"1С:Предприятие 8" у производителя строительных смесей
Группа компаний "Forbo" входит в тройку крупнейших мировых производителей высококачественных напольных покрытий, продуктов строительной химии и конвейерных лент. В группу входит 51 производственное предприятие, а также около ста торговых и представительских офисов, расположенных по всему миру.
Компания "Форбо СТРОЙТЕХ" является дочерним предприятием международного концерна "Forbo". В ее состав входят центральный офис в Москве и завод по производству строительных смесей (г. Старый Оскол Белгородской области). Основными видами деятельности компании являются производство и продажа сухих строительных смесей, а также продажа материалов строительной химии европейских подразделений концерна "Forbo".
Задача оптимизации затрат по видам выпускаемой продукции актуальна для любого производственного предприятия. Для оценки состава затрат на виды продукции и принятия решений по их оптимизации руководству компании необходимо было получать аналитические данные по себестоимости продукции в разрезе статей затрат. Компания также нуждалась в оптимизации инструментов для ведения учета.
В связи с этим руководством было принято решение о создании автоматизированной системы на основе программного комплекса "1С:Управление производственным предприятием 8", которая должна была помочь компании исходя из данных учета хозяйственных операций с минимальными трудозатратами получать достоверную информацию о состоянии бизнеса, структуре производственных затрат, планировать продажи своей продукции и оценивать выполнение планов.
Для выполнения проекта автоматизации была выбрана компания "1С:Автоматизация" (1С:Франчайзи, Центр компетенции по производству, г. Москва). Проект был выполнен за 11 месяцев, по его завершении пользователями новой информационной системы стали сотрудники производственного отдела, отдела продаж и бухгалтерии.
Планирование производства и производственный учет
Производство на предприятии является позаказным. В системе реализована возможность отражать заказы покупателей с указанием запланированных дат готовности заказа и отгрузки клиентам. План продаж в системе формируется на основании заказов покупателей. План производства в свою очередь автоматически формируется на основании плана продаж. При этом система предоставляет информацию о номенклатуре и количестве продукции, которую необходимо выпустить к заданной дате, а также о затратах на выпуск требуемой продукции.
Позаказное производство диктовало необходимость отслеживать в системе историю каждого заказа и иметь оперативную информацию о его состоянии. Данная возможность реализована с помощью сквозного отражения заказа в документах производственного цикла.
Для каждого вида продукции в системе предусмотрен свой набор спецификаций и технологических карт, в которых зафиксированы плановые нормы переменных затрат на выпуск единицы продукции. Наличие механизмов нормирования привело к значительному снижению трудозатрат персонала при ведении производственного учета. Кроме того, специалисты компании при выполнении план-фактного анализа имеют в распоряжении все необходимые аналитические данные для расследования причин отклонений и принятия решений по корректирующим действиям. В системе также реализована возможность распределять постоянные затраты согласно выбранной базе распределения.
На основе информации о фактических затратах на выпуск продукции и данных о продажах формируется аналитическая отчетность по маржинальной прибыли, в которой отображаются данные по себестоимости продукции в разрезе статей затрат. В результате менеджмент компании может оценивать доли различных затрат в маржинальной прибыли по видам продукции. Это позволяет принимать обоснованные управленческие решения по пересмотру структуры затрат и повышению рентабельности производства продукции.
Сертификация и хранение продукции
Для производства сухих смесей требуются сертификация продукции по результатам лабораторных анализов и ее хранение по сериям и срокам годности. В системе реализована возможность отражения данных о сертификации продукции. В случае если результаты анализов не удовлетворяют нормативным, то продукции данной серии система отказывает в сертификации и она идет на переработку или в брак. Продукция, которая прошла сертификацию, отправляется на склад и размещается по нумерованным ячейкам, при этом место хранения продукции фиксируется в системе. При отгрузке продукция автоматически подбирается по методу FIFO из ячеек, в которых хранится указанная серия.
Затраты по проведению сертификации согласно учетной политике предприятия отражаются как коммерческие расходы и не относятся на себестоимость продукции.
Реализация продукции
Предприятие реализует продукцию в различные регионы России. В системе предусмотрен сводный анализ продаж продукции по регионам. Это позволяет отслеживать динамику продаж по регионам, а также планировать продажи и соответственно выпуск продукции с учетом этих данных.
В системе можно вести учет рекламаций от контрагентов и регистрацию результатов расследования по ним. Затраты по рекламациям согласно учетной политике компании относятся на коммерческие расходы. Бракованная продукция, возвращенная по рекламации, может быть пущена в переработку. В системе реализовано отражение данных операций.
Контроль дебиторской задолженности
Дополнительным помощником в работе с покупателями является отчетность по анализу дебиторской задолженности и выполнению клиентами договорных условий. Автоматизированная система позволяет провести сравнения сумм заказов клиентов, сумм фактической реализации и сумм дебиторской задолженности. В сводной аналитической отчетности представлены данные по лимитам, установленным в договоре, и по их допустимому превышению - максимальной сумме дебиторской задолженности и количеству дней просрочки платежа.
В системе реализована возможность блокировки сделок, предполагающих превышение лимита кредитной линии, допустимой скидки или срока оплаты. В условиях нестабильной финансовой ситуации последнего года данный инструмент был весьма востребован и помог менеджменту компании сделать работу предприятия более эффективной.
После внедрения новой автоматизированной системы на предприятии в единой информационной базе ведется бухгалтерский и налоговый учет, рассчитывается заработная плата работников, выполняется планирование продаж продукции и оценивается выполнение плана. Себестоимость продукции рассчитывается по данным учета производственных операций. Используя отчетность системы, менеджмент компании "Форбо СТРОЙТЕХ" может анализировать структуру затрат на единицу продукции и оценивать рентабельность выпуска.
Д. Косачев
1С:Франчайзи "1С:Автоматизация"
Контактный телефон (495) 956-26-47
"Финансовая газета", N 31, июль 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71