (утверждена постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69) предусматривают необходимость заверения записей в трудовых книжках печатью работодателя. Однако названные Правила и Инструкция являются не федеральными законами, а подзаконными нормативными правовыми актами. Между тем Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) не предусматривает обязательного использования печати работодателем. Напротив, из части пятой ст. 230 ТК РФ, согласно которой акт о несчастном случае на производстве заверяется печатью работодателя (при наличии печати), следует, что работодатель может и не иметь печати. Каких-либо различий относительно использования печати в зависимости от категории работодателей эта норма не предусматривает. Кроме того, словами "(при наличии печати)" часть пятая ст. 230 ТК РФ была дополнена в соответствии со ст. 9 Закона N 82-ФЗ, что свидетельствует о намерении законодателя отменить обязательность использования печати и в трудовых отношениях с участием работодателей - хозяйственных обществ.
Поэтому мы полагаем, что в связи со вступлением в силу Закона N 82-ФЗ во всех приведенных в вопросе примерах использование печати акционерным обществом не является обязательным, поскольку не предусмотрено федеральным законом.
Отметим, что высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением. В связи с непродолжительным периодом действия законодательных актов в редакции Закона N 82-ФЗ официальные разъяснения отсутствуют и правоприменительная практика по вопросу о необходимости использования хозяйственными обществами печати в случаях, указанных в вопросе, еще не сложилась. Заинтересованное лицо вправе обратиться с соответствующим запросом в орган государственной власти, уполномоченный давать разъяснения по вопросам применения законодательства, регулирующего данные правоотношения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
17 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.